Научная статья на тему 'Особенности современной системы логистики внутри организации и межорганизационном комплексе на базе it технологий'

Особенности современной системы логистики внутри организации и межорганизационном комплексе на базе it технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / СИСТЕМА РАСПОЗНАВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ / СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИСТИКА / СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Столяренко Алена Владимировна, Кожин Владислав Владимирович

В исследовании рассматриваются основные компоненты функционирования современной системы логистики на базе IT-технологий, применимо к внутренним и внешним процессам организации. На основании изучения и обобщения материалов в данном направлении, приводится новая расширенная трактовка понятия стандартизации логистики на межорганизационном уровне. Рассматриваются различные аспекты программных компонентов и систем, которые должны быть интегрированы в логистическую систему с целью оптимизации её деятельности и повышения эффективности работы компании в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности современной системы логистики внутри организации и межорганизационном комплексе на базе it технологий»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

посредством планирования фонда оплаты труда и прочих денежных поощрений, а также нематериальных стимулов, оказывающих воздействие как на моральное отношение сотрудников к деятельности предприятия, так и способствующих увеличению уровня производительности труда. Мотивация труда осуществляется на этапе разработки бизнес-проекта по соответствующей бизнес-единице с целью определения затрат на его реализацию и подвергается корректировке на этапе осуществления производственной деятельности на основании результатов оценки эффективности труда.

Результатом формирования эффективной системы контроля через установление трудовой дисциплины, осуществление непрерывного мониторинга и анализа условий труда, производительности труда, морального климата в коллективе, является возможность выявлять дестабилизирующие аспекты деятельности предприятия и не допускать или нейтрализовать их негативное влияние на результаты труда и, как следствие, на цели деятельности предприятия. Контроль является одной из составляющих этапа оценки эффективности реализации бизнес - проекта на предприятии.

Таким образом, процесс бизнес-проектирования по фактору производства «труд» должен осуществляться на этапе организации предприятия с последующими корректировками в зависимости от изменений состояния внешней среды. На стадии создания предприятия проектирование данного фактора заключается в расчете потребности в персонале, определении квалификационных требований, формировании штатного расписания и календарного плана работы персонала. В процессе функционирования предприятия корректировка состояния бизнес - единицы «труд» осуществляется с целью повышения продуктивности работы персонала посредством планирования и внедрения мероприятий по повышению заинтересованности персонала в результатах труда - мотивации персонала. Список использованной литературы:

1. Агапова, А. История экономической мысли: курс лекций/ А.Агапова. - М.: ЭКМОС, 1998 г. - 248 с.

2. Блауг, М. Спрос на факторы производства / М.Блауг // Экономическая мысль в ретроспективе — М. -1994.- № XVII. — С. 395-408.

3. Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П.Друкер. - М.: ФАИР-Пресс, 1988. - 288 с.

4. Станковская, И. К. Экономическая теория для бизнес-школ: учебник / И.К.Станковская, И.А.Стрелец. — М.: Эксмо, 2005. - 480 с.

5. Сычев, Н. В. Политическая экономия: курс лекций / Н.В.Сычев. — М.: ИКФ «Экмос», 2002. - 384 с.

© Стаценко Е.В., Рубан Е.С., 2015.

УДК 656.07

Столяренко Алена Владимировна

Канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента Института экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» Гуманитарно-педагогическая Академия (г. Ялта)

E-mail: alyonastolyarenko@gmail. com Кожин Владислав Владимирович, магистр VI курса, направление подготовки: Менеджмент Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» Гуманитарно-педагогическая Академия (г. Ялта)

E-mail: kozjin@bk.ru

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ЛОГИСТИКИ ВНУТРИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕЖОРГАНИЗАЦИОННОМ КОМПЛЕКСЕ НА БАЗЕ IT ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В исследовании рассматриваются основные компоненты функционирования современной системы

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

логистики на базе IT-технологий, применимо к внутренним и внешним процессам организации. На основании изучения и обобщения материалов в данном направлении, приводится новая расширенная трактовка понятия стандартизации логистики на межорганизационном уровне. Рассматриваются различные аспекты программных компонентов и систем, которые должны быть интегрированы в логистическую систему с целью оптимизации её деятельности и повышения эффективности работы компании в целом.

Ключевые слова

Интегрированная система управления, информационные технологии, логистика, логистическая система, логистический программный продукт, научно-технический прогресс, программный продукт, система распознавания информации, современная логистика, стандартизация.

Актуальность. В условиях стремительного развития современных экономических отношений, а также увеличения требований клиента к срокам доставки товаров, проблема перемещения грузов и управления товаротранспортными потоками встала особенно остро. В данном направлении актуальны исследования современных подходов к изучению и формированию логистических процессов в организации.

Анализ последних исследований и публикаций. Изучением особенностей функционирования логистических систем на базе IT-технологий занимались такие учёные, как: А. Александров [1], И. Балахонова [2], М. Басанский [3], В. Бурцев [4], М. Джиллингем [9], Е. Зайцев [6], Д. Иванов [7], М. Кристофер [8], К. Лайсон [9], Е. Шоль [10], В. Шумаев [10].

Цель статьи. Охарактеризовать особенности функционирования современной системы логистики внутри организации и межорганизационном комплексе на базе IT-технологий путём раскрытия аспектов программного обеспечения, позволяющего оптимизировать процесс логистики в организации с целью повышения эффективности её экономической деятельности.

Основное содержание. Современный подход к изучению логистического программного продукта является важным звеном в оценке товарно-экономических отношений организации. Данное заключение позволяет представить процесс логистики как наиболее важный фактор в развитии современной международной экономики [1, 2].

В настоящий момент времени, процесс логистики ограничивается не только вложением финансовых средств, закупкой оборудования и мониторингом условий, но в большей степени формированием и развитием управления процессом путём внедрения в него передовых программных продуктов и технологий управления.

Логистика, как одна из наиболее значимых ступеней в концепции развития и функционирования предприятия играет важную роль в улучшении общей конкурентоспособности организации, оптимизации внутриорганизационной структуры, улучшения инвестиционного климата и поддержке необходимого уровня социального компонента среды [2, 3]. Активное развитие современного подхода к изучению и формированию логистического процесса организации имеет первостепенное значение для скорейшего развития рыночной экономики региона, что и обусловило актуальность данной статьи.

Удовлетворение потребностей отдельно взятого потребителя и общества в целом является главной целью деятельности любого товарного хозяйства (сфера промышленности, малый бизнес) где логистический процесс призван связать воедино производство, распределение и потребление продукта [5, 4]. Иными словами, логистика включает в себя ряд направлений деятельности, таких как хранение, перевозка, обработка, упаковка, переработка и распределение товаров, услуг и информации.

В ХХ веке сформировались различные логистические средства и методы, однако теперь необходимо ориентироваться на достижения новой экономической эпохи - развития экономики в синтезе с информационными технологиями.

История развития логистической отрасли прошла через три этапа - это традиционная логистика производства товаров на реализацию; традиционный этап хранения и транспортировки и современная (компьютеризированная) логистика [9, 10]. Например, традиционный этап хранения и транспортировки

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

предоставляет услуги складирования, перевозок, перемещения, погрузки, разгрузки и упаковки товара (в сфере туристских услуг данный этап представлен транспортной инфраструктурой конкретного региона). Современная логистическая сеть представляет собой разветвлённую структуру различных складских и транспортных компаний, связанных посредством глобальной сети.

Подводя итог исторического аспекта, стоит отметить, что современная логистика возникла на границе увеличения темпов глобальной экономической интеграции, сокращения жизненного цикла продукции и более интенсивной конкуренции между предприятиями.

Современная логистика состоит из четырёх важных элементов:

1. Единство сотрудничества. Традиционная логистика хранения и передвижения товара дополняется специально разработанными программными продуктами, позволяющими оптимизировать весь процесс предоставления услуги [6, 9]. Также современная логистика выдвигает более высокие требования к соблюдению временных рамок, стандартизации услуг и нормализации необходимых процедур.

2. Систематизация. Современный логистический процесс сочетает в себе различные элементы, такие как транспорт, складирование, транспортировка, загрузка и разгрузка, распределение, переработка, упаковка и обработка товара и информации о нём. Это позволяет эффективно работать всем подсистемам по координации логистических объектов, включая информационные технологии третьей стороны, что позволяет удовлетворить требования клиента по быстроте и безопасности.

3. Информатизация. Современный логистический процесс должен осуществляться с привлечением специфических программных продуктов, быть динамически управляем с помощью них [3]. Благодаря работе информатизированной сети, каждый её член становится полноправным участником логистического процесса, что значительно повышает скорость товаротранспортного потока.

4. Стандартизация. Данный этап формирует технические стандарты различных подсистем внутренних объектов системы; механического оборудования и специальных инструментов, которые входят в состав логистической системы. Благодаря этому достигается сопоставление технических стандартов с рабочими стандартами через взаимодействие различных подсистем. Стандарты в логистике принято разделять на:

а) стандарты логистического программного обеспечения, которые призваны обеспечить однородность языка внутри программ, стандартизировать блоки структуры (штрих-коды, стандарты пакетов товаров и услуг и их размеров).

б) стандарты технического оборудования, которые необходимы для функционирования многокомпонентных технических узлов логистического процесса.

Как ранее отмечено, логистика неотделима от сервисных услуг и выполнения нематериальных операций. Тем не менее, современная логистика является профессиональной, информационно-нормированной открытой системой управления. Создание данной системы основывается на современных информационных технологиях в рамках теории и практики управления. Информационные технологии в 1990-2010-е гг. стали важным символом современной логистической системы. В аспекте IT-технологий, эта система состоит из трёх частей.

1. Система опознавания информации (СОИ). Данная система позволяет кодировать и декодировать отдельные потоки фиксированной информации на бумажном носителе при электронном обмене данными через компьютерную сеть. Как результат, СОИ значительно изменяет традиционное управление логистикой. Это оптимизирует весь процесс посредством компьютерной обработки данных, что позволяет избавиться от обилия бумажных документов в работе [5, 2]. В силу присущих свойств СОИ, её иногда называют «технологией безбумажной работы». Данная технология также применяется для реализации автоматической идентификации и управления разными видами объектов (люди, материалы) и объектов с разными статусами (динамические, статические) (визуализация «Формирования логистической системы» отображена на рисунке 1).

■*- - поток финансовых средств; - материальный поток.

Рисунок 1 - Формирование логистической системы в рамках функционирования предприятий малого

бизнеса [составлено авторами на основании 2,4,1].

Как один из главных элементов системы СОИ можно выделить штрих-код - универсальное средство мгновенного ввода данных в базу компьютера (а также радиочастотная метка, QR-код и т.д.) [5, 4]. При использовании технологии СОИ экономический эффект всей логистической системы существенно улучшается.

2. Информационная система управления (ИСУ). Данная система в логистике позволяет контролировать пространственно-временные перемещения того или иного товара. Иными словами, ИСУ позволяет отслеживать и фиксировать местонахождение товара в режиме реального времени. Например, система может запросить точное географическое положение товара (долготу, широту) и скорость его перевозки в любое время суток при этом отобразив данные на электронной карте [4, 1]. Эти данные позволяют менеджеру оценивать и контролировать управление транспортом с помощью системы глобального позиционирования (GPS). Кроме того, программное обеспечение на базе ИСУ обладает динамической функцией планирования, которая позволяет отправлять диспетчерскую информацию в любое время, чтобы потом получить сообщение о подтверждении.

Функция хранения и анализа данных позволяет составить план транспортных маршрутов заранее, а также фиксировать сведения в базе данных для изучения и анализа в дальнейшем. Таким образом, данная система позволяет при минимальных усилиях добиться оптимизации планирования маршрута доставки и позволить лицензированным пользователям получать доступ к интересующей их информации в любом месте и в любое время, что позволяет сделать заключение о том, что данная система является основным технологическим фундаментом современных логистических систем.

3. Система сетевых методик (ССМ). Это высокоскоростная и сбалансированная, динамичная и однородная, взаимосвязанная информационная сеть, являющаяся гарантом для современных предприятий по достижению альянса с другими компаниями в сфере доставки грузов. Данная система делает логистическую сеть интегрированной [2]. При этом многие компании используют различные интернет-платформы для динамического мониторинга и управления логистическими услугами. Грамотно разработанная логистическая сеть может не только эффективно минимизировать расходы в области доставки, но также повысить общий уровень управления информацией и обслуживания клиентов.

ССМ призвана не только контролировать стандартные нематериальные операции логистики, но и сформировать профессиональную управляющую систему, которая была бы основана на новейших информационных технологиях [6, 7]. В целом по Российской Федерации, аппаратные средства многих логистических компаний достигли значительного уровня развития. Однако наблюдается отставание в этой сфере от зарубежного опыта наших партнёров с точки зрения интеграции программного обеспечения и его стандартизации. В регионах данная проблема ощущается особенно остро.

Как уже было выше отмечено, стандартизация является одним из важнейших элементов современной логистики и необходима для модернизации материально-технического обеспечения, как компании, так и взаимоотношений между компаниями на рынке товаров и услуг.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

Современная логистика и логистическая деятельность не может быть осуществлена и исправно функционировать без стандартизации. Учёные [1-3, 5], посвятившие себя изучению логистической отрасли, в целом считают, что стандартизация в логистике это установление технических стандартов различных подсистем (систематические внутренние средства, механическое оборудование, специальный инструментарий и др.), регулирующих результаты деятельности [1-3, 5].

Однако данное определение поставлено слишком узко (в рамках отдельно взятой организации) и требует дополнения. Стандартизация логистики это не только стандартизация внутренней логистической системы, но стандартизация системы циркуляции различных материалов на межкорпоративном уровне. Она включает циркуляцию и перемещение материалов в сфере снабжения, от поставщиков к производителям, от логистических компаний к предприятиям оптовой и розничной торговли.

Отсюда следует, что причины неэффективности некоторых отраслей логистической системы кроются в искусственном разделении системы на несколько этапов, которые не могут быть связаны воедино посредством качественного программного обеспечения. Эта тенденция отчётливо прослеживается во многих малых предприятиях логистики.

Выводы. Укрепление и создание однородной интегрированной системы управления логистикой на основе стандартов программного обеспечения неизменно будет способствовать повышению международной конкурентоспособности предприятий Российского рынка логистического бизнеса. Однако создание единой системы логистической стандартизации должно быть сформулировано на правительственном уровне.

Учитывая высокие темпы роста Российской логистической отрасли, необходимо создать всеобъемлющую концепцию логистической стандартизации, контролировать технологический процесс предприятий логистики и содействовать их равномерному и согласованному развитию внутри рынка логистических услуг.

В дальнейшем необходимо ориентироваться на синтез технологий обработки информации и управления нематериальными операциями в логистической сфере деятельности. Передовые технологии, заявленные на рынке различными программными продуктами, сочетающими в себе системы СОИ, ИСУ и ССМ, гарантируют здоровое развитие современной логистической отрасли. Разработка данной отрасли должна, прежде всего, быть ориентирована на создание и поддержание главной идеи, о том, что наука и технология являются основной производственной силой, так как современная система логистики не может быть разработана без новейших технологий управления информационными потоками и стандартизации главных систем управления.

Список использованной литературы:

1. Александров А.А. Разработка организационно-экономических методов и моделей управления логистической системой поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции : автореф. дис. ... канд. техн. наук / А.А. Александров; Моск. гос. техн. ун-т. - М., 2008. - 18 с.

2. Балахонова И.В. Логистика: интеграция процессов с помощью ERP-системы / И.В. Балахонова, С.А. Волчков, В.А. Капитуров. - Н. Новгород: Приоритет, 2006. - 460 с. - Библиогр.: С. 456-457 (53 назв.).

3. Басанский М.В. Информационные системы управления закупками / М.В. Басанский // Экономикс. - 2013. - № 2. - С. 12-18.

4. Бурцев В.В. Методология сбытовой политики коммерческой организации / В.В. Бурцев // Упр. продажами. - 2004. - № 6. - С. 47-51.

5. Бурцев В.В. Оптимизация сбытовой деятельности предприятия // Там же. - 2003. - № 1. - С. 182-186.

6. Зайцев Е.И. Информационные технологии и системы в логистике и управлении цепями поставок: иллюстрации и информационные материалы / Е.И. Зайцев. - М. НИУ-ВШЭ, 2013. - 100 с.

7. Иванов Д.А. Информационные системы и технологии в логистике: интегрированные системы управления предприятием : учеб. пособие / Д.А. Иванов ; С. Петерб. гос. политехн. ун-т. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2005. - 83 с

8. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок: Как сократить затраты и улучшить обслуживание потребителей / М. Кристофер. - М. : Инфра-М, 2012. - 315 с.

9. Лайсон К. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок / К. Лайсон, М. Джиллингем. - М. : Инфра-М, 2010. - 274 с.

10.Шумаев В.А. Информатизация и логистизация процессов снабжения, производства и сбыта промышленной продукции / В.А. Шумаев, Е.И. Шоль // Логистика сегодня. - 2006. - № 6. - С. 360-371

© Столяренко А.В., Кожин В.В., 2015

УДК 336.144.38

Тимощенко Марина Александровна

Бакалавр экономики

Финансовый университет при Правительстве РФ, г.Москва, РФ

Tma93@mail.ru

СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ПОДДЕРЖКУ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация

Значительную часть расходов бюджета составляют расходы на агропромышленный комплекс. В статье рассмотрены основные направления по которым осуществляется поддержка сельского хозяйства в Российской Федерации, а также отражены объемы финансирования по каждому направлению, представлена группировка мер поддержки отечественного агропромышленного комплекса в соответствии с российским законодательством.

Ключевые слова

Сельское хозяйство, Госпрограмма, расходы бюджета, меры поддержки, АПК, федеральная целевая программа, бюджет.

Государственная поддержка сельского хозяйства базируется на совокупности прямых (субсидирование), косвенных (льготное налогообложение и другие) и опосредованных мер (напрямую не связанных с сельскохозяйственным производством). Формы государственной поддержки должны обеспечивать соответствующие благоприятные условия для деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как это оказывает влияние на эффективность использования бюджетных средств. Так убыточные сельскохозяйственные предприятия не имеют возможности воспользоваться мерами государственной поддержки.[4,с.88] На сегодняшний день реализация государственной аграрной политики происходит в рамках Федерального закона N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". Данный нормативно-правовой акт определяет государственную аграрную политику как неотъемлемую часть государственной социально-экономической политики, основной целью которой является реализация мер, направленных на развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Данный закон в статье 7 устанавливает основные направления государственной поддержки аграрного сектора экономики. Они содержат как поддержку отдельных отраслей, так и комплексные цели:

1. Меры поддержки отдельных отраслей.

2. Меры, направленные на обеспечение сельского хозяйства необходимыми денежными ресурсами и поддержку финансовой системы.

3. Меры, направленные на повышение плодородия почв, а так же меры по поддержке обновления основных средств сельскохозяйственными товаропроизводителями.

4. Меры по обеспечению устойчивого развития сельских территорий.

5. Меры по информационному обеспечению, предоставлению консультационной помощи, подготовке и переподготовке квалифицированных кадров для сельского хозяйства.[3]

Рассматривая финансовые меры поддержки сельского хозяйства можно отметить, что в условиях рыночной экономики цены и тарифы напрямую не контролируются государством, в свою очередь, установление ставок налогов и определение объемов бюджетных ассигнований находятся именно в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.