Научная статья на тему 'Особенности современного факторингового рынка России'

Особенности современного факторингового рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности современного факторингового рынка России»

© И.В. Кудряшова, 2007

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ФАКТОРИНГОВОГО РЫНКА РОССИИ

И.В. Кудряшова

Отдельные элементы факторинга появились в Англии в XIV в., когда факторинговые компании и факторинговые подразделения банков (факторы), являясь связующими звеньями между продавцами и покупателями продукции отдельных отраслей, осуществляли поиск покупателей, хранение и сбыт товаров, а также инкассирование выручки. В дальнейшем функции факторов уже не были связаны с продвижением товара. Возникающие в США в конце XIX в. факторинговые компании, кроме гарантии оплаты всех товаров, финансировали поставщиков продукции. В 5060-е гг. ХХ в. предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Однако поставщики зачастую испытывали недостаток оборотных средств. Факторинг, получивший развитие в Западной Европе, в этот период стал своевременным ответом на возникшую у поставщиков потребность в таких средствах. В 1980-е гг. факторинговые операции стали популярны в Австралии, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Особенно широко

факторинг начали применять коммерческие банки западных стран в период устойчивого экономического подъема с середины 1980-х годов. Уже к началу 1990-х гг. общее число действующих там факторинговых компаний возросло в 3,6 раза 1.

Начиная с 1980-х гг. факторинговый рынок демонстрировал высокие темпы роста в финансовом секторе мировой экономики. Так, по данным Factors Chain International (FCI), объем переуступленной дебиторской задолженности в 2002 г. составил около 724 млрд евро, а в 2005 г. он уже достиг более 1 трлн евро, увеличившись на 40 %. На факторинговом рынке работают около тысячи компаний, расположенных в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, Австралии и Африке. Крупнейшим рынком является Европа, на которую приходится почти 72 % факторингового оборота, за ней следуют Америка (около 14 %) и Азия (около 12 %). Распределение объема факторинговых операций между отдельными регионами мира представлено на рисунке 1.

800

700

600

500

400

300

200

100

0

Ш Европа 0 Америка Э Африка ЕЭ Азия

ЕЗ Австралия и Новая Зеландия

Рис. 1. Динамика факторинговых операций в отдельных регионах мира в 2002-2005 гг., млн евро :

* Составлено по данным Factors Chain International.

По объему рынка факторинга первое место в мире в 2005 г. занимала Великобритания (237 млрд евро), на втором была Италия (111 млрд евро), далее - США (94 млрд евро). Однако наиболее динамично рост факторингового рынка в 2002-2005 гг. происходил в странах Восточной Европы (Венгрии -213 %; Румынии - 290 %; Словении - 207 %), Китае - 180 %, Тайване - 355 % и др.2

В России факторинг был внедрен в качестве эксперимента Промстройбанком и Жилсоц-банком СССР в 1988 году. Из-за отсутствия необходимой методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту сущность этой услуги была несколько искажена. Факторинговым отделом переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом. В связи с отказом в 1992 г. от использования платежных требований факторинг утратил свое значение. Однако в настоящее время данный финансовый продукт находит все более широкое применение на российском рынке. Так, за 2002-2005 гг. объем рынка факторинговых услуг увеличился более чем на 1 400 % (со 168 млн до 2,540 млрд евро) 3.

Ежегодный рост факторингового рынка России составляет не менее 200 %, для сравнения: в Западной Европе - 20 % в год. В России в настоящее время наблюдается такой рост, который многие страны Западной Европы испытали в 80-е гг. прошлого века. В тот период оборот в Италии вырос в 74 раза, Испании - в 14 раз, в Великобритании и Франции - в 7,5 раза 4. Столь быстрый рост на российском рынке объясняется многими факторами. Прежде всего специфика этого финансового инструмента, который позволяет не только избавиться от проблем с нехваткой оборотного капитала, но и передать на аутсо-ринг факторинговой компании управление дебиторской задолженностью, обеспечивает защиту от кредитных рисков и рисков ликвидности, делает его особенно актуальным для предприятий малого и среднего бизнеса. Это

подтверждает и опыт развитых стран. Например, в Великобритании более 50 % клиентов факторинговых компаний - это предприятия с оборотом до 1,5 млн евро в месяц, а во Франции факторингом пользуются преимущественно предприятия с месячным оборотом от 250 тыс. до 1 млн евро 5. Другим существенным фактором роста объема факторинговых операций в России стало укрепление бизнеса и повышение устойчивости многих отечественных компаний, способствующее их переходу от предоплаты на покупки с отсрочкой платежа, что вызывает интерес поставщиков к факторингу. Не менее важным явилось и более активное присутствие производителей факторинговых услуг в регионах. Создание отдельными факторами и расширение другими филиальной сети по стране обеспечивает значительное расширение клиентской базы и дальнейший рост объема факторинговых операций в РФ. Так, если по итогам 2004 г. на долю 4 регионов (Москва, Санкт-Петербург, Приволжский и Уральский федеральные округа) приходилось 92 % всех осуществленных сделок, то уже к началу 2006 г. доля этих же регионов сократилась почти до 83 % 6.

Если в ближайшие годы темпы роста российского факторингового рынка сохранятся, то уже к концу 2008 г. его оборот составит не менее 40 млрд долл., что сопоставимо с показателями развитых европейских стран 7.

Однако более точно оценить относительную важность факторинга в финансовой системе страны позволяют не темпы его роста и абсолютные объемы, а отношение факторингового оборота к ВВП. За последние несколько лет на отечественном рынке этот показатель также существенно возрос. Так, в России в 2005 г. доля факторинга в ВВП составила 0,9 % (0,5 % - в 2004 г., 0,1 % - 2003 г.). В большинстве стран Центральной и Восточной Европы этот показатель колеблется от 1 до 1,5 %. На таком же уровне находится значение этого показателя в США (0,9 %), Германии (1,6 %), Австрии (1,2 %). Первые позиции занимают Италия (11,9 %), Кипр (20,7 %), Великобритания (10,5 %), Португалия (9,8 %) 8. Таким образом, являясь относительно новым финансовым инструментом для российского рынка, факторинг играет все большую роль в финансовой системе страны. Значения отдель-

ных относительных показателей являются уже сопоставимыми не только со странами, в которых факторинговые операции также только осваиваются, но и с теми, где факторинг уже несколько десятилетий является традиционным финансовым инструментом.

Как и в других странах мирового хозяйства, в России факторинговые услуги предоставляют две категории участников - специализированные факторинговые компании и банки, для которых факторинг является одним из продуктов наряду с другими классическими банковскими продуктами.

Результаты исследований, проведенных рейтинговым агентством «Эксперт РА», свидетельствуют, что в тех странах, где доля факторинга в ВВП высока, подобные операции рассматриваются как самостоятельное направление бизнеса на финансовом рынке. Там, где эти показатели низкие, факторинг осуществляется в рамках банка. В Европе преобладают специализированные факторинговые компании, за исключением Германии и Австрии, где существуют специализированные факторинговые банки. В Австрии это является законодательным требованием, а в Германии, не имея банковской лицензии, нельзя заниматься факторингом с регрессом. Поэтому примерно треть факторинговых компаний Германии имеют банковскую лицензию, а две трети - нет.

В среднем в каждой европейской стране работает около 10 факторов. Лишь в 6 из 60 стран мира число производителей факторинговых услуг превышает более 30. Это США-210, Великобритания - 110, Турция - 100 9 В каждой из стран есть несколько компаний, которые ведут за собой всех остальных. В Великобритании это Royal Bank of Scotland, Lloyds TSB, во Франции - Eurofactor, GE Factofrance.

На российском рынке факторинга в последние годы увеличивается число участников, изменяется их структура. Причем возрастает как число банков, развивающих внутри себя факторинговые подразделения, так и число специализированных факторинговых компаний. Так, в 2004 г. компаниями, специализировавшимися на факторинге, являлись Национальная факторинговая компания (НФК), «Евроком-мерц», Средневолжская факторинговая компания, «Энергия фирма фактор». В 2005 г. к ним добавились «ТрансКредитФакторинг» и Региональная факторинговая компания - дочерние компании банков, выделивших свои факторинговые подразделения в отдельный бизнес. Если в 2004 г. на долю тогдашнего лидера - НФК -приходилось 36 % совокупного объема переуступленных всем факторам денежных требований, то доля лидера по итогам первых 6 месяцев в 2006 г. («Еврокоммерц») составляет уже около 25 % (см. рис. 2). Банки являются

Другие

16,0

Промсвязьбанк 17,0

«Петроком-

мерц»

20,5

«Еврокоммерц»

25,5

Национальная

факторинговая

компания

21,0

Рис. 2. Доли отдельных компаний в совокупном объеме уступленных им денежных требований

в 1-м полугодии 2006 г., % *

* Составлено по данным «Эксперт РА».

более многочисленной группой, предлагающей факторинговые операции на отечественном рынке. Хотя подобный продукт зачастую лишь номинально заявлен отдельными банками, количество банков, реально функционирующих в этом бизнесе, значительно превышает количество специализированных факторов.

Несмотря на происходящие изменения, российский факторинговый рынок остается высококонцентрированным. 75 % факторов принимают на обслуживание лишь около 16 % денежных требований. Первым четырем факторам в первом полугодии 2006 г. были уступлены 84 % всех денежных требований.

Необходимо отметить существующие различия в клиентах факторинговых подразделений банков и небанковских структур, осуществляющих факторинговое обслуживание. В банках активно развивается факторинг для крупных и средних клиентов, которые нуждаются не столько в финансировании, сколько в получении других услуг, предусмотренных факторингом. Представители малого и среднего бизнеса, испытывающие большую потребность в привлеченных ресурсах, из-за сложностей кредитования в коммерческом банке все чаще обращаются в специализированные факторинговые компании, которые обеспечивают беззалоговое финансирование и управление дебиторской задолженности.

Мировой опыт дает основания утверждать, что в долгосрочной перспективе роли банков и специализированных компаний поменяются. Банки, аккумулирующие значительные объемы финансовых ресурсов, будут обслуживать преимущественно малый бизнес, проблемы которого связаны с дефицитом оборотных средств и потребностью в привлеченных ресурсах (удовлетворяемой лишь на 15-20 %) 10.

Представители среднего и крупного бизнеса, заинтересованные в оценке потенциальных дебиторов, организации учета, инкассировании задолженности и прочих нефинансовых составляющих факторинга, станут клиентами специализированных факторов.

Все больший интерес к отечественному факторинговому рынку проявляют иностранные компании. Конечно, различия в законодательной базе, налоговом учете, бизнес-культурах и ведении бизнеса значительно осложняют деятельность иностранных компаний в российских условиях. Тем не менее наличие мощных финансовых ресурсов, недоступных пока еще для многих российских компаний, является их неоспоримым конкурентным преимуществом. Кроме того, внешнеторговые обороты российских компаний растут, в результате чего услуга международного факторинга на российском рынке становится все более востребованной.

Среди отечественных факторов всего три, входящих в международные ассоциации ^С1 и IFG), предоставляют услуги международного факторинга: НФК, Промсвязьбанк, Банк «Сосьете Женерал Восток».

В условиях ненасыщенного внутреннего спроса поставщики факторинговых услуг в России предпочитали пока развивать внутренний факторинг. В мире же наблюдается тенденция превышения темпами роста международного факторинга темпов роста внутреннего (см. таблицу).

Однако доля международного факторинга в общем объеме сделок российских факторов постоянно увеличивается. По итогам первого полугодия 2006 г. она составила 1,8 % (1,6 % - за 2005 г.), а темпы роста международных сделок уже стали превышать темпы роста внутренних.

Динамика международного и внутреннего факторинга в 2002-2005 гг., млн евро *

Объем 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. Рост 2005 г. к 2004 г., %

По миру:

- внутренний 681,281 712,657 791,950 930,061 17,44

- международный 42,916 47,735 68,268 86,486 26,69

По России:

- внутренний 0,168 0,485 1,100 2,500 127,27

- международный Нет данных 0,017 0,030 0,040 33,33

* Составлено по данным Factors Chain International.

Общемировой тенденцией является преобладание безрегрессного факторинга. Например, среди компаний, входящих в ассоциацию FCI, оборот по таким операциям (232,683 млн евро) более чем в 2 раза превышает оборот по факторингу с регрессом (116,626 млн евро) 11.

В то же время на отечественном рынке доминируют сделки с условием регресса. Хотя в 2005 г. доля сделок без регресса выросла на 3,5 %, 90,3 % факторинговых сделок было заключено с регрессом. Сделки без регресса, соответственно, составляли 9,7 % (см. рис. 3).

Ш Безрегрессный ^ Регрессный

Рис. 3. Соотношение безрегрессного

и факторинга с регрессом в 2005 г., % *

Одной из причин низкой популярности безрегрессного факторинга является высокий риск для самих факторов, которые не всегда могут адекватно оценить надежность дебиторов своего клиента. Поэтому чаще всего факторинг без регресса требований практикуется по контрактам, где должниками являются либо клиенты банка, что предопределяет высокую осведомленность

об их финансовом состоянии и кредитной истории, либо крупные компании. Кроме того, неразвитость страхования кредитных рисков в России не позволяет факторинговым компаниям передавать его страховым компаниям. В развитых странах риск неоплаты денежных требований обычно передают страховщикам. На отечественном рынке тоже существуют подобные варианты сотрудничества факторов со страховыми компаниями. Однако в этом случае мотивация факторов к тщательному отбору

клиентов снижается, они будут стремиться передавать страховщикам наиболее рисковые сделки, хоть и управление риском является одной из составляющих факторингового обслуживания.

Безусловно, препятствует развитию на отечественном рынке факторинга без регресса требований его более высокая стоимость. При использовании безрегрессного факторинга факторинговая компания или банк принимают на себя ряд рисков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением дебитором своих обязательств по уступленному поставщиком фактору денежному требованию, что делает факторинг без регресса на 1,2-2,5 % дороже, чем с регрессом. В случае использования услуг страховой компании страховая премия может составлять до 5 % 12.

Таким образом, факторинг в последние годы играет все более заметную роль в финансовой системе страны. Количественные показатели, характеризующие отечественный факторинговый рынок, уже имеют значения, аналогичные рынкам не только тех стран, где этот финансовый инструмент также стал осваиваться относительно недавно (страны ЦВЕ, Азии), но и тех, где он уже длительное время является традиционным финансовым инструментом. Темпы роста оборотов на российском факторинговом рынке значительно превышают темпы роста на рынках стран Западной Европы и США и сопоставимы со значениями отдельных стран ЦВЕ, а также Китая. Доля факторинга в ВВП России приблизительно совпадает с долей в ВВП стран ЦВЕ, США, Германии и Австрии, хотя и значительно ниже, чем в других западноевропейских государствах. В то же время в России количество банков, осуществляющих факторинговое обслуживание, значительно превышает количество специализированных факторинговых компаний, объем операций с регрессом требований превышает объем операций по безрегрессному факторингу, а внутренний факторинг значительно преобладает над международным, что расходится с общемировыми тенденциями.

* Составлено по данным Factors Chain International и «Эксперт РА».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Павлов В.В., Хоминич И.П. Кредитование внешнеэкономической деятельности. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. С. 59.

2 См.: Factors Chain International. Режим доступа: http://www.factors-chain.com.

3 Там же.

4 Бабичев С.Н. Проблемы развития рынка факторинговых услуг в России // Экономика. 2004. № 11. С. 20.

5 Гришина О. Плохо объяснили // Эксперт. 2006. № 45. С. 53.

6 Гришина О., Земцов А., Самиев П. Цена удвоения // Там же. № 17. С. 100.

7 Там же.

8 Факторинг как средство расширения бизнеса // Банковское дело. 2005. № 5. С. 33.

9 Гришина О., Кашкин В. Факторы роста // Там же. № 7. С. 69.

10 Гришина О., Земцов А., Самиев П. Биполярный рынок // Эксперт. 2006. № 17. С. 104.

11 См.: Factors Chain International.

12 Гришина О., Кашкин В. Указ. соч. С. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.