Научная статья на тему 'Особенности создания и прекращения государственной корпорации'

Особенности создания и прекращения государственной корпорации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
908
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / REORGANIZATION / ЛИКВИДАЦИЯ / ЛИКВИДАЦИОННЫЙ ОСТАТОК / LIQUIDATION SURPLUS / ОСОБЫЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ / SPECIAL STATUS OF THE STATE CORPORATIONS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО / PUBLIC PROPERTY / FOUNDATION OF STATE CORPORATIONS / TERMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Османов О.А., Зирарова С.М.

Процедуры создания и прекращения государственных корпораций характеризуются значительными особенностями, что обусловлено их особым правовым статусом. В данной статье сделана попытка обобщить специфику оснований и процедуры создания, регистрации, реорганизации и ликвидации государственных корпораций. Авторы проанализировали действующие федеральные законы, определяющие правовой статус государственных корпораций. Дан сравнительный анализ с правовым статусом некоммерческих организаций, выявлены схожие и отличительные черты. Исследованы вопросы расходования ликвидационного остатка в случае прекращения государственной корпорации. Указаны основные достоинства и недостатки правового регулирования статуса государственных корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of creation and liquidation of a public corporation

The process of creation and liguidationof state corporations is characterized by significant peculiarities, due to their special legal status. The article summarizes the specifics of foundation and the process of starting up, registration, reorganization and liquidation of public corporations. The authors have analyzed existing federal laws defining the legal status of public corporations.A comparative analysis of the legal status of non-profit organizations is made in the article, similarities and distinctive features are revealed. The problems of spending of the liquidation balance in case of termination of the public corporation are studied. The main advantages and disadvantages of the legal regulation of state-corporate status are shown.

Текст научной работы на тему «Особенности создания и прекращения государственной корпорации»

УДК 347.191

DOI: 10.21779/2500-1930-2016-31-3-79-83 О.А. Османов,С.М. Зирарова

Особенности создания и прекращения государственной корпорации

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; osmandgu@gmail.com, grpravo.dgu@mail.ru

Процедуры создания и прекращения государственных корпораций характеризуются значительными особенностями, что обусловлено их особым правовым статусом.

В данной статье сделана попытка обобщить специфику оснований и процедуры создания, регистрации, реорганизации и ликвидации государственных корпораций.

Авторы проанализировали действующие федеральные законы, определяющие правовой статус государственных корпораций.

Дан сравнительный анализ с правовым статусом некоммерческих организаций, выявлены схожие и отличительные черты.

Исследованы вопросы расходования ликвидационного остатка в случае прекращения государственной корпорации.

Указаны основные достоинства и недостатки правового регулирования статуса государственных корпораций.

Ключевые слова: создание государственной корпорации, реорганизация, ликвидация, ликвидационный остаток, особый статус государственной корпорации, государственное имущество.

Решение о создании государственной корпорации имеет форму федерального закона, что обусловлено целями общегосударственного масштаба [1], особым правовым положением учредителя - Российской Федерации, обладающего правом осуществлять законотворческие функции. Например, в США кроме федерального центра корпорации могут быть созданы и региональными, а также муниципальными властями [2].

Датой принятия решения о создании государственной корпорации признается момент вступления в силу федерального закона о ее создании.

Классических учредительных документов у государственной корпорации нет[3].

Проверка представленных на регистрацию документов уполномоченным специалистом Минюста РФ, закрепленная п. 61 Административного регламента исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 31.03.2009 г. № 96 [4], на предмет соответствия их содержания требованиям законодательства РФ невозможна. Специалист Минюста РФ не правомочен оценивать содержание федерального закона.

Госрегистрация государственных корпораций производится в исключительном режиме. К примеру, никаких норм, устанавливающих порядок создания АСВ, Роснано-теха, Фонда содействия реформированию ЖКХ, Ростехнологий, принято не было.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 ФЗ «О банке развития» госрегистрация Внешэкономбанка производится в пятнадцатидневный срок с даты утверждения правительством РФ передаточного акта вследствие реорганизации Банка внешнеэкономической деятельности СССР.

Согласно ч. 1. ст. 22 ФЗ «О ГК по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» Олимпстрой подлежит госрегист-

рации в 5-дневный срок со дня вступления в силу данного закона. В силу ч. 1 ст. 36 ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» ее госрегистрация производится в течение десяти дней со дня официального опубликования данного закона.

Государственные корпорации могут создаваться посредством реорганизации существующих юридических лиц. Так были созданы АРКО и Внешэкономбанк [5].

Немалой спецификой обладает прекращение государственных корпораций. Как известно, прекращение юридического лица производится посредством его реорганизации либо ликвидации [6]. Здесь следует согласиться с С.Н. Братусь, который указывал, что способы прекращения юридических лиц имеют зависимость от способов их возникновения [7,8]. Поэтому, прекращение госкорпораций допустимо лишь в распорядительном порядке на основании федерального закона. Единый порядок реорганизации госкорпораций законодателем не установлен.

Положения пп. 1 и 2 ст.60 ГК РФ об уведомлении регистрирующего органа и публикации уведомления в средствах массовой информации, а также о правах кредиторов реорганизуемого юридического лица к госкорпорациям применять не должны ввиду их особого правового статуса. Поэтому считаем целесообразным закрепление данного положения в федеральном законе, определяющем правовое положение отдельных госкорпораций. В законе о реорганизации госкорпорации следует указать сведения, которые подлежат включению в уведомление о реорганизации иных юридических лиц. Следует согласиться с Ивашкиной С.Г., которая предлагает установить субсидиарную ответственность РФ перед кредиторами реорганизованной госкорпорации по обязательствам, возникшим в период существования госкорпорации[9].

В соответствии с ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» установлена реорганизация в форме преобразования в ОАО, процедура которой схожа с преобразованием ФГУП в ОАО, 100 % акций которых планируется оставить в собственности РФ. Это предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизациигосударственногоимуниципальногоимущества»(вред. от 31 мая 2010 года) [10].

Учредитель передает государственной корпорации имущество на праве собственности, сохраняя за собой определенные контрольные и распорядительные правомо-чия[11]. Следовательно, государственные корпорации не обладают правом собственности на переданное им имущество. В случае преобразования государственной корпорации собственник распоряжается данным имуществом по типу приватизации.

Ликвидация государственных корпораций допускается исключительно порешению учредителя - распорядительным способом на основании федерального закона (ст. 26 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», ст. 19 ФЗ «О Банке развития», ст. 23 ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий», ст. 25 ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», ст. 21 ФЗ «О ГК по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», ст. 18 ФЗ «О ГК "Ростехнологии", ст. 41 ФЗ «О ГК по атомной энергии "Росатом").

Согласно п. 3 ст. 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» порядок ликвидации государственных корпораций и порядок использования имущества в случае их ликвидации должен определяться в законах об их создании. Однако федеральные законы о создании государственных корпораций содержат отсылочные нормы, указывающие на необходимость принятия специальных законов о ликвидации (кроме ФЗ о Фонде содействия реформе ЖКХ). Относительно Фонда содействия реформированию ЖКХ установлены основания для ликвидации, среди которых истечение срока, на который он был создан, и использование в полном объеме средств, предназначенных для осуществления

его деятельности.Закреплена процедура ликвидации корпорации а средства, оставшиеся после расчетов с кредиторами, перечисляются в федеральный бюджет.

ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ФЗ «О Государственной корпорации "Ростехнологии" устанавливают, что ликвидационный остаток переходит в федеральную собственность. В соответствии с п. 1 ст. 20 ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидационный остаток расходуется на уставные цели и (или) на благотворительные цели, а если это невозможно - обращается в доход государства. Следовательно, ликвидация государственной корпорации предполагает обращение ликвидационного остатка в доход государства.

Относительно возможности ликвидации государственных корпораций по решению суда мнения в литературе разделились. Одни авторы относят данный вопрос к компетенции Конституционного Суда РФ [12,13]. Другие относят решение вопроса к компетенции арбитражных судов, полагая, что в данном случае «принудительная ликвидация корпорации не есть упразднение закона, а суть ликвидация конкретного юридического лица, созданного в определенном порядке, внесенного в ЕГРЮЛ» [14].

С указанными позициями вряд ли можно согласиться. Ликвидация государственной корпорации предполагает «ликвидацию» закона о ее создании, что невозможно на основании решения Арбитражного Суда и не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ [15]. Кроме того, госкорпорация не может быть объявлена банкротом.

Литература

1. Сысоев А.П., Суханова Н.В. Государственные корпорации и их роль в инновационном развитии российской экономики // Креативная экономика. - 2015. - Т. 9. -№ 7. - C. 861-872.

2. Урманчеев Э.М.Перспективы развития государственных энергетических корпораций в России и за рубежом: дис.... канд. эк. н. - М., 2008. - С. 34.

3. Койчева Н.В. Государственные корпорации и их роль в российской экономике // Аудит и финансовый анализ. - 2011. - № 1. - С.35.

4. Российская газета. 30.04.2009. - № 76.

5. Комментарий к Федеральному закону от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ «О банке развития» (постатейный) / под ред. В. А. Вайпана. - М., 2009. - С. 152-153.

6. Широков С. В чем разница между ликвидацией юридического лица и прекращением деятельности юридического лица согласно действующему законодательству РФ? [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL:http://www.garant.ru/consult/civil_law/926630/#ixzz4PKtFjoiY(дата обращения: 07.11.2016).

7. Саввинова Ю.А.Некоторые вопросы реорганизации юридического лица // Безопасность бизнеса. - 2010. - № 1. - С. 14-16.

8. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 213.

9. Ивашкина С.Г. Гражданско-правовой статус государственной корпорации: дис. ... канд. юр. н. 12.00.03. - М., 2011. - С.79.

10. Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 4. - Ст. 251.

11. Бондарь Т.В. Государственная корпорация как организационный способ реализации государственной собственности // Baikalresearchjournal. - 2012. - № 2. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=12267 (дата обращения: 07.11.2016).

12. Целовальников А.Б.Гражданско-правовое регулирование создания и деятельности государственных корпораций по Российскому законодательству // Законы Рос-

сии: опыт, анализ, практика. - 2009. - № 4. - С. 58.

13. Сальникова А.С. Прекращение деятельности государственной корпорации // Научный аспект. - 2013. - № 1. С.- 127.

14. Серегина Т.А.Актуальные вопросы определения правового положения государственных корпораций в Российской Федерации // Правовое регулирование экономических отношений. Альманах. Выпуск 1 / под ред. А.Н. Козырина. - 2014. - С. 51-87.

15. Ст. 3, 87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - С. 1447.

References

1. Sisoev A.P., Suhanova N.V. Gosudarstvenniecorporacii i ihrol v innovacionno-mrazvitiirossiiscoieconomici // Creativnaiaeconomica. - 2015. - Т. 9. - № 7. - S. 861-872.

2. Urmanichev E.M. Perspectivirazvitiiagosudarstvennihenergetichescihcorporacii v Rosii i zarubegom: Dis.... cand. econom. nauk. М., 2008. S. 34.

3. Coiicheva N.V. Gosudarstvenniecorporacii i ihrol v rossiiscoieconomice // Audit i finansoviianaliz. - 2011. - № 1. - S.35.

4. Rossiiscaiagazeta. 30.04.2009. № 76.

5. Commentarii k federalnomuzakonuot 17 maia 2007 goda№ 82-FZ «O bankerazvi-tiia» (postateinii) / Pod red. V.A. Vaipana. М., 2009. S. 152-153.

6. ShirokovS. Vchemraznicamegdulicvidacieiuridichescogolicaiprekrasheniem-deiatelnostiuridichescogolicasoglasnodeistvuiushemuzakonodatelstvuRF [Electronniiresurs] -URL:http://www.garant.ru/consult/civil_law/926630/#ixzz4PKtFjoiY(accessed on 07.11.2016).

7. Savvinova U.A. Necotorievoprosireorganizaciiuridichescogolica// Bezopasnostbiz-nesa. 2010. № 1. S. 14-16.

8. Bratus S.N. SubectigragdanscogopravaM., 1950. S. 213.

9. Ivashkina S.G. Gragdansco-pravovoi status gosudarstvennoicorporacii: dissertaciia ... candidate uridichescihnauk: 12.00.03 / [Mestozashiti: Мosk. gos. urid. acad. im. О.Е. Cuta-fina].- M., 2011. S.79.

10. SobraniezakonodatelstvaRF. - 2002. - № 4. - St. 251.

11. Bondar T.V. Gosudarstvennaiacorporaciiakakorganizacionniisposobrealizaciigo-sudarstvennoisobstvennosti // Baikal research journal. 2012. № 2- [Electronniiresurs] -URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=12267 (accessed on 07.11.2016).

12. CelovalnikovА.B. Gragdansco-pravovoeregulirovaniesozdaniia i deiatelnostigosu-darstvennihcorporaciipoRossiiskomuzakonodatelstvu // ZaconiRossii: opit, analiz, practica. 2009. № 4. S. 58.

13. Salnikova A.S.Prekrasheniedeiatelnostigosudarstvennoicorporacii // Nauchnii aspect. - 2013. - № 1. - S.127.

14. Seregina T.A. Actualnievoprosiopredeleniiapravovogopologeniiagosudarstvennih-corporacii v RossiiskoiFederacii // Pravovoieregulirovanieeconomicheskichotnoshenii. Alma-nach. Vipusk 1 / Pod red. А.К Kozirina. 2014. S. 51-87.

15. Sm.: st. 3, 87 Federalnogoconstitucionnogozakonaot 21 iiulia 1994 goda№ 1-FKZ «O ConstitucionnomsudeRossiiskoiFederacii» // Sobraniezakonodatelstva RF. 1994. № 13. St. 1447.

Поступила в редакцию 27 сентября 2016 г.

UDK347.191

DOI: 10.21779/2500-1930-2016-31-3-79-83

Peculiarities of creation and liquidation of a public corporation

O.A.Osmanov,S.M.Zirarova

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyevst., 43а; osmandgu@gmail.com, grpravo.dgu@mail.ru

The process of creation and liguidationof state corporations is characterized by significant peculiarities, due to their special legal status.

The article summarizes the specifics of foundation and the process of starting up, registration, reorganization and liquidation of public corporations.

The authors have analyzed existing federal laws defining the legal status of public corpora-tions.A comparative analysis of the legal status of non-profit organizations is made in the article, similarities and distinctive features are revealed. The problems of spending of the liquidation balance in case of termination of the public corporation are studied. The main advantages and disadvantages of the legal regulation of state-corporate status are shown.

Keywordsfoundation of state corporations, reorganization, termination, liquidation surplus, special status of the state corporations, public property.

Received27September, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.