Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3690
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGY / SOCIETY / CO-MENTORING / EDUCATION / PERSON-CENTERED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варфоломеева С.В.

It is considered the particularities of modern pedagogy, that is nowadays is represented as the complex of some differently directed tendencies: on the one hand it is based on classical pedagogic methodology, on the other hand, active forms of new types and methods, that are based on person-centered approach in education and co-mentoring. Main particularities of modern pedagogical process are analyzed. They all have its own advantages and disadvantages. Its study is aimed at effective development of modern pedagogical process, its productiveness. Escalation of quality of pedagogical process, its opportunity to meet modern challenges that are applied to human science let achieve the main aim of pedagogy to foresight the result of activity moved ahead events in human's conscience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MODERN PEDAGOGY

It is considered the particularities of modern pedagogy, that is nowadays is represented as the complex of some differently directed tendencies: on the one hand it is based on classical pedagogic methodology, on the other hand, active forms of new types and methods, that are based on person-centered approach in education and co-mentoring. Main particularities of modern pedagogical process are analyzed. They all have its own advantages and disadvantages. Its study is aimed at effective development of modern pedagogical process, its productiveness. Escalation of quality of pedagogical process, its opportunity to meet modern challenges that are applied to human science let achieve the main aim of pedagogy to foresight the result of activity moved ahead events in human's conscience.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ»

DOI: 10.18522/2070-1403-2021-84-1-117-126

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37

С.В. Варфоломеева

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова г. Краснодар, Россия varph2000@mail. ru

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ [Svetlana V. Varfolomeeva Peculiarities of modern pedagogy]

It is considered the particularities of modern pedagogy, that is nowadays is represented as the com -plex of some differently directed tendencies: on the one hand it is based on classical pedagogic methodology, on the other hand, active forms of new types and methods, that are based on person-centered approach in education and co-mentoring. Main particularities of modern pedagogical process are analyzed. They all have its own advantages and disadvantages. Its study is aimed at effective development of modern pedagogical process, its productiveness. Escalation of quality of pedagogical process, its opportunity to meet modern challenges that are applied to human science let achieve the main aim of pedagogy to foresight the result of activity moved ahead events in human's conscience.

Key words: pedagogy, society, co-mentoring, education, person-centered approach.

Современные тенденции развития гуманитарных наук вот уже несколько десятилетий направлены на смещение в сторону личностно-ориентированного акцента, что не могло не затронуть такую науку, как педагогика. Долгое время считалось, что основная и единственная функция педагогики касается только передачи культурной традиции от поколения к поколению. Сегодня можно смело утверждать, что основополагающие категории в педагогике меняют смысл, приобретают новые оттенки: педагогика (воспитание, образование) уже не рассматривается только как внешний фактор воздействия на индивида, не сводится к простым действиям, направленным на формирование знаний, умений, способностей от человека к человеку [3; 18, с. 118; 19]. Сегодня с педагогикой сталкивается любой человек, который испытывает на себе влияние образования, воспитания, обучения, система которых выступает одним из механизмов развития общества.

Современная педагогика представляет собой совокупность нескольких разнонаправленных тенденций, с одной стороны, она опирается на классическую модель, с другой стороны, открыта новому. Вслед за рядом авторов мы считаем, что современная педагогика направлена не просто на формирование личности, а на инициацию роста личностных качеств, развитие индивидуального и неповторимого в человеке, то есть функция индивида не сводится к прямому потреблению предложенного продукта, а позволяет формировать субъективную оценку. Человек в рамках современного педагогического процесса должен подвергать сомнению готовые правила и аксиомы, проводить собственные мыслительные, ассоциативные аналогии, приходить к индивидуальным результатам и заключениям.

В современном педагогическом процессе можно выделить ряд особенностей: 1. Уменьшение методологических исследований, направленных на размышления в области теории педагогики и, как следствие этого процесса, увеличение прикладных работ, целью которых выступает конкретная задача. Такого рода тенденция имеет как положительные, так и отрицательные результаты. Смещение центра в педагогики с общих рассуждений на частные чревато потерей важной традиционной основы, фундаментальности педагогических наук, возможностью скатиться до экспериментов, крайних по своему содержанию, часто не подкрепленный никакой научной базой, попыткой только на практике обосновать сложный и комплексный по своей сути процесс.

С другой стороны, педагогика не может и не должна быть теоретической наукой, ее задача - формирование прикладного аспекта. Небрежное отношение к любому из описанных выше явлений приводит к «перекосу», псевдонаучному пониманию самой сути педагогики, отсутствию направленности вперед, в будущее человечества. Современная России развивается и проходит этап поиска новых идеалов, педагогика в этом смысле не может не видоизменяться вместе с обществом, но изменения не могут не опираться на «...педагогические традиции и достижения, которые, с одной стороны, должны быть необходимо сохранены, а с другой, - по возможности адаптированы к условиям существующей реальности» [20, с. 85].

2. Утрата педагогической преемственности, основанная на отказе опираться на фундаментальные исследования в области педагогики, развивать и углублять полученные ранее результаты, что может привести к «оторванности» педагогической науки от жизненных реалий, от самого человека.

3. Снижение компетенции самого педагога, связанное с уменьшением уровня профессионализма, наличия определенного количества людей, находящихся на периферии педагогического процесса, но активно участвующих в формировании современных исследований, публикующих часто псевдонаучные данные. Об этой тенденции еще в 2011 году заявила И.А. Колесникова в статье «Проблемы развития современной педагогической науки». Кроме того, современный педагог часто сам имеет целый ряд проблем с адаптацией в современном педагогическим процессе, так как имеет собственные психологические барьеры, которые опираются на субъективное понимание нормы профессиональной деятельности, критическое (выраженное в поиске негативных оснований) мышление в области как своей, так и чужой деятельности [5; 8; 10; 12; 13].

На сегодняшний день можно утверждать, что современная педагогика разделилась на два направления: «сторонников внедрения новых, инновационных педагогических концепций и сторонников традиционных взглядов на педагогику» [4, с. 229]. Педагогический процесс - динамичный, многогранный, сложный, разнонаправленный процесс, на изменение которого влияет целый ряд факторов: культурный, социальный, религиозный.

Современный педагогический процесс должен отвечать целому ряду требований, касающихся не только личности самого педагога, наставника, тьютора, но и непосредственно его содержания:

1. наличие ценностного отношения к личности человека, понимание ее особенностей и индивидуальности;

2. наличие желания развивать неповторимые черты воспитуемого;

3. наличие желания и возможностей для собственного обогащения информацией, культурными ценностями, саморазвития;

4. умение работать с личностно-ориентированным содержанием;

5. владение педагогическими техниками и знаниями;

6. наличие выбора определенных способов и условий организации педагогического процесса;

7. наличие желания самостоятельно выстраивать педагогический процесс;

8. наличие желания удовлетворить личностные запросы участников педагогического процесса;

9. умение учитывать этнокультурный аспект, понимать исторически сформированную культуру определенного народа;

10.желание видоизменить функцию педагога от человека, который передает знания до человека, который помогает осваивать знания;

11.желание развивать гибкость мышления, стремление к самостоятельному анализу явлений, создании оптимальных условий для развития личности [9; 14; 15].

В последние годы на базе традиционной педагогики появляются новые формы, связанные с необходимостью расширить и углубить намеченные тенденции в рамках личностно-ориентированного подхода. Например, можно выделить следующие направления:

1. креативное направление в педагогике, или креативную педагогику, цель которой можно подразделить на два варианта реализации: во-первых, воспитать творческую личность, во-вторых, умение творчески подходить к любой научной дисциплине. Это направление позволяет инициировать интерес обучающегося к дисциплине, мотивировать его на поиск нового, неизведанного, в том числе с использованием новых технологий.

2. компетентностная педагогика направлена на формирование конкретных навыков и умений в рамках заданного для обучающегося направления, позволяет углубиться в дисциплину и научится принимать эффективные решения.

3. поликультурная педагогика прежде всего направлена на учет поликультурности мира, его многогранности и разнообразия, ключевым понятия такой педагогики является термин «толерантность», подразумевающий не только принятие другого с сохранением собственной индивидуальности, но и развитие личности, которая не проявляет агрессии и ненависти [16; 17; 7, с. 34].

Реализация педагогического процесса, направленного на личностную ориентацию, в современной педагогике связана с рядом аспектов, учет которых позволяет более полно и эффективно достигать поставленных результатов. Среди наиболее важных аспектов можно выделить следующие:

1. Философский, который в современной педагогике представлен вхождением в единое духовное пространство, то есть отказ от борьбы между первенством материи или идеи, способность выйти за границы национального, страноведческого. Личность в этом аспекте рассматривается как совокупность социального, национального, индивидуального, она направлена на самореализацию и раскрытие индивидуальных способностей.

2. Психологический, направленный на поиск смысла жизни, своего неповторимого «я», включающее: осознание себя в качестве свободной личности, признание объективных ценностей реального мира, выраженных в сложившихся универсалиях.

3. Педагогический, подразумевающий ведущую роль педагогики в понятии «культура», гуманное влияние которого выражено в стремлении человека к нравственному самосовершенствованию и интерпретирует личность как субъект, который понимает и принимает себя и окружающих людей.

4. Культурологический, направленный на развитие гармоничной личности на базе культуры, наполненности жизни культурологической информацией, которая, в свою очередь, постоянно видоизменяется, учитывает новые культурные явления.

5. Социологический, который представлен учетом разнообразных социальных явлений и особенностей, например, в нашей стране среди прочих можно выявить: большое количество неполных семей, семей с одним ребенком, религиозную неоднозначность, высокий процент жестокого обращения с детьми, высокий процент людей с различными зависимостями, социальное и экономическое расслоение и так далее.

Таким образом, можно говорить о том, что перед современной педагогикой стоят сложные задачи, решение которых требует усилий не только непосредственно педагогов, но и психологов, социологов, культурологов, философов, филологов, юристов и других. Только комплексный подход в достижении личностно-ориентированного аспекта в педагогике позволит эффективно отвечать на современные вызовы, с которыми она сталкивается.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Алексеева М.И. Традиции и инновации в современном вузовском образовании // Гуманитарные научные исследования _ http://human.snauka.ru/ 2017/04/23493 (дата обращения 25.07.2019).

2. Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. http/portalus.ru/ (дата обращения: 02.01.2021).

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Ростов-на-Дону: Булат, 2000. 351 с.

4. Варфоломеева С.В. Российские педагогические традиции и возможности их использования в современном образовании // Гуманитарные и социальные науки 2019. № 5 с. 228-236.

5. Виленский М.Я. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука. 2002. №2. С. 8-14.

6. Гаврилин А.В. Развитие теории и практики гуманистических систем в отечественной педагогике: автореф. дис...д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1997. 35 с.

7. Грендо Н.С., Маршнева О.В. Поликультурная педагогика: воспитание толерантности через обучение языкам // Вестник научных конференций учредители. № 1-4 (5). Тамбов, 2016. с. 31-35.

8. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.

9. Жукова И.Г. Направленность личности как фундамент становления смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. Психологические проблемы смысла жизни и акме // Материалы XI симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме». М.: Психологический ин-т РАО, 2006. С.100-103// smyslsimp11. narod.ru/iisimpoz.html (дата обращения: 02.01.2021)

10.Кадырова Е.П. Современные проблемы педагогической науки и образования // Успехи современного естествознания. 2010. № 3. С. 69-71; [Электронный ресурс] URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/ view?id=7884 (дата обращения: 10.01.2021).

11..Колесникова И. А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

12.Колесникова И.А. Проблемы развития современной педагогической науки Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» // [Электронный ресурс] http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-26 (дата обращения 10.01.2021).

13.Князева Е.Н. Научись учиться / «Мост», СПб., май 2001, № 44, c.52-53; июнь 2001, № 45.

14.Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994. 140 с.

15.Корнетов Г.Б. Историко-педагогическое знание / Историко-педагоги-ческое знание вначале третьего тысячелетия: перспективные направления исследований феноменов педагогического прошлого в контексте современных проблем теории и образования: Материалы Третьей национальной научной конференции 26окт. 2007 г. М.: АСОУ, 2007. (Серия «Историко-педагогическое знание». Выпуск 6). 123 с.

16.Никонорова Ю.В., Чабанова Н.И., Лисичкина О.М. Применение информационных технологий в процессе преподавания высшей математики // Гуманитарные и социальные науки. Ростов н/Д, 2019. № 1. С. 312-320.

17.Нуртаева К.С., Альмухамбетова С.К., Куандыков Е.У., Жумагул М.Ж., Нурпеисова И.К. Современная педагогика и ее возможности // [Электронный ресурс] https://kaznmu.kz/press/2014/01/21 (дата обращения 10.01.2021).

18.Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. Кн.1. 174 с.

19.Слободчиков В.И. Инновационное образование: введение в проблему // Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 6, 2008. С 1215. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n7innovatsionoe-obrazovanie-vvedenie-v-problemu/viewer (дата обращения 10.01.2021).

20. Сюбарева И.С. Педагогические традиции: сущность, особенности функционирования и развития / Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012 // [Электронный ресурс] https://cyberlenmka.ru/article/n/ pedagogicheskie-traditsii-suschnost-osobennoya (дата обращения 10.02.2021).

21. Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. М.: РосНОУ, 2015. 416 с.

22.Ульянова И.В. Способность к рефлексии - актуальное качество будущего педагога // Научно-педагогический журнал «Высшее образование в России». 2011. №8-9. С. 147-150.

R E F E R E N C E S

1. Alekseeva M.I. Traditions and innovations in modern university education // Humanitarian scientific research http://human.snauka.ru/2017/04/23493 (date of access 25.07.2019).

2. Boguslavsky M.V. The genesis of the humanistic paradigm of education in domestic pedagogy at the beginning of the 20th century. http / portalus.ru / (date of access: 02.01.2021).

3. Bondarevskaya E. V. Theory and practice of student-centered education Rostov-on-Don: Bulat, 2000.351 p.

4. Varfolomeeva S. V. Russian pedagogical traditions and the possibilities of their use in modern education // Humanities and social sciences 2019. No. 5 p. 228-236.

5. Vilensky M.Ya. Educational space as a pedagogical category // Pedagogical education and science. 2002. No. 2. P. 8-14.

6. Gavrilin A.V. Development of the theory and practice of humanistic systems in domestic pedagogy: thesis abstract. M., 1997.35 p.

7. Grendo N.S., Marshneva O.V. Multicultural pedagogy: education of tolerance through teaching languages // Bulletin of scientific conferences founders. No. 1-4 (5). Tambov, 2016, p. 31-35.

8. Dzhurinsky A.N. History of pedagogy. M., 2000.

9. Zhukova I.G. Personality orientation as the foundation for the formation of life-meaning orientations in adolescence. Psychological problems of the meaning of life and acme // Materials of the XI symposium "Psychological problems of the meaning of life and acme". Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education, 2006. P.100-103 // smyslsimp11. nar-od.ru/iisimpoz.html (date of access: 02.01.2021)

10.Kadyrova E.P. Modern problems of pedagogical science and education // Successes of modern natural science. 2010. No. 3. P. 69-71; [Electronic resource] URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7884 (date of access: 01/10/2021).

11.Kolesnikova I. A., Titova E. V. Pedagogical Praxeology. M.: Publishing Center "Academy", 2005.

12.Kolesnikova I.A. Problems of the development of modern pedagogical science of the All-Russian scientific conference with international participation "Pedagogy in the modern world" // [Electronic resource] http://kafedra-fo-rum.narod.ru/index/0-26 (access date 10.01.2021).

13.Knyazeva E.N. Learn to learn / "Most", St. Petersburg., May 2001, No. 44, p.52-53; June 2001, No. 45.

14. Kornetov G.B. World history of pedagogy. M., 1994.140 p.

15.Kornetov G.B. Historical and pedagogical knowledge / Historical and pedagogical knowledge at the beginning of the third millennium: promising directions of research of the phenomena of the pedagogical past in the context of modern problems of theory and education: Materials of the Third National Scientific Conference 26 oct. 2007 M.: ASOU, 2007. (Series "Historical and pedagogical knowledge". Issue 6). 123 p.

16.Nikonorova Yu.V., ChabanovaN.I., Lisichkina O.M. Application of information technologies in the process of teaching higher mathematics // Humanities and social sciences. Rostov-on-Don, 2019. No. 1. P. 312-320.

17.Nurtaeva K.S., Almukhambetova S.K., Kuandykov E.U., Zhumagul M.Zh., Nurpeisova I.K. Modern pedagogy and its possibilities // [Electronic resource] https://kaznmu.kz/press/2014/01/21 (date of access 10.01.2021).

18.Simonenko V.D. General and professional pedagogy: A textbook for students studying in the specialty "Vocational training": In 2 books. Bryansk: Publishing house of the Bryansk State University, 2003. Book 1. 174 p.

19.Slobodchikov V.I. Innovative education: an introduction to the problem // Municipal education: innovation and experiment № 6, 2008. From 12-15. [Electronic resource] https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionoe-obrazo-vanie-vvedenie-v-problemu/viewer (access date 10.01.2021).

20.Syubareva I.S. Pedagogical traditions: essence, features of functioning and development / Bulletin of the Volga University named after V.N. Tatishchev. 2012 // [Electronic resource] https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogich-eskie-traditsii-suschnost-osobennoya (date of access 10.02.2021).

21. Ulyanova I.V. Modern pedagogy: educational system for the formation of humanistic life-meaning orientations of schoolchildren: monograph. Moscow, 2015.416 p.

22.Ulyanova I.V. The ability to reflect - the actual quality of the future teacher // Scientific and pedagogical journal "Higher Education in Russia". 2011. No. 8-9. P. 147-150.

_11 января 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.