Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОГО ЗАВЕЩАНИЯ СУПРУГОВ'

ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОГО ЗАВЕЩАНИЯ СУПРУГОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1599
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
TESTAMENT / JOINT TESTAMENT / SPOUSES / INHERITANCE / DRAWING UP A TESTAMENT / REVOCATION OF A TESTAMENT / ЗАВЕЩАНИЕ / СОВМЕСТНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ / СУПРУГИ / НАСЛЕДСТВО / СОСТАВЛЕНИЕ ЗАВЕЩАНИЯ / ОТМЕНА ЗАВЕЩАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демьяненко Елена Владимировна, Фатхи Валентина Игоревна

В статье проводится критический анализ новелл законодательства о совместном завещании супругов, выявляются отдельные проблемы и недостатки правового регулирования нового института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC PECULIARITIES OF THE JOINT TESTAMENT OF THE SPOUSES

The paper provides a critical analysis of the new laws of the legislation on the joint testament of spouses, identifies certain problems and shortcomings of the legal regulation of the new institution.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОГО ЗАВЕЩАНИЯ СУПРУГОВ»

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ АНАЛИТИКА

УДК 3347.67:347.672.8 ББК 67.404

© 2020 г. Демьяненко Елена Владимировна,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии кандидат юридических наук, доцент. E-mail: elena.demianenko@gmail.com

Фатхи Валентина Игоревна,

начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук. E-mail: v.i.fatkhi@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОГО ЗАВЕЩАНИЯ СУПРУГОВ

В статье проводится критический анализ новелл законодательства о совместном завещании супругов, выявляются отдельные проблемы и недостатки правового регулирования нового института.

Ключевые слова: завещание, совместное завещание, супруги, наследство, составление завещания, отмена завещания.

Demyanenko Elena Vladimirovna - Associate Professor, the Department of Civil Law Disciplines, the Rostov Branch of the Russian Customs Academy, PhD in Law, Associate Professor.

Fatkhi Valentina Igorevna - Head of the Department of Civil Law Disciplines, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.

SPECIFIC PECULIARITIES OFTHE JOINTTESTAMENT OFTHE SPOUSES

The paper provides a critical analysis of the new laws of the legislation on the joint testament of spouses, identifies certain problems and shortcomings of the legal regulation of the new institution.

Keywords: testament, joint testament, spouses, inheritance, drawing up a testament, revocation of a testament.

Реализация Концепции развития гражданского законодательства коснулась и наиболее консервативной подотрасли гражданского права - наследственного права. Федеральным законом «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» от 29.07.2017 № 259-ФЗ [1] и Федеральным законом «О внесении изменений в ст. 256 ч. 1 и ч. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации» от 19.07.2018 № 217-ФЗ [2] были внесены существенные дополнения в наследственное право. Введение норм о наследственных фондах, совместных завещаниях, наследственных договорах обусловлено реалиями современности, сформировало новые концепции и серьезно модернизировало наследственное право. С 1 июня 2019 г. законодательно разрешена возможность совершать новый вид завещания - совместное завещание. Введение института совместного завещания революционно изменило многолетний принципиальный подход в российском наследственном праве, не допускавший совершение завещаний

несколькими лицами. Самый молодой институт российского права - совместное завещание супругов - стал предметом острых научных дискуссий, включающих и вопросы его правовой природы, и особенности его совершения и отмены. Институт совместного завещания супругов, в котором выражается воля двоих лиц, известен законодательству ряда стран романо-германской правовой системы, в англо-американском праве закрепляется также и институт взаимного завещания.

Внесение изменений в ст. 256 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и в ч. 3 ГК РФ направлено на расширение свободы завещания, у супругов появилось право выбора -совершить обычное либо совместное завещание. Совместное завещание, составленное супругами, позволяет определить состав наследства для пережившего супруга, изменить размеры долей в совместной собственности супругов при открытии наследства. Рассматривая преимущества института совместного завещания, П.В. Крашенинников отмечает: «Без совместного завещания после смерти

одного из супругов за другим остается доля, а вторая может стать причиной споров между наследниками. А в случае с совместным завещанием переживший супруг проживает до своей смерти в квартире, а только после этого она переходит наследникам» [3].

Одной из целей введения института совместного завещания супругов являлось упрощение процедуры получения имущества. Соответственно, реализация нового института потребует ответов на вопросы, касающиеся его надежности и востребованности.

В соответствии с п. 4 ст. 1118 ГК РФ совместным завещанием супругов является завещание, которое совершается гражданами, состоящими в браке. Итак, первая отличительная особенность новой разновидности завещания касается субъектного состава - совместное завещание могут заключить только супруги, по российскому законодательству -мужчина и женщина, находящиеся в зарегистрированном браке. Российская модель совместного завещания по ограниченному субъектному составу схожа с моделью, закрепленной в германском праве.

Соответственно, судьба совместного завещания зависит от наличия брачного правоотношения, в свою очередь, расторжение брака, признание брака недействительным автоматически прекращают действие завещания (п. 4 ст. 1118 ГК РФ).

Закон прямо указывает на то, что к супругам, совершившим совместное завещание, применяются правила о завещателе, т. е. должны быть выполнены требования, касающиеся полной дееспособности каждого супруга.

Общеизвестным в доктрине российского гражданского права и гражданском законодательстве являлось определение завещания как односторонней сделки, в соответствии с п. 5 ст. 111 8 ГК РФ завещание является односторонней сделкой.

Каждый из супругов является отдельным субъектом права, супруги не являются единым субъектом права, не наделяются правосубъектностью. При составлении совместного завещания волеизъявление супругов облекается в одном документе, в завещании их воля фиксируется как общая, но исходящая от каждого из них. Совместное завещание может быть совершено только при условии согласования воли супругов.

В связи с этим под сомнение ставится вопрос о природе совместного завещания как

односторонней сделки. Сегодня в доктрине крайне осторожно высказываются мнения о совместном завещании как договоре [4, с. 15]. Заметим, что в науке гражданского права имеются суждения (еще и до введения института совместного завещания), отрицающие правовую природу завещания как односторонней сделки. А.А. Кирилловых пишет: «содержательный элемент завещательных отношений указывает на завещание как на оферту в двусторонней сделке», завещание представляет «адресованное одному или нескольким лицам предложение» принять наследство [5, с. 30].

В.И. Серебровский указывал на то, что завещание многие именуют последней волей гражданина, однако, это вовсе не значит, что завещание должно в обязательном порядке составляться только лишь перед самой смертью завещателя. Автор отмечал: «Но, поскольку завещатель выразил в завещании законным образом свою волю и своего завещания не отменил и не изменил, выраженная им воля должна считаться его последней волей (хотя бы она была выражена и за много лет до его смерти)» [6, с. 87].

Дополнения, внесенные Федеральным законом № 217 в п. 4 ст. 1118 ГК РФ, не содержат принципиально новых положений, а называют конкретные действия по распоряжению имуществом. Содержание совместного завещания может включать распоряжение на случай смерти общим совместным имуществом, определение наследников и их долей, состав наследства после смерти каждого из супругов, лишение наследства, определение имущества как наследства каждого из супругов, а также и иные завещательные распоряжения, не противоречащие закону. Несколько удивляет и редакция п. 4 ст. 1118 ГК РФ: «В совместном завещании супругов они вправе по обоюдному усмотрению определить следующие последствия смерти каждого из них, в том числе наступившей одновременно...». В завещании как волеизъявлении наследодателя определяется юридическая судьба его имущества после смерти, а все «последствия смерти» в завещании не решаются. Также обратим внимание на имеющееся в п. 4 ст. 111 8 ГК РФ указание о правах третьих лиц. При определении имущества, входящего в наследственную массу каждого из супругов, права третьих лиц, на наш взгляд, не могут быть нарушены, т. к. в завещании супруги определяют юридическую судьбу имущества, находящегося в соб-

ственности, а также и приобретенного в будущем. Если речь идет о правах кредиторов, то они имеют право обращения с требованием к наследнику после открытия наследства. Если речь идет о праве на обязательную долю, то действует правило об обязательной доле. Соответственно, указание на права третьих лиц не несет никакой юридической нагрузки.

При составлении совместного завещания следует помнить правила об обязательной доле в наследстве. Однако законодатель не определил особенности определения обязательной доли при наличии совместного завещания. За пределами правового регулирования в этом случае остался вопрос реализации права обязательных наследников в случае, если один из супругов умер, а наследование осуществляется после смерти второго супруга.

Совместное завещание супругов, как и обычное завещание, должно быть совершено в письменной форме и нотариально удостоверено. Закон устанавливает ограничения в отношении совместных завещаний - такие завещания не могут быть закрытыми, их нельзя составить в условиях чрезвычайных обстоятельств, к ним не применяются положения ГК РФ, относящиеся к завещаниям, приравненным к нотариальным удостоверениям.

Рассматриваемые изменения законодательства о наследовании, не позволяют увидеть разграничение в правовом регулировании совместного завещания супругов и обычного завещания, следовательно, каждое последующее завещание отменяет предыдущее, т. е. применяются общие правила. В связи с этим интересно обратиться к зарубежному законодательству, например, в Германии закрепляется приоритет совместного завещания перед обычным (индивидуальным) завещанием. Такая позиция оправдана необходимостью обеспечения стабильности совместных завещаний.

Для совместного завещания установлены специальные правила, касающиеся оформления такого завещания. П. 5.1. ст. 1125 ГК РФ предусматривает обязанность нотариуса осуществлять видеозапись совершения супругами совместного завещания, однако супруги могут и возразить против записи, оформив свой отказ письменно. Видеофиксация является доказательством соблюдения процедуры составления завещания и согласования воли супругов. Как видим, законодатель пока не

разрешает видеозавещание, хотя современные технологии могут позволить такую форму.

Нельзя согласиться с суждением законодателя по запрету наследования недостойными наследниками. В этом смысле п. 4 ст. 1118 ГК РФ противоречит п. 1 ст. 111 7 ГК РФ, соответственно, в совместном завещании супруги могут наделить недостойных наследников правом наследовать.

Главное правило, которое ставит под сомнение целесообразность введения института совместного завещания, - один из супругов в любое время, в том числе после смерти другого супруга, вправе совершить последующее завещание, а также отменить совместное завещание супругов. По смыслу абз. 6 п. 4 ст. 1118 ГК РФ нотариус, удостоверяющий последующее завещание одного из супругов, обязан направить второму супругу уведомление о факте его совершения. В связи с этим возникает вопрос о реальной возможности исполнения обязанности нотариуса. Нотариус имеет информацию о совместном завещании, если он сам удостоверил такое завещание. Соответственно, потребуется для преодоления таких ситуаций развивать и информационную систему нотариата. Если закон предоставляет возможность отмены совместного завещания супругов после смерти одного из них, то теряется и значимость такого вида завещания. В этом случае воля умершего супруга не исполнена, механизм защиты воли умершего супруга отсутствует.

В экспертном заключении по проекту Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» специально отмечено, что «легкость в отказе от совместного завещания в значительной степени сводит на нет все его возможное функциональное назначение, что, видимо, лишний раз свидетельствует об отсутствии объективной необходимости в нем» [7].

В юридическом сообществе предлагаются разные варианты ограничения свободной отмены совместных завещаний. И.А. Алещев обоснованно считает: «Таким ограничением мог бы быть, например, запрет отмены или изменения пережившим супругом совместного завещания после смерти первого супруга либо обременение унаследованного пережившим супругом имущества в пользу наследников по совместному завещанию» [8].

Анализируя правовые нормы, посвященные совместному завещанию, и практическую цель данного распоряжения, можно сделать вывод о необходимости детальной проработки вопроса об ограничении свободы завещания пережившего супруга. Однако требуется очень взвешенно подойти к решению вопроса о реализации принципа свободы договора.

Неустойчивость совместного завещания наглядно проявляется в установленной законом возможности свободной его отмены - в любое время один из супругов, в том числе и после смерти другого супруга, вправе его отменить или составить новое завещание. Следовательно, закон, предоставляя возможность одностороннего выхода из завещания, не учел интересы другого супруга и, по сути, сводит к минимуму значимость данного института. На наш взгляд, требуется дифференцированный подход к отмене совместного завещания одним из супругов, ведь совершение этой сделки осуществлялось на основе взаимной

воли, а отмена завещания по воле одного противоречит сущности завещания, совершенного двумя лицами путем согласования воли. Например, возможно ограничить право супруга на отмену завещания путем установления права на отмену совместного завещания только при жизни обоих супругов.

Таким образом, совместное завещание могут совершать только супруги, то есть лица, находящиеся в зарегистрированном браке. Согласованная воля супругов, выраженная в их общем волеизъявлении, направлена на определение юридической судьбы их имущества. Резюмируя все вышеизложенное, сделаем вывод об очевидных недоработках правового регулирования совместного завещания супругов как нового вида завещания. Судебная практика по рассматриваемому институту еще отсутствует, но для реализации супругами права совершения совместного завещания требуются серьезные корректировки в законе.

Литература

1. Федеральный закон от 29.07.2017 № 259-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1, 2 и 3 Гражданского кодекса РФ» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2017. № 31. Ст. 4808.

2. Федеральный закон от 19.07.2018 № 217-ФЗ «О внесении изменений в ст. 256 ч. 1 и ч. 3 Гражданского кодекса РФ» // Собрание законодательства РФ. 23.07.2018. № 30. Ст. 4552.

3. URL: https://rg.ru/2019/05/30/pavel-krash-eninnikov-o-novyh-formah-nasledovaniia.html.

4. Сауткина Е.А. Супруги как единый субъект права в контексте реализации их способности к правопреемству посредством совместного завещания супругов // Семейное и жилищное право. 2020. № 2.

5. Кирилловых А.А. Завещательное распоряжение в современном гражданском праве. М., 2011.

6. Серебровский В.И. Избранные труды по наследственному и страховому праву. М., 2003.

7. Экспертное заключение по проекту Федерального закона № 801269-6 «О внесении изменений в ч. 1, 2 и 3 Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ» // СПС «КонсультантПлюс».

8. URL: https://www.garant.ru/ia/opinion/autho aleschev/679086.

Bibliography

1. Federal Law of July 29, 2017 № 259-FL «On Amendments to p. 1, 2 and 3 of the Civil Code of the RF» // Collected Legislation of the RF.

31.07.2017. № 31. Art. 4808.

2. Federal Law of 19.07.2018 № 217-FL «On Amendments to art. 256 of p. 1 and 3 of the Civil Code of the RF» // Collected Legislation of the RF.

23.07.2018. № 30. Art. 4552.

3. URL: https://rg.ru/2019/05/30/pavel-krash-eninnikov-o-no\yh-formah-nasledovaniia.html.

4. Sautkina E.A. Spouses as a single subject of law in the context of realizing their ability to succession through a joint will of the spouses // Family and housing law. 2020. № 2.

5. Kirillov A.A. Testamentary disposition in modern civil law. M., 2011.

6. Serebrovsky V.I. Selected works on inheritance and insurance law. M., 2003.

7. Expert opinion on the draft Federal Law № 801269-6 «On Amendments to p. 1, 2 and 3 of the Civil Code of the RF, as well as to certain legislative acts of the Russian Federation» // LRS «Con-sultantPlus».

8. URL: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/ aleschev/679086.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.