бессмертен и сам Аристотель.
Использованные источники:
1. Азитова Г.Ш., Азитова З.Ш., Азитова Г.Ш. О первоначале мира в мифах. -Международный научно-практический журнал «Теория и практика современной науки» №3(3), 2015, с.7
2. Лосев А., Тахо-Годи А. Аристотель. В поисках смысла.- Санкт-Петербург, Молодая гвардия, 2014 г.- 320 с.
3. Зубов В.П. Аристотель. Человек. Наука. Судьба наследия. - Санкт-Петербург, Едиториал УРСС, 2009 г.- 368 с.
Алексеева Н.В. студент
факультет педагогики и психологии Стерлитамакский филиал Башкирский госуниверситет Россия, г. Стерлитамак ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Аннотация: В статье рассматриваются особенности современной философии, специфика ее развития на современном этапе, основные направления и отличие современной философии от классической. Обосновывается своеобразие современной философии особенностями постмодернистской парадигмы видения социального и индивидуального мира человека.
Ключевые слова: философия, современная философия, философская антропология, экзистенциализм, постмодернизм.
Современность в философии имеет свой внутренний масштаб. Началом современного этапа считают конец XIX века, когда возникли новые формы философствования, преобладавшие в Европе XX века, главные идеи которых разрабатываются и в наше время.
XX век представлял собой особый этап в развитии современного общества. Характерными чертами современного общества являются противоречивость, конфликтность, ускоренные темпы социальных изменений, протекания всех социальных процессов, в конце концов, XX век - это время зарождения глобальных проблем, - все это наложило свой отпечаток на проблематику и содержание современной философии.
Современная философия - часть мировой культуры, она имеет статус общечеловеческой ценности, в то же время является отражением духовной жизни общества в силу своего конкретно-исторического характера. Тем самым, постижение философии позволяет понять причину и сущность многих процессов, происходящих в духовной жизни общества.
Особенностью развития современной философии является плюрализм философских идей, концепций, школ и направлений. Основные направления современной философии: феноменология, философская антропология, экзистенциализм, герменевтика, неопозитивизм, постпозитивизм и
постмодернизм. Феноменология, будучи ориентированной на непосредственный опыт переживания феноменов реальности в общем потоке сознания, на созерцание внешнего мира как очевидно явленной данности, свое дальнейшее развитие получила в экзистенциализме и герменевтики. Феноменологию иногда рассматривают как разновидность интуитивизма.
Основной проблемой философской антропологии является построение целостной концепции человека. Главной особенностью человека представители философской антропологии считают наличие у него духа, который позволяет подняться над биологической природой, преодолеть инстинктивную запрограммированность. Философская антропология оказала большое влияние на развитие частных наук о человеке, однако в философии не имела серьезного продолжения.
На смену философской антропологии пришел экзистенциализм, отказавшийся от представления о предзаданной сущности человека. Экзистенциализм - философское течение, в центре внимания которого индивидуальные смысложизненные вопросы: «Ситуация грозящей потери человеком самого себя, своей сущностной неопределенности, как человека, невозможного вне его органической включенности в мир инакового, другого, необходимо породила всплеск философских и психологических поисков объективно-онтологических и субъективно-личностных источников подлинности и смыслообразования...» [3, с. 55]. Эти поиски подлинных, аутентичных форм существования человека в мире и служат смыслом философских изысканий экзистенциализма.
Основные понятия герменевтики - текст, понимание, диалог и другие. Герменевтический метод применяется не только в сфере философских знаний, но и в социологии, психологии, других науках о культуре и человеке. Идеи герменевтики оказали влияние на постмодернистскую философию.
Постмодернизм понимается и как определенный этап развития (или заката) западной культуры, и как некая парадигма восприятия мира посредством литературы, религии, философии, искусства, как некий тип философствования или гибрид стилей в искусстве, привносящий в мир сознания дух неопределенности, хаоса, чистой субъективности. Даже духовность в постмодернизме лишается своего онтологического статуса: «Тем самым подрываются коренные основания культуры, и мир превращается в великую иллюзию, застывает, погружаясь в некую животную первородную реальность» [2].
Еще одной важной особенностью философии является то, что современной философия становится именно тогда, когда касается проблем, затрагивающих самые существенные вопросы для бытия человека в его повседневном жизненном мире. В этом смысле «современная философия» не отличается, например, от «античной философии»: и та, и другая имеют смысл только в том случае, если в их изучении происходит не отстранение
проблематики жизненной реальности и способов участия в ней человека, а ее раскрытие и освещение.
Современная философия существует в совершенно другом мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия. В XX веке все кардинально изменилось. Особенностями современного общества стали индустрия сознания и массовая культура. В обществе появляется мощный аппарат по выработке всевозможных социальных теорий и мифов, которые с помощью средств массовой информации - радио, печати, телевидения - ежедневно и ежечасно «воспитывают» народ, прививая всем одни и те же предрассудки, упрощенные схемы объяснения мира и истории, упрощенные нравственные и эстетические ценности. Если прежде человек являлся активным потребителем культуры, включаясь в процессе потребления в просоциальную деятельность и выступая участником культуротворческого процесса, то сегодня «всеобщая субпассионарность привела к тому, что подавляющее большинство людей утратило былую активность и все свое свободное время предпочитает проводить в пассивном созерцании телевизора» [1]. В силу этого, современному философу, в отличие от античного мудреца, трудно «достучаться» до сознания людей, ведь он имеет дело не с наивной, непросвещенной массой, а с теми, чье сознание уже с малых лет пропитано различными навязанными средствами массовой информацией представлениями, предрассудками, стереотипами, сквозь которые и должна пробиваться живая философская мысль, несущая человеку идею свободы, самостоятельного смыслоопределения, уникальности его жизни и мировидения.
Современная философия, прежде всего, антиидеологична. Она стремится отрицать любую идеологию как упрощающего, поверхностного способа объяснения мира и человека, человеческих отношений. Современная философия, отказавшись от претензий на обладание абсолютной истиной, существенно перестроила образ и стиль философствования. Теперь чаще всего это не монолог автора, который знает все заранее, а диалог автора и читателя, предполагающий интуицию и развитое воображение читателя, способного на определенный духовный труд. Только в этих взаимных усилиях может раскрыться подлинный смысл и значимость философского произведения. Само собой разумеется, что философское знание о мире, человеке и его отношении к миру изменяется от одной исторической эпохи к другой и всегда находится под определяющим влиянием со стороны социально-экономических, научных, художественных и нравственных запросов общества.
Использованные источники:
1. Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. Роль искусства в формировании духовности личности // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-16968
2. Сабекия Р.Б. Категория «духовность» в современном гуманитарном
знании // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4; URL: http://www.science-education.ru/110-9705
3. Сабекия Р.Б. Самореализация человека в мире / Р.Б. Сабекия. - Уфа: Гилем, 2006. - 141 с.
Алексеева Ю.А. студент
факультет ветеринарной медицины
Рыжкова О.И. доцент
ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА Россия, г. Ижевск
ПАРАДОКС ГИФФЕНА Аннотация: Самый первый парадокс стал известен в экономической теории под названием "парадокса Гиффена". В научной и учебной литературе встречается несколько вариантов объяснения этого парадокса. В большинстве работ по экономической теории говорится о том, что английский экономист XIX века Р.Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века объём спроса на картофель существенно увеличился при росте цен на него. Подобная ситуация полностью противоречит классической постановке закона спроса - при росте цены на товар объём приобретаемого товара должен уменьшаться, а он увеличивается. Это явление и получило название «парадокса Гиффена».
Ключевые слова: спрос, парадокс Гиффена, эффект дохода, потребление, цена.
Парадокс Гиффена экономистами объясняется следующим образом: «Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объём спроса на него вырос...»
Рассмотрим парадокс Гиффена в виде кривой - зависимости цены товара (Р) от количества получаемого блага^).