Научная статья на тему 'Особенности современного электорального поведения'

Особенности современного электорального поведения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3302
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛИ / МАССЫ / ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ФАКТОРЫ / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бодров Роман Игоревич

В статье рассматриваются многочисленные точки зрения на сущность и понимание электорального поведения в современных условиях. При этом электоральное поведение представляет собой сложный феномен, который необходимо изучать не только с помощью опросов общественного мнения, но и с помощью специальных методик. Автором анализируются основные элементы электорального процесса: электорат, кандидаты, селекторат, избирательные процедуры и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MODERN ELECTORAL BEHAVIOR

The article considers the numerous points of view on the nature and understanding of electoral behavior in modern conditions. In this case, voting behavior is a complex phenomenon that should be studied not only by means of public opinion polls, but with the help of special techniques. The author analyzes the main elements of the electoral process: the electorate, candidates, selektorat, voting procedures, etc.

Текст научной работы на тему «Особенности современного электорального поведения»

Раздел V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ,

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 324

Р.И. Бодров ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО

ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются многочисленные точки зрения на сущность и понимание электорального поведения в современных условиях. При этом электоральное поведение представляет собой сложный феномен, который необходимо изучать не только с помощью опросов общественного мнения, но и с помощью специальных методик. Автором анализируются основные элементы электорального процесса: электорат, кандидаты, селекторат, избирательные процедуры и т.д.

Ключевые слова: выборы, избиратели, массы, политика, социальные институты, факторы, электоральное поведение.

Roman Bodrov FEATURES OF THE MODERN ELECTORAL BEHAVIOR

Annotation. The article considers the numerous points of view on the nature and understanding of electoral behavior in modern conditions. In this case, voting behavior is a complex phenomenon that should be studied not only by means ofpublic opinion polls, but with the help of special techniques. The author analyzes the main elements of the electoral process: the electorate, candidates, selektorat, voting procedures, etc.

Keywords: election, voters, mass, politics, social institutions, factors, electoral behavior.

Рассмотрение электорального поведения в настоящее время приобретает новое содержание, очевиден повышенный исследовательский интерес к нему в связи с анализом политических процессов в так называемых новых демократиях, в том числе и в России. Необходимо отметить, что в российской и зарубежной науке нет единого мнения об определении электорального поведения граждан. Несмотря на широкое применение понятия на практике, оно во многих случаях интерпретируется по-разному.

Например, В.Л. Римский под электоральным поведением понимает систему взаимосвязанных реакций, действий или бездействий граждан, осуществляемых с целью приспособления к условиям проведения политических выборов [6]. Электоральное поведение в этом смысле имеет отношение не только к избирателям, но и к тем, кто организует процесс выборов, принимает то или иное участие в них, а также является заказчиком применения тех или иных технологий. И.В. Охременко считает, что электоральное поведение - это форма проявления политического поведения граждан по поводу делегирования своих полномочий. Специфика электорального поведения проявляется через участие в акциях предвыборной кампании, непосредственно в процедурах выборов, отражающихся на результатах голосования: на этапе «реализованного электорального поведения», характеризующегося связью избирателей с избранниками, отзывом и переизбранием депутатов и т.д. [4]. М.Н. Богданова, критикуя узкое понимание электорального поведения как простой совокупности форм участия граждан в электоральном процессе, предлагает комплексную его трактовку, основывающуюся на учете ценностных установок, политических ориентаций, предпочтений, интересов, мотивов, степени и характере участия граждан, а также стратификации, принадлежности к определенной среде исоциаль-ной группе, менталитете, политической и электоральной культуре [1]. В.Э. Матханов указывает, что электоральное поведение - это элемент избирательных кампаний, в частности выборов [2]. О.В. Пар-

© Бодров Р.И., 2014

Раздел V. Государственное управление, политология

фенова считает, что проблема электорального поведения находится на «стыке» ряда наук, и ее исследование представляется продуктивным при анализе с позиций междисциплинарного подхода [5].

В научной литературе нередко в рамках поведенческого подхода анализируется индивидуальное и коллективное поведение, которое может выступать в организованных и стихийных формах. Природа коллективного поведения предполагает рассмотрение таких феноменов, как толпа, стихийные массовые движения и т.д. Например, Г. Блумер обращается к понятию массы как элементарной, спонтанно возникающей коллективной группировки. Поведение массы обусловлено стремлением каждого индивида ответить на собственные нужды. Форма массового поведения выстраивается из индивидуальных линий деятельности, а не из согласованного действия. Но если эти линии сходятся, влияние массы может быть очень большим и оказывать радикальное воздействие на социальные институты, в том числе и на власть. В этом смысле коллективным поведением массы может выступать электоральное поведение. Говоря о массовом поведении, следует подчеркнуть, что оно подвержено влиянию факторов среды, а также целенаправленных действий, осуществляемых различными субъектами: властными структурами, политическими партиями и иными организациями, и особо нужно отметить огромную роль СМИ и других средств массовой коммуникации.

При анализе различных аспектов электорального поведения следует исходить из концепции политического участия, понимаемого как вовлеченность членов общества на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной основе в процесс политико-властных отношений. Изучение электорального поведения предполагает исследование не только собственно процесса формирования итогового выбора, но и, что не менее важно, - всего многообразия факторов, влияющих на сохранение одними избирателями своих ориентаций и отказа от них других, а также обстоятельств, определяющих конечный выбор избирателей, не имеющих устойчивых политических ориентаций. Как отмечали родоначальники «экологического анализа» А. Зигфрид и Ф. Гогель, любые научные исследования в области электорального поведения должны основываться на сопоставлении результатов выборов и факторов, которые объясняют эти результаты. Согласно критериям западных исследователей основными факторами, определяющими электоральное поведение, считаются: принадлежность индивидов к определенным социально-профессиональным и демографическим группам, уровень доходов, национальность и место проживания; соответствующая деятельность государственных, политических институтов и средств массовой информации, а также характер политической системы страны на момент выборов.

Поведение электората - это изменение численности и удельного веса голосов (по отношению к зарегистрированным избирателям), отданных конкретным партиям и кандидатам на выборах, по сравнению с предшествующими выборами, а также изменение численности и удельного веса абсентеистов и опустивших не заполненные или неправильно заполненные, следовательно, недействительные бюллетени. Поведение электората изучается на основании данных электоральной статистики. Систематические исследования поведения электората стали возможными в связи с накоплением статистических данных о социально-демографической структуре отдельных регионов, эволюции этой структуры, что дало возможность соотносить локальные особенности в распределении голосов между политическими силами и эволюцию их поддержки со стороны электората с социально-демографическими факторами.

Поведение электората проявляется в различных по уровню и масштабам явлениях общественной жизни:

- в национальном масштабе - выборы органов государственной власти и управления;

- на региональном уровне - выборы региональных и местных органов власти;

- локальные - выборы руководящих органов в рамках политических и общественных организаций (движений).

Вестник Университета № 21, 2014

Основными элементами электорального процесса являются: электорат, кандидаты, селекторат (политические партии, группа интересов, элита), избирательные процедуры (назначение выборов, выдвижение кандидатов, проведение голосования, определение результатов и распределение депутатских мандатов), представительные институты, власть, средства массовой информации и электоральный выбор (непосредственно итоги избирательных кампаний). И все они, по-своему, детерминированы характером происходящих трансформаций социально-политических и социально-экономических структур общества, что, в свою очередь, оказывает влияние на электоральную политику, под которой понимается целеполагающая совокупность тактических и стратегических действий политических акторов, основывающаяся на учете социально-экономических, политических и идеологических факторов, правовых норм и правил проведения избирательных кампаний, ценностных установок, политических ориентаций, предпочтений, интересов ее субъектов, их стратификации, принадлежности к определенной среде и социальной группе; менталитета и специфики электоральной культуры, образующих электоральное сознание, представляющее собой оценочное отношение избирателя к политической власти и политики в целом [3; 5; 7]. Кроме того, нельзя не учитывать такие важные составляющие электорального поведения, как мнения и ценности. Мнения можно трактовать как суждения индивидов по злободневным вопросам, представляющим интерес для индивида, а ценности - это жизненные принципы, определяющие отношение человека к общественно значимым явлениям, социальным институтам, в политическом смысле - к выборам, политикам, политическому курсу страны и т.п.

Электоральная политика - это тот индикатор, на котором проверяются многие теоретические построения. Преобладание в них исследований избирательных кампаний в значительной степени объясняется потребностями практической политики. Главной традицией в проводимых исследованиях влияния электоральной политики на граждан является сегментирование аудитории в зависимости от ее социально-статусных характеристик и оценки эффективности воздействия на каждый из таких сегментов в отдельности. Как показывают исследования, активнее всего отслеживают информацию о кандидатах те избиратели, которые задолго до начала кампании уже знают, за кого отдадут свой голос. Но они воспринимают, главным образом, информацию от социально-политических структур, которая подтверждает правильность их позиции, игнорируя всю прочую информацию. Поэтому политически активные избиратели выбирают в основном тот канал коммуникации, где они ожидают получить подкрепление своих взглядов. Те же, кто не имеет сколько-нибудь определенных предпочтений, в большинстве своем вообще игнорируют информацию на тему выборов. Их выбор определялся, как правило, не медиатизированной, а непосредственной личностной осведомленностью.

Библиографический список

1. Богданова М.Н. Российская электоральная политика: институциональные ресурсы и технологии реализации: автореферат дис. ... канд. полит. наук. - Ростов н/Д., 2006.

2. Матханов В.Э. Выборы как политико-правовой институт избирательного поведения населения: автореферат дис. ... канд. полит. наук. - Улан-Удэ, 2007.

3. Мозгунова Е.А. Становление и развитие избирательной системы Российской Федерации: дис. ... канд. полит. наук. - 2007.

4. Охременко И.В. Электоральное поведение: теория вопроса / И.В. Охременко. - Волгоград, 2002.

5. Парфенова О.В. Электоральное поведение в условиях трансформации российского общества: автореферат дис. ... канд. полит. наук. - М., 2007.

6. Римский В.Л. Клиентелизм как фактор электорального поведения российских граждан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politnauka.org/library/russia/rimsky.php (дата обращения: 13.11.2014).

7. Солдатов A.B., Солдатов A.A. Основные факторы формирования электорального поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2012. - Вып. 3. -С. 244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.