Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
765
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеева Алиса Игоревна

В современных условиях успешные инновации становятся ключевой детерминантой выживания, успешного функционирования и форсированного развития для многих организаций (фирм, компаний, предприятий, бизнес-групп) различных видов экономической деятельности. Именно поэтому возрастает поиска способов обеспечения конкурентных преимуществ у компаний. Одним из них являются инновационные решения, позволяющие в значительной мере улучшить производительность предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

Особенности современного инновационного менеджмента

Моисеева Алиса Игоревна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова

В современных условиях успешные инновации становятся ключевой детерминантой выживания, успешного функционирования и форсированного развития для многих организаций (фирм, компаний, предприятий, бизнес-групп) различных видов экономической деятельности. Именно поэтому возрастает поиска способов обеспечения конкурентных преимуществ у компаний. Одним из них являются инновационные решения, позволяющие в значительной мере улучшить производительность предприятия.

Ключевые слова: инновации, менеджмент, инновационный менеджмент, управление организацией, интеллектуальная деятельность.

Инновационный менеджмент - это особый вид интеллектуально-коммуникационной деятельности системного характера, заключающийся в координации индивидуальных и групповых усилий и сетевых взаимодействий экономических агентов по концентрации и трансформации результатов интеллектуальной деятельности (идей, знаний, интеллектуальной собственности), венчурных инвестиций и других ресурсов, необходимых для своевременного и эффективного достижения целей, связанных с исследованиями, разработкой, выводом на рынок новых или качественно улучшенных материальных и нематериальных продуктов (товаров, услуг), внедрением новых или значительно улучшенных технологических процессов и методов хозяйствования в условиях существенного риска. [4]

Инновационный менеджмент ориентирован на своевременное и эффективное достижение целей, предполагающих получение результата, обладающего новизной и практической применимостью. Такие цели могут быть связаны с созданием принципиально новых или качественно улучшенных продуктов, технологических процессов, методов хозяйствования, коммерциализацией новых идей, результатов НИОКР, интеллектуальной собственности, внедрением новых образцов техники и оборудования.

Как известно, управление в социально-экономических системах реализуется через выполнение определенных функций: планирование, организация, оптимизация, активизация и контроль. Данный подход является наиболее распространенным и признанным

среди менеджеров. Некоторые из исследователей переносят эти функции и на сферу инновационного менеджмента. [5]

Все перечисленные функции тесно переплетены и взаимосвязаны, даже в некотором смысле имеют тенденцию к перекрестному слиянию. Применение указанных функций инновационными менеджерами должно носить системно-сетевой характер. При этом выполняться они должны ситуационно, по обстоятельствам. То есть менеджеры всегда должны осуществлять те функции, которые сочтут наиболее приоритетными и необходимыми в данных конкретных условиях.

Процесс реализации каждой из перечисленных функций управления заключается в общем случае в последовательном осуществлении следующих этапов: сбор релевантной информации и выработка управленческого решения; принятие решения; доведение решения до сведения имеющих к нему отношение сторон. То есть реализация каждой из функций управления - это сложный интеллектуально-коммуникационный процесс.

Функции управления инновационной деятельностью в рамках предприятия могут быть централизованы и сосредоточены в полномочиях одного должностного лица (например, заместителя директора по инновационной деятельности, начальника отдела инновационного развития) или децентрализованы (распределены между менеджерами разных уровней и сотрудниками подразделений, отвечающих за инновационное развитие предприятия). Степень

централизации и децентрализации функций управления диктуется необходимостью соответствия конкретным обстоятельствам. На предприятии обязательно должно быть документально зафиксировано распределение функций и обязанностей, определена ответственность в области инновационной деятельности. [2]

Обобщая функции инновационной деятельности, можно выделить ключевые особенности инновационного менеджмента.

Первая особенность инновационного менеджмента связана с повышенной важностью грамотного и квалифицированного управления работниками интеллектуального труда, которое предполагает решение необычных задач планирования и рациональной организации творческой деятельности, мотивации и стимулирования работников знаний, определения показателей эффективности и результативности их интеллектуальной и творческой деятельности.

Вторая особенность - потребность в управлении инновационным маркетингом, которое включает организацию маркетинговых исследований для выявления скрытых и формирования новых индивидуальных и общественных потребностей, разработку маркетинговой стратегии продвижения инновационной продукции, рыночное позиционирование продукции, выработку ценовой политики, информирование потребителей об уникальных и не всегда очевидных новых возможностях и преимуществах инновационной продукции, стимулирование спроса, выстраивание взаимоотношений с клиентами, налаживание системы распределения и организацию сбыта.

Третья особенность - необходимость управления знаниями (интеллектуальными ресурсами), которое рассматривается как новый вид управленческой деятельности.

Управление знаниями предполагает комплексное решение задач генерации, поиска, приобретения, пополнения, обновления, анализа, отбора, структурирования, систематизации, адаптации, качественной и количественной оценки, кодификации, хранения, передачи, обмена, распределения, распространения, применения,использования, овеществления, потребления и коммерциализации новых знаний.

Четвертая особенность - необходимость осуществления эффективного управления интеллектуальной собственностью. Инновационные менеджеры должны освоить управление следующими основными действиями в отношении интеллектуальной собственности: своевременным выявлением охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и спецификацией прав на них; проведением стоимостной оценки интеллектуальной собственности; реализацией интеллектуальной собственности через ее использование в собственном производстве или коммерциализации; обеспечением информационной безопасности интеллектуальной собственности; предотвращением незаконного использования интеллектуальной собственности, принадлежащей предприятию; отслеживанием новой интеллектуальной собственности, созданной вне предприятия, и решением вопросов о необходимости приобретения соответствующих интеллектуальных прав; превентивным выявлением фактов нарушений прав интеллектуальной собственности третьих лиц со стороны предприятия и принятием решений по их устранению.

Пятая особенность заключается в необходимости проектного и программного управления. Так как деятельность по созданию инноваций редко, когда можно отнести к категории рутинной, то возникает потребность в освоении проектных и программных подходов к управлению деятельностью.

В настоящее время разработано множество различных методологий управления проектами и программами, наиболее известными из которых являются 180 21500-2012, ГОСТ Р 548669-2011, ГОСТ Р 54712011.

Шестая особенность - необходимость портфельного управления, под которым понимаются планирование, формирование, анализ, оценка, балансировка и оптимизация портфелей инвестиций, новых идей, инновационных проектов, технологий, стратегических альянсов и других составляющих.

Седьмая особенность - потребность в управлении технической реконструкцией, включающей управление техническим перевооружением, технологической подготовкой производства к выпуску новой продукции,

ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА

инновационной конверсией, автоматизацией и роботизацией производства.

Восьмая особенность - необходимость осваивать управление сетевым взаимодействием при выполнении реализации инновационных процессов открытого типа.

Девятая особенность связана с необходимостью управления рисками, который в общем случае включает действия по идентификации (выявлению), категоризации (классификации)ми анализу рисков, предот-

Список использованных источников:

вращению, предупреждению и реагированию на риски, мониторингу и контролю рисков. [5]

Таким образом, все рассмотренные функциональные особенности органично переплетены и в известной мере перекрывают друг друга по содержанию, однако именно их совместное рассмотрение позволяет сформировать более целостное понимание инновационного менеджмента.

1. Менеджмент: учебно-методический комплекс для подготовки магистрантов, по общ. ред. А. А. Гапонен-ко. - В 2 ч.: часть I: учебник. - М.: Издательство РАГС, Изд. дом «ИНФА- М», 2010. - 480 с.

2. Королев В. Перспективы российского менеджмента: переход к новому качеству // Проблемы теории и практики управления 2014 - № 4. - С. 103-109.

3. Маличенко И.П. Современный взгляд на управление знаниями в организации: от теории к инструкциям и технологиям // Менеджмент в России и за рубежом - 2014. - №2. - С. 8491-8495.

4. Маннапов А.Р. Специфика современного инновационного менеджмента // Экономический анализ: теория и практика - 2014. - №12. - С. 18-28.

5. Маннапов А.Р. Системная модель инновационного менеджмента в организации // Менеджмент в России и за рубежом - 2013 г. - №6. - С. 39-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.