Научная статья на тему 'Особенности создания конституции в США'

Особенности создания конституции в США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4212
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ США / ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ / ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ США / ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ США / THE CONSTITUTION OF THE USA / FOUNDING FATHERS OF THE UNITED STATES OF AMERICA / THE DECLARATION OF INDEPENDENCE OF THE USA / AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE USA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кикоть-глуходедова Т. В.

В статье дается историко-правовая характеристика процесса создания конституции США

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CREATION OF CONSTITUTION ARE IN THE USA

In article the historical and legal characteristic of process of creation of the constitution of the USA is given.

Текст научной работы на тему «Особенности создания конституции в США»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

♦ в проектах о внесении изменений в действующий закон часто разработчики допускают ошибки при ссылках на источники официального опубликования базового закона и изменяющих его законов.

Особенными являются вопросы участия представительных органов муниципальных образований в законотворческом процессе Парламента Чеченской Республики. Согласно ст. 88 Конституции Чеченской Республики представительные органы муниципальных образований признаны как субъекты права законодательной инициативы в Парламенте Чеченской Республики. С 1 января 2010 г. в Чечне приступили к своей деятельности органы местного самоуправления муниципальных образований. До этого времени Парламентом была проведена большая работа по установлению законодательных основ для осуществления местного самоуправления на территории Чечни. Так, по вопросам местного самоуправления с 2006 г. Парламентом были приняты десятки законов, которые обеспечили переход к местному самоуправлению. Однако, как показывает практика, до сих пор представительными органами муниципаль-

ных образований в Парламент не внесен ни один законопроект в рамках их компетенции, касающийся вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления.

Представительные органы муниципальных образований должны проявлять инициативу, потому что они на местах сталкиваются с проблемами организационного и практического характера. Парламент должен служить промежуточным звеном между представительными органами муниципального образования и Государственной Думой Федерального Собрания РФ в плане внесения изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Литература

1. Конституция Чеченской Республики.

2. Регламент Парламента Чеченской Республики (нормативное издание). Грозный, 2009. 120 с.

3. Комментарии к методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов. М., 2007. 112 с.

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ КОНСТИТУЦИИ В США

Т.В. КИКОТЬ-ГЛУХОДЕДОВА,

преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета

МВД России, старший лейтенант полиции, кандидат юридических наук Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

E-mail: kikot-gluhoedova@mail.ru

Аннотация. В статье дается историко-правовая характеристика процесса создания конституции США. Ключевые слова: конституция США, отцы-основатели Соединенных Штатов Америки, Декларация независимости США, поправки к Конституции США.

FEATURES OF CREATION OF CONSTITUTION ARE IN THE USA

T.V. KIKOT-GLUHODEDOVA,

lecturer of the department of constitutional and municipal law of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law sciences

Annotation. In article the historical and legal characteristic of process of creation of the constitution of the USA is given.

Keywords: the constitution of the USA, founding fathers of the United States of America, the Declaration of independence of the USA, amendments to the Constitution of the USA.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

США являются классическим представителем государства, образованного в строгом соответствии с основными положениями естественно-правовой теории происхождения государства и права, яркими представителями которой явились такие выдающиеся мыслители человечества, как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Д. Адамс, А. Гамильтон, А. Радищев1.

Естественно-правовая теория происхождения государства и права часто в научной литературе называется договорной теорией, или теорией договорного происхождения государства и права. Она рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе. Ее сторонники выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха производна не от божьего промысла, а от самих людей. Этот тезис, положенный в основу договорной теории, был обстоятельно развит П. Гольбахом в его работе «Священная зараза, или естественная история суеверия» и в той или иной форме нашел свое развитие в трудах остальных представителей этой теории2.

Д. Дидро правовые начала государственной власти обосновывает ее суверенностью, построенной на общественном договоре. Государственная власть возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть основана на воле народа, который является сувереном. Лишь нация есть истинный суверен, истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти3.

Сущность естественно-правовой теории происхождения государства и права заключается в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Позитивное право основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и

гражданина, которые являются обязательными для каждого государства.

Огромная заслуга отцов-основателей Соединенных Штатов, которыми по праву считают Т. Джефферсона, Д. Адамса, Б. Франклина, Д. Вашингтона, Д. Мэдисона и А. Гамильтона, состоит в том, что революционные для своего времени (вторая половина XVIII в.) прекрасные, но чисто теоретические идеи об организации справедливой государственной власти наиболее ярких представителей естественно-договорной теории происхождения государства и права нашли свое воплощение в реальных политических документах: Декларации независимости США 1776 г. и Конституции Соединенных Штатов 1787 г.

В Декларации независимости США, написанной Т. Джефферсоном при участии Б. Франклина и Д. Адамса (она торжественно была объявлена 4 июля 1776 г. после единогласного одобрения всеми 13 штатами, первоначально вошедшими в новообразованное государство) естественные и неотчуждаемые права человека обосновывались следующим образом: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя отправление справедливой власти с согласия управляемых; если какая-либо форма правления разрушает эти

1 Революционные для своего времени идеи этих выдающихся представителей политико-правовой мысли человечества нашли яркое отражение в следующих работах: Г. Гроций. «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права», 1625 г.; Б. Спиноза. «Политический трактат» 1677 г.; Т. Гоббс. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», 1651 г.; Д. Локк. «Два трактата о государственном правлении», 1690 г.; Ш. Монтескье. «О духе законов», 1748 г.; Ж.-Ж. Руссо. «Об общественном договоре или принципы политического права», 1762 г.; Т. Джефферсон. «Общий обзор прав Британской Америки», 1774 г., «Заметки о штате Виргиния», 1785 г., Т. Джефферсон. (при участии Б.Франклина и Д. Адамса) «Декларация независимости США», 1776 г.; Д. Адамс. «Мысли о правительственной власти», 1776 г., «В защиту конституций правительственной власти в Соединенных Штатах Америки», 1787—1788 гг.; А. Гамильтон. «Заметки федералиста», 1787 г.; А. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (История политических и правовых учений / В.С. Нер-сесянц [и др.]; под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1997. С. 235, 245, 262, 270, 282, 291, 376, 365, 378, 384, 386, 387).

2 Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 74, 75.

3 ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 51.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

принципы, то право народа состоит в том, чтобы изменить или упразднить ее и установить новую правительственную власть, закладывающую в свое основание такие принципы и организующую свои полномочия в такой форме, какие, по мнению народа, кажутся более всего подходящими для обеспечения его безопасности и счастья»4.

Декларация независимости США произвела громадное впечатление в Европе. Она стала манифестом народного восстания против тирании «законного правительства английского короля». Война между Британией и ее бывшими колониями в Америке стала неизбежной. Она продолжалась с 1776 г. по 1783 г. и завершилась подписанием мирного договора в Версале, по которому Англия признавала независимость Соединенных Штатов5.

Первоначально новое государство по своей форме государственного устройства было конфедерацией — временным союзом 13 штатов. Этот союз был оформлен документом, получившим название «Статьи конфедерации» 1781 г. По нему создавался не столько государственный, сколько межгосударственный союз. Каждый штат сохранял за собой «суверенитет, свободу, независимость и всякую власть, юрисдикцию и право», имел свои парламент, правительство, конституцию.

Делегации штатов, уполномоченные их парламентами, собирались на ежегодно созываемые сессии Конгресса, где каждый штат имел один голос из 13. Основные вопросы политики: объявление войны, заключение мира, международных договоров, чеканка денег, бюджет — решались квалифицированным большинством, т.е. не менее девятью голосами. В промежутках между сессиями конгресса его функции переходили комитету штатов, в котором каждый из них имел своего представителя.

По образному выражению главнокомандующего Вооруженными Силами и будущего первого президента США Д. Вашингтона, «статьи конфедерации» представляли собой «веревку из песка». Слабость созданной центральной власти была столь очевидна, что Д. Вашингтон в специальном воззвании, обращенном к Конгрессу и стране, требовал изменения конституции, угрожая «анархией» и распадом союза6.

Для создания новой конституции в мае 1787 г. был созван Учредительный конвент, который выработал проект федеральной конституции. Приня-

тая в том же году Конституция США закрепила республиканский строй, ликвидировала все сословные привилегии, отменила дворянские титулы и звания, сохранила за штатами достаточно широкую политическую автономию, но при этом противопоставила им сильную центральную власть — конфедерация превратилась в федерацию.

Особой заслугой разработчиков Конституции США является впервые в мире успешно реализованная на практике идея Д. Локка и Ш. Монтескье о необходимости предотвращения возможного произвола путем конституционного закрепления принципа разделения властей как основополагающего конституционного принципа. Единая государственная власть делилась на три относительно независимые самостоятельные ветви власти: законодательную (вверялась Конгрессу, состоящему из двух равноправных палат), исполнительную (вверялась избираемому на четыре года Президенту США, который является главой государства, главой правительства и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами США) и судебную (принадлежит Верховному Суду США — высшей федеральной судебной инстанции, возглавляющей всю федеральную судебную систему).

Был найден оптимальный баланс в урегулировании отношений между штатами, с одной стороны, и центральной властью федерации — с другой. Федеральные власти получили право устанавливать налоги, вотировать бюджет, чеканить монету, заключать международные договоры и заботиться о торговле между штатами и внешней торговле, а также об обороне Соединенных Штатов и любого штата в отдельности. При этом Конгрессу США запрещалось вводить подушные подати, дворянские титулы, ущемлять свободу вероисповедания, издавать законы с обратной силой. За штатами оставалось: организация собственных органов государственной власти и все местные дела, включая полицию, а также судебные органы; уголовное, гражданское и процессуальное законодательство; торговля внутри штата и рабочее зако-

4 История политических и правовых учений / В.С. Нерсесянц [и др.]; под ред. В.С. Нерсесянца. С. 377 .

5 Не в состоянии самостоятельно победить восставших, Англия просила Россию «одолжить» 20 тыс. солдат, но Екатерина II благоразумно отказалась (ЧерниловскийЗ.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995. С. 270).

6 Черниловский З.М. Указ. соч. С. 270, 271.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

нодательство. Конституция США разрешала правительству федерации военное вмешательство во внутренние дела штатов как по их просьбе, так и по инициативе Президента США в случае мятежа или массовых беспорядков на территории штата.

Составной частью Конституции США являются внесенные в нее поправки. За время существования Соединенных Штатов их было принято всего 27, из них первые 10 (так называемый Билль о правах) приняты в 1789 г., а вступили в силу после их одобрения парламентами штатов в 1791 г.

Первая поправка запрещала Конгрессу США принимать законы, направленные на ограничение свободы слова, печати, собраний, права подавать петиции, установление религии или запрещающие свободное вероисповедание.

Вторая поправка разрешала всем гражданам США носить оружие, «поскольку хорошо организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться»7.

Третья—пятая поправки устанавливали неприкосновенность жилища, запрещали произвольные обыски, признавали тайну переписки и, что особенно важно и ценно, разрешали гражданам отказываться от дачи показаний, если они могли причинить им вред. Из текста пятой поправки вытекает, что бремя доказывания во всех случаях лежит на обвинителе, кроме того, она запрещает отбирать частную собственность на общественное употребление без справедливого вознаграждения.

Шестая—девятая поправки закрепляли право обвиняемого на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных, его право на очную ставку

со свидетелями, показывающими против него, право на принудительный вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката для своей защиты, запрещали чрезмерные залоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

Десятая поправка гласит: «Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом»8.

Законодательно оформив создание нового государства с республиканской формой правления, Конституция США закрепила совершенно иные, революционные для своего времени буржуазно-демократические принципы его функционирования, что обусловило в дальнейшем быстрое и эффективное развитие страны во всех сферах экономики и общественной жизни.

Необходимо отметить высочайшее качество Конституции США, которое не только успешно выдержало проверку временем, но и обеспечило оптимальное функционирование всей политической системы страны. Соединенные Штаты явились образцом для многих государств как в области урегулирования федеративных отношений, так и в создании прозрачного, функционирующего на основе закона и подотчетного обществу государственного механизма, исключающего возможность узурпации власти со стороны заинтересованных в этом отдельных политических сил антиконституционным путем.

7 Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. М., 2009. С. 328.

8 Там же. С. 330.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.