Научная статья на тему 'Особенности советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны'

Особенности советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2843
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / патриотизм / массовый патриотизм / интернационализм / самопожертвование / коллективизм / воспитание / Тюменский край / единство фронта и тыла. / Great Patriotic war / patriotism / mass patriotism / internationalism / selfsacrifice / collectivism / education / Tyumen region / unity of the front and rear.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — С. Н. Семенкова, И. А. Аникин

В последнее время в России одной из самых дискуссионных стала тема патриотизма. Данное понятие берет свое начало от древнегреческого языка и обозначает общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение к своей стране. Практически всегда в ситуации серьезных испытаний в нашем обществе происходил рост патриотических настроений. Однако особых сил от нашей страны потребовала Великая Отечественная война, так как одна из целей Германии, которую сформировал Гитлер незадолго до нападения на Советский Союз, состояла в расширении жизненного пространства и обеспечении продовольствием. Великая Отечественная война привела к всплеску массового патриотизма всех слоев населения, начиная от детей и заканчивая стариками. Основными особенностями проявления массового патриотизма были партийность, классовость, интернационализм, демагогичность, самопожертвование, коллективизм. Кроме этого советские граждане прекрасно осознавали тот факт, что Победа невозможна в случае их разобщенности, поэтому они не делили фронт и тыл, а функционировали как единый механизм. За каждым героическим поступком стояли реальные люди со своими радостями и горестями, но с единым для всех желанием победить. Именно в единстве, а не в разобщенности наша сила, и мы, современное поколение, должны об этом помнить и учитывать это в процессе воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — С. Н. Семенкова, И. А. Аникин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOVIET PATRIOTISM DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Recently, the topic of patriotism has become one of the most discussion topics in Russia. This concept originates from the ancient Greek language and denotes a social and moral principle that characterizes the attitude to one’s country. Almost always in a situation of serious challenges in our society, there was an increase in Patriotic sentiment. However, special strength from our country were required by the Great Patriotic war, since one of the goals of Germany, which was formed by Hitler, shortly before the attack on the Soviet Union, was to expand living space and provide food. The great Patriotic war led to a surge of mass patriotism of all segments of the population, from children to the elderly. The main features of mass patriotism were party affiliation, class character, internationalism, demagogy, selfsacrifice, and collectivism. In addition, the Soviet citizens were well aware of the fact that victory is impossible if they are divided, so they did not divide the front and rear, and functioned as a single mechanism. Behind each heroic act were real people, with their own joys and sorrows, but with a common desire to win. It is in unity, not in disunity, that our strength lies, and we, the modern generation, must remember this and take it into account in the process of educating the younger generation.

Текст научной работы на тему «Особенности советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны»

УДК 37.017 + 908

Semenkova S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Philosophy and Social Sciences, Northern Trans-Ural State Agricultural

University (Tyumen, Russia), E-mail: semenkova.svet@yandex.ru

Anikin I.A., student, Faculty of Global Processes, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: mr.anikin.vanya@mail.ru

FEATURES OF SOVIET PATRIOTISM DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR. Recently, the topic of patriotism has become one of the most discussion topics in Russia. This concept originates from the ancient Greek language and denotes a social and moral principle that characterizes the attitude to one's country. Almost always in a situation of serious challenges in our society, there was an increase in Patriotic sentiment. However, special strength from our country were required by the Great Patriotic war, since one of the goals of Germany, which was formed by Hitler, shortly before the attack on the Soviet Union, was to expand living space and provide food. The great Patriotic war led to a surge of mass patriotism of all segments of the population, from children to the elderly. The main features of mass patriotism were party affiliation, class character, internationalism, demagogy, selfsacrifice, and collectivism. In addition, the Soviet citizens were well aware of the fact that victory is impossible if they are divided, so they did not divide the front and rear, and functioned as a single mechanism. Behind each heroic act were real people, with their own joys and sorrows, but with a common desire to win. It is in unity, not in disunity, that our strength lies, and we, the modern generation, must remember this and take it into account in the process of educating the younger generation.

Key words: Great Patriotic war, patriotism, mass patriotism, internationalism, selfsacrifice, collectivism, education, Tyumen region, unity of the front and rear.

С.Н. Семенкова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. философии и социально-гуманитарных наук Государственного аграрного университета

Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: semenkova.svet@yandex.ru

И.А. Аникин, студент, МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: mr.anikin.vanya@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО ПАТРИОТИЗМА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В последнее время в России одной из самых дискуссионных стала тема патриотизма. Данное понятие берет свое начало от древнегреческого языка и обозначает общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение к своей стране. Практически всегда в ситуации серьезных испытаний в нашем обществе происходил рост патриотических настроений. Однако особых сил от нашей страны потребовала Великая Отечественная война, так как одна из целей Германии, которую сформировал Гитлер незадолго до нападения на Советский Союз, состояла в расширении жизненного пространства и обеспечении продовольствием. Великая Отечественная война привела к всплеску массового патриотизма всех слоев населения, начиная от детей и заканчивая стариками. Основными особенностями проявления массового патриотизма были партийность, классовость, интернационализм, демагогичность, самопожертвование, коллективизм. Кроме этого советские граждане прекрасно осознавали тот факт, что Победа невозможна в случае их разобщенности, поэтому они не делили фронт и тыл, а функционировали как единый механизм. За каждым героическим поступком стояли реальные люди со своими радостями и горестями, но с единым для всех желанием победить. Именно в единстве, а не в разобщенности наша сила, и мы, современное поколение, должны об этом помнить и учитывать это в процессе воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, патриотизм, массовый патриотизм, интернационализм, самопожертвование, коллективизм, воспитание, Тюменский край, единство фронта и тыла.

Патриотизм представляет собой сложный комплекс чувств, закреплённых веками и выражающихся в любови к Родине. Восточноевропейские славяне поклонялись богу, создателю вселенной - Роду, отсюда в русском языке слова Родина, родня, родственники, родословная. В русском национальном самосознании патриотизм связан с готовностью пожертвовать собой ради Родины. В. Даль определяет патриотизм как любовь к отчизне, а патриота - как ревнителя о благе Отечества. Историк Н.М. Карамзин писал: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях». В.И. Ленин считал любовь к Родине одним из самых глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Таких высказываний можно привести большое количество, ведь патриотизм у русских всегда считался высшей добродетелью. В условиях серьезных испытаний в нашем обществе всегда наблюдался серьезный подъем патриотических настроений. Так было и в исторической битве 1242 года за свободу нашего Отечества с немецкими рыцарями на Чудском озере под предводительством князя Александра Невского, и в конце XVI - начале XVII века, когда во всенародное ополчение вступили представители практически всех сословий и всех народов, населявших Россию, и в 1812 году, когда народное ополчение формировалось в 16 губерниях из крепостных крестьян. Подобных примеров в истории России можно найти великое множество.

Однако одним из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю России, является Великая Отечественная война, потребовавшая от каждого без исключения человека особых сил. Дело в том, что в материалах Нюрнбергского процесса говорится, что Гитлер, считавший себя «европейским защитником», отстаивал право германской нации устранять миллионы низших рас, «размножающихся, как черви», призывал развивать технику обезлюживания. Цель Германии в войне против СССР заключалась в расширении жизненного пространства на Восток, обеспечении себя продовольствием. Директивой № 21 под названием «План «Барбаросса», принятой 18 декабря 1940 года, за полгода до нападения на СССР командованию германских вооружённых сил приказывалось быть готовыми разбить Советскую Россию в ходе кратковременной компании. 2 мая 1941 года члены экономического штаба «Восток» (Германия) на своём совещании записали: «...все вооружённые силы Германии на 3 года войны будут снабжаться за счёт России... надо выкачать из страны всё, что нам необходимо» [1].

Великая Отечественная война, начиная от защиты Брестской крепости до водружения Знамени Победы над Рейхстагом и разгрома Японии, способствовала проявлению массового патриотизма советских граждан, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашизмом, в первую очередь основой победы над Германией. В условиях участившихся попыток переписывания

истории и уменьшения роли нашей страны в победе над Германией становится актуальным изучение и анализ вклада в Победу не только нашей страны в целом, но и каждого отдельно взятого советского гражданина. Цель статьи состоит в том, чтобы с помощью изучения исторических документов и архивов семейной истории раскрыть особенности проявления советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны на примере Тюменского края.

Главными принципами советской культурной политики и основными видами социализации молодежи признавались «.партийность, классовость, интернационализм, демагогичность» [2]. «Эти принципы стали реализовываться буквально с первых дней провозглашения Советской власти» [2] и распространялись не только на взрослое население нашей страны, но и лежали в основе воспитания подрастающего поколения. Дело в том, что «государство определило детство как высшую ценность, а его воспитание - как одно из приоритетных направлений советской политики, т.к. на подрастающее поколение возлагались большие надежды. Акцент делался, прежде всего, не на семейном, а на коллективном воспитании» [3]. Данные принципы легли в основу массового патриотизма советских граждан в годы Великой Отечественной войны, являясь одной из его главных особенностей. Народное ополчение начало складываться вследствие указа ГКО от 24 июня 1941 г с создания истребительных батальонов. Проявлением массового патриотизма являлись многотысячные очереди добровольцев в военные комиссариаты, а первые отряды партизан стали создаваться уже 22 июня 1941 года. За подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны в СССР, звание Героев Советского Союза получили 11 657 человек, из них 3 051 посмертно [4]. За каждым героическим поступком стояли реальные люди, которые порой на пределе человеческих возможностей приближали Победу. Дело в том, что ни один, даже самый дальний уголок нашей необъятной страны не остался безучастным перед великой бедой, с которой столкнулось наше Отечество. Сибиряки сражались на всех участках советско-германского фронта. Еще маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков писал: «Там, где действовали сибиряки, я всегда был уверен в том, что они с честью и боевой доблестью выполнят возложенную на них задачу» [5]. В годы Великой Отечественной войны из Сибирского военного округа ушли на фронт 2 млн 641 тыс. человек, в том числе более 250 тысяч воинов были призваны с территории сегодняшней Тюменской области, половина из которых погибли или пропали без вести. В списках потерь более 103 тысяч фронтовиков [6]. По уточнённым данным, не вернулись 105 503, из них погибли в боях и в плену, умерли от ран 83 404 фронтовиков, пропали без вести 20 289, из 4 стрелковых дивизий, полностью сформированных в Тюмени и Ишиме, три погибли в тяжёлых боях [6].

В ночь с 22 на 23 июня 1941 года в г Ишим поступила телеграмма от наркома обороны маршала Тимошенко «О призыве из запаса лиц среднего, младшего и рядового состава». Уже на следующий день только в городе Ишиме было подано около 100 заявлений добровольцев, в том числе 34 - от женщин [7]. В результате к ноябрю 1941 года в Тюмени и Ишиме были сформированы 368-я, 384я, 364-я стрелковые дивизии, а к маю 1942 года - 175-я и 229-я стрелковые дивизии, три стрелковые, две истребительно-противотанковые, 6-я, 7-я и 3-я артиллерийские бригады. Кроме этого происходило второе формирование 175 стрелковой дивизии (призыв 1923, 1924 годов рождения), которая впоследствии воевала под Харьковом, бойцы и командиры которой погибли или оказались в плену [7]. Особое внимание хотелось бы уделить 229-й Сибирской стрелковой дивизии, сформированной под Ишимом и сражавшейся на Западном, Волховском, Ленинградском, 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах. Дивизия участвовала и в Смоленском сражении, и в битвах под Москвой, Сталинградом, Ленинградом, а также принимала активное участие в Новгородской, Псковской, Тартуской, Рижской, Висло-Одерской, Верхнесилезской, Брянской, Пражской операциях. Дивизия первого формирования погибла в 1941 году. Второй состав 229-й стрелковой дивизии погиб под Сталинградом 10 августа 1942 года, из 10 тысяч бойцов из-за Дона вышли только 750 человек [8]. В целом сибиряки прославились своей отвагой, званием Героя Советского Союза были удостоены 97 человек, призванных в ряды Красной Армии на территории Тюменской области, 8 ямальцев и 11 югорчан [4]. Данные примеры свидетельствуют о еще двух очень важных особенностях массового патриотизма - проявлении коллективизма и самопожертвовании советских граждан.

Помимо непосредственного участия в боевых действиях сибиряки значительный вклад внесли и на трудовом фронте. В военные годы фронт и тыл функционировали как единый механизм. В этом состояла еще одна главная особенность массового патриотизма в годы Великой Отечественной войны в нашей стране. Все без исключения люди понимали, что фронт и тыл едины, что один без другого невозможен, что без этого единства невозможна Победа. Тыл работал на основе главного принципа: «Все для фронта! Всё для победы». От Тюменского отделения Свердловской железной дороги с востока на запад отправляли вооружение, боевую технику, продовольствие, боевые формирования, одежду. В цехах вагонного депо изготавливались мины, миномёты, автоматы, грузили строительный лес, отправили на фронт поезд-баню, а с запада на восток шли эшелоны не только с ранеными бойцами, но и с эвакуированными предприятиями. Летом 1941 года с запада за Урал было эвакуировано 37 из 47 судостроительных заводов. В Тюмень были отправлены предприятия из Ленинграда, Москвы, Херсона, Керчи, Рыбинска. Так, на базе Тюменского судостроительного и судоремонтного заводов был создан завод № 639. Главной продукцией нового предприятия стали торпедные катера. За время войны завод выпустил 165 торпедных катеров, которые воевали на Чёрном, Балтийском морях, Тихом океане, Онежском и Ладожском озёрах [9].

Все как один встали на защиту Родины не только на фронте, но и в тылу. В период Великой Отечественной войны в Тюмени работало 25 эвакогоспиталей, 4 - в Ишиме, 2 - в Ялуторовске, 1 - в Заводоуковске и 1 - в Голышманово. Кроме этого в первые годы войны на территорию современной Тюменской области было эвакуировано 8 394 человека из 64 детских учреждений. Более 80% детей прибыло из блокадного Ленинграда (в Кулаково, Зырянку, Антипино, Верхний Бор, Ембаево, Тураево, Борки, Новые Юрты, Емуртлу и другие районы Зауралья) [10]. Так, «...14 декабря 1941 на станцию Заводоуковская в теплушках из блокадного Ленинграда были привезены 155 детей, работников архитектурного, художественного и литературного фонда и с ними 16 взрослых. На другой день за ними из Емуртлы были привезены подводы. Стоял 40-градусный мороз, и детей, закутанных в тулупы и шали, емуртлинские жители встречали, чем могли: кто с молоком, кто с салом, кто принес отварной картошки в чугунке. Емуртлинцы одели, обогрели, накормили ленинградцев и буквально вырвали их из рук голодной смерти» [11].

Все «от мала до велика» встали, кто к станкам, кто вышли в поля. Каждый старался внести свой, пусть маленький вклад в Победу. По приказу Наркомата земледелия с 24 июня в стенах сельскохозяйственного техникума города Тюмени, ныне Государственного аграрного университета Северного Зауралья, была организована работа в 2 смены учебных мастерских для ремонта колхозной сельхозтехники. Отзывались с каникул учащиеся 3 курса отделения механизации и откомандировывались на уборочные работы в МТС, а студенты 2 курса переводились на ремонт уборочных машин. В ряды РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия) уже 25 июня был призван заведующий хозчастью А.П. Устинов, старший бухгалтер А.С. Климшин, преподаватель В.А. Косарев, шофёры В.К. Парфёнов, А. Горбунов, тракторист Васильев, электромонтёры Я.Д. Хо-темцев и З. Халитов, заведующий производственными мастерскими Жернов-ников, столяр Канников, плотник Кропотов, преподаватель военной подготовки Б.Е. Мальцев, служащий Жигарев. В ряды РККА также были призваны студенты старших курсов П.Н. Ожогин с отделения механизации, П.С. Шаров с отделения земледелия [12]. Данная информация является достаточно ярким примером единства всех и каждого.

За каждым героическим поступком стояли реальные люди со своими радостями и горестями, но с единым для всех желанием победить. Вклад в Победу над нацизмом внесли буквально все без исключения советские граждане и на

фронте, и в тылу, и в городах, и в селах. Так, в боях за освобождение Польши от фашистов под селом Стасино был смертельно ранен сержант, стрелок-радист Михаил Иванович Анашенко, который призывался на фронт Викуловским райвоенкоматом. И было ему тогда 19 лет. Лётчики, да и сами стрелки знали об уязвимости в самолёте Ил-2 места стрелка-радиста. Анашенко М.И. служил в 175 истребительном дивизионе 253 стрелковой дивизии. Умер в госпитале 16.08.1944 г., похоронен на Украине [13].

Вот еще несколько примеров проявления коллективизма и самопожертвования. 2 февраля 2020 года исполнилось 77 лет с разгрома фашистов в самом величайшем сражении Второй мировой войны - Сталинградской битве. В боях под Сталинградом в составе Сталинградского фронта с июня и вплоть до ранения в сентябре 1942 года воевал Звонарёв В.Т., командир 2-го дивизиона 200 миномётного полка. В своём дневнике и письмах с фронта В.Т. Звонарёв писал: «Под Сталинградом были подготовлены рвы. Мы полностью использовали эти сооружения, и надо сказать, что они хорошую пользу нам сослужили. Правда, мы немного их дооборудовали. Сделали ходы сообщения, отрыли отдельные ячейки, дополнительно сделали блиндажи и капониры, что позволило нам длительное время находиться в обороне и сдерживать врага». «Во время бомбёжки одна из бомб угодила в двухэтажный дом. У этого дома отвалилось полстены. Пол на втором этаже чудом держался. Когда пыль опала, я увидел, что хирург делает операцию тяжело раненому солдату. Какую надо было иметь силу воли и мужество, чтобы в такой ситуации продолжать операцию!». «В Сталинграде от немецких окопов мне приходилось быть на расстоянии броска гранаты. Наша 9 артиллерийская дивизия была подчинена главному командованию, орудия сосредотачивались на одном из главных направлений». После ранения и восстановления в госпитале с июля 1943 года по май 1944 года капитан Звонарёв В.Т. в составе 3-го Украинского фронта освобождал от немецко-фашистских захватчиков территорию Украины, а в составе 9 Запорожской артиллеристской дивизии - город Запорожье. В 1943 году он пишет жене в село Малахово Викуловского района: «Сегодня 17 июля. Пока жив. С утра перешли в наступление. Сейчас веду всем своим подразделением огонь. Кругом всё горит и стонет. Кромешный ад. Пишу в блиндаже». 8 апреля со станции Новохопёрской под Воронежем он пишет: «Сейчас отправляюсь на фронт. У меня одно желание - посмотреть на сына, каков он сейчас стал». В результате ранения орденоносец, гвардии майор 9 артиллерийской дивизии Звонарёв В.Т. был уволен в запас приказом командующего артиллерией СА № 0937 от 4.11.1944 г.

Губин Иван Яковлевич 1916 года рождения был призван на фронт в 1941 году, служил водителем на полуторке. Последнее, что вспоминал его сослуживец, он видел, как Иван Яковлевич под разрывами бомб и градом пуль пытался подвести боеприпасы на передовую. По официальной версии пропал без вести. Только в 2000-х годах удалось найти информацию, что Иван Яковлевич попал в плен, оказался в Шталаге 352, погиб в плену 7 июня 1942 года и захоронен в деревне Масюковщина Минской области республики Беларусь [13]. Его брат, Губин Петр Яковлевич (1923 г. р.), начинал свой боевой путь в составе 229-ой стрелковой дивизии, которая в последующем была отправлена под Сталинград. Оказался среди тех немногих, кто смог выйти из окружения и пошел с боями дальше. Умер от ран 27 июля 1943 года, похоронен в Сталинской области, в лесу, севернее села Пришиб [14]. Когда началась Великая Отечественная война, их сестре, Губиной Марфе Яковлевне, был всего 21 год. С первых дней войны она работала в тылу, на самой тяжелой работе - валила лес для нужд фронта. Параллельно с работой на лесоповале воспитывала двух младших братьев, которые остались круглыми сиротами после смерти отца и матери. После выхода на заслуженный отдых Марфе Яковлевне за добросовестный и многолетний труд было присвоено звание «Ветеран труда», а 26 мая 2005 года - звание «Ветеран трудового фронта». Вот только немногие примеры проявления массового патриотизма наших граждан в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, благодаря массовому патриотизму, в основе которого лежали коллективизм, самопожертвование, интернационализм, партийность, классовость, наш народ победил. Люди не делали различия между фронтом и тылом, они прекрасно понимали, что только в единстве наша сила. В этом и состоят главные особенности массового патриотизма советских граждан в годы Великой Отечественной войны. Поведение взрослых служило хорошим примером для детей, которые в то сложное время взрослели очень рано. Да, мы победили в той Великой войне, но какой ценой, какими нечеловеческими усилиями. Война прошла по каждой без исключения советской семье. Молодое поколение современной России так или иначе знает эти маленькие семейные истории, которые, на наш взгляд, необходимо сохранять и культивировать, ведь из этих складывается большая история проявления массового патриотизма советских граждан и история огромной страны. Мы должны помнить то, что наши бабушки и дедушки победили в результате единства, они не разделяли вклад фронта и тыла. Мы не должны допустить повторения истории или ее переписывания, необходимо сохранять в памяти тот подвиг, который они совершили, несмотря на то, что все меньше остается с нами реальных свидетелей тех жестоких событий. Ведь от того, как мы будем сохранять в памяти события Великой Отечественной войны, как будем чтить старшее поколение, зависит и то, чему мы будем воспитывать подрастающее поколение, что мы вложим в их умы, головы и сердца.

Библиографический список

1. Нюрнбергский процесс, сборник материалов. Available at: https://coollib.com/b/197062/read

2. Гончаренко О.Н. Формирование патриотизма интеллигенцией Зауралья в советский период. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; № 11 (65): 101 - 104.

3. Семенкова С.Н. История, современное состояние и тенденции развития системы социально-педагогической помощи детям (на примере Тюменской области): монография. Саратов, 2016.

4. Герои Великой Отечественной войны. Available at: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43945842977/Geroi-Velikoy-0techestvennoy-voynyi?utm_referrer=mirtesen.ru

5. Г.К. Жуков о сибиряках. Available at: http://www.vsp.ru/2001/12/05/g-k-zhukov-o-sibiryakah/

6. Народ Великой Победы: народы Западной Сибири. Available at: https://www.rodinatyumen.ru/spetsproekty/narod-velikoy-pobedy/

7. Филиппов А.А. Ишим в годы Великой Отечественной войны (на примере фондов Ишимского историко-краеведческого музея). Вопросы исторической науки: материалы II Международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2013: 73 - 75. Available at: https://moluch.ru/conf/hist/archive/85/3871/

8. Гулякин А. Боевой путь 229-й стрелковой дивизии. Available at: http://www.kmishim.ru/spasibo_vam_za_pobedu/boevoj_put_229-j_strelkovoj_divizii/

9. Очерки истории Тюменской области. Тюмень: Издательско-полиграфическое предприятие «Тюмень», 1994.

10. Снегирева Л.И. Прием и размещение эвакуированных детских учреждений в Западносибирском тылу (1941 - 1943 годы). Вестник ТГПУ. 2018; № 5 (194): 143 - 156.

11. Шонова Е.А., Семенкова С.Н. Социально-педагогическая помощь эвакуированным в Тюменском крае. Интеграция науки и практики для развития агропромышленного комплекса: материалы 2-й Национальной научно-практической конференции. Тюмень, 2019: 404 - 407.

12. Звонарева Л.В., Мазурак Н.С. От реального училища до академии. 1879 - 1959 - 2009. Очерк истории. Тюмень, 2009.

13. Подвиг народа: информационный ресурс. Available at: //podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search

14. Гольдберг Р Потерялся на войне...Охота за тенью. Знамя Правды. 2011; № 76 (9516): 2.

References

1. Nyurnbergskij process, sbornik materialov. Available at: https://coollib.com/b/197062/read

2. Goncharenko O.N. Formirovanie patriotizma intelligenciej Zaural'ya v sovetskij period. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2017; № 11 (65): 101 - 104.

3. Semenkova S.N. Istoriya, sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya sistemy social'no-pedagogicheskoj pomoschi detyam (na primere Tyumenskoj oblasti): monografiya. Saratov, 2016.

4. Geroi Velikoj Otechestvennoj vojny. Available at: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43945842977/Geroi-Velikoy-0techestvennoy-voynyi?utm_referrer=mirtesen.ru

5. G.K. Zhukov o sibiryakah. Available at: http://www.vsp.ru/2001/12/05/g-k-zhukov-o-sibiryakah/

6. Narod Velikoj Pobedy: narody Zapadnoj Sibiri. Available at: https://www.rodinatyumen.ru/spetsproekty/narod-velikoy-pobedy/

7. Filippov A.A. Ishim v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (na primere fondov Ishimskogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya). Voprosyistoricheskojnauki: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2013: 73 - 75. Available at: https://moluch.ru/conf/hist/archive/85/3871/

8. Gulyakin A. Boevojput' 229-jstrelkovoj divizii. Available at: http://www.kmishim.ru/spasibo_vam_za_pobedu/boevoj_put_229-j_strelkovoj_divizii/

9. Ocherki istorii Tyumenskoj oblasti. Tyumen': Izdatel'sko-poligraficheskoe predpriyatie «Tyumen'», 1994.

10. Snegireva L.I. Priem i razmeschenie 'evakuirovannyh detskih uchrezhdenij v Zapadnosibirskom tylu (1941 - 1943 gody). Vestnik TGPU. 2018; № 5 (194): 143 - 156.

11. Shonova E.A., Semenkova S.N. Social'no-pedagogicheskaya pomosch' 'evakuirovannym v Tyumenskom krae. Integraciya nauki i praktiki dlya razvitiya agropromyshlennogo kompleksa: materialy 2-j Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tyumen', 2019: 404 - 407.

12. Zvonareva L.V., Mazurak N.S. --Otreal'nogo uchilischa do akademii. 1879 1959 2009. Ocherk istorii. Tyumen', 2009.

13. Podvig naroda: informacionnyjresurs. Available at: //podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search

14. Gol'dberg R. Poteryalsya na vojne.Ohota za ten'yu. Znamya Pravdy. 2011; № 76 (9516): 2.

Статья поступила в редакцию 24.04.20

УДК 37.013.43

Spitsyna E.V., postgraduate, Department of Musical Art, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: vasilyok.79@mail.ru

THE INNOVATIVE PLATFORM "MES" AS A MEANS OF DEVELOPING INTEREST IN CHAMBER AND SYMPHONIC MUSIC IN ADOLESCENTS. The

article discusses features of formation of interests of adolescents in the field of musical art. The role and place of musical performance in the structure of these needs are determined. The work and capabilities of modern innovative platforms are described, among which the work of the Moscow Electronic School is highlighted. The role and place of the MES platform as a means of generating interest in chamber and symphonic music in adolescents is analyzed. Examples of using educational resources of the MES Library, namely, methods and forms of working with them, are given. The principles of organizing work with teenagers in general education schools within the framework of this educational platform are recommended, and the factors of the teacher's readiness to implement new pedagogical technologies are indicated.

Key words: musical art, teenager, musical interest, innovative platform, chamber and symphonic music.

Е.В. Спицына, аспирант, Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: vasilyok.79@mail.ru

ИННОВАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА «МЭШ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ У ПОДРОСТКОВ

В статье рассмотрены особенности формирования интересов подростков в сфере музыкального искусства. Определены роль и место музыкального исполнительства в структуре этих потребностей. Проведен анализ возможностей современных инновационных платформ, среди которых выделена работа «Московской электронной школы». Впервые рассмотрена роль и место платформы «МЭШ» как средства формирования интереса к камерной и симфонической музыке у подростков. Приведены примеры использования образовательных ресурсов библиотеки «МЭШ», а именно методы и формы работы с ними. Рекомендованы принципы организации работы с подростками общеобразовательной школы в рамках применения данной образовательной платформы и указаны факторы степени готовности учителя к внедрению в практику новых педагогических технологий.

Ключевые слова: музыкальное искусство, подросток, музыкальный интерес, инновационная платформа, камерная и симфоническая музыка.

В современных условиях значительно актуализируется проблема формирования интересов подрастающего поколения, от которых зависит дальнейшее состояние воспитанности людей в обществе, их гуманистическое отношение к различным явлениям окружающей действительности. Потребность в художественно-эстетической культуре является одной из основополагающих эстетических потребностей личности.

Интересы у детей подросткового возраста в основе своей приобретают форму настоящей страсти, серьезных увлечений, которые буквально захватывают школьников, часто в ущерб всем другим увлечениям. Нередко к неустойчивости и разбросанности интересов школьников в подростковом периоде приводят большое любопытство, стремление к познанию - они не всегда могут принести пользу воспитанию личности.

Проблема музыкально-эстетической деятельности подрастающего поколения актуальна и сегодня. Общие вопросы исторического развития музыкально-эстетического воспитания, принципы и методы музыкального воспитания и обучения исследовались О. Апраксиной, Л. Арчажниковой, Б. Асафьевым, Л. Баренбойм, Н. Ветлугиной, Д. Кабалевским, К. Орфом, В. Ражниковым, А. Со-хор, В. Холоповой, Т. Чередниченко, Л. Школяр и др.

Исследование проблемы формирования интереса в сфере музыкального искусства давно привлекает педагогов и ученых. В современной музыкально-педагогической науке эта проблема разработана достаточно широко - во многих трудах музыкальный интерес рассматривается как направленность личности на познание произведений музыкального искусства через активное стремление к музыкальной деятельности (Т. Красноперова, Н. Ломакина, Т. Мальцева,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.