Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА МАШИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ / ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ И ЕГО СОВРЕМЕННАЯ КОНЪЮНКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кортиева К.Р., Ростова Д.В., Кирова И.В.

В статье проанализированы свойства и особенности современного товарного рынка машин и оборудования. Даны понятие конъюнктуры и классификация рынка машин и оборудования, определены его основные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE MODERN MACHINERY AND EQUIPMENT MARKET

Article analyzes features and properties of the modern machinery and equipment commodity market, and presents the notion of conjuncture and market classification. Key market characteristics and features are revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ»

УДК 339.91

Кортиева К. Р. студент, 4 курс экономический факультет Ростова Д.В. студент, 4 курс факультет управления Кирова И.В. доцент

кафедра экономических теорий Московский автомобильно-дорожный государственный

технический университет (МАДИ)

Россия, г. Москва ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ Аннотация. В статье проанализированы свойства и особенности современного товарного рынка машин и оборудования. Даны понятие конъюнктуры и классификация рынка машин и оборудования, определены его основные характеристики.

Ключевые слова: рынок машин и оборудования, экономические характеристики рынка машинотехнических изделий, особенности рынка машин и оборудования и его современная конъюнктура.

Kortieva K.R. student

4 course, Faculty of Economics Postova D. V.

4 course, Faculty of Management

Kirova I. V.

Associated Professor of the Department of economic theories Moscow Automobile and Road Construction State Technical

University (MADI) Russia, Moscow PECULIARITIES OF THE MODERN MACHINERY AND EQUIPMENT MARKET Abstract. Article analyzes features and properties of the modern machinery and equipment commodity market, and presents the notion of conjuncture and market classification. Key market characteristics and features are revealed.

Keywords: machines and equipment market, machinery market economic characteristics, machinery and equipment market features and modern conjuncture.

Важнейшей частью общемирового рынка средств труда является рынок машин, оборудования и транспортных средств. Машины и

оборудование - особый товар. Они являются объектом и инвестиционного и личного спроса. Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств. Именно в этой отрасли, включающей в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов, сильно заметен разрыв между развитыми и развивающимися странами. Еще недавно 90% продукции рынка машин и оборудования выпускалось развитыми странами, и только 10% — развивающимися [4]. К 2017 году доля развивающихся стран достигла уже 25% и продолжает возрастать. В экономике экономически развитых стран на машины и оборудование приходится 25 - 40% общего объема произведенной промышленной продукции [11].

Всего в мире, в машиностроении занято более 80 млн. человек (в Российской Федерации в сфере машиностроения работает более 3,5 млн. чел.), а количество производимых разновидностей индивидуальных изделий достигает 3 млн. [7; 13].

Мировое производство машиностроительной продукции характеризуется наличием относительно малых и средних компаний, в штате которых от 500 до 2000 сотрудников [11].

Конъюнктура товарного рынка - временная экономическая ситуация, характеризуемая признаками, отражающими состояние товарного рынка в определенный момент времени. К числу таких признаков можно отнести: тенденцию развития рынка, масштабы производства и рыночных операций, уровень спроса и предложения на данный товар и т.д. [4; 6].

Особенности формирования конъюнктуры рынка машин и оборудования во многом определяют такие экономические характеристики как:

- наукоёмкость, трудоёмкость и капиталоёмкость производства;

- интенсивность расширения и обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

- развитие процессов специализации и кооперации на всех стадиях воспроизводственного процесса.

Наукоёмкость - главная особенность области машиностроения. Развитие научно-технического потенциала - основа конкурентоспособности этой отрасли. Благодаря модернизации различных видов машин и оборудования, и удешевлению их производства, а также усилиям научно-технических кадров, процессы механизации и автоматизации ускоренно развиваются во всех видах производства, и практически повсеместно идет замена ручного труда работой машин.

До начала XXI века около 70% предпринимательских расходов на исследования и разработки (ИиР) передовых стран были подчинены нуждам машиностроения. В США с начала 1950-х и до конца 20го века доля машиностроения составляла - от 75 до 80% расходов предпринимательского сектора на ИиР. В обрабатывающей промышленности США (в состав которой входит машиностроение), осваивалось во второй половине 20-го

века от 96 до 98% предпринимательских ассигнований на ИиР. Это указывает на то, что именно в продукции машиностроения в наибольшей степени материализуются достижения НТП [5; 13].

Чаще всего можно встретить классификацию видов оборудования по следующим группам: основное технологическое; вспомогательное; автотранспортное; офисное (компьютерное оборудование, техника для связи, и т.д) [3, с.5].

Машиностроение, начиная с 70-х годов XX века, стало лидером среди других отраслей промышленности в развитии и использовании высоких технологий. Кроме того, рынок машин и оборудования значительно связан со сферой услуг, особенно в области монтажа обрабатывающих систем, ремонта и технического обслуживания и даже финансовых операций. Благодаря этому повышается производительность, и сокращаются издержки производства [5; 9].

Примерно третья часть продукции машиностроения, в качестве промежуточных товаров, поставляется в другие сегменты отрасли, такие как электронное машиностроение, автомобилестроение, производство медицинского оборудования, производство инструмента и т. п.

На мировом рынке машин и оборудования доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран: США (почти 30% стоимости машиностроительной продукции), Япония (15%) , ФРГ (около 10%), Франция, Великобритания, Италия, Канада [13]. В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения. На их долю приходится свыше 80% мирового экспорта машин и оборудования. Выпуская практически всю номенклатуру машиностроительной продукции, эта группа стран уделяет особое внимание следующим отраслям: авиаракетно-космической; микроэлектронике; робототехнике; атомно-энергетическому оборудованию; станкостроению; тяжелому машиностроению; автомобилестроению.

К странам - производителям машиностроительной продукции относятся также Россия (6% стоимости мировой машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран — Швейцария, Швеция, Испания, Нидерланды и др. [13].

Современными машиностроительными производствами располагают и некоторые развивающиеся страны, прежде всего, новые индустриальные: Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия, Турция, Бразилия, Аргентина, Мексика. Главные направления развития их машиностроения — производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение [12; 13].

Если в развитых странах, машиностроение опирается на высокий уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), высокую квалификацию рабочей силы и ориентировано на выпуск сложной и высокотехнологичной продукции, то машиностроение развивающихся стран специализируется, как правило, на выпуске массовой,

трудоемкой, технически несложной и невысокой по качеству продукции, в основе выпуска которой лежит дешевый труд местных работников [5]. Здесь много чисто сборочных заводов, получающих комплекты машин в разобранном виде из промышленно развитых стран.

В последние годы существенный прогресс в выпуске и экспорте машиностроительной продукции можно наблюдать у Китая. Производительность труда в машиностроении в Китае с начала 2000-х гг. росла в среднем более чем на 10% в год, достигнув к настоящему времени примерно половины уровня производительности труда в машиностроении стран ЕС (сравним с уровнем Польши, Чехии, Словакии). К тому же стоимость рабочей силы в Китае существенно ниже. Чем в ЕС, что дает китайским предприятиям преимущество в международной конкуренции [11].

В табл. 1 представлены некоторые показатели развития мирового рынка машиностроительной отрасли за период 2000 - 2015гг. [11]

Таблица 1.

Динамика экономических показателей развития мирового _машиностроения _

Показатели (в сопоставимых единицах) 2010г 2015г Среднегодовой темп прироста в %

20002008 гг 20092010 гг 20112015гг

Страны ЕС

Производительность труда (на 1 занятого) 54290 62400 3,1 - 4,7 3,5

Оплата труда (на 1 занятого) 33243 37200 3,3 1,9 3,0

Доля оплаты труда в стоимости продукции 61,2% 62,7% 1,0 6,9 0,3

С ША

Производительность труда (на 1 занятого) 91125 10206 0 3,5 - 9,3 2,0

Оплата труда (на 1 занятого) 39815 45800 2,9

Доля оплаты труда в стоимости продукции 43,65 % 40,00 % - 4,0 0,9 - 1,5

Япония

Производительность труда (на 1 занятого) 96700 96000 1,7 - 6,0 - 0,4

Оплата труда (на 1 занятого) 32400 32100 0,1 -3,0 - 0,1

Доля оплаты труда в стоимости продукции 33,5% 34,0% - 1,5 3,1 0,2

Китай

Производительность труда (на 1 занятого) 26399 28000 13,5 9,2 1,5

Оплата труда (на 1 занятого) 3700 4000 16,7 11,6 2,1

Доля оплаты труда в стоимости продукции 14% 16% - 2,8 2,3 0,1

Традиционно машиностроение относится к отраслям с высокой долей добавленной стоимости в продукции (например, в США доля добавленной стоимости в продукции машиностроительных отраслей в начале 1990-х гг. колебалась от 40 до 60 %, в России же она сейчас составляет примерно 30-40 % и отмечается тенденция ее снижения). Анализ добавленной стоимости позволяет оценить собственный вклад машиностроения в создание итоговой стоимости машиностроительной продукции. На диагр. 1 представлены данные о динамике мирового производства добавленной стоимости в машиностроении ведущих стран мира в 2000 - 2020 (прогноз) годах [11].

Диаграмма 1.

Динамика производства добавленной стоимости в машиностроении ведущих стран в мировой экономики (млрд. евро)

Бразилия

Индия

Япония

США

ЕС (27)

Китай

2020 г. прогноз

2015г.

2010 г.

2005г.

2000г.

50 100 150 200 250 300 350

0

Необходимо отметить некоторые особенности оценки продукции рынка машин и оборудования [3, с.4]:

1) Огромное количество и многообразие наименований, видов и модификаций продукции.

2) Постоянное совершенствование технологических функций и видов выпускаемой продукции в результате технического прогресса, в результате которого происходит достаточно быстрое функциональное устаревание товара. Кроме того, периодически происходящие «технические революции» приводят к радикальному изменению потребительских приоритетов.

3) В виду сложной структуры отдельных производств рынка машин и оборудования иногда очень трудно выделить и идентифицировать составляющую денежного потока, приходящуюся на машины и оборудование, как на составную часть бизнеса.

Следствиями этих особенностей являются [3, с.4-5]:

- многовариантность исполнения различных видов машин и оборудования с одним и тем же функциональным назначением;

- большая номенклатура составляющих элементов изделий (деталей, узлов);

- большой объём базы данных для автоматизированной оценки;

- низкая сходимость результатов при определении среднего уровня

цен;

- относительно короткий жизненный цикл изделий и влияние его этапов на ценообразование;

- динамичное и радикальное изменение стоимости с течением времени;

- зависимость цены от различных затрат (транспортировка, таможенные пошлины, установка, пуско-наладка, ремонт и пр.);

- достаточно большие затраты на поддержание актуальности информационной базы данных;

- проблема точности и взаимозаменяемости запасных частей при ремонте;

- большие различия между аналогами импортного и отечественного производства;

- сложность прогнозирования денежных потоков;

- необходимость учёта требований экологии и безопасности в эксплуатации.

Одним из отличительных свойств продукции рынка машин и оборудования является необходимость ее предварительного тестирования (перед выпуском на рынок) на предмет соответствия техническим требованиям и стандартам.

На рынке машин и оборудования достаточно большое внимание отводится разработке и производству «уникального» оборудования. К нему можно отнести оборудование, пригодное для эксплуатации в достаточно суровых условиях, а так же мелкосерийное производство (до 50 ед.), которое носит экспериментальный характер. Уникальное оборудование производится по заказу, предназначено для решения каких-либо определенных задач и отличается повышенным уровнем техно - и наукоемкости [1].

Цены на рынке машин и оборудования прочно связаны с текущим состоянием общей экономической конъюнктуры и ее стабильностью. Например: уровень продаж легковых автомобилей значительно понижается в период кризиса. Чтобы выйти из такого бедственного положения используются специальные скидки на покупку продукции, предоставление кредитов, т.д. [8]. В период кризиса значительно оживляется торговля

запасными частями, так новой продукции продается меньше, соответственно становится необходим ремонт старого товара.

Техническая основа конкурентоспособности машин и оборудования складывается из сочетания следующих эксплуатационных характеристик: производительность, надёжность, экономичность, компактность, эргономичность, экологичность, внешний вид изделия, а также качество выпускаемой с помощью машин продукции [3; 4]. Экологичности готовящихся к выпуску машин и оборудования в последнее время уделяется особое внимание.

Развитию торговли машинами и оборудованием способствуют [3; 10;

12]:

- поставки машин и оборудования в виде комплектующих (такие поставки очень выгодны, так как можно значительно сократить различные таможенные расходы);

- прогрессивная сборка (содействие поставщика импортеру в поэтапной организации собственного производства отдельных узлов и деталей);

- поставки комплектного оборудования;

- встречная торговли (например, на компенсационной основе),

- аренда машин;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие производственно-сбытовой кооперации и т.д.

Также развитию торговли машинами и оборудованием содействует политика стимулирования экспорта, проводимая развитыми странами и политика развивающихся государств, направленная на достижение экономической самостоятельности и развитие национальной промышленности [1; 6].

В экспорте машин и оборудования важное место отводится сертификации. Ее цель - обеспечение потребителю гарантий того, что техника соответствует стандартам и другим нормативно-техническим документам.

Особенностью торговли машинами и оборудованием является то, что отношения между продавцом и покупателем не кончаются с поставкой изделия, как при поставках сырья, продовольственных товаров и ширпотреба. После поставки сложного технологического оборудования экспортер обычно обязуется (если это оговорено в контракте) [10]:

- осуществить монтаж оборудования;

- обучить местный персонал навыкам эксплуатации, технического обслуживания и ремонта машин;

- обеспечить бесперебойную работу оборудования в гарантийный период, который длится не менее года после пуска оборудования в эксплуатацию;

- обеспечить регулярную поставку запасных частей;

- а если это предусмотрено условиями договора, то и осуществить техническое обслуживание в послегарантийный период.

Использованные источники:

1. Батенева,Т. Интервью «Российской газете» министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, 27.06.2017г. [Электронный ресурс]. -URL: https://rg.ru/2017/06/27/denis-manturov-sudostroitelnaia-otrasl-legko-perenesla-krizis. html

2. Бутов, А.М. Рынок новых легковых автомобилей / Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. — URL: https://dcenter.hse.ru/data/2017/08/30/1173968062/Рынок %20новых%20легковых%20автомобилей%202017.pdf

3. Дронов, П.В. Методика оценки машин и оборудования / П.В. Дронов. -Москва: Московская финансово-промышленная академия. - 2005г. - 58 с.

4. Кирова, И.В. Мировая экономика и международные экономические отношения. В 2ч. Часть 1. Глобализация: курс лекций / И.В. Кирова, Т.Л. Попова. - М.: МАДИ. - 2014. - 68 с.

5. Кирова, И.В. Индекс человеческого развития: Россия в зеркале международных сравнений / И.В. Кирова, Т.Л. Попова // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2014. - № 1 (1). - С. 11.

6. Кирова И.В. Госрегулирование и модернизация / И.В. Кирова, Т.Л. Попова // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). - 2012. - №2. - С.57-64.

7. Коваленко, Н.В. Современные тенденции развития транспортного комплекса Российской Федерации / Н.В. Коваленко, В.В. Безновская, А.В. Скороходова // Международный технико-экономический журнал. - 2017. -№3. - С.25-31.

8. Прусова, В.И. Роль транспортного комплекса в экономике РФ / В.И. Прусова, В.В. Безновская, В.В. Прозументова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - № 4-1. - С. 1380143.

9. Рослова, А.С. Аналитический обзор: ТНК в современной мировой экономике / А.С. Рослова, И.В. Кирова // Форум молодых ученых. - 2017. -№ 5 (9). - С. 1799-1805.

10. Рыбец, Д.В. Современная практика внешнеторговых сделок / Д.В. Рыбец, Ю.А. Савинов // Российский внешнеэкономический вестник. - 2002. - № 2. -С 72-92.

11. Савинов, Ю.А. Международная торговля машинами и оборудованием: динамика и структура / Ю.А. Савинов, А.В. Абрамова // Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. - № 1. - С. 32- 46. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdmarodmya-torgovlya-mashimmi-i-oborudovaniem-dinamika-i-struktura

12. Хохлов, А. В. Мировые товарные рынки. Учебное пособие / А.В. Хохлов - Магистр , 2016. - 304с.

13. Машиностроение мира. [Электронный ресурс]. — URL: https://geographyofrussia.com/mashinostroenie-mira/ (дата обращения 16.01.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.