Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАИЦЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «МЯГКИХ» ИНСТРУМЕНТОВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАИЦЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «МЯГКИХ» ИНСТРУМЕНТОВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

329
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент / управление / стиль управления / инструменты менеджмента / жесткий менеджмент / мягкий менеджмент. / management / management / management style / management tools / hard management / soft management.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова Оксана Андреевна

Статья представляет собой обобщение идей и суждений исследователей в области менеджмента, а также успешных предпринимателей и руководителей крупных фирм. В результате выполненного анализа, касающегося особенностей российского стиля управления, были выявлены перспективы и жизнеспособность использования «мягких» инструментов в управлении российской организацией. Изучаемые вопросы заинтересуют специалистов в области управления и менеджмента, руководителей, предпринимателей и менеджеров среднего и крупного звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE RUSSIAN STYLE OF ORGANIZATION MANAGEMENT AND PROSPECTS FOR THE USE OF "SOFT" TOOLS IN MANAGEMENT

The article is a summary of the ideas and opinions of researchers in the field of management, as well as successful entrepreneurs and managers of large firms. As a result of the performed analysis concerning the peculiarities of the Russian management style, the prospects and viability of using "soft" tools in the management of a Russian organization were identified. The questions studied will be of interest to specialists in the field of management and management, managers, entrepreneurs, and managers of medium and large levels.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАИЦЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «МЯГКИХ» ИНСТРУМЕНТОВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ»

XVМеждународная научно-практическая конференция

УДК 316.46

Богомолова Оксана Андреевна Bogomolova Oksana Angreevna

Студент Student

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Saint-Petersburg State University of Economics

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАИЦЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «МЯГКИХ» ИНСТРУМЕНТОВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

FEATURES OF THE RUSSIAN STYLE OF ORGANIZATION MANAGEMENT AND PROSPECTS FOR THE USE OF "SOFT" TOOLS IN

MANAGEMENT

Аннотация : Статья представляет собой обобщение идей и суждений исследователей в области менеджмента, а также успешных предпринимателей и руководителей крупных фирм. В результате выполненного анализа, касающегося особенностей российского стиля управления, были выявлены перспективы и жизнеспособность использования «мягких» инструментов в управлении российской организацией. Изучаемые вопросы заинтересуют специалистов в области управления и менеджмента, руководителей, предпринимателей и менеджеров среднего и крупного звена.

Abstract: The article is a summary of the ideas and opinions of researchers in the field of management, as well as successful entrepreneurs and managers of large firms. As a result of the performed analysis concerning the peculiarities of the Russian management style, the prospects and viability of using "soft" tools in the management of a Russian organization were identified. The questions studied will be of interest to specialists in the field of management and management, managers, entrepreneurs, and managers of medium and large levels.

Ключевые слова: менеджмент, управление, стиль управления, инструменты менеджмента, жесткий менеджмент, мягкий менеджмент.

Key words: management, management, management style, management tools, hard management, soft management.

«Научные междисциплинарные исследования»

Считается, что система управления в российской организации может

функционировать правильно и эффективно только в условиях жесткого менеджмента. Существуют стереотипы, такие как «авторитарный - плохо, а демократический - хорошо», кроме того, у многих есть опыт лидерства, или взаимодействия с лидерами [1, с. 15]. Но личной симпатии к определенным сотрудникам зачастую бывает недостаточно, и здесь необходимо учитывать их профессиональные компетенции и уровень образования. Достойный лидер команды должен варьировать стили управления организацией для того, чтобы обеспечить должный уровень мотивации сотрудников.

В книге Дэна Кеннеди «Жесткий менеджмент» [2] приводятся основные постулаты жесткого менеджмента и говорится, что следование жесткому менеджменту в своей организации - это путь к успеху и хорошей дисциплине. Управленцы по всему миру стали вводить жесткие санкции за нарушение внутреннего распорядка организации, опоздания, несоответствия дресс-коду и т. д. Руководство организации отстраняется от своих подчиненных, выстраивает коммуникационные барьеры, держит дистанцию.

В концепции жесткого менеджмента лежат убеждения, что работодатель должен подавлять сотрудника, устанавливать определенные барьеры в общении с ним, склонять к подавлению собственных интересов сотрудника во имя общей цели организации, работать на износ [3, с. 27]. Из подобных отношений между начальником и подчиненным, возникает такое явление, как моббинг и троллинг.

Моббинг - это своеобразная форма травли, подавления и психологического насилия над подчиненным, которого в последствии руководство нацелено уволить [4, с. 3]. В некоторых случаях речи не идет об увольнении и данное явление используется для повышения внутренней мотивации у сотрудника к более эффективной работе.

Другой термин, троллинг, характеризуется нагнетанием обстановки в коллективе, провокациями, немотивированной агрессией. То есть троллинг - это также вид манипулирования и подчинения, путем нарушения морали и нравственности [5, с. 5].

XVМеждународная научно-практическая конференция

Как видно из описания характеристик жесткого менеджмента, мотивация

сотрудников основывается на подавлении и запугивании. В такой системе мотивации не учитываются личные интересы сотрудников, их желания и внутренние стремления. Как итог - нематериальные виды мотивирования оказываются не такими эффективными, выдающиеся сотрудники не чувствуют собственной значимости и не согласны с уровнем оплаты своего труда. Большая оптимизация затрат практически на все сказывается на деятельности организации низкой квалификацией персонала, снижением качества услуг и продукции.

Жесткий стиль управления также влияет и на атмосферу в коллективе. В результате длительного воздействия на сотрудников при помощи жесткого менеджмента в коллективе начинает портиться атмосфера. Личные разногласия между сотрудниками и руководством, внутри коллектива влияет на общее функционирование организации. В связи с этим, возможно увеличение количества жалоб со стороны клиентов и партнеров как на качество продукции или услуг, так и на качество обслуживания. В итоге постоянные клиенты могут выбирать конкурентов, а партнеры и подрядчики разрывать контракты и отказывать в сотрудничестве.

На сегодняшний день, во время существования различных инструментов и видов мотивации сотрудников, а также повышения эффективности и качества выполняемой ими работы, использование какого-либо одного инструмента управления является негуманным и неэффективным решением.

Так как российские менеджеры до сих пор находятся под влиянием прошлого, в их работе заметно преобладает административный стиль руководства. Они ориентируются на достижение быстрых результатов, стараются обеспечить максимальную эффективность работы всей компании. Все это обусловлено «не-честной» игрой со стороны конкурентов на рынке, отсутствием понимания сложившейся современной бизнес-этики и общепринятых норм в регулярном менеджменте, чего нельзя сказать о руководителях за рубежом. У отечественных менеджеров присутствует явное

«Научные междисциплинарные исследования» стремление к обеспечению успеха в краткосрочной перспективе, умение решать

возникающие проблемы жестко и быстро, грамотно распределять ресурсы.

В России было принято следовать одному их трех наиболее распространенных стилей управления: либеральный, авторитарный и демократический. Большинству руководителей в российских компаниях в силу советского наследия были присущи жесткий авторитаризм, стремление единолично принимать все решения, отсутствие гибкости в управлении, инициативы сотрудников слабо поощрялись [6, с. 12]. Управленцы не хотели давать сотрудникам больше свободы, так как привыкли к сложившимся правилам и иерархии в компании, а покуситься на изменение этих принципов считалось кощунством. На смену предыдущему поколению идет волна руководителей Y и Z, которые получили современное бизнес-образование, многие из них работали и стажировалась в европейских компаниях или за рубежом. Они видели и попробовали на себе разные стили управления. Новому типу руководителей уже более присущи гибкость, частичное вовлечение сотрудников в принятие решений. Конечно, руководитель все еще дистанцирован от своих сотрудников, но это уже не тот тип людей, которые считают, что есть только их точка зрения.

Большинство российских предпринимателей, на сегодняшний день, придерживаются такой точки зрения, что использование какого-либо единого стиля руководства - неэффективно [7, с. 18]. Нужно сочетать как автократию, так и демократию. В каких-то ситуациях от руководителя требуется принятие жестких решений, требований. В других - наоборот, мягкий подход, сглаживание «острых углов». Причем в разных сферах деятельности будут наиболее эффективными разные стили управления. Например, в строительной сфере приветствуется жесткий стиль управления, так как нужно соблюдать все сроки, управлять большим количеством людей и ресурсов, реагировать на форс-мажорные ситуации (каких в строительной сфере достаточно). А вот в творческих направлениях, таких как PR и реклама, более уместным будет преобладание мягкого стиля управления, так как творческой личности тяжелее

XVМеждународная научно-практическая конференция будет эффективно работать под давлением, ограничениями и штрафными

санкциями.

Библиографический список:

1. К исследованию методов оценки качества менеджмента [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/article/n/k-issledovaniyu-metodov-otsenki-kachestva-menedzhmenta/viewer

2. Качество менеджмента [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.wikiznanie.ru/wikipedia/index.php/качество менеджмента

3. Особенности современного российского стиля управления [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/76446.html

4. Милов Г. Не сердите подчиненных. Они найдут способ свести счеты // Ведомости - Financial Times от 03.05.06. С. А07. 14.

5. Цветков А.Н. Становление и развитие синтезирующих идей в современном менеджменте / А.Н. Цветков, А.А, Борейшо. - СПб. : Изд-во СПБГЭУ, 2018. - 169 с.

6. 6 стилей управления персоналом: как стать эффективным менеджером [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eduget.com/news/6_stilej _upravleniya_personalom_kak_stat_effektivnym_menedzherom-2545

7. Maslow A.H. Motivation and personality (2nd ed.). / A.H. Maslow N.Y.: Harper & Row, 2013. — 714 с.

© О. А. Богомолова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.