Научная статья на тему 'Особенности соучастия в совершении преступлений против военной службы'

Особенности соучастия в совершении преступлений против военной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1300
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / СОУЧАСТИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каменев Денис Александрович

В статье анализируются некоторые особенности квалификации преступлений против военной службы, совершенных в соучастии, в зависимости от соотношения распределения ролей по видам соучастников и наличия статуса специального субъекта преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности соучастия в совершении преступлений против военной службы»

ОСОБЕННОСТИ СОУЧАСТИЯ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Каменев Д.А.

Каменев Денис Александрович - студент, юридический факультет, Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются некоторые особенности квалификации преступлений против военной службы, совершенных в соучастии, в зависимости от соотношения распределения ролей по видам соучастников и наличия статуса специального субъекта преступления.

Ключевые слова: преступления против военной службы, соучастие, специальный субъект преступления.

Проблема соучастия является одним из самых сложных вопросов в практике уголовно-правовой квалификации. Данная проблема давно привлекает внимание учёных, однако среди них нет единого подхода к рассмотрению вопросов применения норм главы 7 Уголовного кодекса РФ. Как отмечают исследователи, вопросы применения признака соучастия в преступлении влекут за собой признание большей общественной опасности, нежели указывается в основной норме соответствующей статьи Особенной части УК РФ. Безусловно, разными учеными предложены способы толкования и применения соучастия как института уголовного права.

Глава 7 УК РФ (ст. 32 — 36) определяет понятие соучастия в преступлении, формы соучастия и виды соучастников, а также основания уголовной ответственности соучастников преступления. Соучастие в преступлении — это умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Наряду с исполнителями соучастниками признаются организаторы, подстрекатели и пособники его совершения. Преступление может быть совершено в форме простого или сложного соучастия, а также в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации). Ответственность соучастников зависит от характера и степени фактического участия каждого из них в совершении преступления [1].

Указанные общие положения о соучастии в преступлении распространяются и на военнослужащих, виновных в совершении преступлений в соучастии. Военнослужащие, совершая то или иное преступление, предусмотренное Особенной частью УК в соучастии с другими военнослужащими, включая преступления против военной службы, могут выступать в качестве исполнителей и соисполнителей, а также организаторов, подстрекателей или пособников этих преступлений. При этом действия исполнителей и соисполнителей преступлений подлежат квалификации по соответствующей статье Особенной части УК, предусматривающей совершенное преступление, без ссылки на ст. 33, а действия организаторов, подстрекателей и пособников — со ссылкой на ст. 33 УК.

Что касается соучастников в совершении преступления против военной службы, не являющихся специальным субъектом такого преступления, то Уголовный Кодекс РФ [2] в части 4 статьи 34 определяет, что соучастники преступлений со специальным субъектом, не обладающие признаками специального субъекта, несут ответственность по статье Особенной части УК, предусматривающей соответствующее преступление со специальным субъектом. Однако эти соучастники могут быть признаны лишь организаторами, подстрекателями или пособниками указанных преступлений, но не их исполнителями.

Преступление со специальным субъектом характеризуется тем, что общественно опасное деяние совершается, главным образом, в сфере той или иной служебной и

профессиональной деятельности. Исполнители такого рода преступлений обладают специальными, установленными законом признаками и являются носителями определенных обязанностей, прав и полномочий, нарушение которых образует сущность данных преступлений. Поэтому лица, не обладающие этими признаками, не могут быть исполнителями или соисполнителями преступлений со специальным субъектом, как несоответствующие требованиям закона.

Особенности соучастия в преступлениях, совершаемых специальными субъектами, распространяются и на преступления против военной службы, предусмотренные гл. 33 УК РФ (ст. 332—352), совершенные в соучастии с лицами, не состоящими на военной службе. Преступления против военной службы относятся к числу преступлений со специальным субъектом. Поэтому исполнителями и соисполнителями этих преступлений могут быть лишь лица, проходящие военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Все указанные лица в соответствии со ст. 1 и 2 Закона РФ «О статусе военнослужащих» [3] обладают статусом военнослужащих.

Гражданские лица, участвуя совместно с военнослужащими в совершении преступлений против военной службы, могут выступать в качестве организаторов, подстрекателей или пособников преступлений. Например, причинение военнослужащему вреда здоровью по его просьбе и с целью уклонения от военной службы, подстрекательство военнослужащего со стороны гражданского лица к нарушению правил несения пограничной, караульной и других специальных служб. В подобных случаях действия виновного военнослужащего подлежат квалификации по соответствующим статьям гл. 33 УК как исполнителя преступления, а действия не военнослужащих — по ч. 3, 4 и 5 ст. 33 и соответствующей статье гл. 33 УК РФ.

Исключение не военнослужащих из числа соисполнителей преступления против военной службы исключает и возможность признания данного преступления совершенным группой лиц. Так, если гражданское лицо совместно с военнослужащим оказывает сопротивление патрульному наряду при задержании солдата, нарушающего воинскую дисциплину в общественном месте, то его действия образуют пособничество в совершении воинского преступления и подлежат квалификации по ч. 5 ст. 33 и ч. 1 ст. 333 УК. При этом сопротивление патрульному наряду не может быть признано совершенным группой лиц и квалифицировано по п. «а» ч. 2 этой статьи, так как совершение преступления группой лиц предполагает участие в нем двух или более соучастников, выступающих в качестве исполнителей данного преступления.

Возможна ситуация, когда лицо, не являющееся военнослужащим, выполняет роль исполнителя деяния, образующего объективную сторону состава преступления против военной службы, а военнослужащий является подстрекателем к совершению преступления. В подобных ситуациях имеет место одно из проявлений так называемого посредственного исполнения преступления, при котором исполнителем признается специальный субъект, а лицо, не являющееся специальным субъектом, становится пособником совершенного преступления.

В литературе правильно отмечается, что в тех случаях, «когда состав соответствующего преступления требует в качестве исполнителя специального субъекта, свойствами которого не обладает лицо, выполняющее его объективную сторону, и которые имеются у лица, склонившего к совершению общественно опасных действий или способствовавшего его совершению», имеет место посредственное исполнение [4]. Например, военнослужащий из мести к командиру за его служебную требовательность склонил своих знакомых гражданских лиц к насилию над ним, а последние, выполняя просьбу военнослужащего, совершили такое насилие, то военнослужащий подлежит ответственности по ст. 334 УК как исполнитель преступления, а гражданские лица, учинившие насилие, по ст. 33 ч. 5 и ст. 334 УК как пособники.

Субъектами ряда преступлений против военной службы могут быть только военнослужащие, наделенные специальными признаками. Например, субъектами неисполнения приказа (ст. 332 УК), насильственных действий в отношении начальника (ст. 334) могут быть военнослужащие, подчиненные соответствующему начальнику по службе или по воинскому званию. Только военнослужащие, входящие в состав того или иного наряда, признаются субъектами нарушения правил несения боевого дежурства, пограничной, караульной и других специальных служб, предусмотренных ст. 340—344 УК. Специальными признаками обладают также субъекты некоторых других преступлений против военной службы.

В указанных преступлениях против военной службы военнослужащие, не обладающие соответствующими специальными признаками субъекта преступления, также не могут быть признаны ни их исполнителями, ни соисполнителями, они могут быть лишь организаторами, подстрекателями или пособниками таких преступлений, так как одного статуса военнослужащего в данном случае недостаточно.

Участие командира (начальника) совместно с подчиненными в совершении преступления против военной службы представляет повышенную опасность. Являясь соучастником преступления, командир (начальник) при этом грубо нарушает уставное требование быть примером для подчиненных в точном соблюдении законов и воинских уставов, что образует помимо соучастия состав самостоятельного, должностного преступления. Например, если командир (начальник) организует совершение того или иного преступления против военной службы и совместно с подчиненными участвует в нем, его действия образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 286 (превышение должностных полномочий), ст. 33 и 335 УК. Если не командир (начальник), совершая преступление по службе, например, злоупотребление должностными полномочиями в корыстных целях или из иной личной заинтересованности, склоняет к участию в этом преступлении своего подчиненного, его действия подлежат квалификации по ст. 285, а действия подчиненного — по ст. 33 и 285 УК РФ.

В заключение следует отметить, что преступления простив военной службы, совершенные в соучастии представляют несут в себе повышенную общественную опасность ввиду значительности охраняемых общественных отношений. Квалификация преступлений против военной службы, совершенных в соучастии имеет свои характерные особенности, касающиеся субъекта преступления, которые следует учитывать при разрешении вопроса о наличии состава преступления, назначение наказания и так далее.

Список литературы

1. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. М., 2004. С. 195218.

2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019). «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

3. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О статусе военнослужащих». «Собрание законодательства РФ», № 22, 01.06.1998. Ст. 2331.

4. Курс советского уголовного права. Часть Общая. Л., 1968. Т. 1. С. 612.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.