Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА '

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронный учебник / гипертекст / автор / HTML-страницы / материал / digital textbook / hypertext / author / HTML pages / material

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.Д. Гончаренко, К.С. Алилекова, В.Г. Сидоров

В представленном материале рассматриваются основные этапы, требования и особенности создания электронного учебника. Говорится об актуальности его применения в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CREATING AN ELECTRONIC TEXTBOOK

The presented material discusses the main stages, requirements and features of creating an electronic textbook. It speaks about the relevance of its use today.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА »

Секция «Инновационные технологии в современном образовании»

УДК 37.09

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

Г. Д. Гончаренко, К. С. Алилекова Научный руководитель - В. Г. Сидоров

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. Газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: grishagoncharenko@gmail.ru

В представленном материале рассматриваются основные этапы, требования и особенности создания электронного учебника. Говорится об актуальности его применения в наши дни.

Ключевые слова: электронный учебник, гипертекст, автор, HTML-страницы, материал. FEATURES OF CREATING AN ELECTRONIC TEXTBOOK

G. D. Goncharenko, K. S. Alilekova

Scientific Supervisor - V. G. Sidorov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: grishagoncharenko@gmail.ru

The presented material discusses the main stages, requirements and features of creating an electronic textbook. It speaks about the relevance of its use today.

Key words: digital textbook, hypertext, author, HTML pages, material.

В наше время технологии развиваются большими темпами, и интернет стал неотъемлемой частью современной жизни. Он обладает большим количеством информации, необходимой людям для различных целей. Например, для самостоятельного изучения, интересующего или заданного материала, используются электронные ресурсы, курсы и т.д. Такие учебные материалы стали основой дистанционного формата обучения во время карантина в большинстве университетов и школ. Они являются чрезвычайно практичными, так как доступны к прочтению в любое время и в любом месте, где есть интернет, располагая при этом той же информацией, какой располагают их бумажные версии, обладают возможностью хранения в переносном компьютере, который имеется почти у каждого человека. Но создание электронного учебника - задача, требующая больших затрат времени и средств, а также являющаяся весьма трудоемкой. Очевидно, прежде чем приступить к разработке таких учебников, следует разобраться в особенностях его создания.

Говоря об особенностях создания электронного учебника (ЭУ), нельзя не упомянуть об основных этапах его разработки:

1. Формирование оглавления и оформление содержания.

2. Выбор источников.

3. Переработка текстов в модули по разделам.

4. Разработка гипертекста в электронной форме - разработка модели электронного текста определенной структуры, в пределах которой возможны внутри-текстовые и межтекстовые

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

переходы, предоставляющие читателю возможность воздействия на структурированность композиционных составляющих [1].

5. Визуализация материала - доступность к прочтению/просмотру мультимедийных материалов таких как: презентации, обучающие видео, электронные методические материалы и т. п.

Также существует ряд требований, предъявляемых к ЭУ как к средству новых информационных технологий [2]:

1) обеспечение индивидуальности обучения (ЭУ должен создавать условия для самостоятельной работы учащегося);

2) интерактивность обучения (в процессе обучения необходимо прослеживание взаимодействия учащегося с ЭУ);

3) обеспечение адаптивности обучения (приспособление, адаптация процесса обучения к уровню знаний, умений, психологических особенностей и т. д.);

4) системность и структурно-функциональная связанность представления учебного материала в ЭУ (последовательность предоставления информации, обеспечение методологическими знаниями).

Исходя из приведенных выше этапов и требований, можно сделать вывод о том, что одной из ключевых особенностей создания ЭУ является умение автора такого учебника правильно передавать материал, которым он должен хорошо владеть. Также необходимым условием является наличие фундаментальной информации по дисциплине.

Но помимо вышесказанного, одна из основных особенностей разработки электронного учебника, не требующая обязательной работы автора предоставленной информации, -программирование, которое осуществляет передачу ЭУ в режим общего доступа. Для реализации программирования используется разработка электронных пособий в виде набора взаимосвязанных HTML-страниц, либо различных мультимедийных конструктов на подобии HyperMethod, eLearning Server или ToolBook Instructor. Язык разметки гипертекстовых страниц HTML разработан специально для создания Web-документов [3]. Он определяет синтаксис и размещение специальных конструкций (тегов), не выводящихся на экран, но указывающих браузеру, как отображать содержимое документа. Также он используется для создания ссылок на другие документы, как локальные, так и сетевые (например, в сети Интернет) [3].

Создание электронного учебника определенно стало огромным шагом в продвижении современного обучения. Особенно актуальным стало их применение в режиме дистанционного формата обучения. Это привело к сохранению уровня качества образования в период вынужденного перехода на «домашнее обучение».

На первый взгляд, трудностей, сопутствующих при разработке ЭУ, значительно больше, чем возникает на самом деле. Потому абсолютно любой, действительно того желающий, автор способен с легкостью выполнить данную работу, лишь ознакомившись с деталями данного процесса и располагая информацией на тему, которой будет посвящен ЭУ.

Библиографические ссылки

1. Куст Т. С. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. №7-2. - C. 116118.

2. Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебников - Астрахань -Издательство: ЦНЭП - 1999. - С. 30-31.

3. Завьялова О. В. Методические рекомендации по разработке электронных учебников: методическое пособие - Навашино - 2019. - С. 24

© Гончаренко Г. Д., Алилекова К. С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.