УДК 324
DOI 10.18101/2306-630X-2019-2-3-11
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ И ПРОГНОЗЫ 1
© Окунев Игорь Юрьевич
кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник,
директор Центра пространственного анализа международных отношений
Института международных исследований,
Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел России Россия, 119454, г. Москва, пр. Вернадского, 76 E-mail: iokunev@mgimo.ru
© Бибина Эмма Сергеевна
студент,
стажер-исследователь Центра пространственного анализа международных отношений,
Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел России Россия, 119454, г. Москва, пр. Вернадского, 76 E-mail: emmabibina@gmail.com
В статье рассматриваются проблемы становления и развития парламентаризма в Республике Беларусь. Анализируются предпосылки, условия, структура, первые этапы развития современного белорусского парламентаризма, старт которому был дан после проведения референдума 24 ноября 1996 г. Также приводится анализ особенностей партийной системы страны, среди которых слабая проработка идеологических платформ, низкий уровень доверия партиям среди электората, отсутствие ярких лидеров, малочисленность и другие. В центре внимания авторов находятся причины, обусловливающие феномен преобладания беспартийных депутатов в нижней палате парламента республики, и его последствия. Заключительной частью статьи являются описание нынешнего состояния предвыборной гонки и агитационной кампании, а также прогнозирование результатов выборов.
Ключевые слова: Республика Беларусь; парламентские выборы; мажоритарная избирательная система; партийная система; беспартийные кандидаты.
Для цитирования
Окунев И. Ю., Бибина Э. С. Особенности современной партийной системы Республики Беларусь: результаты парламентских выборов и прогнозы // Евразийство и мир. 2019. № 2. С. 3-11.
1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-7810004 «Трансформации электорального поведения в регионах зарубежных стран, пограничных с Российской Федерацией: сравнительный пространственный анализ»).
В политической системе современного общества важное место занимают политические партии. Они выступают связующим звеном, механизмом, соединяющим народ с правительством, гражданское общество с обществом политическим.
Согласно определению энциклопедического политического словаря, политическая партия — это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении [1, с. 245].
В процессе исторического развития в одних странах образовалась одна политическая партия, в других — две, в ряде же стран возникло три и больше партий. Конкретно-исторические условия, сложившиеся в той или иной стране (классовый состав населения, исторические традиции, политическая культура, национальный состав и т.д.), детерминировали количество и характер появившихся и функционирующих в ней политических партий. Совокупность этих партий и характер их отношений между собой, а также с государством и другими политическими институтами, характерными для данного политического режима, принято называть партийной системой. Как известно, партийные системы бывают однопартийными, двухпартийными и многопартийными. Отнесение партий системы той или иной страны к одному из перечисленных типов определяется не чисто арифметически, то есть количеством партий, функционирующих в этой стране, а наличием совокупности определенных признаков. При классификации политических систем необходимо учитывать три основных признака: а) число партий; б) наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции; в) уровень соревновательности между партиями.
Независимо от количества в стране партий каждая из них стремится завоевать максимальное количество мест в законодательном собрании или большинство голосов избирателей на выборах исполнительной ветви власти и участвовать в политической жизни страны. Общепринято считать, что целью любой партии является завоевание власти, нахождение в ее структуре.
Партийная система Белорусии начала формироваться во второй половине 80-х гг. ХХ в. В соответствии с приведенными признаками она характеризуется как многопартийная, хотя процесс формирования еще не завершился.
Отправной точкой развития современного парламентаризма в Белоруссии по праву считается 24 ноября 1996 г. — день проведения судьбоносного референдума, изменившего основы политической системы страны. В результате внесения в Конституцию изменений одним из ключевых преобразований стало расформирование высшего законодательного органа — Верховного Совета. На его основе был создан новый парламент—Национальное собрание Республики Беларусь, состоящее из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Палата представителей, состоящая из 110 депутатов, формируется полностью по мажоритарной системе (избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей по одномандатному избирательному округу, где он баллотируется). Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.
Совет Республики является палатой территориального представительства и состоит из 64 членов (от каждой области и г. Минска избираются на заседаниях депутатов местных Советов по восемь членов Совета Республики, в дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются президентом Республики Беларусь). Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет1.
Парламентские выборы проходят раз в четыре года. Хронологические рамки созывов Национального собрания по состоянию на сентябрь 2019 г. следующие:
I созыв (28 ноября 1996 — 21 ноября 2000)
II созыв (21 ноября 2000 — 16 ноября 2004)
III созыв (16 ноября 2004 — 27 октября 2008)
IV созыв (27 октября 2008 — 18 октября 2012)
V созыв (18 октября 2012 — 10 октября 2016)
VI созыв (11 октября 2016 — по настоящее время)
На развитие партийной системы в Белорусии существенное влияние оказал референдум (24 ноября 1996 г.), изменивший основы всей политической системы страны. В результате внесения в Конституцию изменений одним из ключевых преобразования стало реформирование высшего законодательного органа — Верховного совета. На его основе был создан первый праламент — Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.
Среди проправительственных партий можно выделить три группы по идеологическим признакам. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 15 политических партий (до другим данным — 17), из них 7 проправительственных и 8 оппозиционных.
Левые: Коммунистическая партия Беларуси и Белорусская патриотическая партия.
Белорусские коммунисты отстаивают социалистический путь развития страны, создание планомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений. В социальной сфере они выступают за реализацию права на труд, обеспечение бесплатного среднего и высшего образования, бесплатной медицинской помощи, благоустроенного жилья, доступного отдыха, социальной справедливости, благополучие и безопасность граждан страны.
Левоцентристские социал-демократы: Белорусская аграрная партия, Республиканская партия труда и справедливости, Республиканская партия, Белорусская социально-спортивная партия.
Либералы: Либерально-демократическая партия
Оппозиционные партии также можно распределить по группам в зависимости от их нахождения на идеологическом спектре: Левые: Белорусская партия «Зеленые», Белорусская партия левых «Справедливый мир». Левоцентристские социал-демократы: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), Партия
1 Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http://www.rec.gov.by/ sites/default/files/pdf/constitution.pdf (дата обращения: 02.09.2019).
«Белорусская социал-демократическая Грамада», Социал-демократическая партия Народного Согласия.
Как оппозиционные, так и провластные социал-демократы в Белоруссии выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства и стремятся выразить позицию, объединяющую национальные традиции с мировым опытом, который избегает крайностей «правого» и «левого» радикализма.
Либералы: Объединенная гражданская партия. Как и в ЛДП, в ОГП подчеркивают приверженность либеральным ценностям, рыночным отношениям, демократии, многопартийности, гарантии гражданских прав и свобод.
Национал-демократы: Партия БНФ (Белорусский народный фронт), Консервативно-христианская партия — БНФ. Их общая идеология выражается в лозунге «Независимое государство Беларусь — национальное возрождение — общехристианские моральные ценности». Члены этих партий выступают за модернизацию страны по западноевропейскому образцу, включение ее в общемировую цивилизацию.
Основные проблемы партийной системы Республики Беларусь
В настоящее время партийная система страны находится в стадии формирования, отличается нестабильностью и характеризуется рядом особенностей. Следует отметить, что результаты референдума 1996 г. во многом способствовали появлению новых тенденций в ее развитии. Так, в ходе формирования первого созыва Палаты представителей Национального собрания из числа депутатов Верховного совета указом Президента Республики Беларусь № 495 от 27 ноября 1996 г. возник феномен «партий, созданных под государственный заказ в обмен на лояльность, материальную поддержку и государственный патернализм» [2, с. 286-289]. Кроме того, после принятия декрета президента Республики Беларусь № 2 от 26 января 1999 г. «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» сократилось число партий, поскольку возросло необходимое для официальной регистрации число членов партии (с 500 человек до 1000).
Следующей особенностью белорусских партий является малочисленность их членов. Самой многочисленной является Либерально-демократическая партия, в сентябре 2019 г. она насчитывала 47 тысяч членов. Все остальные партии демонстрируют значительно меньшее количество членов: Республиканская партия труда и справедливости — более 8 тысяч (2013), Коммунистическая партия Беларуси — 6 тысяч (2011), Объединенная гражданская партия — около 4 тысяч (2011), Белорусская социал-демократическая Грамада — около 3 тысяч (2019).
Сегодня партии имеют слабое влияние на мнение белорусского общества, поскольку большинство граждан мало знакомы с их деятельностью. По данным социологического мониторинга, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси, им доверяют только 6,9% населения страны, не доверяют — 45,3% [3, с. 35]. Также в ноябре 2017 г. Институт социологии Национальной Академии наук опубликовал рейтинг популярности белорусских политических партий, критерием которого стала
узнаваемость партий. Самыми популярными партиями стали Коммунистическая партия Беларуси (2,6% голосов) и Республиканская партия труда и справедливости (также 2,6% голосов). Самыми малоизвестными партиями оказались партия БНФ и Республиканская партия, каждая получила 0,7% голосов опрошенных1.
Еще одним значительным препятствием для развития партийной системы в Белоруссии является слабая проработка идеологических платформ. Не все партии способны разработать научно обоснованную, социально взвешенную, конструктивную программу деятельности. Программные документы многих партий не содержат ясной концепции политического, социально-экономического и духовного развития, характеризуются эклектикой идеологических выводов, расплывчатостью, неопределенностью представлений о будущем обществе. Такая ситуация приводит к тому, что партийные идеологии перестают служить идентификационными признаками, которые позволяют отличать партии друг от друга и формировать политические предпочтения у граждан.
Слабостью является и то, что программы партий не адаптируются под современные реалии, они «застыли» в повестке последней четверти XX в. В белорусской публичной политике деятельность партий практически незаметна, поскольку они не выступают инициаторами политических и информационных процессов. Более того, среди белорусских партий наблюдается крайняя степень фрагментации, их неспособность к консолидации сил. Также необходимо подчеркнуть, что партийное руководство уделяет недостаточно внимания созданию организационных структур в регионах страны, отсутствует плотная постоянная работа с ними.
Признано, что одним из ключевых условий популярности партии является наличие харизматического лидера. По мнению Игоря Васильевича Котлярова, известного белорусского социолога и политолога, директора Института социологии Национальной академии наук Беларуси, «у большинства белорусских политических партий нет запоминающихся лидеров, отвечающих современным требованиям и способных в трудные политические периоды принимать ответственные политические решения или хотя бы демонстрировать, что они готовы взять на себя ответственность за положение дел в государстве» [3, с. 35]. Также для популяризации деятельности партии крайне важна активная работа высокопрофессиональных средств массовой информации. На сегодняшний день у многих партий Беларуси нет собственных газет, официальные интернет-порталы работают некорректно и не обновляются, что напрямую сокращает уровень симпатии среди электората.
Особенности партийной системы во многом зависят и от уровня политической культуры граждан рассматриваемой страны. Белорусия — молодое государство, в котором политическая культура жителей находится еще на ранней стадии развития, трансформации. В Белорусии еще не сложились устойчивые социальные группы, осознающие свои групповые интересы и готовые отстаивать их через политическую деятельность посредством политических партий. Этот же фактор препятствует формированию политической идентификации различных социальных групп на основе традиционных идеологических доктрин.
1 Рейтинг политических партий Беларуси [Электронный ресурс] // Медиа-Полесье: информационный портал. URL: https://media-polesye.by/news/reyting-politicheskuh-partiy-belarusi-42871 (дата обращения: 07.09.2019).
Наконец, на сегодняшний день белорусские политические партии не выполняют эффективно свои функции: они не обладают властными рычагами для решения насущных проблем общества, поскольку между ними и органами власти отсутствует тесное сотрудничество. Не имея представительства во властных структурах, партии лишены возможности играть роль посредника и связующего звена, коммуникативного моста между государством и обществом и стать формой участия граждан в политических решениях и контроле над властью.
Согласно результатам голосования на выборах депутатов Палаты представителей последних по состоянию на сентябрь 2019 г. трех избирательных циклов, в четвертый созыв были избраны 7 кандидатов, выдвинутых политическими партиями (КПБ — 6, БАП — 1), в пятый созыв — 5 кандидатов от партий (БАП — 1, КПБ — 3, РПТС — 1), в шестой созыв — 16 кандидатов (Белорусская патриотическая партия — 3, РПТС — 3, КПБ — 8, ЛДП — 1, ОГП — 1). Напомним, что общая численность каждого созыва Палаты представителей составляет 110 депутатов.
Что касается территориального распределения голосов, отданных за кандидатов — представителей политических партий, то можно констатировать, что единственной областью, где за последние три избирательных цикла не получил мандата ни один партиец, является Витебская область. В Минской области только в шестой созыв были избраны один представитель Белорусской патриотической партии и один — от КПБ. В Брестской области в четвертый созыв Палаты представителей прошел один член КПБ, в шестой созыв — один член БПП и один член РПТС.
В Гомельской области в четвертый созыв были избраны один член КПБ и один член БАП, в шестой созыв — один член КПБ. В Гродненской области в ходе выборов депутатов четвертого созыва получили мандаты один член КПБ, пятого созыва — один член БАП, шестого созыва—один член КПБ. На фоне областей город Минск очень выделяется — именно здесь больше всего представителей партий побеждает на выборах. В четвертый созыв были избраны два кандидата от КПБ, в пятый — три члена КПБ, в шестой созыв — один член БПП, четыре члена КПБ, два члена РПТС и один член ОГП. Такая расстановка голосов, вероятно, может быть объяснена тем, что штаб-квартиры всех партий расположены в Минске и, соответственно, кандидаты, баллотирующиеся в столице, имеют больше технических возможностей для избрания. Кроме того, жители городов-миллионников традиционно голосуют отлично от жителей средних городов и сельской местности.
Таким образом, центральная роль в жизни белорусского парламента принадлежит беспартийным депутатам. Необходимо отметить, что еще во времена подготовки к референдуму 1996 г. Александр Лукашенко заявил, что «он ни с правыми, ни с левыми, он с народом», подчеркивая, что он не принадлежит к политическим партиям1. В стране, где во главе всей политической системы находится президент, такое заявление не могло не послужить примером для подражания и руководством к действию. Анализ депутатского корпуса показывает, что белорусы в целом
1 Новейшая история: референдум-1996 в Беларуси — между бездарным Шарецким и готовым на все Лукашенко [Электронный ресурс] // Наша Шва: информационный портал. URL: https://nn.by/?c=ar&i=160651&lang=ru (дата обращения: 06.09.2019).
предпочитают голосовать за тех беспартийных кандидатов, кто занимает высокие должности в сфере бизнеса и государственного управления либо же демонстрируют выдающиеся результаты в области спорта и культуры.
Например, среди беспартийных депутатов Палаты представителей шестого созыва можно выделить следующих:
Топ-менеджеры крупных предприятий — генеральный директор ОАО «Бере-стейский пекарь» Леонид Брич, первый заместитель генерального директора ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» Виктор Мирош, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам и логистике — начальник управления продаж и логистики ОАО «Беларуськалий» Андрей Рыбак, директор ОАО «Бабушкина крынка» Игорь Конончук, директор рессорного завода ОАО «МАЗ» Валерий Кур-севич, заместитель генерального директора по производству СОАО «Коммунарка» Татьяна Сайганова.
Высокопоставленные представители органов власти — заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Людмила Нижевич, посол Белоруссии в Австрии и Хорватии по совместительству постоянный представитель Белоруссии при международных организациях в Вене и при ОБСЕ Валерий Воронецкий.
Кроме того, в состав Палаты представителей также вошло несколько председателей районных исполкомов и крупных чиновников областных вертикалей. Около 20 депутатов являются представителями сферы образования и здравоохранения. Есть среди них и главные врачи медицинский учреждений, и директора школ, гимназий, лицеев, колледжей.
Депутатами шестого созыва также стали свыше десяти представителей сферы культуры и силовых ведомств. Среди них самыми заметными фигурами являются певица Ирина Дорофеева, директор музея «Замковый комплекс "Мир"» Ольга Попко, начальник Института национальной безопасности Иван Корж, первый заместитель министра внутренних дел — начальник криминальной милиции Валентин Михне-вич, заместитель начальника управления Комитета государственной безопасности по Минску и Минской области Петр Атрощенко, начальник Военной академии Сергей Бобриков1.
На 17 ноября 2019 г. запланировано проведение выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва. Так, выдвижение кандидатов в депутаты палаты пройдет в стране с 8 сентября по 7 октября. Достаточно злободневной и широко обсуждаемой в белорусском обществе является тема, связанная с формированием окружных и территориальных избирательных комиссий, которое завершилось 2 сентября.
По данным ЦИК Беларуси, в состав 110 окружных избирательных комиссий было выдвинуто 1959 представителей. Из них от политических партий — 375, от других общественных объединений — 1052. Два общественных объединения — «Белая Русь» и БРСМ выдвинули по 110 кандидатур, Белорусский союз женщин — 102, Белорусское объединение ветеранов — 95, профсоюзы — 286.
1 Палата № 6. 38 женщин, 8 коммунистов, 5 главврачей и певица [Электронный ресурс] // Белорусские новости Naviny.by. URL: https://naviny.by/article/20160912/1473691915-palata-no-6-38-zhenshchin-8-kommunistov-5-glavvrachey-i-pevica (дата обращения: 14.09.2019).
От оппозиционных политических партий в состав окружных комиссий вошли меньше 40 человек. Так, от Белорусской партии левых «Справедливый мир» — 23 (из 74), от Белорусской социал-демократической партии (Грамада) — 4 (из 35), от Объединенной гражданской партии — 1 (из 18), от БНФ — 3 (из 17).
Представительство провластных политических партий оказалось масштабнее. К примеру, от компартии Беларуси представлено 68 (из 86) и 7 из 7 — в территориальных комиссиях; от Республиканской партии труда и справедливости — 52 (из 60) и 5 из 7 — в территориальных. Либерально-демократическая партия получила 11 из 42 в окружных и 3 из 7 — в территориальных комиссиях1. При этом на официальном портале «Выборы-2019» 4 сентября было опубликовано видеообращение главы ЦИК Л. М. Ермошиной, согласно которому «образование комиссий проходило на конкурентной основе... жалобы от некоторых не вошедших в состав комиссий граждан
0 том, что якобы нарушены их конституционные права, являются несостоятельными»2.
Что касается потенциального исхода грядущих выборов, то можно предположить, что вероятнее всего ситуация с процентным соотношением партийных и беспартийных депутатов существенным образом не изменится. В ходе данной предвыборной гонки в СМИ крайне редко встречаются сообщения о выдвижении кандидатов от партий, не распространяются лозунги, на официальных сайтах партий агитационные материалы отсутствуют. Кроме того, тенденция на более активное голосование за партийных кандидатов в городе Минск, чем в других субъектах, должна сохраниться, поскольку больше всего заявлений на регистрацию инициативных групп было подано в Минске — 120. В Минской области их 73, в Могилевской области — 59, в Брестской — 54, в Витебской — 49, в Гомельской — 47, в Гродненской — 443.
Также стоит добавить, что с момента начала приема заявок на регистрацию инициативных групп, которые будут собирать подписи в поддержку потенциальных кандидатов, прошло несколько дней, однако уже обозначились новые для белорусской избирательной кампании тренды. Если ранее желающих стать депутатами можно было разделить на две большие группы — представителей власти и оппозиции, то сейчас появилась третья — общественные активисты. Их никак нельзя назвать провластными, поскольку на выборы они идут под лозунгами критики руководства республики. В то же время они не принадлежат к оппозиционным партиям и движениям4.
1 Посторонним вход воспрещен! [Электронный ресурс] // Новости Беларуси. URL: https:// udf.by/parlament2019/vazhnye-2019/198996-postoronnim-vhod-vospreschen.html (дата обращения: 14.09.2019).
2 Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов [Электронный ресурс]. URL: http://www.rec.gov.by/ (дата обращения 15.09.2019).
3 ЦИК: число инициативных групп по сбору подписей говорит о возможности хорошей альтернативы на выборах [Электронный ресурс] // Белорусское телеграфное агентство. URL: https://www.belta.by/politics/view/tsik-chislo-initsiativnyh-grupp-po-sboru-podpisej-govorit-o-vozmozhnosti-horoshej-alternativy-na-361729-2019/ (дата обращения: 15.09.2019).
4 В депутаты нового парламента идут беспартийные общественные активисты [Электронный ресурс] // Телескоп. Белорусский информационно-аналитический портал. URL: https://
Литература
1. Политология: Энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. 431 с.
2. Кузняцоу, М. В. Трансфармацыя паттычных партый Рэспублiкi Беларусь на новым этапе развщця // Власть и жизнь: материалы междунар. науч. конф. «Политический и социально-экономический процесс в Беларуси: состояние, проблемы, перспективы», 11-12 декабря 1997 г.— Минск, 1998.— С. 286-289.
3. Котляров И. В. Политические партии Беларуси в начале XXI в.: социально-политический анализ // Социологический альманах. 2010. № 1. С. 35.
FEATURES OF THE MODERN PARTY SYSTEM IN THE REPUBLIC OF BELARUS:
PARLIAMENTARY ELECTION RESULTS AND FORECASTS
Igor Yu. Okunev
Cand. Sci. (Polit.), Leading Researcher,
Director of Center for Spatial Analysis in International Relations,
Moscow State Institute of International Relations (University) under the Ministry of Foreign Affairs of Russia
76 Vernadsky Prospect, Moscow 119454, Russia E-mail: iokunev@mgimo.ru
Emma S. Bibina Student,
Research Assistant, Center for Spatial Analysis in International Relations
Moscow State Institute of International Relations (University) under the Ministry of Foreign
Affairs of Russia
76 Vernadsky Prospect, Moscow 119454, Russia E-mail: emmabibina@gmail.com
The new elections to the House of Representatives of the National Assembly in Belarus were held in 17th of November, 2019. In light of this event the article discusses the first stages of modern Belarus parliamentary development that started after the referendum of November 24, 1996. In addition, we have analyzed the features of the country's party system including weak elaboration of ideological platforms, low level of trust for political parties among the electorate, lack of bright leaders, low membership numbers, etc. The article also focuses on the reasons for the predominance of at-large candidates in the lower house of parliament and its consequences. In conclusion, we have described the state of election race and provided the election forecasts.
Keywords: the Republic of Belarus; parliamentary elections; plurality voting system; the party system; at-large candidates.
teleskop-by.org/2019/09/12/v-deputaty-novogo-parlamenta-idut-bespartijnye-obshhestvennye-aktivisty/ (дата обращения: 15.09.2019).