Научная статья на тему 'Особенности социальной перцепции студентов'

Особенности социальной перцепции студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
555
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шлыкова Анна Павловна

В статье рассматривается процесс формирования и развития компетенций педагога начального и дошкольного образования. Анализируется инклюзивная образовательная среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной перцепции студентов»

36.Хижняк Л. А. Обучение глухих школьников 7-9 классов построению письменного текста (на материале сочинений). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2005.

37. Шлыкова Н. Л. Теоретические аспекты содержания мотивационной сферы персонала // Халилуллина Д. З., Шлыкова Н. Л. Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. 2014. № 5. С. 182-187.

38. Шлыкова Н. Л. Проблемы психологической безопасности личности // Львов В. М., Шлыкова Н. Л. Журнал практического психолога. 2007. № 4. С. 132.

39. Шлыкова Н. Л. Ситуационный подход в изучении проблемы психологической безопасности субъекта деятельности // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2006. № 1. С. 145-147.

40. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Дис.... к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

41. Ядров К. П. Генезис инноватики: от организации к индивидууму // Человеческий капитал. 2015. № 4 (76). С. 120-124.

42. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Автореф. дис. ... к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

43. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2008. № 2. С. 159-164.

44. Ядров К. П. Математика для студентов психологических факультетов. учебное пособие / Ядров К. П., Шамшурин В. Л.; М-во образования и науки Московской обл., Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2008.

45. Опыт разработки учебно-методического комплекта «Лекции по квантовой механике» в условиях информатизации системы образования // Луканкин А. Г., Ядров К. П. Информатика и образование. 2009. № 6. С. 110-112.

46. Методика создания электронного учебника по курсу «Математика» на факультетах гуманитарной направленности Шамшурин В. Л., Ядров К. П. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 1. № 2. С. 127-129.

47. Ядрова А. А . Построение факторной модели рационального потребительского поведения студентов // Человеческий капитал. 2015. № 8 (80). С. 98-104.

48. Ядрова А. А. Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей // Достижения науки и образования. 2016. № 2 (3). С. 20-23.

Особенности социальной перцепции студентов Шлыкова А. П.

Шлыкова Анна Павловна /Shlykova Anna Pavlovna - аспирант, кафедра дошкольного образования, факультет психологии, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается процесс формирования и развития компетенций педагога начального и дошкольного образования. Анализируется инклюзивная образовательная среда.

Ключевые слова: инклюзия, компетенции, образовательная среда.

Актуальность проблемы социальной перцепции будущих педагогов обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, адекватное социальное восприятие педагога чрезвычайно важно для его успешной профессионализации. От того, в какой мере будет адекватным и эффективным восприятие других людей, напрямую зависят результаты общения и совместной деятельности субъектов образовательного процесса. Социально-перцептивные умения и навыки можно отнести к числу ключевых компетенций педагога.

Во-вторых, психологические механизмы совершенствования социального восприятия у педагога отдельным предметом исследования не являлись, хотя они важны для реализации компетентностного подхода в обучении, общении, культурном развитии, овладении профессиональными навыками.

Цель нашего исследования: выявить особенности самовосприятия и восприятия людей, с которыми происходит взаимодействие, будущими педагогами - студентами, обучающимися по направлению «Педагогическое образование».

В течение всей своей профессиональной деятельности учитель, воспитатель, преподаватель вступает в контакт с окружающими его людьми, организовывая межличностное взаимодействие. То, как он относится к другому, какие отношения с ним формирует, зависит от того, как он его воспринимает, оценивает, понимает.

По мнению Г. М. Андреевой, психология социального познания ставит своей задачей «раскрыть механизмы, посредством которых человек осознает себя частью той социальной реальности, в которой он живет и действует, а также всю совокупность социальных факторов, которые обуславливают эти процессы» [2, с. 6]. Следуя положениям автора, мы полагаем, что студент, посредством социально-перцептивных процессов, осознает свою будущую педагогическую деятельность, взаимоотношения и взаимодействие, возникающие в профессиональной деятельности педагога.

К. А. Абульханова-Славская указывает на то, что посредством социального мышления личность вырабатывает систему взглядов на действительность, осуществляет определенную теоретизацию способа жизни в своей концепции жизни и в своем внутреннем мире [1].

А. А. Бодалев акцентирует внимание на том, что результатом восприятия выступает именно понимание другого человека, в силу чего между восприятием и пониманием усматривается тесная взаимосвязь [5, с. 9]. Известно, что для педагогической деятельности способность понимания другого является необходимым, так как именно через понимание и осознание своих и чужих действий происходит процесс образования и воспитания. Любое общение, деятельность, инновации могут быть успешными при условии понимания происходящего.

Говоря о факторах, влияющих на процессы социальной перцепции, нужно, прежде всего, сказать, что к ним относятся механизм казуальной атрибуции и механизм стереотипизации, а также феномены и эффекты межличностного восприятия. Кроме этого, к факторам, оказывающим влияние на процесс социальной перцепции, можно отнести индивидуальные особенности воспринимающего субъекта: социальный интеллект, эмоциональный интеллект, асимметрия восприятия, субъективная картина мира, гендерные стереотипы.

Процесс социального восприятия является составляющим компонентом социального интеллекта. В последние годы к проблеме социального интеллекта обращались такие отечественные психологи, как: М. И. Бобнева, В. П. Захаров, А. С. Кондратьева, Д. Г. Шмелев и др. Общим для специалистов является понимание социального интеллекта как способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, формирующейся в процессе общения и социального взаимодействия.

Социальный интеллект как сложная динамическая структура в системе коммуникативного потенциала с необходимостью должен формироваться до начала профессиональной деятельности педагога. Именно социальный интеллект позволяет

92

регулировать межличностное общение, достигать успешности во взаимодействии с субъектами образовательно-воспитательного процесса. Кроме того, формирование социального интеллекта обеспечивает личности процесс ее социализации, адаптации в окружающих условиях и тем самым выступает как важнейшее условие ее всестороннего развития.

Еще одним индивидуальным качеством, значимым в процессе социального восприятия педагога, является эмоциональный интеллект. В научный обиход это понятие было введено Д. Майером и П. Салоуэйем. Они определяют эмоциональный интеллект как способность воспринимать и понимать эмоции, а также способность управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно, и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.

В нашем эмпирическом исследовании с целью определения восприятия преподавателя студентами была разработана анкета, с целью выявления осознаваемых и неосознаваемых установок студентов использовался тест Сакса-Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. В нашем исследовании с целью определения особенностей восприятия разных групп людей мы использовали опросник Сакса-Леви, выявляющий категорию «отношение». В данном случае мы руководствовались положением В. А. Барабанщикова о том, что «феномен восприятия принимает вид переживания. Содержание восприятия всегда пристрастно. Оно носит избирательный характер и структурируется в соответствии с потребностями, намерениями, ценностями и ожиданиями людей. Сам же перцептивный процесс включает эмоциональный компонент и смысловые образования личности» [3, с. 16-17].

Обработка данных проводилась с помощью программы IBM SPSS Statistics 20. Для определения различий между эмпирическими данными использовался критерий Стьюдента, для определения взаимосвязей между эмпирическими данными использовался корреляционный анализ с помощью критерия Спирмена.

Восприятие семьи окрашено положительными переживаниями: «по сравнению с большинством других семей моя семья понимающая»; «по сравнению с большинством других семей моя семья самая дружная»; «моя семья обращается со мной как с любимой дочерью»; «большинство известных мне семей счастливы».

Восприятие матери определяется в таких высказываниях как: «моя мать - самый близкий человек»; «я люблю свою мать, но... без всяких «но»; «считаю, что большинство матерей любящие»; «моя мать потрясающая».

Как показывает тестирование, восприятие респондентами ближайшего окружения эмоционально положительно окрашено. Однако имеются различия между восприятием матери и восприятием отца: более позитивные эмоции переживаются по отношению к матери.

Интересными представляются данные, раскрывающие различия в социальном восприятии лиц, находящихся в разных социальных статусах. Так, восприятие нижестоящих по социальному статусу в большей степени эмоционально положительно окрашено, чем восприятие вышестоящих лиц.

Отношение к (сверстникам) коллегам более положительно, чем к вышеперечисленным категориям. Это можно увидеть в таких высказываниях как: «люблю работать с людьми, которые делают это с душой»; «люди, которые работают со мной - веселые»; «лучше всего мне работается с дружным коллективом»; «люди, с которыми я работаю - хорошие люди»; «люди, которые работают со мной - дружные».

Примерно на одном уровне положительно эмоционального восприятия находятся шкалы «сексуальные отношения» (57 б) и «отношение к друзьям» (64 б). Вызывает, однако, вопрос о наличии различий между восприятием лиц противоположного пола (3 б) и восприятием сексуальных отношений (57 б). Представим выражения, в которых определяются особенности этого восприятия: «считаю, что большинство женщин (мужчин) ведут себя высокомерно»; «считаю, что большинство мужчин ведут себя как женщины»; «считаю, что большинство девушек слишком много говорят»; «когда я вижу женщину рядом с мужчиной, я думаю о семье»; «супружеская жизнь кажется мне счастливой»; «если бы у меня была нормальная половая жизнь, она у меня нормальная».

Студенты в своих ответах демонстрируют уважение к вышестоящим, воспринимают друга как человека, которому можно доверять, с которым приятно проводить время. Стремятся чаще общаться со своими друзьями. К людям другого пола относятся нейтрально.

Далее были определены причины изменения в восприятии студентами преподавателей. Основными причинами, по которым изменилось мнение о преподавателе в лучшую сторону, у студентов - будущих педагогов основной причиной явилось наличие способности у преподавателя принимать решения. Выделяя принятие решений как одну из главных причин изменения мнения, можно говорить, что студенты также выделяют и личностные особенности преподавателя. Как пишет Е. Г. Молл, основными характеристиками человека, принимающего решения, являются: опыт, познавательные процессы и ценностные ориентации. По мнению Л. И. Кочетковой, большое значение имеет креативность, нестандартность мышления преподавателя. Если преподаватель не может принимать решения, студенты не знают, что от них ожидают, и не уверены, за что они несут ответственность, теряют мотивацию к деятельности [7].

Основной причиной изменения мнения о преподавателе, общение с которым студенты стараются свести к минимуму, является поведение в конфликте. Рассматривая систему отношения студентов и педагогов, следует отметить, что данная система отношений сопровождается конфликтами в деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение педагога в конфликте предусматривает верное определение своей позиции, использование влияния группы и педагогического коллектива, уважение к личности отдельного студента. Оценивая поведение в конфликте, студенты оценивают и компоненты конфликтности преподавателя. К ним относятся: эмоциональный компонент (умение управлять эмоциональным состоянием в конфликтной ситуации), волевой компонент (способность к самоконтролю) и познавательный компонент (объективность, умение анализировать и прогнозировать ситуацию).

Респондентам также задавался вопрос: на какие внешние характеристики они обращают внимание при общении с преподавателями. В основном респонденты выделяют манеру общения и костюм. В меньшей степени они обращали внимание на походку, запах и прическу. В основе манер общения лежат физические движения, такие как жестикуляция и мимика, а также речь, интонация. Как пишет М. Р. Битянова, микродвижения мышц лица способны передать широкую гамму чувств и переживаний человека. Наиболее важную информацию мимика дает о состоянии человека: он весел, печален, зол, тревожен. В плане же трансляции устойчивых черт личности ее возможности весьма ограничены [4, с. 116]. По словам А. А. Бодалева, манера общения является важным компонентом внешнего облика, выделяя ее, человек обращает внимание на признаки, характерные состоянию оппонента, его качества, например, о суетливости, склонности к мелодраматичности, а также делает заключение об отношении воспринимаемого человека к какому-либо событию, предмету. А. А. Бодалев также пишет о важности таких компонентов внешнего

94

облика, как походка, одежда и прическа. Данные в таблице можно подтвердить результатами исследования Е. П. Шевелевой [8], в котором указывалось, что наиболее значимые характеристики восприятия человека человеком являются речь и голос. Громкость голоса отражает то, насколько человек владеет пространством общения. Субъективно громкий голос ассоциируется с такими чертами человека, как уверенность, социальная смелость, компетентность. Паузы в речи - еще один показатель уверенности. Отсутствие пауз интерпретируется как тревожность, неуверенность в своих словах. Темп речи связывается с темпераментом.

Личностные качества также выделяются среди остальных. Студенты ценят вежливость преподавателя, уважение, доброжелательность, способность к сопереживанию, а также общительность, самоконтроль, ответственность за свои решения и действия, креативность, творчество. О творчестве как о характеристике личности педагога пишет Л. М. Митина. Кроме прямых показателей творческого потенциала (направленность личности, компетентности, гибкости, самосознания) она выделяет и косвенный показатель творческих проявлений - чувство юмора [6, с. 306]. Тейлор К. в результате своих исследований выделяет набор качеств, присущих творческой личности: толерантность к неопределенности, готовность к преодолению препятствий, готовность к росту, стремление к признанию, готовность трудиться. Творческие способности проявляются в мышлении, чувствах в общении, в отдельных видах деятельности. Креативность определяется восприимчивостью учителя к новым педагогическим идеям.

Эмпирическое исследование показало, что будущие педагоги имеют определенные цели в жизни и уверены в их достижении в будущем. Для них характерна уверенность в себе, целеустремленность настойчивость. В большинстве случаев юноши и девушки с такими характерологическими особенностями нацелены на будущее, не испытывают чувства вины, могут понимать свои страхи и причины тревожности. Не сожалеют о прошлом и не отягощены чувством вины. У будущих педагогов самооценка выше среднего, это означает, что они уверены в себе, позитивно оценивают свои силы, принимают себя такими, какими они есть на самом деле.

Очевидно, что все эти качества способствуют развитию инновационного потенциала будущего педагога.

Литература

1. Бойко И. Н. Особенности процесса формирования контрольно-оценочных умений учащихся в младшем школьном возрасте // Гуманитарное пространство. 2016. Т. 5. № 1. С. 19-24.

2. Бойко И. Н. Основные принципы преемственности между детским садом и школой // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 1-8. С. 75-79.

3. Бойко И. Н. Устное народное творчество как средство формирования развитие речи у детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарное пространство. 2015. Т. 4. № 1. С. 5-11.

4. Бойко И. Н. Духовно-нравственные ценности современного педагога // Гуманитарное пространство. 2015. Т. 4. № 5. С. 652-657.

5. Бойко И. Н. Профессиональное становление личности педагога // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 8-4. С. 80-82.

6. Бойко И. Н. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7-10. С. 13-15.

7. Бойко И. Н. Духовно-нравственное развитие педагога как основа его профессиональной деятельности // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 6-10. С. 29-32.

8. Захарова Н. Л. Уроки жизнестойкости // Одинцова М. А., Захарова Н. Л. Программа профилактики антивитальных тенденций среди подростков / Москва, 2015.

95

9. Захарова Н. Л. Ролевая виктимность подростков в ситуации хронического заболевания// Захарова Н. Л., Одинцова М. А. Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 3. С. 20.

10. Захарова Н. Л. Особенности инновационного знания // Захарова Н. Л., Ядров К. П., Мельников Т. Н. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2015. № 2 (73). С. 35-37.

11. Захарова Н. Л. Психологическое сопровождение детей в условиях инклюзивного образования: системный подход // Человеческий капитал. 2015. № 1 (73). С. 98-100.

12. Кабалина О. И. Роль общественных организаций в объединении профессионального педагогического сообщества // Кабалина О. И., Харитонова Е. Ю. В сборнике: Образование. Наука. Культура Материалы VI Международной научно-практической конференции: сборник научных статей. Под общей редакцией Б. В. Илькевича, Ответственный редактор: Н. В. Соловьева. 2015. С. 675-677.

13. Крулехт М. В. Педагогический потенциал детского досуга в воспитании человека культуры // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 289-294.

14. Крулехт М. В. Педагогика высшей школы: чему и как учить студентов гуманитарного университета // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 158-162.

15. Крулехт М. В. Проблема интеграции в современной педагогике // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 257-261.

16. Крулехт М. В. США: Как приобщают детей к труду // Дошкольное воспитание. 1990. № 6. С. 98.

17. Крулехт М. В. Ребенок познает предметный мир // Дошкольное воспитание. 2007. № 1. С. 45-49.

18. Крулехт М. В. Самостоятельная работа студентов как способ формирования основ профессионализма // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 229-235.

19. Крулехт М. В. Вузовская лекция в зеркале качества высшего гуманитарного образования для XXI века // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 11-15.

20. Пастухова Д. А. Сервисология как наука о человеке и его потребностях // Слинкова О. К., Пастухова Д. А. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2015. Т. 1. № 3 (5). С. 66-75.

21. Пастухова Д. А. Проблемы социально-психологической адаптации воспитанников специальных (коррекционных) школ к обучению // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 67-73.

22. Пастухова Д. А. Опыт формирования психологических условий развития адаптационных способностей воспитанников детского дома // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 1. С. 51-53.

23. Пастухова Д. А. Национально-психологические особенности персонала российских организаций // Слинкова О. К., Пастухова Д. А. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2014. Т. 1. № 2 (2). С. 85-91.

24. Пастухова Д. А. Психологические условия развития адаптационных способностей воспитанников детского дома. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2012.

25. Пастухова Д. А. Психологические условия развития адаптационных способностей воспитанников детского дома. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2012.

26. Пастухова Д. А. Экспериментальное исследование психологической адаптации воспитанников детского дома дошкольного и младшего школьного возраста. Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 206-210.

27. Тарасова О. И. Реализация жанровых признаков текстов документально -художественного повествования грамматическими средствами языка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Москва, 2003.

28. Тарасова О. И. Реализация жанровых признаков текстов документально-художественного повествования грамматическими средствами языка (на примере категорий темпоральности и локальности). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Москва, 2003.

29. Урклина А. А. Исследование проблемы принятия решений в экономическом поведении потребителей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 4. С. 20-24.

30.Хижняк Л. А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 2. С. 21.

31. Хижняк Л. А. Инновационные технологии обеспечения социально -психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. Том Часть II.

32. Хижняк Л. А . Развитие восприятия детей с легкой степенью умственной отсталости посредством обучения фотоделу // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 41-50.

33.Хижняк Л. А. Формирование и развитие связной письменной речи глухих школьников 7-9 классов // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. № 4. С. 37.

34. Хижняк Л. А. Социальная реабилитация детей с нарушениями интеллекта // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 3. С. 62-66.

35. Хижняк Л. А . Педагогическая поддержка развития смысловой сферы личности старшеклассника в процессе профессионального самоопределения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 112. С. 202-206.

36.Хижняк Л. А. Обучение глухих школьников 7-9 классов построению письменного текста (на материале сочинений). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2005.

37. Шлыкова Н. Л. Теоретические аспекты содержания мотивационной сферы персонала // Халилуллина Д. З., Шлыкова Н. Л. Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. 2014. № 5. С. 182-187.

38. Шлыкова Н. Л. Проблемы психологической безопасности личности // Львов В. М., Шлыкова Н. Л. Журнал практического психолога. 2007. № 4. С. 132.

39. Шлыкова Н. Л. Ситуационный подход в изучении проблемы психологической безопасности субъекта деятельности // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2006. № 1. С. 145-147.

40. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Дис.... к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

41. Ядров К. П. Генезис инноватики: от организации к индивидууму // Человеческий капитал. 2015. № 4 (76). С. 120-124.

42. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Автореф. дис. ... к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

43. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2008. № 2. С. 159-164.

44. Ядров К. П. Математика для студентов психологических факультетов. учебное пособие / Ядров К. П., Шамшурин В. Л.; М-во образования и науки Московской обл., Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2008.

45. Опыт разработки учебно-методического комплекта «Лекции по квантовой механике» в условиях информатизации системы образования // Луканкин А. Г., Ядров К. П. Информатика и образование. 2009. № 6. С. 110-112.

46. Методика создания электронного учебника по курсу «Математика» на факультетах гуманитарной направленности Шамшурин В. Л., Ядров К. П. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 1. № 2. С. 127-129.

47. Ядрова А. А . Построение факторной модели рационального потребительского поведения студентов // Человеческий капитал. 2015. № 8 (80). С. 98-104.

48. Ядрова А. А. Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей // Достижения науки и образования. 2016. № 2 (3). С. 20-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.