Научная статья на тему 'Особенности социальной работы с молодежью на примере Томской области'

Особенности социальной работы с молодежью на примере Томской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2156
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH / SOCIAL WORK WITH YOUNG PEOPLE / SOCIAL PROTECTION OF YOUTH / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нарзулаев С. Б., Морозов А. И., Печенкина Т. И., Радченко О. В.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социальной работы с молодежью. Представлен современный анализ основных понятий по теме исследования. Авторы рассмотрели особенности социально-молодежной политики на региональном уровне, охарактеризовали изменения в самосознании российской молодежи. Особое внимание уделено студенческой молодежи как объекту социальной работы. Результаты исследования могут стать основой для применения инновационных технологий социальной работы с данной социальной группой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Нарзулаев С. Б., Морозов А. И., Печенкина Т. И., Радченко О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTERISTICS OF SOCIAL WORK WITH YOUNG PEOPLE IN REGARD TO TOMSK REGION

The article is dedicated to a topical social work with youth. This paper presents a contemporary analysis of the basic concepts on the research topic. The authors examined the characteristics of the socio-youth policy at the regional level, described changes in the consciousness of Russian youth. The special attention is paid to students as an object of the social work. The results of the study can be the basis for the application of innovative technologies in social work with a given social group. The social work with the youth is understood by the authors as the professional work oriented on assisting both an individual and a group of young people with the purpose of enhancement and restoration of their abilities in social functioning, as well as forming of conditions that are favorable in achieving these tasks in the society and the work with the youth on the communicative level.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной работы с молодежью на примере Томской области»

УКД 316.34;316.35

Narzulaev S.B., Morozov A.I., Pechenkina T.I, Radchenko O.V. THE CHARACTERISTICS OF SOCIAL WORK WITH YOUNG PEOPLE IN REGARD TO TOMSK REGION. The article is dedicated to a topical social work with youth. This paper presents a contemporary analysis of the basic concepts on the research topic. The authors examined the characteristics of the socio-youth policy at the regional level, described changes in the consciousness of Russian youth. The special attention is paid to students as an object of the social work. The results of the study can be the basis for the application of innovative technologies in social work with a given social group. The social work with the youth is understood by the authors as the professional work oriented on assisting both an individual and a group of young people with the purpose of enhancement and restoration of their abilities in social functioning, as well as forming of conditions that are favorable in achieving these tasks in the society and the work with the youth on the communicative level.

Key words: youth, social work with young people, social protection of youth, youth policy.

С.Б. Нарзулаев, д-р мед. наук, проф, Филиал Российского гос. социального университета в г. Томске, г. Томск, E-mail: batyr-54@mail.ru; А.И. Морозов, канд. техн. наук, Филиал Российского гос. социального университета в г. Томске, г. Томск, E-mail: snigovik@yandex.ru; Т.И. Печенкина, преп. каф. социальной работы, менеджмента и конфликтологии Филиала Российского гос. социального университета в г. Томске, г. Томск, E-mail: tomsk@rgsu.net; О.В. Радченко, канд. физ.-матем. наук, ст. преп. каф. педагогики, рекламы и связей с общественностью Филиала Российского гос. социального университета в г. Томске, г. Томск, E-mail:radchenko@tspu.edu.ru

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социальной работы с молодежью. Представлен современный анализ основных понятий по теме исследования. Авторы рассмотрели особенности социально-молодежной политики на региональном уровне, охарактеризовали изменения в самосознании российской молодежи. Особое внимание уделено студенческой молодежи как объекту социальной работы. Результаты исследования могут стать основой для применения инновационных технологий социальной работы с данной социальной группой.

Ключевые слова: молодежь, социальная работа с молодежью, социальная защита молодежи, молодежная политика.

В понятийное поле социальной работы с молодежью входит целый ряд категориальных терминов, в том числе, таких, как: «молодежь», «социальная работа с молодежью», «социальные проблемы молодежи», «социальная помощь молодежи», «социальная защита молодежи», «социальное развитие молодежи», «социальная интеграция молодежи», «молодежная политика», «уровень и качество жизни молодежи», «социальная напряженность в отношениях молодежи и общества», «здоровье молодежи» и др. [1].

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммуникативном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельность - социальные службы для молодежи, представляющих совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодежи, поддержки их инициатив.

В широком смысле под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. В данном значении социальная защита практическими совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека.

В узком смысле имеется в виду социальная политика государства, стремящегося административными мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его. Понятие социальной защиты как направление со-

циальной политики государства встречается чаще и обычно приводится в словарях и энциклопедиях [2, с. 441].

Например, Жуков В.И. дает такие определения: «Социальная защита - совокупность принципов, правил, методов, законодательно закрепленных экономических, правовых, социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их осуществление по предоставлению минимально достаточных условий жизни, удовлетворению потребностей поддержания жизнедеятельности и деятельности существования различных социальных групп» [3, с. 161]. М.И. Лепихов несколько расширяет определение: «Социальная защита предоставляет собой комплекс мер в сфере денежного и натурального обеспечения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан, создание условий для их самореализации и самообеспечения, и осуществляемых за счет федерального, областного, районного, городского бюджетов, а также за счет фондов социальной поддержки населения, других источников сверх традиционно реализуемых системой социального обеспечения» [4, с. 167].

Тихомирова Л.В. и Тихомиров М.Ю. дают определение социальной защиты как комплексной системы мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав, включая судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту гражданами их прав [5, с. 526].

При всем многообразии вариантов определений понятия «социальная защита» наиболее точное определение должно лучше отражать адресность и позволять видеть предназначенность, а также включать следующие компоненты:

1. Установка принципов социальной защиты населения.

2. Определение содержания прав граждан в сфере социальных гарантий и их осуществление.

3. Совершенствование видов и форм социальной защиты.

4. Обеспечение самостоятельности органов местного самоуправления по организации и осуществлению социально-правовой защиты населения.

Более объемлющим представляется следующее определение понятия «социальная защита»: это система мер правового,

социально-экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения человеку достойной жизни; это функция общества по обеспечению социального положения человека, сложившегося вследствие воздействия социальных рисков, в соответствии с условиями, вытекающими из его неотъемлемых и общепризнанных социальных прав [6, с. 549].

Таким образом, в основу социальной защиты положен дифференцированный подход, гарантирующий поддержание социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных и малоимущих слоев населения, а экономически активному населению - создающий условия для общественно полезной деятельности.

В связи с этим необходимо рассмотреть понятие «социальное государство», как служащее интересам общества, обеспечивающее социальную ориентацию развития рыночной экономики, проводящее активную, сильную и эффективную социальную политику, направленную на реализацию принципов социальной справедливости, социальной защищенности, социального партнерства и социальной солидарности членов общества. Социальное государство должно обеспечивать повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населения, защиту и осуществление прав и свобод граждан, создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, поддержания неимущих и малоимущих социальных слоев, на предотвращение и разрешение социальных конфликтов и т.д. Значит, социальным можно считать государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Современное социальное государство не просто проводит эффективную социальную политику, а разрешает стоящие перед ним задачи на основе социальной ориентации всей многосторонней деятельности. Социальное государство осуществляет социальную защиту посредством реализации своей социальной политики, которая является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения [7, с. 152].

Для обеспечения социальной защиты государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы из реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

В настоящее время в России ответственность за социальную защиту в случае крайней малообеспеченности несут местные власти, поскольку они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяются стоимость потребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.

Необходимо развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладает участие государства и работодателей.

Создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных отношение, выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности.

Для рассмотрения соществующих проблем и инноваций в системе оказания мер социальной защиты студенческой молодёжи, необходимо представить себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа.

Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Одно из первых определений понятия «молодёжь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодёжь-поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от кон-286

кретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет» [8, с. 167].

Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодёжь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально- психологические особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [9, с. 144].

Выбор будущего, его планирование - это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год. Именно в молодые годы у человека формируется мировоззрение, определяются важнейшие жизненные цели и ценности, выбираются направления и средства их реализации, формируется отношение к себе и миру, обществу и государству, формируются необходимые навыки.

В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодежи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодежи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного процесса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодежи [10].

Молодежь как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой объективной сущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т.е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем [11].

Молодежь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

Нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества. Однако сегодня 113 миллионов детей в мире не посещают школу - цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современности.

В Российской Федерации сегодня молодёжь - это 39,6 миллиона молодых граждан, 27% от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет [12].

В процессе социализации молодежь испытывает влияние нескольких относительно автономных факторов: семьи, образовательных учреждений, трудового коллектива, общества сверстников, молодежных и юношеских организаций, неформальных объединений, средств массовой коммуникации и т.д. под влиянием этих факторов и в зависимости от систем воспитания и нравственных установок, характерных для данного общества, у молодых людей вырабатывается специфическое молодежное мировоззрение и стиль жизни - субкультура.

В целом молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

За последние годы произошли довольно заметные изменения в самосознании российской молодежи. Современные представители молодого поколения стали принципиально иным, чем их предшественники. Их отличает большая открытость, но и одновременно, как подчеркивают многие отечественные исследо-

ватели, большая приземленность взглядов и интересов. Довольно многие из них не пытаются строить свою жизнь в соответствии с определенными принципами, а только приспосабливаются к определенным обстоятельствам. Значительная часть современной российской молодежи особо не утруждает себя проблемой самоопределения, большинство их желаний и целей связано с личным, главным образом, материальным благополучием, которое должно само прийти к ним в руки.

Молодежь как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др.

Студенческая молодежь - социально-демографическая группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, обусловленные возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, спецификой положения в социальной структуре общества.

Студенческая молодежь представляет собой особую категорию населения. Она имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые. Студенческая молодежь сразу воспринимает все новое, выработанное предшественниками в науке, технике, в образовании, в культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых.

Для города Томска и Томской области работа с молодежью имеет особое значение. Исторически г. Томск развивался как центр научной жизни Сибирского региона, что привело к созданию достаточно широкой сети учебных заведений, в которых осуществляется подготовка специалистов различной квалификации.

Почти третью часть населения Томской области (313,5 тыс. чел. или 30%) составляет молодежь - уникальный и очень ценный ресурс области, основа его дальнейшего развития и существования.

Неустроенность в жизни, ограниченные возможности получения полноценного качественного образования, рост наркомании, алкоголизма, преступности, безработицы, правовая незащищенность - все это негативно сказывается на формировании личности, способствует размыванию ценностных ориентаций [13].

Ситуация экономической и социальной нестабильности, характерная для современного российского общества, оказывает негативное влияние и на положение студенческой молодежи города Томска. Это проявляется в материальной неустроенности

Библиографический список

молодых людей: не все студенты получают стипендии, их размер не может обеспечить необходимого прожиточного минимума; недостаточно количества мест в общежитиях, бытовые условия в большинстве из них характеризуются неустроенностью; все больше услуг в вузах становятся платными даже для тех студентов, которые обучаются на бюджетной основе и т.д.

У студентов возникают проблемы с временной занятостью во внеучебное время, так же они сталкиваются с отсутствием необходимой системы обеспечения дополнительного трудоустройства молодежи.

Низкая культура досуга, а порой отсутствие возможностей для реализации интеллектуального, творческого потенциала является наиболее очевидной причиной противоправных действий со стороны студентов, беспорядков в студенческих городках. Курение, злоупотребление алкоголем, распространение наркомании и токсикомании, к сожалению, в настоящее время получают распространение в молодежной среде.

Актуальна среди студенческой молодежи и проблема формирования здоровой молодой семьи, а значит и рождения здорового ребенка. Среди молодых семей 45% откладывают рождение ребенка по экономическим соображениям. По данным статистики, доля малообеспеченных среди молодых семей в два раза выше, чем во всех остальных семьях. Низкое число браков среди молодых людей обостряет необходимость принятия экстренных мер [14].

Анализируя сложившуюся ситуацию с уровнем социальной активности молодежи, проблемами профессиональной и вторичной занятости, расцветом наркомании и токсикомании, слабо развитым чувством гражданственности, ориентируясь на приоритетные направления реализации государственной молодежной политики, определяется основная цель деятельности муниципалитета по отношению к студенческой молодежи - создание условий для ускоренной позитивной адаптации студенческой молодежи к реально складывающейся социально-экономической ситуации в городе, направление развития потенциала студенческой молодежи применимо к специфичным условиям городского сообщества.

Все эти вопросы можно успешно решать только при поддержке общества. Большинство качественных показателей, характеризующих положение молодежи как социально-демографической группы общества, включая ее правовое положение, образование и воспитание, экономическое положение и экономическую активность, место и роль в политике, образ жизни, ценностные ориентиры и т.п., напрямую связаны с уровнем социально-экономического развития всего общества в целом.

1. Холостова, Е.И. Технология социальной работы. - М., 2004.

2. Курбатов, В.И. Социальная работа. - Ростов-на-Дону, 2006.

3. Жуков, В.И. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. - М., 1997.

4. Лепихов, М.И. Право и социальная защита населения. - М., 2000.

5. Тихомирова, Л.В., Тихомиров, М.Ю. Юридическая энциклопедия. - М., 2009.

6. Жуков, В.И. Основы социальной политики: учебник. - М., 2011.

7. Попов, В.Г. Социальная политика и социальная работа / В.Г. Попов, Е.И. Холостова. - М., 2007.

8. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: история и современность // Социология и общество. Тезисы докладов Первого Социологического Конгресса. - СПб., 2000.

9. Кон, И.С. Социология молодежи // Краткий словарь по социологии. - М., 2008.

10. Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодежью. - М., 2009.

11. Лазарев, А.Д. Социология молодежи / А.Д. Лазарев, С.Н. Чирун. - Кемерово, 2006.

12. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 [Э/р]. - Р/д: http://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf

13. Печенкина, Т.И. Основные направления реализации молодежной семейной политики в Томской области / Т.И. Печенкина, А.В. Кофанова // Сб. ст. всероссийской конф. - Томск, 2013.

14. Ведомственная целевая программа Томской области «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области» [Э/р]. -Р/д: http://demps.tomsk.ru

Bibliography

1. Kholostova, E.I. Tekhnologiya socialjnoyj rabotih. - M., 2004.

2. Kurbatov, V.I. Socialjnaya rabota. - Rostov-na-Donu, 2006.

3. Zhukov, V.I. Socialjnaya rabota: Rossiyjskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 1997.

4. Lepikhov, M.I. Pravo i socialjnaya zathita naseleniya. - M., 2000.

5. Tikhomirova, L.V., Tikhomirov, M.Yu. Yuridicheskaya ehnciklopediya. - M., 2009.

6. Zhukov, V.I. Osnovih socialjnoyj politiki: uchebnik. - M., 2011.

7. Popov, V.G. Socialjnaya politika i socialjnaya rabota / V.G. Popov, E.I. Kholostova. - M., 2007.

8. Lisovskiyj, V.T. Sociologiya molodezhi: istoriya i sovremennostj // Sociologiya i obthestvo. Tezisih dokladov Pervogo Sociologicheskogo Kongressa. - SPb., 2000.

9. Kon, I.S. Sociologiya molodezhi // Kratkiyj slovarj po sociologii. - M., 2008.

10. Basov, N.F. Socialjnaya rabota s molodezhjyu. - M., 2009.

11. Lazarev, A.D. Sociologiya molodezhi / A.D. Lazarev, S.N. Chirun. - Kemerovo, 2006.

12. Strategiya razvitiya molodezhi Rossiyjskoyj Federacii na period do 2025 [Eh/r]. - R/d: http://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf

13. Pechenkina, T.I. Osnovnihe napravleniya realizacii molodezhnoyj semeyjnoyj politiki v Tomskoyj oblasti / T.I. Pechenkina, A.V. Kofanova // Sb. st. vserossiyjskoyj konf. - Tomsk, 2013.

14. Vedomstvennaya celevaya programma Tomskoyj oblasti «Razvitie i realizaciya potenciala molodezhi v interesakh oblasti» [Eh/r]. - R/d: http://demps.tomsk.ru

Статья поступила в редакцию: 02.11.14

УДК 316.4

Kulikova N.I., Tatarkina Yu.N. PROBLEMS OF PLACEMENT OF ORPHANS AND ABANDONED CHILDREN IN FAMILIES. The article is devoted to a better understanding of the problem of the placement of orphans and abandoned children in families and how this problem is solved in one of Barnaul's orphanage houses. During the study the staff of the orphanage house as well as the potential and actual adopters were interviewed. The results of the interviews were used in the development of practical recommendations. The recommendation are formulated as following: the necessity of forming of a case management service for abandoned children; the necessity of application of the modern technologies in solving problems of a family and childhood; the importance of building regional Internet databases of abandoned children for systematization and future use; the necessity of patronage of foster families and psychological support in the adaptation process.

Key words: social orphanhood, forms of placement of abandoned children in families, Internet resource, new technologies.

Н.И. Куликова, канд. социол. наук, доц. каф. «Философия и социология» Алтайского гос. технического университета им. И.И. Ползунова, г. Барнаул; Ю.Н. Татаркина, канд. социол. наук, доц. каф. КиКТ Алтайского гос. технического университета им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: tun1955@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УСТРОЙСТВА В СЕМЬИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Статья посвящена осмыслению организации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи на примере деятельности одного из детских домов г Барнаула. В рамках исследования был проведен опрос специалистов и сотрудников учреждения, а также потенциальных и реальных усыновителей. На основе анализа данных разработаны практические рекомендации. К числу рекомендаций отнесено создание комплексной службы социального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей; применение современных технологий при решении проблем семьи и детства; создание интернет-ресурсов для региональных операторов банка данных о таких детях; осуществление патронирования приемной семьи и оказание психологической помощи в процессе адаптации ребенка в приемной семье.

Ключевые слова: социальное сиротство; формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи; интернет-ресурсы; новые технологии.

Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Семейным Кодексом введены следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, приемная семья, учреждение для детей, нуждающихся в государственной поддержке.

Актуальность темы обусловлена тем, что в нашей стране проблема сиротства является одной из наиболее серьезных и трудноразрешимых проблем. К сожалению, несмотря на принимаемые меры, число детей, получающих статус «сироты», ежегодно увеличивается как в целом по стране, так и в Алтайском крае. Социальное сиротство является важнейшей проблемой, требующей безотлагательного поиска форм и методов её решения [1] . Изучая данную проблему, мы исследовали работу одного из детских домов Барнаула. В рамках исследования был проведен опрос специалистов и сотрудников учреждения, а также потенциальных и реальных усыновителей, в результате которого мы получили конкретные данные, послужившие разработке рекомендаций.

Педагогический коллектив детского дома стабилен. Специалисты имеют высшее педагогическое образование, и стаж работы большинства превышает 5 лет. По квалификационной категории распределение респондентов следующее: высшая 58,3%, первая - 29,2%, вторая - 12,5%. В своей работе 90% специалистов и сотрудников считают необходимым условием для работы заинтересованность в своей деятельности и 70% выделяют одним из своих главных личностных качеств - трудолюбие. Более половины сотрудников (66,7%) отметили взаимоотношения в коллективе как нейтральные, 22,2% - дружеские и 11,1% - конфликтные. Активное стремление совершенствовать свои навыки работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, обнаружено только у 30%, остальные 70% делают это по мере необходимости. На открытый вопрос «Как

Вам кажется, что необходимо сделать для усовершенствования работы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи были предложены следующие ответы:

• тщательно отслеживать семьи, которые хотели бы взять детей на усыновление, давать испытательный срок на усыновление;

• больше оказывать психологической помощи детям и семьям, желающим взять их, обеспечивать достаточную материальную поддержку;

• подготовить будущих родителей к приему детей в семью;

• создать службы психологической поддержки для приемных семей, в которых бы работали психологи для детей и взрослых;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• тщательно проверять условия проживания тех людей, которые берут детей или собираются брать воспитанников;

• необходимо работать над изменением сознания граждан, чтобы они были морально готовы к приему детей в свою семью.

По результатам опроса и анализа деятельности учреждения выявилось, что модель профессиональной компетентности специалистов включает в себя блок знаний: социальной педагогики, психологии, социальной психологии, права, экономики; блок способностей: коммуникативные способности, способность к рефлексии, способность к организации собственной деятельности и другие; блок технологий: консультирование, проведение тренингов, проведение диагностики адаптивности.

Опрос потенциальных и реальных усыновителей, опекунов (попечителей), патронатных и приемных родителей показал следующее: почти у 87,5% опрошенных нет собственных детей, только 12,5% имеют своих детей. Для большинства из них материальное стимулирование имеет значение при принятии решения об устройстве ребенка в свою семью (68,9%), и лишь 31,1% опрошенных не нуждаются в нем. Большая часть респондентов отметили свое материальное положение выше прожиточного минимума (59%). Это говорит о том, что люди чаще начинают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.