ВС. ЛЕИМАН
Виктор Сергеевич Лейман — старший специалист по прямым продажам в ОАО «ВымпелКом» (Билайн), г. Тюмень.
В 2006 г. с отличием окончил Тюменский государственный университет; в 2009 г. — аспирантуру того же университета. Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — налоги и налогообложение, финансовые системы.
^ ^ ^
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВМЕНЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ*
В условиях финансового кризиса особенно важное значение для развития малого предпринимательства в России имеет реформирование налоговой системы или налогового режима.
Причиной перехода существенной доли предпринимателей на «вмененную» систему налогообложения явились виды деятельности, подлежащие обязательному переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
Для определенных видов деятельности единый налог на вмененный доход выступает специальным налоговым режимом, который устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и главой 26.3 НК РФ (с 1 января 2003 г.), обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Следует отметить, что до 2006 г. введение специального налогового режима входило в компетенцию субъекта РФ.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) заменяет уплату НДС, налога на имущество, ЕСН (кроме взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев) и налога с продаж (до 2004 г.). Сумма налога на вмененный доход, который уплачивает предприниматель, зависит не от размера его выручки и не от величины прибыли, а только от так называемых физических показателей (например, площади занимаемых помещений, количества работников).
Следует обратить внимание на то, что в муниципальном образовании (регионе) могут переводиться на уплату налога на вмененный доход не все виды деятельности, которые указаны в НК, а только часть из них. Какие виды деятельности переводятся на уплату налога, решают местные органы власти.
Основные изменения по единому налогу на вмененный доход можно проследить, сравнивая ранее действовавшую и вновь введенную системы вмененного налогообложения. По налогоплательщикам виды деятельности сократились с 25 до 14. По порядку уплаты единого налога авансовые платежи в размере 100 % суммы единого налога осуществляются ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, а не ежемесячно. При этом сумма налога уменьшается (но не больше, чем на 50 %) на суммы фактически уплаченных за тот же период взносов ПФР [2; 3].
Порядок уплаты налогов общего режима и единого налога на вмененный доход субъектов малого предпринимательства представлен в таблице.
Можно отметить следующие положительные стороны применения ЕНВД субъектами малого бизнеса:
1. Упрощение процедур расчета и сбора налогов. Эта система в решающей степени (в отличие от общего режима налогообложения) упрощает процесс ведения учета, отчетности, а также налогового учета. С другой стороны, предоставление налоговых деклараций при данной системе налогообложения — нонсенс, поскольку вмененный доход и налоговая декларация вещи несовместимые. Сам принцип системы вмененного дохода построен на том, что налоговые органы на основе принятых показателей базовой доходности, корректирующих коэффициентов и фактических физических показателей хозяйствующего субъекта (количество работников, площадь торгового зала, площадь зала обслуживания и др.) определяют и вменяют плательщику сумму дохода.
ГРНТИ 06.73.15 I © В.С. Лейман, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Л.А. Миэринь.
2. Возможность уменьшить налог на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50 % от первоначально рассчитанной величины ЕНВД.
3. Упразднение малоэффективной контрольной функции налоговых органов, особенно при выездных налоговых проверках.
4. Создание дополнительных стимулов по развитию производства и увеличению объемов реализации, поскольку размер единого налога в основном определяется не по отчету, а по косвенным натуральным показателям, характеризующим условия осуществления хозяйственной деятельности.
Таблица
Сравнительный анализ порядка уплаты налогов общего режима и единого налога на вмененный доход
Налог Налоговая база Юридические лица Индивидуальные предприниматели
Общий режим ЕНВД Общий режим ЕНВД
Налог на прибыль Доходы + — Х Х
Налог на имущество Остаточная стоимость имущества на конец периода + — + —
НДС Добавленная стоимость + — + —
Налоговые агенты + + + +
Транспортный налог Количество автотранспортных средств + + + +
Единый налог на вмененный доход Величина базовой доходности в
зависимости от вида предпринимательской деятельности — + — —
Единый социальный Фонд оплаты труда + — + —
налог Доходы Х Х + —
Взносы на обязательное Фонд оплаты труда + + + +
пенсионное страхование Фиксированный платеж Х Х + +
Взносы на обязательное
страхование от несчаст- Фонд оплаты труда + + + +
ных случаев
Налог на доходы с фи- Фонд оплаты труда + + + +
зических лиц Доходы Х Х + —
Добровольное страхование ФСС Фонд оплаты труда Х Может начисляться Х Может начисляться
Прим.: «+» — не освобождается от уплаты налога на применяемом режиме; «—» — освобождается от уплаты налога на применяемом режиме; «Х» — плательщиком налога не является.
Ист.: [4, с. 140].
Среди недостатков данной системы налогообложения необходимо отметить следующие [1]:
1. Малые предприятия и предприниматели одних отраслей облагаются единым налогом на вмененный доход, а других — нет. В результате предпринимательству наносится серьезный ущерб за счет «выравнивания» положения предприятий с точки зрения прибыльности бизнеса.
2. Увеличивается номинальная налоговая нагрузка для некоторых групп предпринимателей, которая может привести к разорению. Это определяется тем, что сумма налога не зависит от дохода предпринимателя, обязанного уплачивать фиксированный размер платежа, независимо от незначительной прибыли.
3. При расчете ЕНВД используется численность наемных работников, занизив которую можно минимизировать платеж.
Таким образом, перевод значительного числа субъектов малого предпринимательства на «вмененную» систему налогообложения стимулирует хозяйствующих субъектов данного уровня увеличивать объемы производства. Основная функция единого налога на вмененный доход — фискальная — направлена на пополнение бюджета, что позволяет в определенной степени нивелировать его дефицит.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комаров А.Г. Государственное регулирование промышленного комплекса в условиях экономической нестабильности // Известия СПбУЭФ. 2009. № 2. С. 64-68.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Гл. 26.3.
3. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 148 «Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности».
4. ШохнехА. Особенности налогового учета в сфере малого бизнеса // Предпринимательство. 2008. № 1. С. 136—141.
Т.И. ЛЕЙМАН
Лейман Татьяна Ивановна — старший преподаватель кафедры экономической теории и прикладной экономики Тюменского государственного университета.
В 2006 г. с отличием окончила Тюменский государственный университет.
Автор 4 публикаций.
Область научной специализации — социальная политика государства. ^ ^ ^
О НЕКОТОРЫХ МЕТОДАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ*
Государственное регулирование доходов населения представляет собой объемную систему различных направлений, форм, методов и средств воздействия на процесс их формирования, распределения и перераспределения. Можно выделить несколько общих взаимосвязанных направлений воздействия государства на формирование, распределение и перераспределение доходов населения [4]:
- макроэкономическое государственное регулирование — предотвращение или смягчение экономических кризисов; сдерживание инфляционных «перегревов»; стимулирование экономического роста и т. д.;
- деятельность государства с целью минимизации отрицательных последствий в социальной, экологической и других сферах, которые могут быть вызваны различными факторами технического и экономического развития;
- активная поддержка тех сфер, которые без государственного вмешательства либо вообще не могут развиваться, либо развиваются медленно и недостаточно.
Одним из основных методов прямого государственного регулирования являются трансфертные платежи, существенно снижающие степень неравенства (примерно до 80 %). К важнейшим общегосударственным гарантиям доходов населения относятся минимальный доход (прожиточный минимум), минимальная заработная плата, минимальная пенсия по старости.
По мнению экономистов, под минимумом заработной платы следует понимать сумму средств, обеспечивающих воспроизводство наименее квалифицированной рабочей силы, используемой в нормальных условиях труда. Представляется очевидным, что эта величина не должна быть ниже минимального потребительского бюджета — суммы средств, обеспечивающих нормальное физическое и духовное развитие детей и не допускающих деградации взрослых. Если учесть современное кризисное состояние экономики России, то минимум заработной платы не должен опускаться ниже бюджета прожиточного минимума — суммы, позволяющей удовлетворять лишь физиологические потребности человека.
В России доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума на конец 2008 г. составила 18,9 млн человек, или 13,4 % от общей численности населения страны. Несоответствие между минимальной заработной платой и уровнем прожиточного минимума на конец 2009 г. составляет 750 руб. (4330 руб. и 5083 руб. соответственно), что составляет 17 % к уровню минимальной заработной платы и 14 % к величине прожиточного минимума [2].
ГРНТИ 06.77.05 I © Т.И. Лейман, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Л.А. Миэринь.