Научная статья на тему 'Особенности современных подходов к системе повышения квалификации педагогов искусства'

Особенности современных подходов к системе повышения квалификации педагогов искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОСТДИПЛОМНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ИСКУССТВА / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / POST DEGREE PEDAGOGICAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF ART / POLYARTISTIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Н. А.

Рассматриваются вопросы совершенствования системы повышения квалификации педагогов образовательной области «Искусство» в контексте современных требований к профессиональной подготовке компетентных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULARITIES OF MODERN APPROACHES TO THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM FOR ART TEACHERS

The article deals with the issues of improving the system of professional development of teachers “Art” in the context of the current requirements for the training of competent professionals.

Текст научной работы на тему «Особенности современных подходов к системе повышения квалификации педагогов искусства»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК [378.046.4+37.018.46]:[75+76+78.071.4]

Н. А. Мальцева

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГОВ ИСКУССТВА

Рассматриваются вопросы совершенствования системы повышения квалификации педагогов образовательной области «Искусство» в контексте современных требований к профессиональной подготовке компетентных специалистов.

Ключевые слова: повышение квалификации, постдипломное педагогическое образование, профессиональная компетентность педагога искусства, полихудожественный подход.

Инновационные процессы в системе отечественного образования определяют требования к условиям и механизмам совершенствования профессиональной компетентности педагогов. Значительная роль в этих процессах отводится системе повышения квалификации как составной части системы непрерывного образования, призванной обеспечивать работникам образования возможность дополучить недостающие или обновить устаревшие знания, выявить и развить профессионально важные качества и компетенции в соответствии с личными потребностями и возможностями образовательной среды.

Ключевой особенностью современной системы повышения квалификации является гибкость и готовность к переменам, что обусловлено не только постоянно обновляющимися и усложняющимися социальными требованиями к профессиональным качествам специалистов, но и необходимостью учета индивидуально проявляемых личностных мотивов и устремлений педагогов к постоянному обновлению своих знаний и, как следствие, к самореализации. По мнению В. С. Дьяченко, повышение квалификации - это целевой процесс, направленный на перестройку и формирование у слушателей в оптимальные сроки и с наибольшей эффективностью научной системы знаний, навыков и умений о новейших достижениях науки, путях внедрения теории и передового опыта, а также развитие потребности в самообразовании [1].

М. Д. Матюшкина называет условия, влияющие на качество постдипломного педагогического образования:

- уровень содержания - с повышением проблематичного компонента содержания, активизирующего собственное мышление обучающихся, и одновременно их социокультурного потенциала;

- уровень организации и методов работы со слушателями - с увеличением удельного веса самосто-

ятельной проектно-исследовательской деятельности, диалоговых, дискуссионных форм и критики педагогического опыта и инноваций. Автор предлагает опираться на условия образовательного процесса, характерные для обучения взрослых:

- реализация индивидуальных образовательных услуг;

- организация входной диагностики запросов и ожиданий слушателей и корректировка курса;

- возможность выбора методов, форм работы и представления результатов;

- условия для актуализации опыта слушателей, организации обмена опытом;

- применение современных технологий, методов обучения и контроля, в том числе приоритет практическим занятиям и самостоятельной работе слушателей;

- использование «мягких» технологий оценивания (например, портфолио) [2].

В настоящее время значимость системы повышения квалификации, как системы научно-методического сопровождения педагогов, многократно возросла. Эта значимость, по мнению С. Г. Воров-щикова, обусловлена двумя ключевыми факторами:

- во-первых, перед системой общего образования ставятся инновационные задачи, которые она, имея определенный кадровый потенциал и программно-методическое обеспечение образовательного процесса, не в состоянии эффективно решить без соответствующего научно-методического сопровождения;

- во-вторых, уровень профессиональной компетентности подавляющего количества учителей не удовлетворяет потребителей в лице школы, родителей, учащихся, государства по разным причинам, например, из-за низкого базового профессионального педагогического образования молодых специалистов, вызванного сокращением срока обучения за счет уменьшения педагогической практики в вузе [3].

Одна из современных тенденций развития системы повышения квалификации заключается в переходе от информационно-сообщающего обучения к моделирующему, которое позволяет адекватно отразить профессиональную деятельность специалиста и ориентировать его на зону ближайшего профессионального развития. Это требует проектирования содержания обучения на основе системного анализа профессиональной деятельности и структурирования его в модули в соответствии с профессиональными функциями, видами деятельности, профессионально-педагогическими задачами и умениями, полагает А. В. Хуторской [4].

Основой для выстраивания модели курсовой подготовки, отвечающей названным требованиям, может стать концепция модульного обучения (И. Прокопенко, Т. И. Шамова, П. А. Юцявичене). В основе этой концепции лежит принцип возможности выбора слушателем содержания, форм, методов, средств обучения. При этом слушатель самостоятельно регулирует темп освоения учебного материала, т. е. выступает как субъект учения [5].

Компетентностный подход лежит в основе профессиональной подготовки будущего педагога-му-зыканта и педагога изобразительного искусства. Однако учителя, получившие образование в предыдущие годы, в условиях прежних образовательных стандартов, некоторыми из компетенций не владеют. Перед системой повышения квалификации стоит важная задача по созданию условий для освоения обучающимися ключевых компетенций через различные формы и современные технологии.

Ж. Б. Кармазина профессиональную компетентность учителя музыки определяет как интегральную качественную характеристику художественнотворческих компетенций, предполагающую глубокое понимание современных требований к достижению продуктивных результатов. Автор предлагает достаточно стройную структуру профессиональной компетентности, состоящую из следующих блоков: 1) психолого-педагогический; 2) методикотехнологический; 3) мотивационно-исследовательский; 4) профессионально-музыкальный; 5) художественно-творческий.

Под психолого-педагогическими компетенциями учителя музыки понимаются согласованность между его знаниями и практическими умениями (умение применять разнообразные формы, методы работы с учетом возрастных особенностей детей и т. д.) и реальным поведением, демонстрируемым в процессе педагогического взаимодействия.

Методико-технологические компетенции близки педагогическим. Они выступают в виде проблемно-тематического планирования индивидуальной и групповой форм методической работы, применения на уроках инновационных технологий

педагогики искусства, усиления методологической составляющей содержания образования.

Мотивационно-исследовательские компетенции являются показателями самообразовательной и исследовательской деятельности. В этом блоке находит место стратегия собственного профессионального развития. Готовность к инновациям в теории и практике организации и проведения музыкальных занятий с учащимися невольно приводит к осмыслению и оценке своей деятельности в исследованиях и публикациях.

Профессионально-музыкальные компетенции. В этом блоке объединены компетенции, в равной степени присущие как специальным (музыкальным) умениям и навыкам учителя музыки, так и его педагогическим установкам и личностным качествам. Реализуясь в практике, компетенции составляют базовую основу профессиональной компетентности учителя музыки.

Художественно-творческие компетенции, являясь самостоятельным компонентом музыкальнопедагогической деятельности учителя музыки, пронизывают все вышеназванные, поскольку их «особенностью является наличие в ее составляющих художественно-творческого компонента»

(Л. Г. Арчажникова). Уникальность такой деятельности состоит в том, что составляющие ее компоненты (познавательный, преобразовательный, ценностно-ориентационный и коммуникативный) образуют единое нерасторжимое художественное целое [6].

Учитывая специфику профессиональной художественно-творческой деятельности учителей музыки и учителей изобразительного искусства, нами за основу взят полихудожественный подход, обоснованный в 80-е годы Б. П. Юсовым в системе общего образования [7].

Б. П. Юсов, говоря о полихудожественном воспитании школьников, имел в виду такую форму приобщения детей к искусству, которая поможет им понять общие истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления в области каждого вида искусства. Это актуализировало появление интегрированных программ по искусству на модульной основе. Н. П. Шишлянникова дает следующее определение полихудожественности: «Способность к восприятию различных видов искусства в их интегрированном взаимодействии, а также способность к художественному творчеству в различных его видах» [8]. Это определение является исходным для формирования полихудожественной компетентности педагогов искусства.

Обращение к полихудожественному подходу в повышении квалификации учителей музыки и изобразительного искусства обусловлено еще и

тем, что, во-первых, в учебном плане школы музыка и изобразительное искусство объединены в образовательную область «Искусство». Это объединение опирается на общие закономерности возникновения и функционирования различных искусств в истории художественной культуры. Во-вторых, по стечению обстоятельств автор статьи (музыкант по образованию) курирует курсовую подготовку учителей музыки и учителей изобразительного искусства.

С целью развития профессиональной компетентности педагогов искусства в Хакасском институте развития образования и повышения квалификации (ХакИРОиПК) реализуется модульная система повышения квалификации. Учебный план состоит из шести модулей. Три из них направлены на совершенствование правовой, информационной, коммуникативной компетентности и три - профессиональной, предметной компетентности. Соотношение общих и предметно направленных часов составляет 11 и 89 % соответственно. При определении содержания модулей для нас важным является соблюдение определенного соотношения между информацией, которая является общей и специфической для обеих категорий учителей.

В профессиональных модулях часть лекционнопрактических занятий посвящена общим вопросам преподавания музыки и изобразительного искусства и направлена на развитие методико-технологи-ческих компетенций - написание рабочих программ, оценку достижений планируемых результатов. Неотъемлемой частью учебного плана являются занятия, направленные на совершенствование профессионально-музыкальных и художественно-творческих компетенций педагогов. В частности, лекционно-практический курс «Взаимодействие и интеграция искусств на уроках» посвящен

теоретическим и практическим вопросам реализации полихудожественных технологий в преподавании искусства в школе [8].

Опора на полихудожественный подход в системе повышения квалификации позволяет решать проблемы развития профессиональной компетентности педагога искусства комплексно и всесторонне. Модель профессиональной практико-ориен-тированной полихудожественной компетентности педагога искусства в системе повышения квалификации включает в себя реализацию:

- цикла обучающих семинаров, посвященных формированию отдельных компонентов профессиональных компетентностей педагога искусства;

- практико-ориентированного модуля «Полиху-дожественный подход на уроках искусства»;

- создание комплекса дидактических и учебнометодических материалов по формированию профессиональных компетенций педагога искусства на основе полихудожественного подхода в системе повышения квалификации;

- использование материалов сайта «Педагогическое сообщество учителей Искусства Республики Хакасия», способствующих обмену опытом работы педагогов и обогащающих их профессиональную компетентность.

Таким образом, в основе современной системы повышения квалификации педагогов искусства лежат принципы интегрированного взаимодействия содержания образования, активности обучаемых в опоре на групповой опыт, обязательную обратную связь. Эти принципы обладают широким спектром развивающих, воспитательных, рефлексивных функций. По-лихудожественный подход в системе повышения квалификации стимулирует творческо-поисковую, когнитивную активность личности педагога, тем самым ориентирует его на саморазвитие и самореализацию.

Список литературы

Казакова Г. А. Модульное обучение. Метод. пособие. М., 1997. 40 с.

Матюшкина М. Д. Пути повышения качества постдипломного педагогического образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 32-36.

Воровщиков С. Г. Перспективы развития отечественной системы повышения квалификации работников образования // Педагогическое образование и наука. 2012. Вып. 5 С. 4-9.

Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm Малашенкова В. Л. Модульное обучение как средство развития самообразовательной деятельности педагога в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омский гос. пед. ун-т, 1997. 189 с.

Кармазина Ж. Б. Художественное самообразование учителя музыки как условие развития его профессиональной компетентности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: ИХО РАО, 2009. 217 с.

Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: ИХО РАО, 2004. 253 с.

Шишлянникова Н. П. Взаимодействие искусств и их интеграция в обучении грамоте младших школьников. Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова», 2011. 127 с.

Мальцева Н. А., аспирант, методист.

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.

Пр. Ленина, Абакан, Республика Хакасия, Россия, 655017.

Хакасский институт развития образования и повышения квалификации.

Ул. Саралинская, 26, Абакан, Россия, 655002.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 06.02.2013.

N. A. Maltseva

PECULARITIES OF MODERN APPROACHES TO THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM FOR ART TEACHERS

The article deals with the issues of improving the system of professional development of teachers “Art” in the context of the current requirements for the training of competent professionals.

Key words: improvement of professional skill, post degree pedagogical education, professional competence of the teacher of art, polyartistic approach.

Katanov Khakass State University.

Pr. Lenian, Abakan, Khakassia, Russia, 655017.

Khakas Institute for Educational Development.

Ul. Saralinskay, 26, Abakan, Khakassia, Russia, 655002.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.