Научная статья на тему 'Особенности современного развития взаимоотношений между государствами в Арктическом регионе'

Особенности современного развития взаимоотношений между государствами в Арктическом регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / международные отношения / международные организации / многовекторная дипломатия в Арктике / национальная безопасность / Северный морской путь / Арктический совет / развитие Китая / континентальный шельф / Arctic / international relations / international organisations / multi-vector diplomacy in the Arctic / national security / Northern Sea Route / Arctic Council / development of China / continental shelf

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Митько Арсений Валерьевич, Сидоров Владимир Константинович

С началом XX в., после окончания периода холодной войны и спада напряженности в мире, отношения между государствами также подверглись изменениям. Это особенно стало заметным в местах со сложной инфраструктурой и экстремальными условиями существования. Арктика многие годы оставалась территорией спокойного и поступательного развития, связанного в первую очередь с научными исследованиями. Однако произошедшие события, о которых мы говорили выше, заставили страны по-другому относиться к Арктическому региону. Сегодня Арктика рассматривается как территория с потенциально неисчерпаемыми ресурсами, которая может обеспечить в дальней перспективе солидный рост экономического развития любому государству. Все вышесказанное предполагает четкое определение границ государствами на основе международных договоров и актов, а также решение всех спорных вопросов исключительно за столом переговоров. Необходимо сделать все, чтобы в период санкций и сложных международных отношений Арктика по-прежнему оставалась территорией мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of modern development of relations between states in the Arctic region

With the beginning of the 20th century, after the end of the Cold War and the decline of tensions in the world, relations between states also underwent changes. This became especially noticeable in places with complex infrastructure and extreme living conditions. For many years, the Arctic remained a territory of calm and progressive development, primarily related to scientific research. However, the events that we discussed above forced countries to treat the Arctic region differently. Today, the Arctic is considered a territory with potentially inexhaustible resources, which can provide solid economic growth to any state in the long term. All of the above presupposes a clear definition of borders by states on the basis of international treaties and acts, as well as the resolution of all contentious issues exclusively at the negotiating table. It is necessary to do everything so that during the period of sanctions and complex international relations, the Arctic remains a territory of peace.

Текст научной работы на тему «Особенности современного развития взаимоотношений между государствами в Арктическом регионе»

УДК 327

DOI 10.25587/2310-5453-2024-3-123-130

Особенности современного развития взаимоотношений между государствами в Арктическом регионе

А. В. Митько1'234 *, В. К. Сидоров5 Арктическая общественная академия наук 2 Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д. И. Менделеева 3 Северо-Западный институт управления РАНХиГС

4 Санкт-Петербургский государственный университет

г. Санкт-Петербург, Россия * amitko@arctic-as.ru

5 Санкт-Петербургский университет Государственной

противопожарной службы МЧС России г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. С началом XX в., после окончания периода холодной войны и спада напряженности в мире, отношения между государствами также подверглись изменениям. Это особенно стало заметным в местах со сложной инфраструктурой и экстремальными условиями существования. Арктика многие годы оставалась территорией спокойного и поступательного развития, связанного в первую очередь с научными исследованиями. Однако произошедшие события, о которых мы говорили выше, заставили страны по-другому относиться к Арктическому региону. Сегодня Арктика рассматривается как территория с потенциально неисчерпаемыми ресурсами, которая может обеспечить в дальней перспективе солидный рост экономического развития любому государству. Все вышесказанное предполагает четкое определение границ государствами на основе международных договоров и актов, а также решение всех спорных вопросов исключительно за столом переговоров. Необходимо сделать все, чтобы в период санкций и сложных международных отношений Арктика по-прежнему оставалась территорией мира.

Ключевые слова: Арктика, международные отношения, международные организации, многовекторная дипломатия в Арктике, национальная безопасность, Северный морской путь, Арктический совет, развитие Китая, континентальный шельф.

© Митько А. В., Сидоров В. К., 2024

Для цитирования: Митько А. В., Сидоров В. К. Особенности современного развития взаимоотношений между государствами в Арктическом регионе. Арктика XXIвек. 2024;3(37):123-130. DOI: 10.25587/2310-5453-2024-3-123-130

Peculiarities of modern development of relations between states

in the Arctic region

A. V. Mitko1'2'3'4 V K. Sidorov5 1 Arctic Public Academy of Sciences 2 D. I. Mendeleev All-Russian Research Institute of Metrology 3 Northwestern Institute of Management RANEPA 4 St. Petersburg State University St. Petersburg, Russia H amitko@arctic-as.ru 5 Saint-Petersburg University of State Fire Service of the Ministry of Emergency

Situations of Russia St. Petersburg, Russia

Abstract. With the beginning of the 20th century, after the end of the Cold War and the decline of tensions in the world, relations between states also underwent changes. This became especially noticeable in places with complex infrastructure and extreme living conditions. For many years, the Arctic remained a territory of calm and progressive development, primarily related to scientific research. However, the events that we discussed above forced countries to treat the Arctic region differently. Today, the Arctic is considered a territory with potentially inexhaustible resources, which can provide solid economic growth to any state in the long term. All of the above presupposes a clear definition of borders by states on the basis of international treaties and acts, as well as the resolution of all contentious issues exclusively at the negotiating table. It is necessary to do everything so that during the period of sanctions and complex international relations, the Arctic remains a territory of peace. Keywords: Arctic, international relations, international organisations, multi-vector diplomacy in the Arctic, national security, Northern Sea Route, Arctic Council, development of China, continental shelf.

For citation: Mitko A. V., Sidorov V. K. Peculiarities of modern development of relations between states in the Arctic region. Arctic XXI century. 2024;3(37):123-130. DOI: 10.25587/2310-5453-2024-3-123-130

Введение

Мало какие события и территории мира были источником стольких спекуляций, шумихи и широких заявлений, как Арктический регион в начале XXI в. Попав на повестку дня благодаря политической активности и оценке ресурсов десять лет назад, Арктика продолжает призывать исследователей и журналистов на север, чтобы отправить их в «следующую большую игру».

К счастью, с увеличением количества исследований приходит и большее количество знаний. Так, некоторые ученые развенчали идею ресурсных войн на Севере из-за огромных размеров рассматриваемых территорий и того факта, что арктические государства уже имеют право собственности на большинство из этих территорий через режим морского права. Более того, министерства иностранных дел арктических государств выделили кооперативные черты региона: в Арктике мы работаем вместе, чтобы вместе решать проблемы региона [1].

Тем не менее понятия арктического конфликта и политики великих держав на Северном полюсе продолжают появляться в политической и новостной повестке дня. Почему же это так, если на Крайнем Севере все хорошо?

Уровень анализа

Основной концепцией в исследованиях международных отношений является «проблема уровня анализа», впервые сформулированная Синге-ром [2]. В случае Севера особенно полезно различать два уровня: международный (системный) уровень и региональный (арктический) уровень. Такой подход помогает выявить динамику, присутствующую в Арктике, объясняя, почему сохраняется идея конфликта и как это не обязательно противоречит идеям регионального сотрудничества и стабильности.

Холодная война

Отделение международного, или системного, уровня от регионального (арктического) уровня может помочь прояснить различные заблуждения относительно Арктики и интересы вовлеченных субъектов. Во время холодной войны Арктика занимала видное место в политических и военных противостояниях между двумя сверхдержавами. Это было важно не из-за взаимодействий в самой Арктике, а из-за своей стратегической роли в системном соперничестве между США и СССР.

Совсем недавно падение геополитической и геостратегической значимости в 1990-х гг. позволило различным региональным схемам сотрудничества стать Арктическим советом - основным форумом для обсуждения региональных вопросов в Арктике, который, в свою очередь, играет в этой ситуации серьезную роль в жизни Арктического региона.

Возрождение Арктики

Говоря об изменениях в мире, произошедших в XXI в., необходимо отметить то, что стратегическое значение Арктики в первую очередь возросло из-за того, что ведущие страны мира стали относиться к этому региону как к одному из самых богатых в части невозобновляемых ресурсов во всем мире. В свою очередь, Россия, одна из первых стран Арктического региона, обозначила права на свой континентальный шельф и намерена восстановить свою военную мощь с целью защиты этих территорий. И Арктика - одна из областей, где она может сделать это практически беспрепятственно. Это происходит не обязательно из-за самой Арктики, но из-за доминирующего положения России на Севере с ее Северным флотом, базирующимся на Кольском полуострове, где размещены стратегические подводные лодки, необходимые для статуса страны как ядерной державы на мировой арене. Не таяние морского льда подстегнуло возрастающее военное напряжение в Арктике, а важность Арктики для общих стратегических планов и амбиций мирового сообщества в данном регионе.

Китай в Арктике

В отличие от времен холодной войны, Китай сегодня уже стал арктическим игроком. Поскольку Пекин продолжает утверждать свое влияние на мировой арене, Арктика будет лишь одним из многих регионов, где присутствие и деятельность Китая являются компонентами расширения своей власти, как в мягком, так и в жестком смысле. Китай был отмечен как «почти арктическое государство», что в принципе не противоречит международному праву, и любая ситуация, происходящая в регионе, может быть предметом реакции со стороны Пекина [3].

Однако Китай не признан в качестве арктического государства и в значительной степени исключен из региональной политики. Несмотря на неточности предупреждения госсекретаря США Помпео в 2019 г. о том, что арктическая активность Пекина рискует создать «новое Южно-Китайское море» [4], такие заявления подчеркивают, что США рассматривают Арктику как еще одну арену, где возникающая системная конкуренция между двумя странами усиливается.

Разделение Северной Америки и Европы

На системном уровне США по складывающейся на сегодняшний день видимости ситуации будут взаимодействовать с такими регионами, как Арктика, по своему усмотрению. Однако в Северной Америке Арктика не играет такой основополагающей роли в вопросах национальной безопасности, как в России или Северной Европе. И хотя риторика может предполагать иное, для США Арктика может являться

в первую очередь местом размещения противоракетного вооружения, инфраструктуры наблюдения и ограниченного числа стратегических сил. Также этот регион может быть важен для ВМС США и подразделений береговой охраны, хотя США еще предстоит значительно инвестировать в свои арктические возможности и инфраструктуру.

В результате это приводит нас к важному различию между всеобщими стратегическими соображениями и теми, которые касаются конкретно Арктического региона. Во-первых, динамика безопасности в Арктике осталась привязанной к субрегиональному уровню: Баренцева региона, Берингова моря/пролива и даже региона Балтийского моря. Таким образом, бесполезно обобщать интересы и проблемы безопасности по всему северному циркумполярному региону. Имеет смысл обсуждать безопасность в разных частях Арктики, а не в Арктике в целом. Из этих различных частей Европейская Арктика, несомненно, является самой активной и самой сложной.

Сотрудничество и конфликты

Внутрирегиональное сотрудничество по другим (невоенным) вопросам также увеличилось в своих объемах. Действительно, утверждается, что эти низкоуровневые формы взаимодействия помогают обеспечить низкую напряженность на Севере на региональном уровне. Появление Арктического совета в качестве основного форума для региональных дел в Арктике способствует положительному развитию межгосударственных отношений в сложившейся международной обстановке.

Арктические государства отдают предпочтение стабильной политической среде, в которой они сохраняют доминирование в регионе. Это подтверждается важностью, придаваемой морскому праву и соглашениям по конкретным вопросам, подписанным под эгидой Арктического совета.

Эти события приносят северным странам больше пользы, чем кому-либо другому, а также гарантируют то, что арктические проблемы, как правило, решаются и будут решаться непосредственно самими арктическими государствами.

Отделение зерен от плевел

Подводя итог: на международном уровне Арктика снова вышла на передний план стратегических озабоченностей среди великих развивающихся держав (США, Россия, Китай). Это имеет мало общего с событиями в Арктике (таяние льдов, экономические предприятия и т. д.), а все связано со стратегическим положением Арктики для этих государств. Правда, мы подтверждаем существование некоторой внутрирегиональной конкуренции, а также наличие инвестиций и прогрессирующего

сотрудничества. Однако здесь трудно обобщить тенденции по всему Арктическому региону именно из-за обширности и труднодоступности самой территории.

Хочется надеяться на то, что арктические государства имеют ограниченные, если таковые имеются, основания для вовлеченности в прямой конфликт (двусторонний или региональный) из-за ресурсов или территории, хотя локальное соперничество, например, между Норвегией и Россией, сохраняется [5].

Однако Арктика не станет менее важной на стратегическом уровне просто потому, что США и Россия уже находятся в регионе, а Китай все больше демонстрирует свои (стратегические) северные интересы.

Заключение

Несмотря на то, что режим морского права обеспечивает приоритет офшорным ресурсам, сами государства должны быть в состоянии защищать свои суверенные права на море и обеспечить свое присутствие в арктической морской сфере. Им также необходимо понимать, почему регион привлекает политический и экономический интерес неарктических государств, и должны, в свою очередь, поддерживать свою заинтересованность в этом районе в своей национальной политике, связывая проблемы безопасности с экономическими инвестициями и активной северной политикой. Рост деятельности в Арктике, стоящий сегодня на повестке дня, - не проходящая тенденция. Она останется, и будет развиваться в будущем.

Наконец, несмотря на санкции и конфликты в других частях мира, проблемы безопасности и сотрудничества со всеми соответствующими субъектами в Арктике должны не только обсуждаться: такие обсуждения должны быть инициированы и расставлены по приоритетам политическими лидерами. Увеличение количества военных учений, а также агрессивная риторика в Арктическом регионе должны быть изучены, обсуждены и лучше поняты, если мы хотим избежать ошибок, которые могут привести к гонке вооружений в Арктике.

Литература

1. Пленарное заседание V Международного арктического форума «Арктика - территория диалога» // Кремль.ру : [сайт]. - Санкт-Петербург, 2019. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60250 (дата обращения: 22.08.2024).

2. Singer J. The Level-of-Analysis Problem in International Relations. World Politics, 1961;14(1):77-92.

3. Денисова, М. Шелковый путь на льду: Китай и его геостратегические амбиции в Арктике / М. Денисова // Asia Business Blog, 2023. - URL: https://asiabblog.com/2023/11/china-in-arctic/ (дата обращения: 22.08.2024).

4. Гэн Шуан. Китай ответил Помпео насчет своего «агрессивного поведения» в Арктике / Гэн Шуан // EurAsia Daily, 2019. - URL: https:// eadaily.com/ru/news/2019/05/07/kitay-otvetil-pompeo-na-schet-svoego-agressivnogo-povedeniya-v-arktike (дата обращения: 22.08.2024).

5. Соперничество России и Норвегии за регион Баренцева моря // Stratfor, 2014. - URL: https://inosmi.ru/20140121/216726496.html (дата обращения: 22.08.2024).

References

1. Plenary session of the 5th International Arctic Forum «Arctic -Territory of Dialogue». Kremlin.ru: [website]. St. Petersburg, 2019. [online] Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60250 [Accessed 22 Aug. 2024]. (In Russ.)

2. Singer J. The Level-of-Analysis Problem in International Relations. World Politics, 1961;14(1):77-92.

3. Denisova M. The Silk Road on Ice: China and its Geostrategic Ambitions in the Arctic. Asia Business Blog, 2023. [online] Available at: https://asiabblog.com/2023/11/china-in-arctic/ [Accessed 22 Aug. 2024]. (In Russ.)

4. Geng Shuang. China responded to Pompeo about its «aggressive behavior» in the Arctic. EurAsia Daily, 2019. [online] Available at: https:// eadaily.com/ru/news/2019/05/07/kitay-otvetil-pompeo-na-schet-svoego-agressivnogo-povedeniya-v-arktike [Accessed 22 Aug. 2024]. (In Russ.)

5. Rivalry between Russia and Norway for the Barents Sea region. Stratfor, 2014. [online] Available at: https://inosmi.ru/20140121/216726496. html [Accessed 22 Aug. 2024]. (In Russ.)

Сведения об авторах

Митько Арсений Валерьевич - к. т. н., доцент, президент, Арктическая общественная академия наук, Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д. И. Менделеева, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербургский государственный университет. E-mail: amitko@arctic-as.ru

Arseniy V. Mitko - Cand. Sci. (Technology), Associate Professor, President, Arctic Public Academy of Sciences, D. I. Mendeleev All-Russian Research Institute of Metrology, Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg State University.

Сидоров Владимир Константинович - н. с. Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. E-mail: hamradio-spb@yandex.ru

Vladimir K. Sidorov - Researcher at St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.