Научная статья на тему 'Особенности социальной ответственности бизнеса'

Особенности социальной ответственности бизнеса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
569
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предприятие / бизнес / социальная ответственность / enterprise / business / social responsibility

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Е. В. Черных

В статье рассмотрены особенности социальной ответственности украинских предприятий, опыт практической реализации принципов социальной ответственности в крупных компаниях. Проанализированы недостатки и преимущества развития социальной ответственности отечественного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of social responsibility of business in Ukraine

In the article the features of social responsibility of the ukrainian enterprises, experience of practical realization of principles of social responsibility in large companies are considered. Failings and advantages of development of social responsibility of domestic business are analysed.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной ответственности бизнеса»

УДК 334.722:364

Е. В. Черных,

аспирант, г. Донецк

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

По мере развития бизнеса, а также внедрения международных стандартов корпоративного управления собственники и руководители украинских компаний начали внедрять систему социальной ответственности в повседневную деятельность. Бизнес начал осознавать, что социально ответственное поведение способствует росту стоимости компании и объемов продаж продукции, улучшению имиджа, дает более широкие возможности для мотивации персонала и другие преимущества.

Социальная ответственность бизнеса (СОБ) в Украине находится на начальной стадии становления, об этом свидетельствуют результаты социологических исследований. Почти 80% украинских предпринимателей известно понятие социальной ответственности. Однако представление о сущности СОБ различается. Наибольшая часть компаний относит к СВБ внедрение социальных программ улучшения условий труда персонала, развитие персонала и его учебу, благотворительную помощь общественности, этическое отношение к покупателям [1].

Почти половина украинских компаний считает, что решение социальных проблем — это функция государственных структур, а бизнес должен только обеспечивать владельцам (акционерам) получения прибыли и платить налоги государству. Это является отображением неудовлетворения в обществе (в частности, в бизнес-среде) тем, как государственные службы исполняют свои обязанности относительно социального развития. Также этот показатель свидетельствует о том, что концепция социальной ответственности не получила еще должного признания и распространения в Украине.

Целью статьи является уточнение понятия социальной ответственности бизнеса и выявление особенностей ее проявления в Украине.

Основной тенденцией развития СОБ в Украине является наличие трех групп компаний, каждая из которых имеет свои особенности [2].

Первая—группа компаний с постсоветским прошлым (горно-металлургический комплекс, промышленная химия, машиностроение, энергетика), которое оказало влияние на характер реализации их социальной политики. Эта группа, ввиду отраслевых и исторических особенностей, держит на себе наибольшую социальную нагрузку.

Вторая группа — это наиболее систематические реализаторы СОБ в Украине, компании с иностранным капиталом или инвесторами. Их больше всего в банковской сфере, страховании, пищевой промышленности, АПК. Эти компании имеют возможность перенимать опыт материнских компаний, более комплексно и систематично выстраивать отношения по всем сферам социальной ответственности бизнеса.

Третья группа — это украинские компании новой генерации с отечественным капиталом. Эти компании являются лидерами на быстрорастущих рынках, высокотехнологичных отраслей и финансовой сферы и наиболее мобильными в плане внедрения КСО. Это объясняется отсутствием обязательств перед социальными структурами (как у первой группы) или перед материнскими компаниями (как у второй группы). Эти компании выходят либо на внешние товарные рынки, либо на внешние финансовые (рынки капиталов), где они вступают в диалог с более требовательными инвесторами, бизнес-партнерами и потребителями. Это заставляет их стратегии социальной ответственности соответствовать мировым стандартам.

Анализируя системность, комплексность и однородность реализации СОБ в Украине, можно сказать однозначно: каждая компания трактует СОБ по-своему. Первое, что должны понимать все: уровень социальной ответственности бизнеса не зависит от уровня и масштабности деятельности. Принято считать, что наиболее социальными являются те компании, штат которых насчитывает более тысячи сотруд -ников. Но если вдуматься, те предприятия, где численность сотрудников не превышает сотню, также могут выстраивать эффективную социальную политику во всех сферах. Второе заблуждение, что меценатство, благотворительность, уплата налогов и есть основными элементами социальной ответственности. Безусловно, это важные составляющие СОБ, но не единственные.

Украина начинает выходить на путь социального ведения бизнеса. Все большее число компаний активно разрабатывают социальные программы, благотворительные проекты, осуществляют социальные инвестиции.

Публичной декларацией СОБ в Украине стало присоединение в апреле 2006 года около 80 отече-

ственных и иностранных компаний, представленных в Украине, к Глобальному договору ООН. К началу 2008 г. к сети Глобального договора в Украине присоединилось 97 организаций (бизнес-компаний, общественных организаций, благотворительных фондов). В их числе 35 международных и крупных украинских компаний, 8 бизнес-ассоциаций, 3 ассоциации работодателей и профессиональных союзов, 8 негосударственных и 2 общественные организации и др. [3].

Среди первых отечественных компаний, которые открыто заявили о своей социальной ответственности были иМС (МТС), Киевстар, Сименс Украина, Оболонь, Ниссан Моторс Украина, Тетра Пак, ТНК-ВР в Украине, Фокстрот, Укрсоцбанк, ХХ1 век, Макдоналдз Украина и др. Таким образом, первыми о социальной ответственности объявили непромышленные компании, ориентированные на широкий круг потребителей.

Вторая группа компаний, которые также претендуют на статус социально ответственных в Украине — крупные компании и финансово -промышленные группы, к которым можно отнести СКМ, ИСД, Интер-пайп и др.

Анализ практики украинских компаний в сфере социальной ответственности представлен в таблице 1.

В коллективных и других договорах компаний предусмотрены и другие направления социальной ответственности сторон, что определяется как корпоративными ценностями, так и финансовыми возможностями предприятий. Имеющуюся социальную инфраструктуру (жилье, культурно-массовые и спортивные сооружения, объекты общественного питания, пансионаты и базы отдыха) содержат и развивают ЗАО «НКМЗ» и «НОРД», ОАО «Концерн «Стирол», «ММК имени Ильича», «Азовсталь», «Азовмаш», ГП «Ар-темсоль» и др. Это крупные предприятия, корпорации, выросшие из социалистических предприятий и сохраняющие элементы, присущие общественным и коллективным фондам потребления бывших социалистических предприятий.

Основную роль в развитии социальной ответственности в Украине сыграла тенденция последних лет — выход отечественных холдингов и корпораций на международные рынки капитала. Многие ФПГ основали корпоративные фонды поддержки программ СОБ по разным направлениям и активно информируют о своих инициативах в сфере социальной ответственности, привлекая внимание общественности и становясь примерами для других.

Существенными недостатками социальной ответственности отечественного бизнеса является:

— недостаточная законодательная база, определяющая отношения социальной ответственности государства, регионов, бизнеса и людей;

— слабое исполнение законов и нормативно-правовых актов;

— медленный переход от социальной защиты населения и социальной ответственности всех субъектов рыночных отношений;

— ориентация в области социальной ответственности не на европейские и мировые стандарты, а на минимальные в условиях Украины показатели (минимальная заработная плата, отсутствие обоснованных социальных стандартов и т. п.);

— отсутствие дифференцированного подхода к задачам и механизмам социальной ответственности малого, среднего и крупного бизнеса;

— недостаточное внимание изучению теории социальной ответственности в программах крупных учебных заведений всех уровней аккредитации, в программах повышения квалификации менеджмента бизнеса, государства, органов местного самоуправления;

— отсутствие методов экономической оценки социальной ответственности государства, бизнеса и индивидов, а также механизмов реализации социальной ответственности;

— низкая капитализация большинства компаний, отсутствие ресурсов на осуществление социальных программ;

— начальный этап формирования гражданского общества и социального партнерства и др.

Преимущества, которые получает бизнес от выполнения принципов СОБ:

—улучшение репутации предприятия;

— повышение стоимости бизнеса;

— рост доверия населения к деятельности компании, к качеству ее товаров и услуг;

— повышение профессионализма сотрудников и развитие кадрового потенциала на предприятии;

— развитие компании благодаря формированию безопасной среды деятельности;

— соответствие мировым нормам и стандартам, что повышает конкурентоспособность предприятий на международных рынках;

— возможность формирования партнерских отношений с властными структурами, общественностью и СМИ.

Преимущества, которые получает общество от соблюдения бизнесом принципов социальной ответственности:

— установление партнерских связей между бизнесом, властью и общественностью;

— возможность получения адресной помощи гражданами, которые в ней нуждаются;

— усовершенствование и развитие социальной защищенности населения;

Таблица 1

Анализ практики украинских компаний в сфере социальной ответственности бизнеса

Компания

Политика в области социальной ответственности бизнеса

Компания «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ)

Крупнейшая финансово-промышленная

группа Украины. Деятельность СКМ сконцентрирована в шести основных сферах бизнеса: - горнометаллургическом; -электроэнергетическом; - финансовом; - телекоммуникациях;

- медиабизнесе;

- недвижимости.

СКМ владеет и управляет активами в других секторах бизнеса, включая добычу глин, розничную торговлю, торговлю нефтепродуктами и др. [4].

Компания выделяет 6 основных направлений корпоративной социальной ответственности:

1. Деловая и корпоративная этика

Придерживаться всех юридических обязательств перед государством, своевременно и прозрачно платить налоги.

Честно и прозрачно работать со всеми заинтересованными сторонами: клиентами, партнерами, акционерами, инвесторами, поставщиками,

правительственными структурами.

Придерживаться современных стандартов

корпоративного управления, открытости и прозрачности.

2. Условия труда

Создавать сотрудникам достойные условия труда, включая уровень зарплаты. СКМ выплачивает зарплату всем своим сотрудникам в полном соответствии с законами Украины.

Внедрять современные методы организации труда и развивать корпоративную культуру.

Соблюдать высокие стандарты безопасности труда.

Обеспечивать сотрудникам равные возможности, включая оценку их вклада в успешность бизнеса.

Инвестировать в человеческие ресурсы, обучать сотрудников и предоставлять им возможности развития.

Создавать условия для того, чтобы каждый сотрудник мог в полной мере реализовать свой потенциал.

3. Экология

Работать над уменьшением негативного влияния производственных и обрабатывающих циклов предприятий группы СКМ на окружающую среду (землю, воздух, воду и экосистемы).

Инвестировать в экологически чистые производственные технологии.

Работать над улучшением экологических характеристик нашего бизнеса.

Стремиться к более рациональному использованию природных ресурсов.

4. Местные сообщества:

Деятельность СКМ в сфере взаимоотношений с местными сообществами строится на принципах партнерства — компания не просто выделяет материальную помощь на социальные нужды города или другой территории, а решает проблемы жителей в партнерстве с представителями местных сообществ, властей и общественных организаций.

5. Социальные инвестиции

Социальные инвестиции включают все материальные, технологические, управленческие и финансовые ресурсы, которые менеджмент СКМ направляет на социальные программы.

С помощью независимого корпоративного фонда «Развитие Украины» СКМ финансирует долгосрочные проекты в таких сферах: современное образование, здоровье нации и культурное наследие. Целью социальных инвестиций является улучшение качества жизни граждан Украины.

В основе стратегии компании — переход от социальной политики советского типа к структурированным социальным инвестициям в улучшение жизни сообществ.

6. Спонсорство и благотворительность Поддерживает инициативы в области образования, спорта, здравоохранения и культуры. Делает целевые благотворительные пожертвования, которые направлены на поддержку людей, оказавшихся в трудных ситуациях, и призваны помочь им преодолеть жизненные сложности. Данная помощь предоставляется через известные благотворительные и общественные организации.

Корпорация «Индустриальный Союз Донбасса» Корпорация «ИСД», основанная в 1995 году, является одной из ведущих металлургических компаний Украины. Корпорация «ИСД» известна как крупнейший производитель металлургической продукции в регионе Центральной и Восточной Европы. Владеет, управляет и контролирует значительное число разнопрофильных предприятий в Украине и других странах. Предприятия черной металлургии и тяжелого машиностроения составляют основу корпорации. Основной бизнес: производство стали, проката, стальных труб, кокса, оборудования для черной металлургии и коксохимической промышленности [5]. Свою главную миссию менеджмент компании видит в создании многоотраслевой группы, которая станет надежным партнером государства, платит налоги, предоставляет рабочие места, активно инвестирует в производство. Корпорация «ИСД» проводит политику в соответствии с едиными стандартами корпоративного управления. Это касается не только технического оснащения, но и степени социальной и экологической ответственности, а также работы с инвесторами и партнерами. На своих предприятиях корпорация осуществляет планомерную инвестиционную политику, направленную на их модернизацию и реконструкцию. Основные инвестиции направлены на улучшение экологических показателей, энергосбережение, увеличение производственных мощностей, расширение сортамента производимой продукции, а также улучшение качества.

ОАО «ИНТЕРПАЙП» Быстро растущая международная компания, лидер трубной индустрии в Восточной и Центральной Европе. Четвертая по уровню мощностей трубная компания мира, третья в мире по производству и поставкам железнодорожных колес, крупнейший мировой поставщик силикомарганца [6]. ИНТЕРПАИП инвестирует средства в развитие своего персонала, создавая возможности для самореализации и обучения сотрудников, внедряет современные технологии производства для обеспечения безопасных условий труда. Предприятия компании являются градообразующими в Днепропетровском регионе, обеспечивая высокий уровень занятости населения и отчисления средств в городские, районные и государственные бюджеты. Компания развивает долгосрочное сотрудничество с крупнейшими специализированными высшими учебными заведениями Днепропетровского региона в сфере подготовки кадров для металлургической отрасли. Экологическая политика ИНТЕРПАИП базируется на принципах внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, постоянном совершенствовании технологических процессов, использовании экологически чистого сырья и материалов, минимизации отходов производства. Система управления окружающей средой компании сертифицирована согласно международному стандарту ISO 14001.

ООО «Донбасская топливно-энергетическая компания» Первая частная вертикально-интегрированная энергетическая компания Украины. Входит в состав финансово-промышленной группы «Систем Кэпитал Менеджмент». Предприятия ДТЭК создают эффективную производственную цепочку по добыче (ОАО «Павлоградуголь», ОАО «Шахта «Комсомолец Донбасса») и обогащению угля (пять обогатительных фабрик), генерации Социально ответственный подход к ведению бизнеса в компании ДТЭК предусматривает: - предоставление потребителям товаров и услуг высокого качества; - безукоризненное соблюдение законодательства; - обеспечение безопасности труда и инвестирование в развитие человеческого потенциала; - забота об окружающей среде; - эффективные инвестиции в развитие производства, ориентированные на повышение национальной конкурентоспособности в интересах акционеров и общества; - системный подход к построению добросовестных и взаимовыгодных отношений со всеми заинтересованными сторонами на основе требований этики;

(ООО «Востокэнерго») и дистрибуции электроэнергии (ООО «Сервис-Инвест», ОАО «ПЭС-Энергоуголь») [7]. - вклад в развитие местных сообществ, в частности путем создания взаимовыгодных социальных партнерств в регионах присутствия компании; - развитие социальной отчетности, учет ожиданий и мнений тех общественных групп, которых наша политика в области корпоративной социальной ответственности (КСО) затрагивает прямо или опосредованно. Компания использует разные формы социальной поддержки, в том числе прямую благотворительную помощь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Стратегический приоритет компании — поддержка социально значимых проектов на местном, региональном и общеукраинском уровне.

ЗАО «Киевстар» Предоставляет услуги GPRS на всей территории своего покрытия Украины. Компания «Киевстар» обслуживает более 22,17 млн. абонентов, обеспечивая покрытие территории, где проживает 99 % населения Украины [8]. Принцип работы копании «Киевстар» — это социальная ответственность бизнеса, компания считает важным и необходимым принимать участие в развитии украинского общества и государства в целом. Данный подход отвечает принципам Глобального Договора ООН, к которому «Киевстар» присоединился в мае 2006 г., а также выводам Форума социально ответственного бизнеса Украины, одним из основателей которого является компания. Корпоративная социальная ответственность (КСО) является важным инструментом управления репутацией компании, направлением взаимодействия и партнерства. В систему КСО «Киевстар» вовлечены все внутренние процессы бизнеса, она является неотъемлемой частью корпоративного управления компанией. Социальная ответственность «Киевстар», как подход к ведению бизнеса, базируется на следующих подходах: - является добровольным выбором компании; служит способом активного участия в развитии украинского общества; - представляет собой философию ведения бизнеса; - влияет на укрепление репутации и повышение капитализации бизнеса. Для «Киевстар» социальная ответственность бизнеса — это комплексное понятие, основными составляющими которого являются ответственность по отношению к своему продукту, государству, сотрудникам компании, социальным потребностям общества. Компания «Киевстар» уделяет значительное внимание поддержке и развитию украинской культуры, спорта и искусства.

Компания «Сименс Украина» «Сименс Украина» - дочернее предприятие концерна Siemens в Украине. Является одним из ведущих поставщиков продукции, услуг и комплексных решений для модернизации ключевых инфраструктурных отраслей украинской экономики: энергетика, транспорт, промышленная автоматизация, медицина. Основано в 1997 году, с 1992 по 1997 г. осуществляло деятельность в статусе представительства концерна Siemens в Украине. Центральный офис компании находится в Киеве. Региональные филиалы работают в Донецке, Львове, Одессе, Днепропетровске и Харькове [9]. Социальная ответственность перед обществом — давняя традиция компании «Siemens». Компания разрабатывает инновационные продукты, которые должны способствовать повышению уровня и улучшению условий жизни людей во всем мире. Концерн несет ответственность перед своими сотрудниками за их образование и профессиональный рост, безопасность и здоровье, а также придает большое значение участию в общественной жизни. Это выражается в поддержке образования и науки, содействии развитию культуры и искусства, гуманитарной помощи в экстремальных ситуациях, а также в открытом диалоге со всеми слоями общества. Принципы социальной ответственности «Сименс Украина» заключаются в следующем: - разработка новых продуктов и решений; - увеличение стоимости предприятия; - обеспечение профессионального роста сотрудников и усиление мотивации достижения максимального успеха в работе; - ответственность перед обществом.

— привлечение инвестиций в определенные общественные сферы;

— поддержка бизнесом общественных инициатив, инновационных проектов, развитие социальной и творческой активности населения.

Сегодня могут быть социально ответственными только крупные компании, которые имеют денежные средства для осуществления внутренних и внешних социальных программ. Основным сдерживающим фактором для остальных компаний является отсутствие необходимой законодательной базы, которая могла бы упростить работу компаний в этой сфере.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в Украине нет специальных регулятивных законов в сфере социальной ответственности бизнеса, налоговых льгот, общенациональной стратегии. В развитых странах мира отсутствует исключительно государственное финансирование сфер, которые традиционно считаются социальными, а именно — образование, здравоохранение, культура и др. В Украине существуют социальные проблемы, которые государство не может быстро и эффективно решать, необходимо участие бизнеса. Основными субъектами процессов внедрения социальной ответственности бизнеса в Украине являются крупные компании и финансово-промышленные группы. Потребители и граждане, в силу неразвитости современного гражданского общества, не оказывают существенного воздействия на бизнес в Украине. Однако по мере развития рынка и становления гражданского общества, произойдет вовлечение предприятий, местных сообществ, потребителей и других стейкхолдеров в сферу социальной ответственности бизнеса.

Литература

1. Социально ответственный бизнес в сознании украинцев. Социологический срез [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.un.org.ua/files/ SURVEY_UKR.pdf. 2. Рейтинг социально ответственных компаний // Гвардия социально ответственных компаний, 2008. — 128 с. 3. Сапрыкина М. На пути к социальной ответственности / М. Сапрыкина // Зеркало недели. — 2008. — № 19 (698). — С. 21. 4. Сайт

компании СКМ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.scm.com.ua/ru/. 5. Сайт компании ИСД [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.isd.com.ua/company/. 6. Сайт компании ИНТЕРПАЙП [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.interpipe.biz/ru/. 7. Сайт компании ДТЭК [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://dtek.com/. 8. Сайт компании «Киевстар» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.kyivstar.ua/ru/. 9. Сайт компании «Сименс Украина» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www. siemens .ua.

Черних О. В. Особливосп сощальноТ вщпо-ввдальност 6i3Hecy в УкраТш

В стат розглянуто особливосп сощально!' ввдпо-ввдальносп укра!нських тдприемств, досввд практично! реал1защ! принцитв сощально!' вщповвдальносп в крупних компатях. Проанал1зовано недол1ки та переваги розвитку сощально! ввдповщальносп впчизняного б1знесу.

Ключовi слова: тдприемство, б1знес, социальна вщповщальнютъ.

Черных Е. В. Особенности социальной ответственности би3неса в Украине

В статье рассмотрены особенности социальной ответственности украинских предприятий, опыт практической реализации принципов социальной ответственности в крупных компаниях. Проанализированы недостатки и преимущества развития социальной ответственности отечественного бизнеса.

Ключевые слова: предприятие, бизнес, социальная ответственность.

Chernykh E. V. Features of social responsibility of business in Ukraine

In the article the features of social responsibility of the ukrainian enterprises, experience of practical realization of principles of social responsibility in large companies are considered. Failings and advantages of development of social responsibility of domestic business are analysed.

Key words: enterprise, business, social responsibility.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отримано вiд автора 31.03.2009 р.

Прийнято до друку 30.09.2009 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.