Научная статья на тему 'Особенности социокультурной эволюции'

Особенности социокультурной эволюции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
377
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЛОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА / ЭВОЛЮЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ / СИСТЕМНОЕ КАЧЕСТВО / Culture / local cultural system / evolution / adaptation / system-related characteristics

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пелипенко Андрей Анатольевич

В статье рассматриваются особенности алгоритмов протекания социокультурной эволюции «горизонтального» типа, связной с адаптацией к внешним условиям и повышением специализированности систем, и эволюции «вертикального» типа, заключающейся в усложнении внутренней структуры и повышении системного качества объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Sociocultural Evolution

The article covers features of algorithms of process of horizontal sociocultural evolution, connected with adaptation to external conditions and increasing of system’s specialized adaptation, and vertical evolution, involving amplification of inner structure and improving of system-related characteristics.

Текст научной работы на тему «Особенности социокультурной эволюции»

ГУЛЬТУМ КГЛЬШ1. 2016

А.А. Пелипенко

Особенности социокультурной эволюции

Аннотация. В статье рассматриваются особенности алгоритмов протекания социокультурной эволюции «горизонтального» типа, связной с адаптацией к внешним условиям и повышением специализированности систем, и эволюции «вертикального» типа, заключающейся в усложнении внутренней структуры и повышении системного качества объектов.

Ключевые слова. Культура, локальная культурная система, эволюция, адаптация, специализированность, системное качество.

Размышления о современности, хотим мы того или нет, с необходимостью подводят к анализу общих эволюционных законов. Такой анализ необходим, независимо от того, как относиться к самой идее эволюции и к самой идее существования общих законов.

Эволюционные теории многочисленны и многообразны. Единой и общепризнанной среди них нет, и появления таковой не предвидится. Поэтому соотнесение смыслогенетической эволюционной концепции с другими позволю себе оставить для более академического разговора и перейду сразу к предельно краткому изложению основных положений.

Культурно-историческая эволюция в оболочке материнской биосистемы Земли - отнюдь не венец всей эволюции мирозданья, а один из трудно определимых стадиально ее этапов. Поэтому, если исходить из того, что конечные цели всегда задаются для системы извне, то можно сказать, что никакой конечной цели культурно-историческая эволюция не имеет. Во всяком случае, ничего сказать о ней, оставаясь человеком, нельзя [1]. Она имеет лишь общую направленность, определяемую глобальными эволюционными векторами [2], устремленными к наращиванию:

• сложности [3],

• дифференцированности,

• самости/субъектности,

• сжатию темпов и пространства эволюционирования [4].

Векторы эти возникают не внутри систем: будучи по отношению к ним трансцендентны, они проявляются, «прорастают» в их материале и «сквозь» него. Но формы и структуры в любых системах всегда ограничены и конечны [5]. Поэтому глобальные эволюционные векторы не прекращают своего на них давления, стремясь найти формы наименее специализированные, ибо высоко специализированные формы к магистральной эволюции неспособны [6]. Наименее же специализированные «выталкиваются» глобальными эволюционными векторами на следующий системно-эволюционный уровень, где их названные устремления достигают своего более полного (но не окончательного) воплощения. Особенно важно, само эволюционное движение, понимается двояко: как двунаправленное: образно говоря, горизонтальное и вертикальное. В этом постулате -кардинальное отличие смыслогенетической концепции от других. Горизонтальная эволюция - путь вписания эволюционирующих форм в среду: адаптация и специализация форм. Вертикальная - скачковый прорыв на стадиально следующий уровень самопроявления глобального эволюционного вектора, не только не совпадающий по своей направленности с задачами адаптации форм, но и, как правило, им противоположный -«перпендикулярный». Локальные прорывы вертикальной эволюции происходят на внутрисистемных уровнях. Глобальные - создают сопряжения между системами: материнскими и дочерними.

Таким образом, важно подчеркнуть, что помимо горизонтального эволюционирования в сторону адаптирующих к среде специализаций [7], есть и движение вертикальное, устремленное к скачковым воплощениям новых системных форм, воплощающих следующий уровень кумуляции глобальных эволюционных векторов: сложности,

дифференцированности, самости и плотности фронта развития. Для такого прорыва глобальные эволюционные векторы рано или поздно находят в материнской системе наименее специализированные формы и, фокусируя на них давление, создают своего рода воронку вертикального эволюционирования. Первоначально, в нее затягивается максимальное количество родственных форм, объединенных общим движением к новому системному качеству. Но по мере сужения воронки, большинство «соскакивает», отсеивается и, застревая между вертикальным и горизонтальным типом эволюционирования, теряет жизнеспособность. Они оказываются лишними как для новой, так и для материнской системы и толком не вписываются ни в ту, ни в другую и кризисных ситуациях умирают первыми. Такова печальная судьбы переходных форм.

Так, в антропогенезе, генезис гоминид сопровождался активным вымиранием переходных форм: крупных прямоходящих приматов и ранних предчеловеческих форм. Вымирание переходных и эволюционно «незавершенных» видов продолжалось и позднее, пока не появился полностью системно завершенный подвид, знаменующий максимально возможное воплощение глобальных эволюционных векторов в материале биосистемы -homo sapiens sapiens. Те же, кто не был вовлечен в воронку вертикальной эволюции, например, антропоиды, пережили всех хабилисов, питекантропов, гейдельбергских людей и даже неандертальцев. Они вовремя «соскочили с поезда» вертикальной эволюции, не будучи морфологически и психически им преобразованы, вписались в фарватер эволюции горизонтальной (адаптирующей) [8]. Та же закономерность действует и в эволюции социокультурной. Те, кто двигается курсом вертикальных ароморфозов, но так и не совершает прорыва - первые кандидаты на вымирание, поскольку нового системного качества они так и не достигают, но утрачивают при этом адаптивный потенциал.

Одним из величайших вертикальных ароморфозов в истории была осевая эпоха или эпоха Дуалистической революции [9]. Важнейшим признаком вертикального эволюционного прорыва является антропологическое содержание трансформации некоторых ключевых, определяющих весь строй культурного сознания мифологем. А именно: степень и

характер увязывания новообразуемого образа духовного Абсолюта с антропным началом. В этом направлении от Буддизма до Античности и от Зороастризма до Христианства и Ислама совершался вертикальный прорыв к новой культурно-цивилизационной системе. Но эволюционного финиша достигла лишь одна, в которой антропное начало поднялось до доктринально выраженного антропологического максимализма. Ею стала культурноцивилизационная система Западного Христианства. Остальные участники движения внутри воронки либо на том или ином этапе соскочили в горизонтальное эволюционирование (некоторые восточные культуры), либо застряли в безкачественной неопределенности (восточно-христианские культуры: Византия, а затем Русь/Россия).

Новое системное качество делится внутри себя на две стадиальные фазы: логоцентрическую и личностную. Второй фазы достигло лишь Западное общество, совершившее в эпоху Ренессанса и Реформации Революцию личности [10]. Иными словами, лишь Запад в полной мере завершил великий эволюционный переход и, пройдя отмеренный путь до конца, уперся в границы системной формы. Сейчас он переживает кризис распада как логоцентрических, так и личностных форм культурного бытия. В этом и коренится эволюционная причина нынешнего системного кризиса.

Такое положение дел совершенно закономерно. Рано или поздно вертикальный вектор, тормозится горизонтальными специализациями, вязнет в материале, и тогда эволюционная ветвь вступает в режим горизонтального развития. Когда же и горизонтальное развитие исчерпывает свой потенциал, наступает фаза не-эволюционных изменений [11]. В зависимости от эволюционного контекста: от медленной деградации до быстрого вымирания. Остановка вертикального развития, может быть вызвана как свойством самого материала вкупе с внешними средовыми факторами, так и факторами внутренними. Речь идет об исчерпании потенциала вертикальных структурно-конфигуративных ароморфозов, которое в любой системе рано или поздно наступает.

Например, античный человек не мог, даже при всем своем старании, постепенными эволюционными шагами преобразоваться в человека средневекового. Исчерпав потенциал внутреннего системного эволюционирования. Античность [12], должна была умереть и разрушится. И лишь из ее деструктированного материала образовался гумус, на котором новым кустом ветвей развития произросла культура христианского Средневековья.

Дискретно-поступательная последовательность вертикальных ароморфозов делает эволюционное движение итеративным: фазы доминирования горизонтального

адаптициогенеза сменяются скачковыми вертикальными прорывами, после чего новые системные формы развиваются в материнской среде, а горизонтально-адаптационный режим, в который они вынуждены входить, придает им максимально доступное в этой среде разнообразие. Эволюционный куст - метафора системного качества -конфигуративной матрицы или паттерна. Выход за ее пределы возможен лишь путем межсистемного вертикального ароморфоза, который снимет (в гегелевском смысле) предыдущую системную форму. Таким образом вертикальные ароморфозы делятся на внутри- и межсистемные. Итеративный ряд внутрисистемных вертикальных скачков всегда, в конце концов, приводит к скачку межсистемному, когда снятию подлежит весь куст. Но до точки снятия доходит, как правило, лишь одна ветка из изначально пышно эволюционирующего куста: остальные заходят в тупик и отсыхают «по дороге». Впрочем, до «тепловой смерти» от старости доживают далеко не все локальные культурные системы. Большинство умирает смертью насильственной.

Никаких общих эволюционных изменений для всего человечества в целом не существует; каждая локальная культурная система пребывает в собственном эволюционном контексте,

а также на разных стадиях собственных циклов развития. Попытки вывести образ некоей равнодействующей эволюционного движения для всех обществ сродни вычислению средней температуры тела больных в палате, включая морг. В этом же ряду эволюционистские (в смысле эволюционисткой школы XIX в.) предрассудки о том, что все народы в своем развитии проходят одинаковые стадии, а исторически преходящим факторам и ценностям придается универсальный статус. Прогрессистское сознание никак не желает примириться с тем, что каждый культурно-антропологический тип имеет заданный конфигуративным паттерном (или, метафорически говоря, генотипом), специфический modus operandi культурного существования и, соответственно, свой потолок развития. Более простой тип может адаптироваться к жизни в соседстве с более сложном и в русле адаптирующих специализаций позаимствовать у него разнообразные элементы опыта и технологии. Но его системное качество - структурно-конфигуративное ядро на следующий уровень системной сложности [13] не поднимется ни при каких обстоятельствах. У крокодилов никогда не отрастают крылья, даже если тому способствуют условия среды. Иначе говоря, разбег адаптационных изменений не может выйти за рамки конфигуративного паттерна, а новые формы, в соответствии с принципом типологизма, рождаются целиком и сразу.

Природа системных качеств в социокультурной истории двояка: с одной стороны, они принадлежат локальным культурным системам или их группам, а с другой - человеческой ментальности и культурно-антропологическим типам. Сложность корреляций между первым и вторым - одна из ключевых проблем культурно-исторической эволюции и источник непреодолимого конфликта структур. Его сердцевина - стадиальное несоответствие новых, порожденных вертикальным вектором системных форм и структур материнской среды, в которой они (новые формы) вынуждены существовать.

Мерой эволюционного движения служит итерационный цикл. Движение эволюционирующей формы от начала жизненного цикла к концу проходит ряд стадий и подчиняется определенным алгоритмам. Изначально, порожденные вертикальным прорывов формы минимально специализированы и потому, слабы и уязвимы в инородной по сути среде материнской системы. Морфогенез определяется в борьбе вертикальных и горизонтальных линий развития, где адаптация форм к среде знаменует постепенный переход к доминированию горизонтального принципа. Но в начале цикла, преобладает принцип вертикальный. Неспециализированность, абстрактная универсальность новообразованных форм соответствует высокому уровню синкретической сложности и наиболее широкому диапазону потенциальных путей развития. Но с каждым шагом адаптирующих специализаций синкретическая сложность переходит в комплексную [14], а диапазон возможностей сокращается. Пик развития любой эволюционирующей формы -равновесие вертикальных и горизонтальных принципов, когда достаточная адаптированность к среде сочетается со значительным еще потенциалом возможных путей самореализации и развития. Такие периоды знаменуют «золотые века» локальных культурных систем и их обществ/народов-носителей. С каждым шагом усиления горизонтального принципа форма застывает, кристаллизуется, оплачивая углубляющуюся интегрированность в среду схлопыванием потенциала системных изменений. Так, платой за глубину адаптаций выступает наращивание инерции, которая и губит формы, когда условия среды меняются.

Признаки завершения итерационного цикла таковы:

• исчерпание потенциала синкретической сложности максимальное разворачивание сложности системной,

• критический стадиальный отрыв от последней сложности специализаций,

• реализация (опредмечивание) всех возможных форм существования в рамках общей конфигуративной матрицы (культурного генотипа),

• переход эволюционного движения в «дурную бесконечность» инерционного адаптациогенеза,

• предельное обострение противоречия между необходимостью и невозможностью системно-конфигуративных изменений,

• неадекватность сложных специализаций меняющимся условиям среды,

• переход к не эволюционным формам изменений.

Проявление этих признаков указывает на остановку вертикального эволюционирования и стабилизацию в режиме адаптирующих специализаций. В развитых локальных культурных системах развитие подсистем не синхронно, и потому, на подсистемных уровнях, давление вертикального принципа способно продуцировать инновационный результат даже при общей стагнации системы. Так, в стагнирующих локальных культурных системах в отдельных сферах жизни возможны яркие инновационные феномены. Но это не меняет общего нисходящего направления. Иное дело, когда вертикальный вектор, давление которого не прекращается никогда, находит и выталкивает наименее специализированные в материнской системе формы на новый эволюционный уровень. Так рождаются новые формы, вступающие в собственный итерационный цикл. Прорывы, однако, совершаются далеко не во всех системах, но лишь на узких и локальных участках эволюционного фронта, где сходятся воедино все надлежащие условия. Для большинства же эволюционных линий, вертикальное движение за пределами пройденного итерационного цикла, продолжения не имеет, и скорость и обстоятельства их исчезновения определяются тем, как складываются их отношения со средой и степенью удаления от вертикального фронта развития. И, разумеется, свои, иногда решающие коррективы вносят внешние факторы.

Это - общая теоретическая модель. Но, что можно сказать конкретно про Запад? Какое место занимает в общеэволюционной картине истории? Ответить на этот вопрос невозможно, не прояснив ключевого для нашего дискурса понятия логоцентризма.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Выполнение любых эволюционных задач упраздняет соответствующее качество и форму. Достижение эволюцией своей гипотетической конечной цели означало бы не просто конец истории, но и упразднение самого человека. Вообще, установка, согласно которой эволюция устремлена к какой-то конечной цели отражает всего лишь психологическую склонность переносить на безличные и естественные процессы телеологическим миф о том, что любые процессы подчинены некоему целеполаганию.

[2] Глобальными - поскольку действуют во всех вовлеченных в эволюционный процесс системах Вселенной или по меньшей мере, видимой части галактики.

[3] Специальные пояснения по поводу категории сложности см.: Пелипенко А.А. Глобальный кризис и проблема Запада. М.: Знание, 2014.

[4] См.: Пелипенко. А.А. Культура и смысл // Пелипенко А.А. Избранные работы по тебории культуры. М.: Согласие-Артём, 2014.

[5] Неприятие человеческим сознанием этой ограниченности и стремление вырваться за ее пределы, породило в монотеизме концепт «формы всех форм» как атрибута божественного Абсолюта.

[6] К примеру, в биосистеме, чем уже и глубже адаптирующая специализации того или иного вида, тем более он уязвим и беззащитен в случае спонтанных изменений экосреды. То же и в культуре.

[7] Методологическая проблема многих эволюционных теорий заключается в том, что с адаптацией и специализацией связываются представления об эволюционном движении вообще. При такой установке, объяснение скачковых прогрессивных ароморфозов и структурного типологизма форм оказывается весьма затруднительным. Не обходится без всевозможных ухищрений и подгонок, преувеличения значения экзогенетических факторов и т.п.

[8] Вот почему, как бы не провоцировали, не «раскручивали» экспериментаторы человекообразных обезьян на человеческое поведение, как бы не пытались пробудить и выискать у них человеческие потенции мышления и языка, все эти усилия упираются в непроходимую границу однажды остановившейся в своем вертикальном развитии формы.

[9] Эпоха Дуалистической революции длится дольше осевого времени по Ясперсу и охватывает период вплоть до VII в. н.э.

[10] О личности как культурно-антропологическом типе и о революции личности мне уже приходилось достаточно подробно писать в других работах.

[11] Чем выше системная сложность эволюционирующей формы, тем скорее это происходит.

[12] Понимая Античность как огромную в культурно-историческом масштабе локальную культурную систему, употребляю этот термин с заглавной буквы.

[13] Анализ категории сложности см.: Пелипенко А.А. Глобальный кризис и проблема Запада. М.: Знание, 2014.

[14] Там же.

© Пелипенко А.А., 2016 Статья поступила в редакцию 11 апреля 2015 г.

Пелипенко Андрей Анатольевич,

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Московского психолого-социального университета.

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.