Научная статья на тему 'Особенности социокультурной адаптации иностранных курсантов - первокусников к образовательной среде военного вуза'

Особенности социокультурной адаптации иностранных курсантов - первокусников к образовательной среде военного вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
235
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА / ИНОСТРАННЫЙ КУРСАНТ-ПЕРВОКУРСНИК / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бучнева О.А.

В статье рассмотрены основные трудности социокультурной адаптации иностранных курсантовпервокурсников к образовательной среде военного вуза. Раскрывается понятие социальная компетентность, основные этапы и особенности культурного шока иностранных курсантов-первокурсников от встречи с незнакомой русской военно-профессиональной культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социокультурной адаптации иностранных курсантов - первокусников к образовательной среде военного вуза»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

• внеаудиторные (самостоятельная работа, реферат, доклад, сообщение, информирование личного состава);

• дополнительные занятия (военно-научное общество, научно-практическая конференция, тренинговые занятия, художественная самодеятельность, спортивные соревнования, посещение музеев, выставок, театров, экскурсии по историческим местам, вечера дружбы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера, патронаж).

Методы педагогического сопровождения направлены на обеспечение взаимодействия субъектов педагогического сопровождения, при ведущей и направляющей роли сопровождающих, как руководителей и организаторов данного процесса.

Так, вслед за А. В. Белошицким, О. А. Воскрекасенко, И. Ф. Исаевым М. В. Петровской, Ю. Ф. Семоненко, С. В. Сергеевой, В. А. Сластёниным, А. Г. Терещенко, И. Ю. Устиновым к методам педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов первокурсников мы относим: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работу с книгой, пример, убеждение, упражнение, объяснение, создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдение, иллюстрации, демонстрации, наставление, соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение, ролевые игры, психогимнастика, аутотренинг, творческая визуализация, музыкотерапия, проективный рисунок, специальная диагностика, устный и письменный опрос, самопроверка.

Общеизвестно, что приемы не имеют самостоятельной педагогической задачи, поскольку подчиняются целям используемого конкретного метода. Как один и тоже прием может быть применен в разных методах, так и наоборот, один и тот же метод может включать различные приемы.

Под средствами педагогического сопровождения мы понимаем объекты, используемые в создании специальных условий и ситуаций. Так к средствам педагогического сопровождения мы относим специально разработанные материальные и идеальные объекты, которые используются в процессе педагогического сопровождения для обеспечения успешной адаптации иностранных курсантов-первокурсников. В качестве таких целесообразно использовать: словесные (речь преподавателя, куратора, командира); учебную литературу и пособия (книги, наглядные пособия, информационные материалы); аудиовизуальные, компьютерные и мультимедиа, дидактические материалы (учебно-методические материалы учебных дисциплин) и других средств [1, с.628].

Таким образом, организация педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников облегчает протекание адаптации, выступая одним из условий эффективной военно-профессиональной подготовки будущих иностранных военных специалистов.

Список использованной литературы:

1. Военная педагогика: учеб. / под ред. О. Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008. 640 с.

2. Грачёв И. И., Пономарёва О. Н. Дидактический арсенал преподавателя военного вуза / Сб. статей Х Международной НПК «Молодёжь. Образование. Наука». Пенза: ПАИИ, 2015. С. 14 -17.

© Бучнева О.А., 2015

УДК 378

О. А. Бучнева

Преподаватель, Пензенский артиллерийский инженерный институт имени Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова Г. Пенза, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ - ПЕРВОКУСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация

В статье рассмотрены основные трудности социокультурной адаптации иностранных курсантов-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

первокурсников к образовательной среде военного вуза. Раскрывается понятие социальная компетентность, основные этапы и особенности культурного шока иностранных курсантов-первокурсников от встречи с незнакомой русской военно-профессиональной культурой.

Ключевые слова

Образовательная среда военного вуза, иностранный курсант-первокурсник, социокультурная адаптация,

социокультурная компетентность.

В настоящее время сложилась устойчивая тенденция к интеграции и интернационализации отечественного образования в мировое образовательное пространство. Военное образование в полной мере реализует вышеперечисленные мировую тенденцию. В связи с этим целью общегосударственной политики является качественная подготовка иностранных военных специалистов.

Основа качественной подготовки заключается в успешной адаптации иностранных курсантов первокурсников к образовательной среде военного вуза.

Поскольку перед нами не просто курсант, а курсант иностранец, то основные трудности адаптации к образовательной среде военного вуза связаны с различием традиционной и принимающей культурами, а также преодолением языкового барьера.

Результаты социокультурной адаптированности непосредственно связаны с успешностью прохождения процесса учебной адаптации иностранных курсантов-первокурсников. Поскольку значительная часть адаптивных ситуаций связано с изменениями условий обучения при поступлении в военный вуз.

Социокультурная адаптация рассматривается в научной литературе как одна из разновидностей социальной адаптации (в качестве синонимов социокультурной адаптации в научной литературе часто употребляются термины «этнокультурная», «межкультурная», «кросс-культурная»). Исследованиями в рамках социокультурной адаптации занимались А. Маслоу, Т. Шибутани, П. А. Сорокина, А. В. Мудрик, А. А. Реан, С. И. Розум, Т. Г. Стефаненко, Лондаджим Тьерри, Е. Д. Максимчук и др.

В качестве рабочего определения в данной статье мы будем использовать определение, предложенное Е. Д. Максимчук: «сложный, многосторонний процесс вхождения индивида в новую социокультурную среду, освоение ее норм, ценностей, образцов поведения, результатом которого являются психическое здоровье, чувство удовлетворённости, ясное чувство личностной и культурной идентичности, участие в социокультурной жизни новой группы, эффективное взаимодействие с представителями различных культур» [2].

Трудности социокультурной адаптации иностранных курсантов-первокурсников обусловлены непривычными жесткими требованиями и правилам поведения и общения в новой образовательной среде. Так согласно, требованиям приказа МО РФ от 10. 12. 2000 г. № 575 и Уставу внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации иностранные курсанты-первокурсники должны соблюдать законодательство РФ, уважать обычаи и традиции народов РФ, оказывать уважение командирам (начальникам) и старшим, уважать честь и достоинство товарищей по службе, соблюдать правила воинской вежливости и выполнять воинское приветствие и даже находясь за пределами военного вуза вести себя с достоинством и честью (не совершать административных правонарушений и не допускать недостойных поступков по отношению к гражданском населению) [4].

Вслед за В. С. Кукушиным, мы выделяем следующие этапы социокультурной адаптации иностранных курсантов-первокурсников. Во-первых, этап «медового месяца», характеризующегося энтузиазмом, большими надеждами и интересом к новой образовательной среде. Этот период продолжается первые шесть месяцев первого курса. На втором этапе (последующие шесть месяцев первого курса) новая образовательная среда, начинает оказывать негативное воздействие на иностранных курсантов-первокурсников определёнными неблагоприятными средовыми факторами. В результате иностранные курсанты-первокурсники испытывают действие культурного шока [1, с. 181].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

В процессе культурного шока происходит изменение сложившихся культурных стереотипов, правил и традиций поведения и общения, сопровождающееся тратой физических и психологических ресурсов иностранными курсантами- первокурсниками.

Анализ научной литературы и собственный опыт работы позволили выделить следующие проявления культурного шока у иностранных курсантов-первокурсников: во-первых, это колоссальное напряжение из-за прилагаемых усилий для достижения адаптированности к новой образовательной среде; во-вторых, испытываемое чувство потери и одиночества из-за лишения близкого социального окружения; в-третьих, ощущение интолерантного отношения, обусловленное низкой социокультурной компетентностью как нового социального окружения, так и самих иностранных курсантов-первокурсников.

При этом социокультурная компетенция иностранных курсантов-первокурсников предполагает готовность и способность к взаимодействию и общению в диалоге культур, на основе знаний как своей культуры, так и принимающей культуры.

Перед иностранными курсантами-первокурсниками стоит задача овладения колоссальным массивом накопленной культуры: нормами, правилами, традициями русской военно-профессиональной культуры в условиях ограниченного времени и возможностей. Русская военно-профессиональная культура находит отражение военной символике (знаки отличия, различия, эмблемы), где в образной форме выражен исторический опыт, традиции российской армии и флота.

В свою очередь к русским боевым традициям относится верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, взаимная выручка, уважение к командиру, боевое братство и войсковое товарищество и т.д. В процессе обучения и воспитания боевые традиции находят отражение в точном соблюдении требований уставов, слаженных действиях на учениях, маневрах, походах и т.д.

Наравне с традициями огромную роль в образовательной среде военного вуза играют воинские ритуалы: формы обрядовых церемоний демонстративного характера (торжественные и траурные церемонии). В процессе соблюдения воинских ритуалов, иностранные курсанты должны соблюдать определенную форму поведения. При этом воинские ритуалы охватывают все основные сферы воинских отношений - сферу служебно-функциональной деятельности (любовь к оружию, принятие военной присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронение с отданием почестей и др.), сферу учебной деятельности (заступление на дежурство, строевые смотры, вечерние проверки, развод и др.), сферу повседневной и бытовой деятельности (собрания, митинги, посвященные государственным праздникам, воинской части и др.) [3, с. 277].

Военно-профессиональная культура впитала в себя достижения человечества и своего народа в области материальной и духовной культур, то чем больше иностранный курсант-первокурсник обладает общекультурными ценностями, тем он легче осознает, принимает принципы русской военно-профессиональной культуры. Поэтому одним из условий успешного преодоления трудностей социокультурной адаптации будет проведение специальных элективных курсов по формированию социокультурной компетентности иностранных-курсантов первокурсников.

Список использованной литературы:

1. Кукушин В. С. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 448 с.

2. Е. Д. Максимчук. Особенности межкультурной адаптации иностранных студентов и обоснование выбора методик для ее исследования // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2014. том 7. № 1. С. 34 - 39.

3. Отечество. Честь. Долг. Выпуск.7. Учебное пособие по общественно-государственной подготовке для солдат(матросов), сержантов (старшин), проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Отечество. Честь. Долг.Выпуск.7/ Под. ред. Колясникова А. И. М.: Изд-во Московской типографии. №2. 2005. 288 с.

4. Приказ Министра обороны Российской Федерации «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации» от 20 декабря 2000 г. № 575.

© Бучнева О. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.