Научная статья на тему 'Особенности социальной ситуации функционирования лидерства в регионах чернобыльского следа'

Особенности социальной ситуации функционирования лидерства в регионах чернобыльского следа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ СЛЕД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логвинов И. Н.

В статье проанализированы особенности социальной ситуации функционирования лидерства в регионах, подвергшихся радиоактивному заражению в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Особое внимание уделяется психологическим и социально-психологическим последствиям чернобыля для молодежи, проживающей на радиоактивно загрязненных территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной ситуации функционирования лидерства в регионах чернобыльского следа»

УДК 159. 9: 316. 35

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА В РЕГИОНАХ ЧЕРНОБЫЛЬСКОГО СЛЕДА

© 2015 И. Н. Логвинов

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии e-mail: ewredika67@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье проанализированы особенности социальной ситуации функционирования лидерства в регионах, подвергшихся радиоактивному заражению в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Особое внимание уделяется психологическим и социально-психологическим последствиям чернобыля для молодежи, проживающей на радиоактивно загрязненных территориях.

Ключевые слова: лидерство, социальная ситуация, чернобыльский след.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС признана крупнейшей за всю историю человечества, она уже повлекла и в дальнейшем повлечет за собой тяжелейшие последствия. По сути дела, можно говорить о растянутом во времени своеобразном атомном геноциде, который может превзойти последствия всех вместе взятых катастроф. Белоруссия, Украина, 15 областей России оказались зонами, где на разном уровне протекает крупнейшее в истории человечества экологическое бедствие. Ученые-психологи отмечают, что психологические последствия чернобыльской катастрофы выходят далеко за пределы территории радиационного загрязнения [Международный Чернобыльский проект 1991].

Мы не будем здесь останавливаться на хорошо известных «технических» подробностях случившегося. Нас интересуют собственно психологические моменты, и в первую очередь социальная ситуация функционирования лидерства в регионах чернобыльского следа, поскольку именно она выступает в роли детерминанты феномена лидерства в молодежных группах.

В качестве рабочего определения социальной ситуации нами использовалась интерпретация данного понятия, предложенная М. Аргайлом и его сотрудниками, определившими ее как естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности. В результате ситуация рассматривается как совокупность характеристик социального события, воздействующих на индивида [Аргайл 2001].

Согласно исследованиям М. Аргайла, социальная ситуация определяется десятью факторами: 1) целями; 2) правилами - общепринятыми мнениями о допустимом и недопустимом поведении в конкретных ситуациях; 3) ролями -принятыми в данной культуре моделями взаимодействия; 4) набором элементарных действий - простейшими вербальными и невербальными формами участия во взаимодействии; 5) последовательностью поведенческих актов; 6) концептами -знаниями, наличием в когнитивной структуре определенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации, в частности представлениями о людях, социальной структуре, элементах взаимодействия и объектах, включенных во взаимодействие; 7) физической средой, элементами которой являются границы ситуации, реквизит, пространство - дистанция между людьми и объектами; 8) языком и

речью - ситуационно обусловленный словарь, обороты речи, интонации, используемые участниками взаимодействия; 9) «трудностями и навыками» - различимые препятствия для взаимодействия и навыки их преодоления; 10) эмоциональной атмосферой [Аргайл 2001].

Исследования последствий чернобыльской аварии касаются главным образом медико-биологических проблем влияния радиации на организм человека. В значительно меньшей степени исследователями затронуты психологические последствия пребывания людей в зонах радиоактивного загрязнения.

Ряд психологов высказывают предположение о том, психическая травма, возникающая у людей, подвергшихся радиоактивному воздействию, имеет особую природу [Чернышев 1980; Белецкая 1992; Турчанинова 1992; Моляко 1992]. Прежде всего, основной травматический фактор в этом случае - информационный, причем эту роль может выполнять как объективная информация о степени радиационного поражения, так и ее дефицит. Степень травматического воздействия будет определяться тем, когда была получена информация о травматическом событии и какая именно.

Жертвами Чернобыля стали в первую очередь жители зараженных радиацией регионов. Значительное число людей, проживающих в загрязненных районах, чувствуют себя неуверенно, тревожно, подавленно [Моляко 1992]. Эти чувства оттесняются повседневными заботами, ухудшившимся бытом, общими условиями жизни, но все лишь усугубляет положение. Многие охвачены страхом, непрерывной паникой.

Некоторые исследователи попытались классифицировать психологические последствия аварии на основании принципа характера проявления отношения к Чернобыльской катастрофе в целом. Так, В. А. Моляко выделяет пять своего рода психологических зон, которые в определенной мере совпадают с зонами радиоактивного загрязнения, насколько о нем позволяют судить опубликованные данные и карты заражения.

Не претендуя на строгое очерчивание «географических границ» переживаний и тревог, автор производит следующее деление по зонам:

- зона отчаяния (наиболее пострадавшие районы Киевской, Житомирской областей, ряда районов Белоруссии);

- зона непрерывной скрытой паники (Киевская область, Черниговская, Ровенская, отдельные районы Украины, почти вся Белоруссия, часть Брянской области России);

- зона повышенной тревожности (вся Украина и Белоруссия, а также прилегающие к ним области России и районы, где имеются АЭС;

- зона настороженности (европейская часть СНГ, Казахстан, те страны Европы, где отмечалось сколько-нибудь существенное увеличение радиации после аварии на Чернобыльской АЭС);

- зоны эпизодически возникающей озабоченности (весь остальной мир) [Там же

1992].

Согласно данным исследования В. А. Моляко, в зависимости от особенностей реагирования на аварию на Чернобыльской АЭС, для каждого человека соответствующим образом предопределяется выбор целей, формируется система ценностных ориентаций, субъективных предпочтений, стратегий предпочтений, стратегий проектирования личной жизни и др., то есть мы можем фактически говорить о определенного рода предопределении человеком индивидуального стиля жизни и деятельности.

Таким образом было выделено шесть основных типов реагирования (характер

поведения конкретного человека определялся на основании его описания своих действий, по выполнению (невыполнению) им основной работы, принятию важных решений, по длительности переживаний и др.): индифферентный, мобилизующийся, депрессивный, чрезмерно активный, активно-депрессивный, скрытая паника.

Исследование динамики указанных выше типов показало, что происходит рост представителей 1, 3, 6 групп реагирования за счет уменьшения количественного состава 4 и 5 групп, при этом шестой тип является наиболее многочисленным (на него приходится около 30% респондентов) [Моляко 1992].

Обнаруженный феномен непрерывной скрытой паники выступает в качестве еще одного фактора, требующего принятия действенных мер по оказанию психологической помощи людям, проживающим в радиоактивно загрязненных регионах.

Именно поэтому, наряду с действенной медицинской помощью, необходима помощь именно психологическая, роль которой трудно переоценить. Ведь даже поверхностный анализ позволяет нам говорить о колоссальной психологической катастрофе, вызванной взрывом на Чернобыле.

В результате аварии на Чернобыльской АЭС в России подверглось радиоактивному заражению 15 областей, среди которых есть районы с плотностью загрязнения выше 40 ки/кв.км. Это составляет более 7 тысяч населенных пунктов, из которых только сто - городские, а остальные - сельские.

По данным комплексной программы Минобразования России «Помощь», около 535 тысяч детей и подростков проживает на этих территориях. Сравнительные психологические исследования детей и подростков из загрязненных и чистых регионов, выполненные в рамках этой программы, показали, что в загрязненных территориях больше детей с жалобами на плохое настроение (более 4 против 1,4% в чистых районах), меньше детей с хорошим настроением (53-54% против 61% в чистых); 32% старшеклассников в чистых районах признают ценность образования, в районах жн загрязнения - 23% [Комплексная программа ... 1995].

Более того, в результате реализации указанной программы было установлено, что дети из районов с радиационным загрязнением отстают в развитии и очень большой процент из них находится на уровне риска (40% детей 6-ти лет и 30% детей 7-ми лет из Брянской области, соответственно 30% и 23% - из Курской) [Там же].

Дальнейшие исследования, проведенные в Брянской области (В.С. Мухина), Курской области (А.С. Чернышев), Тульской области (К.Н. Подольский), позволили получить достаточно сложные и в определенной мере неоднозначные данные о психическом развитии детей: существенное неблагополучие в ситуациях социальной, школьной и семейной жизни детей; отставание детей по уровню развития видов деятельности; высокий уровень общей и ситуативной эмоциональной напряженности; интеллектуальная и общая личностная пассивность. Функции эмоционально-волевой регуляции деятельности оказываются значимо заниженными (58,2% детей имеют уровень эмоциональной устойчивости ниже среднего, а около 35% являются эмоционально неустойчивыми), аналогичное соотношение данных имеется и по функциям волевой регуляции.

Сравнительное исследование личностных характеристик школьников из чистых и загрязненных районов, проведенное в Курской области кафедрой психологии Курского государственного педагогического университета под руководством профессора А.С. Чернышева, показало, что влияние слабых доз радиации (1-5 ки/кв. км) на жизнедеятельность учащихся опосредуется социальными и социально-психологическими факторами, существующими и действующими как динамическая система.

Кроме того, было установлено, что личностная тревожность у школьников из

районов радиоактивного загрязнения выражена более сильно, чем у школьников из чистых регионов, причем этот факт применим только ко времени, проводимому ими в школе; личностная познавательная активность в условиях школы ниже у школьников из регионов чернобыльского следа; школьники из загрязненных районов в основных жизненных ситуациях в большей степени ориентированы не на определенные свойства личности или на какой-то образ действий, а на конечный результат такого действия; уровень негативных эмоциональных переживаний у школьников из загрязненных районов выше, чем у их сверстников из чистых районов [Логвинов 1996, 2000].

Изучение в ходе исследования направленности активности групп показало, что для школьников из регионов Чернобыльского следа характерна меньшая степень выраженности социального характера групповых целей по сравнению с чистыми районами.

Обследования детей в Тульской области, кроме того, показали, что 77% респондентов имеют нервно-психические нарушения, из них 30% -астеноневротические реакции, 39% - вегетососудистые дистонии [Комплексная программа ... 1995].

Л.П. Анастасовой было выявлены значительные нарушения в адаптации детей к условиям школьного обучения и жизни. При этом привлекают к себе внимание данные общего неудовлетворительного состояния здоровья детей из загрязненных регионов, где широко распространены нервно-психические нарушения, нервно-гуморальная дисрегуляция: 61,3% школьников находятся в состоянии перенапряжения механизмов адаптации, повышенной тревожности и нервно-психических расстройств; 38,8% детей находятся в состоянии риска функциональных отклонений [Там же].

Исследование взаимоотношений старшеклассников со сверстниками позволило получить данные, согласно которым главной ценностью для старшеклассников из регионов чернобыльского следа является здоровье, ценность образования наиболее важна для девушек из тех же регионов; высшие духовные ценности (добро, правда, красота) оказываются на последних местах для старшеклассников; старшеклассники проявляют очень низкую степень удовлетворенности взаимоотношениями с учителями; в отношении с группами сверстников обнаруживается тенденция к снижению удовлетворенности при наличии плохих отношений в загрязненных районах [Там же].

В исследовании старшеклассников из регионов чернобыльского следа, проведенном А. Д. Андреевой, были выявлены изменения в сфере волевой саморегуляции, на личностном и социально-психологическом уровнях [Психическое здоровье детей. 1995].

Ю.Л. Лобков, также изучавший эту проблему, считает, что в условиях социальной депривации, возникшей в регионах чернобыльского следа, происходят негативные изменения психики подростков и старшеклассников, проживающих постоянно на этих территориях [Лобков 1998].

Другие исследователи этой проблемы указывают на негативное влияние радиационного воздействия на население, постоянно проживающее в радиоактивно загрязненных районах [Вишневская 2004; Румянцева 1998; Тарабрина 2001].

Таким образом, радиационное загрязнение, влияющее на жизнь и здоровье детей, подростков и юношей, действующее только и только внутри всей системы общественных факторов их жизни и образования, представляет собой реально действующий и принципиально неуничтожимый фактор, который создает реальную угрозу потери потенциала развития нации. Возникшая в результате этого социальная депривация была вызвана не столько прямыми последствиями Чернобыльской катастрофы - загрязнением радиоактивными осадками, сколько сложившимися в ее результате социально-психологическом состоянии населения.

Действительно, И.А. Зыковой, Г.В.Архангельской и И.А. Звоновой были выявлены основные формы проявления радиотревожности населения из регионов чернобыльского следа:

• неадекватно высокая субъективная оценка опасности радиации для здоровья;

• психологическое напряжение и ожидание неизбежных неблагоприятных последствий радиационного воздействия;

• ощущение собственного бессилия;

• ожидание помощи со стороны и недоверие к эффективности этой помощи [Зыкова 2001; Архангельская 2001; Звонова 2001].

После аварии прошли десятилетия, но психологические и социально-психологические проблемы остались. Об этом свидетельствуют результаты современных психологических исследований, выполненных в рамках анализируемой проблемы.

Например, А.Г. Абдуллин на основании результатов исследования социально-психологических последствий крупномасштабных техногенных катастроф в отдаленном периоде отмечает, что «у населения, постоянно проживающего на радиоактивно зараженной территории, изменяются сознание и поведение: формируется психологический феномен "актуального экологического сознания" и психологические стратегии поведенческой адаптации, которые детерминированы психологическими особенностями личности и факторами внешней среды» [Абдуллина 2006: 7-8].

В.И. Скурятин, проводя реабилитацию детей и подростков из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, отметил наличие у них дезадаптации. Причем наиболее дезадаптированными оказались девочки, у которых наблюдалась эмоциональная лабильность, высокий уровень тревожности, страхи, состояние дискомфорта [Скурятин 2006].

Украинские психологи К.Н. Логановский и Т.К. Логановская на основе современных исследований психологических последствий аварии на Чернобыльской АЭС установили, что для населения, которое постоянно проживает на радиоактивно загрязненных территориях, типичны радиационная тревожность, панические реакции, психосоматические расстройства и социальная дезинтеграция; виктимизация, «приобретенная беспомощность», «патологическое бегство в болезнь», инвалидизация при неадекватности социальной защиты «чернобыльцев», «пострадиационные» посттравматические расстройства, долговременные психические расстройства и суициды [Логановский, Логановская 2011].

Интересные данные, характеризующие социальную ситуацию функционирования лидерства, были получены в результате исследований, проведенных представителями школы курских психологов А.С. Чернышевым, С.Г. Елизаровым, С.В. Сарычевым, И.Н. Логвиновым, Д.В. Беспаловым, Ю.Л. Лобковым. Заметим, что исследовались не только молодежь Курской области в целом, но и ее наиболее социально активная часть - молодежные лидеры, проживающие в регионах чернобыльского следа.

Т.Б. Мельницкая, изучая информационно-психологическую безопасность населения в условиях риска радиационного воздействия, констатирует, что именно психологический фактор детерминирует возникновение стрессовых расстройств и ухудшение здоровья населения из районов радиационного заражения [Мельницкая 2009].

Такую же позицию занимает В. Э. Прох, также утверждающий, что население из регионов чернобыльского следа испытывает социально-психологические проблемы, связанные со здоровьем, психологическими проблемами, взаимоотношениями с другими людьми, а также социальными факторами [Прох 2009].

В дальнейших исследованиях Т.Б. Мельницкой и В.Э. Прох было установлено, что в настоящее время у взрослых и детей, постоянно проживающих в регионах чернобыльского следа, доминируют две проблемы - здоровье и психологические проблемы, которые, прежде всего, включают в себя астению и слабость, психосоматические нарушения, эмоциональную неуравновешенность, болевые синдромы, а также страхи, связанные с радиацией [Мельницкая, Прох 2009].

Таким образом, сложившаяся более двадцати восьми лет назад социальная ситуация остается неблагоприятной для процесса социализации личности. Поэтому насущным требованием времени стало сведение к минимуму ее отрицательных психологических и социально-психологических последствий в рамках помощи извне, а главное - самопомощи за счет внутренних резервов, в том числе за счет изменения позиции личности, проявляющиеся в ее субъектности и активности.

Библиографический список

Абдуллин А.Г. Социально-психологические последствия крупномасштабных техногенных катастроф в отдаленном периоде (на примере уральского региона): автореф. дис. ... докт. психол. наук. Казань, 2006. 48 с.

Аргайл М. Основные характеристики ситуации // Психология социальных ситуаций / сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. С. 178-188.

Белецкая О.Б., Турчанинова И.М. О психологическом обеспечении работы оздоровительных лагерей для детей, пострадавших вследствие чернобыльской // Актуальные проблемы психологии: традиции и современность: тезисы Междунар. науч. Костюковских чтений: в 2 т. Т. 2. Киев, 1992. С. 135-136.

Беспалов Д.В. Динамика лидерства в группах подростков и юношей // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. №3 (12). С. 49-59.

Беспалов Д.В. Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в молодежных группах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. № 9. С. 77-83.

Вишневская В. П. Психология образа болезни у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с психосоматической патологией: концепция, феноменология, особенности формирования и коррекции: автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 2004. 46 с.

Зыкова И.А., Архангельская Г.В., Звонова И.А. Чернобыль и социум: оценки риска. СПб.: МАПО - НИИ РГ, 2001. 140 с.

Комплексная программа Минобразования России «Помощь» / под ред. А. А. Тюкова. М.: Ред.-издат. центр «Помощь», 1995. 142 с.

Лобков Ю.Л. Социально-психологические аспекты эффективности помощи подросткам и юношам в условиях социальной депривации: автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1998. 23 с.

Логановский К.Н., Логановская Т.К. Невостребованные Фукусимой психологические и нейропсихиатрические уроки Чернобыля [Электронный ресурс]. URL: http://www.umj .com.ua/article/11295/nevostrebovannye-fukusimoj-psixologicheskie-i-nejropsixiatricheskie-uroki-chernobylya (дата обращения: 10.01.15).

Логвинов И.Н. Влияние гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и своему «я» // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. №1 (25). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/029-037.pdf (дата обращения: 07.02.2015).

Логвинов И.Н. Исследование тендерных различий в уровне благоприятности психологической атмосферы для молодежных лидеров [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. №4 (20). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/022-033.pdf (дата обращения: 07.02.2015).

Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровнях развития эмоционального отношения к родителям, учителям, своему «я» молодежных лидеров подросткового возраста // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. №2 (22). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/024-037.pdf (дата обращения: 07.01.2015).

Логвинов И. Н. Исследование потребности в достижении молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. №28. С. 1274-1279.

Логвинов И. Н. Композиция, стиль и типы лидерства в условиях социальной депривации // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях: сб. науч. тр. Курск: Курск. гос. пед. ун-т, 2000. С. 79-94.

Логвинов И.Н. Лидерство в учебных группах в регионах «Чернобыльского следа»: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 1996. 178 с.

Логвинов И.Н. Личностная тревожность и личностная познавательная активность молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 6 (51). Ч. 1. С. 92-100.

Логвинов И. Н. Социально-психологическое исследование гендерного аспекта структуры типов молодежного лидерства // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 966-971.

Логвинов И.Н., Елизаров С.Г. Гендерные особенности развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. 2013. Т. 90. №90 (10). URL: http://ej.kubagro.ru/2013/06/pdf/18.pdf (дата обращения: 14.01.2015).

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Влияние пола на структуру ценностных ориентаций лидеров молодежных групп подросткового возраста // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С.1280-1286.

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерная структура парциального и абсолютного лидерства в молодежных группах // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. № 3. С. 101-109.

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности социальной установки молодежных лидеров студенческого возраста на поведение в конфликте // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2013. № 1. С. 75-78.

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности уровня дифференциации ценностей молодежных лидеров [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. №3 (15). Ч.1. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/020-029.pdf (дата обращения: 8.02.2015).

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Половая принадлежность как фактор развития волевых качеств лидеров молодежных учебных групп из радиоактивно загрязненных и «чистых» районов курской области // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 4. С. 972-978.

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Социально-психологическое исследование социальной установки на поведение в конфликтной ситуации молодежных лидеров мужского и женского пола [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 2 (18). URL: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=19 (дата обращения: 03.02.2015).

Международный Чернобыльский проект. Оценка радиологических последствий и защитных мер. М., 1991. 95 с.

Мельницкая Т.Б, Прох В.Э. Информационно-психологическая защита населения, проживающего на территориях с ядерными объектами научного назначения // Вестник психотерапии. 2009. №29 (34). С. 81-91.

Моляко В.А. Психологические последствия Чернобыльской катастрофы // Психологический журнал. 1992. Т. 13. №1. С. 135-145.

Прох В. Э. Социально-психологические особенности восприятия информации и информационно-психологической защиты населения, проживающего на территориях с ядерными объектами научного назначения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб.: Междунар. ун-т природы, общества и человека «Дубна», 2009. 18 с.

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: метод. пособие / А.Д. Андреева и др.; под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1995. 167 с. (Руководство практического психолога)

Румянцева Г.М. Особенности восприятия радиационного риска населением, проживающим на загрязненных после аварии на ЧАЭС территориях // Перспективы развития экологического страхования в газовой промышленности: сб. науч. тр. М., 1998. С. 127-136.

Скурятин В.И. Проектирование социально-психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория: дис. ... канд. психол. наук. Воронеж, 2006. 157 с.

Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., 2001. 160 с.

Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): дис. ... докт. психол. наук. М., 1980. 335 с.

Чернышев А.С., Сарычев С.В. Социально-психологические условия подготовки молодежных лидеров: экспериментальный подход // Экспериментальная психология в России. Традиции и перспективы / под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 827-832.

Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л. Психологические аспекты подготовки будущих лидеров из числа социально одаренных детей: учеб. сетевое электр. издание / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.Л. Лобков. IMS content package на 1 CD носителе. Курск: Курск. гос. ун-т, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.