ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Алексеева О. В. Особенности создания информационного буклета педагогом // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76021. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76021.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 76021
УДК 37.048.2
Алексеева Ольга Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут [email protected]
Особенности создания информационного буклета педагогом
Аннотация. В статье рассматривается информационный буклет, создаваемый педагогом, как информативно-императивный гипержанр. На основании особенностей этого речевого жанра описываются требования к информационному буклету. Выделяются структура и этапы построения информационного буклета. Предлагаются критерии оценки информационного буклета.
Ключевые слова: информационный буклет, речевой жанр, структура информационного буклета, критерии оценки информационного буклета. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Одним из видов консультативно-просветительской работы педагога является составление информационного буклета. Использование буклета обусловлено тем, что он при минимальной площади вмещает максимум информации, которую педагог желает донести до своей аудитории (родителей, школьников, педагогов). Кроме того, буклет не имеет сшитых страниц, как брошюра, но и не является однополосным листом, как листовка, что делает его недорогим и экономичным изданием. Чаще всего буклеты изготавливаются на бумаге формата А4. Информационный материал располагается на шести полосах. Он содержит название организации, текстовое наполнение и контактные данные. Каждая полоса информационного наполнения буклета имеет логически завершенный смысл, что является ещё одним преимуществом буклета - информация в нём подается структурировано.
Эта особенность очень важна для информационного носителя, поскольку логически завершённая информация создаёт в сознании читателя представление о том, кто его подготовил, как об авторитетном человеке, который знает, о чём говорит, предоставляет заинтересованной аудитории полную и конкретную информацию по тому или иному вопросу.
Очень часто, информационные буклеты, подготовленные педагогами, выполнены формально и не способны заинтересовать потребителя образовательных услуг.
Поэтому необходимо, чтобы буклет:
1) был красочным и запоминающимся;
2) чтобы в нём соблюдался баланс между иллюстративным и текстовым наполнением;
3) чтобы его информационная нагрузка отвечала на потенциальные вопросы, которые могут возникнуть у потребителя образовательных услуг, простым и понятным им языком.
Буклет способен уместить в себе большое количество информации, как текстовой, так и графической, причем две эти разновидности можно комбинировать разными способами.
issn 2304-120X Алексеева О. В. Особенности создания информационного буклета педаго-I II | | | | гом // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76021. - 0,3 п. л. - URL: I—I I I I http://e-koncept.ru/2016/76021.htm. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал
Модель буклета разрабатывается на основе выявленных заранее потребностей целевой аудитории (например, родителей школьников определенного возраста), которые и определяют цели информационного буклета.
При составлении его сценария необходимо учитывать четыре видообразующих признака:
1. Целевое назначение информационного буклета - удовлетворение потребностей определенной аудитории в виде каких-то рекомендаций, советов, предоставления списков книг по рассматриваемой проблеме, указания на то, с кем можно еще проконсультироваться (обратная связь).
2. Читательский адрес - целевая аудитория, для которой предназначен буклет. Определение целевой аудитории зависит от специфики рассматриваемой проблемы.
3. Характер информации отражает широту тематики, глубину разработки темы, тип изложения, соотношение текстового и иллюстративного материалов.
4. Материальная конструкция буклета - расположение материала, оформление - должна соответствовать основной цели буклета [1].
Опираясь на исследование Т. В. Шмелевой [2], опишем структуру информационного буклета.
В соответствии с принципами классификации Т. В. Шмелевой, информационный буклет, созданный педагогом, можно квалифицировать как информативно-императивный гипержанр. Так, как с одной стороны, данный гипержанр имеет целью предоставить информацию по решению выявленной педагогом проблемы (запроса) определенной аудитории (родителей, школьников или педагогической общественности), а с другой стороны, его макроцелью является побуждение адресата к необходимому для адресанта действию, что позволяет охарактеризовать буклет и как императивный гипержанр.
Тогда, как и всякий речевой жанр, буклет должен обладать своей анкетой (признаками) [2, с. 24]. Опишем более подробно каждый признак информационного буклета педагога.
1. Коммуникативная цель - первый пункт анкеты отвечает на важный вопрос - зачем нужен буклет? В нашем случае ответ достаточно прост: чтобы произвести некоторую операцию со знаниями (сообщать, опровергать, удостоверять, запрашивать, соглашаться и т. д.) и так или иначе оказать влияние на осуществление реальных событий.
2. Образ автора проявляется в информационном буклете в таких параметрах, как полномочия, авторитет, информированность, заинтересованность в решении той или иной проблемы.
3. Образ адресата влияет на представление информации. Для педагога важно, чтобы, выявив потребности некоторой аудитории, он предложил то, в чем заинтересована аудитория.
4. Диктумом информационного буклета педагога, исходя из его речевого жанра, являются события, которые относятся к сфере человеческих поступков, действий, или же отнесены в будущее.
5. Фактор прошлого, в нашем случае, данный признак для выделенного жанра информационного буклета выражается в ответах на вопросы (запросы и потребности) определенной аудитории и соглашение с рекомендациями авторитетных для этой аудитории лиц.
6. Фактор будущего сформулировал М. М. Бахтин [3, с. 275]. В нашем случае он означает, что нужно при создании информационного буклета сразу предполагать его результативность, а иначе теряется всякий смысл. Подводить к этому можно посредством мотивирующих посланий:
issN 2304-120X Алексеева О. В. Особенности создания информационного буклета педаго-I II | | | | гом // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76021. - 0,3 п. л. - URL: I—I I IH^I I I http://e-koncept.ru/2016/76021.htm. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал
- Мотивация к социальной ответственности («Проблемы ... - наши общие проблемы»).
- Мотивация к обучению, навыкам воспитания детей («Воспитанию детей можно и нужно учиться». «Родителями не рождаются, родителями становятся»).
- Мотивация к решению проблем воспитания («Воспитание детей всегда связано с проблемами, но они решаемы»).
- Мотивация к решению проблем воспитания («Кто, если не мы?»).
- Мотивация к посильному участию в решении проблем («Есть много способов ... и каждый из нас может выбрать способ, соответствующий его возможностям»).
7. Формальная организация информационного буклета - проявляется в его пассивной или активной грамматике.
Н. В. Денисова описала жанровую структуру рекламного буклета вуза, выявив, что данный вид речевого жанра имеет устойчивую структуру, соответствующую универсальной текстовой структуре, в которой выделяются три основных блока: введение, основная часть, заключительная часть [4, с. 16]. Структура информационного буклета может быть немного изменена, исходя из его цели.
Конкретизируем наполнение каждого из блоков информационного буклета, составленного педагогом.
Первый блок (1 страница буклета) - цель данного блока состоит в том, чтобы представить образовательную организацию и лицо, составившее данный буклет, его социальный статус.
Второй блок (2-4 страницы буклета) - цель данных страниц - представить информацию по теме буклета. В этом блоке целесообразно также помещать мотивирующие послания для аудитории, для которой предназначен буклет. Текст должен быть литературно грамотным. Наиболее распространенные стилистические ошибки в тексте буклета связаны с неточным словоупотреблением, нарушением лексической сочетаемости и формообразования, неверным построением предложения, неудачным порядком слов, нарушением согласования и управления. Текст, используемый в буклете, должен быть лаконичным, научно-популярным.
Третий блок (5 страница) - обратная связь - цель - указание возможных контактов, конкретных лиц, у которых можно будет по данной теме проконсультироваться тем, для кого предназначен буклет. Здесь целесообразно не только указать адрес образовательной организации и контактный телефон, сайт, но и фамилию, имя, отчество того человека, к кому можно обратиться за разъяснениями и консультацией, а также время его работы. Можно указать схему проезда.
Четвертый блок (6 страница) - «Заключение» - основной посыл - рекомендация (совет).
Усилить информативность буклета можно рисунком или фотографией, а также типографскими украшениями в виде линейки, отбивки, виньетки, которые помогают структурировать материал, облегчить его восприятие [1, с. 36].
Для того чтобы повысить читаемость текста в буклете целесообразно использовать подзаголовки. Начинать текст нужно с прописной буквы. Каждая колонка должна быть шириной не более 40 знаков, желательно с абзацным отступом или маркером. Так как длинный абзац не воспринимается читателем, то желательно, чтобы абзац не превышал 11 слов. Шрифт должен быть не меньше 10 кегля (наиболее часто используемые кегли для набора информационных текстов - 10 и 12) [1, с. 42].
Создавая буклет, педагог должен помнить, что:
- он включает в себя все основные четыре раздела (блока);
- не содержит лишнюю информацию;
ниегп
issN 2304-120X Алексеева О. В. Особенности создания информационного буклета педагогом // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76021. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76021.htm. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал
- информация должна быть изложена понятно для читателя;
- тексты разбиты на небольшие абзацы;
- содержание не перегружено графическими элементами.
Для того чтобы облегчить себе работу по созданию информационного буклета педагог может воспользоваться следующей таблицей.
Основополагающая информация о буклете
Элементы титульной страницы (Наименование ОО, ФИО составителя, город, год, иллюстрация)
Цель создания буклета (Зачем вы его делаете?)
Целевая аудитория (Кому он предназначен? Для какого мероприятия?)
Пожелание к дизайну (цветовое соотношение, стилистика текстов, их расположение, соотнесение с графическими элементами)
Материалы, уже готовые для буклета
Структура буклета (Перечень разделов в древовидной форме. Номер обозначает страницу буклета)
Элементы обратной связи (ФИО ответственного, адрес ОО, телефон, интернет адрес, время обращения, карта проезда)
Анализ различных информационных буклетов, представленных на различных педагогических ресурсах, позволяет выделить критерии оценки информационного буклета:
1) Содержание:
- Наличие названия образовательной организации, лица составившего буклет, названия, города и года.
- Адекватность содержания заявленной теме буклета.
- Наличие мотивирующих посланий.
- Наличие списка литературы по теме буклета.
- Наличие информации об обратной связи.
- Отсутствие ошибок.
- Краткость, точность, законченность текстов.
- Достоверность информации.
2) Дизайн:
- Разметка буклета логична.
- Оформление соответствует эстетическим требованиям.
- Графические элементы соответствуют содержанию.
- Текст легко читается.
Механизм воздействия информационного буклета, созданного педагогом, можно представить в виде схемы: привлечение внимания ^ поддерживание интереса ^ побуждение к действию ^ принятие решения ^ действие.
Создавая информационный буклет, педагогу нужно помнить, что удовлетворенность потребности аудитории, для которой он предназначен, зависит от того, насколько тщательно и аккуратно все будет выполнено. Единство формы и содержания информационного буклета может гарантировать его эффективность в удовлетворении познавательной потребности тех, для кого он был создан.
issn 2304-120X Алексеева О. В. Особенности создания информационного буклета педаго-I II | | | | гом // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76021. - 0,3 п. л. - URL: I—I I IH^I I I http://e-koncept.ru/2016/76021.htm. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал
Ссылки на источники
1. Редакторская подготовка рекламных материалов: методические указания для студентов специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» / сост. А. М. Лобин. - Ульяновск: УлГТУ, 2004. Шмелева Т. В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русис: нка. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. - Berlin, 1990. - № 2. - С. 20-32.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - M.: Искусство, 1979.
Денисова Н. В. Жанровая организация рекламного буклета вуза // Язык и культура. - 2009. - № 1. -С.12-20.
2.
Olga Alekseeva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the chair of the theory and methods of preschool and primary
education, Surgut State Pedagogical University, Surgut
Features create an information booklet teacher
Abstract. This article discusses an information leaflet produced by the teacher as informative and imperative gi-perzhanr. Based on the features of the speech genre describes the requirements for an information booklet. Stand structure and stages of building an information booklet. Proposed criteria for evaluating the information booklet. Key words: information booklet, speech genre, structure, information booklet, evaluation criteria information booklet.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 28.12.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.12.15
Принята к публикации Accepted for publication 30.12.15 Опубликована Published 27.01.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Алексеева О. В., 2016
www.e-koncept.ru