УДК 528.48 Бяшимов П., Мурадов Й., Гочакова А., Непесов Р.
Бяшимов П.
старший преподаватель, кафедра геодезии Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
Мурадов Й.
заведующий кафедрой, канд. техн. наук, кафедра дорожного строительства Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
Гочакова А.
старший преподаватель, кафедра дорожного строительства Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
Непесов Р.
студент, кафедра дорожного строительства Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Аннотация: рассматриваются основные компьютерные программные продукты, которые используются в современном проектировании автомобильных дорог. Обосновывается целесообразность использования данных соответствующих электронных геодезических приборов при создании высокоточного цифрового изображения местности, необходимого при строительстве автомобильной трассы.
Ключевые слова: дорожное строительство автомобильные трассы, геоинформационные технологии, лазерные сканеры, цифровые данные.
В современный период в независимом и нейтральном Туркменистане активно ведутся работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог [1]. Необходимо отметить, что в современных условиях дорожно-строительные работы автотрасс проводятся с применением комплексных инновационных технологий автоматизированной обработки исходной информации, состоящей из цифровых геодезических данных. Их получают в результате полевых геодезических работ на трассах автомобильных дорог и по имеющимся картографическим материалам относительно изучаемой территории.
Наиболее эффективными современными программами для проектирования автомобильных дорог считаются такие геоинформационные системы как «Credo дороги», «Credo топоплан» и «Credo линейные изыскания и объемы». Среди положительных сторон использования указанных программных продуктов выделяется возможность оперативной комплексной обработки в цифровом формате полученных в полевых условиях геодезических, инженерно-геологических, гидрологических изысканий [2]. Современная основная геодезическая опора трассы автомобильной дороги формируется с применением высокоточных спутниковых приборов. Эти приборы используются как самостоятельные высокоточные средства GPS-технологий.
Лазерное сканирование дорожных покрытий представляет собой наиболее эффективный инновационный метод создания высокоточного цифрового отображения топологии поверхности дорожного покрытия, на основе которой можно выполнить различные комплексные разработки проектов его реконструкции. Программное обеспечение результатов дает точность моделирования рельефа поверхностей близкой к ±3 мм. Современные
наземные лазерные сканеры обеспечивают требуемую точность съемки дорог при дальностях до 100 м. [3].
Таким образом, использование инновационных методов геодезического обеспечения строительства автомобильных дорог основано на применении цифровых данных, получаемые при использовании автоматизированных средств. Комплексная обработка данных новейшими геоинформационными системами способствует реализации проектов возведения автомобильных дорог в соответствии с принятыми международными стандартами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Atayev Achievements in road construction and challenges for the future // Construction and architecture of Turkmenistan. 2018.№ 2(14). C. 28-32;
2. Орехов М.М., Кожанова С.Е. Автоматизированная обработка инженерно-геодезических изысканий в программном комплексе CREDO.GM: 2013. 42 с.
Byashimov P., Muradov Y., Gochakova A., Nepesov R.
Byashimov P.
Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)
Muradov Y.
Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)
Gochakova A.
Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)
Nepesov R.
Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)
FEATURES OF MODERN METHODS OF GEODETIC SUPPORT OF ROAD CONSTRUCTION
Abstract: the main computer software products that are used in modern highway design are considered. The expediency of using the data of the corresponding electronic geodetic instruments in creating a high-precision digital image of the terrain necessary for the construction of a highway is substantiated.
Keywords: road construction highways, geoinformation technologies, laser scanners, digital data.