Особенности современного инновационного менеджмента
Моисеева Алиса Игоревна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова
В современных условиях успешные инновации становятся ключевой детерминантой выживания, успешного функционирования и форсированного развития для многих организаций (фирм, компаний, предприятий, бизнес-групп) различных видов экономической деятельности. Именно поэтому возрастает поиска способов обеспечения конкурентных преимуществ у компаний. Одним из них являются инновационные решения, позволяющие в значительной мере улучшить производительность предприятия.
Ключевые слова: инновации, менеджмент, инновационный менеджмент, управление организацией, интеллектуальная деятельность.
Инновационный менеджмент - это особый вид интеллектуально-коммуникационной деятельности системного характера, заключающийся в координации индивидуальных и групповых усилий и сетевых взаимодействий экономических агентов по концентрации и трансформации результатов интеллектуальной деятельности (идей, знаний, интеллектуальной собственности), венчурных инвестиций и других ресурсов, необходимых для своевременного и эффективного достижения целей, связанных с исследованиями, разработкой, выводом на рынок новых или качественно улучшенных материальных и нематериальных продуктов (товаров, услуг), внедрением новых или значительно улучшенных технологических процессов и методов хозяйствования в условиях существенного риска. [4]
Инновационный менеджмент ориентирован на своевременное и эффективное достижение целей, предполагающих получение результата, обладающего новизной и практической применимостью. Такие цели могут быть связаны с созданием принципиально новых или качественно улучшенных продуктов, технологических процессов, методов хозяйствования, коммерциализацией новых идей, результатов НИОКР, интеллектуальной собственности, внедрением новых образцов техники и оборудования.
Как известно, управление в социально-экономических системах реализуется через выполнение определенных функций: планирование, организация, оптимизация, активизация и контроль. Данный подход является наиболее распространенным и признанным
среди менеджеров. Некоторые из исследователей переносят эти функции и на сферу инновационного менеджмента. [5]
Все перечисленные функции тесно переплетены и взаимосвязаны, даже в некотором смысле имеют тенденцию к перекрестному слиянию. Применение указанных функций инновационными менеджерами должно носить системно-сетевой характер. При этом выполняться они должны ситуационно, по обстоятельствам. То есть менеджеры всегда должны осуществлять те функции, которые сочтут наиболее приоритетными и необходимыми в данных конкретных условиях.
Процесс реализации каждой из перечисленных функций управления заключается в общем случае в последовательном осуществлении следующих этапов: сбор релевантной информации и выработка управленческого решения; принятие решения; доведение решения до сведения имеющих к нему отношение сторон. То есть реализация каждой из функций управления - это сложный интеллектуально-коммуникационный процесс.
Функции управления инновационной деятельностью в рамках предприятия могут быть централизованы и сосредоточены в полномочиях одного должностного лица (например, заместителя директора по инновационной деятельности, начальника отдела инновационного развития) или децентрализованы (распределены между менеджерами разных уровней и сотрудниками подразделений, отвечающих за инновационное развитие предприятия). Степень
централизации и децентрализации функций управления диктуется необходимостью соответствия конкретным обстоятельствам. На предприятии обязательно должно быть документально зафиксировано распределение функций и обязанностей, определена ответственность в области инновационной деятельности. [2]
Обобщая функции инновационной деятельности, можно выделить ключевые особенности инновационного менеджмента.
Первая особенность инновационного менеджмента связана с повышенной важностью грамотного и квалифицированного управления работниками интеллектуального труда, которое предполагает решение необычных задач планирования и рациональной организации творческой деятельности, мотивации и стимулирования работников знаний, определения показателей эффективности и результативности их интеллектуальной и творческой деятельности.
Вторая особенность - потребность в управлении инновационным маркетингом, которое включает организацию маркетинговых исследований для выявления скрытых и формирования новых индивидуальных и общественных потребностей, разработку маркетинговой стратегии продвижения инновационной продукции, рыночное позиционирование продукции, выработку ценовой политики, информирование потребителей об уникальных и не всегда очевидных новых возможностях и преимуществах инновационной продукции, стимулирование спроса, выстраивание взаимоотношений с клиентами, налаживание системы распределения и организацию сбыта.
Третья особенность - необходимость управления знаниями (интеллектуальными ресурсами), которое рассматривается как новый вид управленческой деятельности.
Управление знаниями предполагает комплексное решение задач генерации, поиска, приобретения, пополнения, обновления, анализа, отбора, структурирования, систематизации, адаптации, качественной и количественной оценки, кодификации, хранения, передачи, обмена, распределения, распространения, применения,использования, овеществления, потребления и коммерциализации новых знаний.
Четвертая особенность - необходимость осуществления эффективного управления интеллектуальной собственностью. Инновационные менеджеры должны освоить управление следующими основными действиями в отношении интеллектуальной собственности: своевременным выявлением охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и спецификацией прав на них; проведением стоимостной оценки интеллектуальной собственности; реализацией интеллектуальной собственности через ее использование в собственном производстве или коммерциализации; обеспечением информационной безопасности интеллектуальной собственности; предотвращением незаконного использования интеллектуальной собственности, принадлежащей предприятию; отслеживанием новой интеллектуальной собственности, созданной вне предприятия, и решением вопросов о необходимости приобретения соответствующих интеллектуальных прав; превентивным выявлением фактов нарушений прав интеллектуальной собственности третьих лиц со стороны предприятия и принятием решений по их устранению.
Пятая особенность заключается в необходимости проектного и программного управления. Так как деятельность по созданию инноваций редко, когда можно отнести к категории рутинной, то возникает потребность в освоении проектных и программных подходов к управлению деятельностью.
В настоящее время разработано множество различных методологий управления проектами и программами, наиболее известными из которых являются 180 21500-2012, ГОСТ Р 548669-2011, ГОСТ Р 54712011.
Шестая особенность - необходимость портфельного управления, под которым понимаются планирование, формирование, анализ, оценка, балансировка и оптимизация портфелей инвестиций, новых идей, инновационных проектов, технологий, стратегических альянсов и других составляющих.
Седьмая особенность - потребность в управлении технической реконструкцией, включающей управление техническим перевооружением, технологической подготовкой производства к выпуску новой продукции,
ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА
инновационной конверсией, автоматизацией и роботизацией производства.
Восьмая особенность - необходимость осваивать управление сетевым взаимодействием при выполнении реализации инновационных процессов открытого типа.
Девятая особенность связана с необходимостью управления рисками, который в общем случае включает действия по идентификации (выявлению), категоризации (классификации)ми анализу рисков, предот-
Список использованных источников:
вращению, предупреждению и реагированию на риски, мониторингу и контролю рисков. [5]
Таким образом, все рассмотренные функциональные особенности органично переплетены и в известной мере перекрывают друг друга по содержанию, однако именно их совместное рассмотрение позволяет сформировать более целостное понимание инновационного менеджмента.
1. Менеджмент: учебно-методический комплекс для подготовки магистрантов, по общ. ред. А. А. Гапонен-ко. - В 2 ч.: часть I: учебник. - М.: Издательство РАГС, Изд. дом «ИНФА- М», 2010. - 480 с.
2. Королев В. Перспективы российского менеджмента: переход к новому качеству // Проблемы теории и практики управления 2014 - № 4. - С. 103-109.
3. Маличенко И.П. Современный взгляд на управление знаниями в организации: от теории к инструкциям и технологиям // Менеджмент в России и за рубежом - 2014. - №2. - С. 8491-8495.
4. Маннапов А.Р. Специфика современного инновационного менеджмента // Экономический анализ: теория и практика - 2014. - №12. - С. 18-28.
5. Маннапов А.Р. Системная модель инновационного менеджмента в организации // Менеджмент в России и за рубежом - 2013 г. - №6. - С. 39-49.