Научная статья на тему 'Особенности социальной адаптации студенческой молодежи'

Особенности социальной адаптации студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
192
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной адаптации студенческой молодежи»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Психология, педагогика, филология, философия

Далее, при изучении физико-химических свойств спиртов мы также опираемся на ресурсы Интернета по адресу www.easyexams.ru. Способность этанола и фенола образовывать водородные связи лежит в основе их антисептических свойств, которые используются в биологии, медицине и ветеринарии.

Таким образом, при рассмотрении применения спиртов необходимо установить межпредметные связи, а также оценочную деятельность по влиянию спиртов на организм человека. Такой подход делает обучение личностно-ориентированным, а знания — личной ценностью учащихся

Для закрепления знаний учащихся мы снова можем использовать Интернет для проведения виртуальных экскурсий, конференций и лабораторных практикумов, тем самым расширяя диапазон новых информационных и интернет-технологий в обучении.

В заключение хотелось бы отметить, что сформированность элементов информационной, валеологической и экологической культуры проявляется в знании учащимися основных типов программно-педагогических средств, применяемых в обучении естественнонаучных дисциплин, компьютерных источников предметной и эколого-валеологической информации, умении самостоятельно находить нужный материал в сети Интернет, адаптировать и применять его, а также использовать обучающие, демонстрационные, тренинговые программы, базы данных для самообразования, выполнения реферативных и исследовательских работ.

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать выводы о том, что использование интернет-технологий в обучении способствует развитию интегративного стиля мышления учащихся, творческих способностей, оказывает положительное влияние на формирование информационной, валеологической и экологической культуры, ценностного отношения к предмету, окружающей среде, к своему здоровью и компьютерной технике как части общей культуры личности.

И.А. Андреева*, А.М. Анохин**

Особенности социальной адаптации студенческой молодежи

Квазимаргинальность студенческой молодежи строится на современной тенденции отказа части молодежи от стремления выйти из-под опеки родителей, уйти от родительско-семейной системы распределения в самостоятельную жизнь открытого экономического обмена, где могут возникнуть собственные излишки, но и социальная ответственность за них. Для молодых людей не является предпочтительным неизбежное для такого перехода понижение власти родителей, уменьшение значения различных форм коллективного сознания, воздействия и манипулирования. Такая внутрисемейная «социальная замкнутость» делает молодежь неким «социальным излишком», своеобразным резервом общества.

Особое внимание и отношение к молодежи, получающей высшее образование. С одной стороны, студенты достаточно успешно сдерживаются обществом от социального включения в производственную, политическую и другую социальную жизнь, требующую для адекватного существования достаточного адаптивного ресурса и «потери» определенного социального «напряжения». Благодаря своей социальной инфантильности, они аккумулируют около себя формируемый другими (например, родителями) ресурс (время, деньги, другие ценности). С другой стороны, студенческая молодежь имеет нереализованную возможность, потенциал для любой социально востребованной сферы. Поэтому ей предлагается нейтральные социальные активности, достаточно обобщенные тенденции для повседневной реализации: посещение занятий, музыка, отдых в барах и на дискотеках, дистантное виртуализированное общение посредством мобильного телефона и Интернета, секс и

* Доцент кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России.

** Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики гуманитарных факультетов Стерлитамакской государственной педагогической академии.

гражданский (в данной концепции - временный, пробный, «обучающий») брак и др. Это пропагандируется средствами масс-медиа и становится идеологией достаточно большой социальной страты, одновременно и парадоксально несущей в себе черты и маргинальности, и «нашего будущего». Часть молодежи не обладает достаточным ресурсом для преодоления потенциального барьера для собственной взрослости (при этом для нее зачастую утеряны такие существовавшие в прошлом рубежные инициации, как становление взрослым после свадьбы, отъезд из дома, поступление на работу, учебу...).

Деполитизация молодежи провоцирует ее отклик на различные экстремистские тенденции в социуме, имеющие однопорядковые тенденции с данной стратой: недолговременность, деперсонализированность, «модная» или какая-либо другая, но однозначно определяемая идеологическая цель или не достигающая уровня ценности некоторая социальная депривация с налетом «исключительности», «избранности» и «посвященности».

Анализ имеющегося социального опыта переходного этапа от эпохи Советского Союза с его монопартийностью (имевшей резервный потенциал в виде комсомола, пионеров и октябрят) к современной многопартийной системе с аполитичной молодежью демонстрирует изменение воспроизводства политических стратегий. Так, в прошлом формирование элит различного уровня происходило по принадлежности к элите партийной (комсомольской и пионерской в т.ч.). Сегодня к этому усиленно добавляется семейно-клановый аспект принадлежности и идентификации (включающий в себя национальную, географическую [землячество], религиозную, семейнородственную, дружеско-приятельскую, по месту учебы составляющие).

По сути, деполитизация молодежи выгодна тем политическим и экономическим кругам, которые придут на смену существующим. Именно они заинтересованы в минимализации затрат на десоциализацию молодежи, изменение ее партийной принадлежности, а затем и на социальное адаптирование. Идеологически нейтральная молодежь с незначительным налетом асоциальности и делинквентности становиться выгодным ресурсом для социального строительства, и именно на этом фронте после массового раздела природных ресурсов (нефти, газа, металлов, лесов, водоемов) и денежных потоков (осуществляемых через банковские вложения, долгосрочное страхование, длительное кредитование, включая ипотеку) будет происходить социальное конструирование новой реальности.

При исследовании существующей социальной реальности необходимо исходить из процессов и явлений, сопровождающих социальную адаптацию. Несомненно, к этим феноменам, относятся девиация и делинквентность. Целенаправленное осуществление политики усиления групп риска, приведет к минимизации патологических последствий их воздействия на социальную реальность, к предотвращению преобразования действительности. Главным становится не рассеивание имеющегося ресурса и самих представителей маргинальных слоев, которые становятся весомым компонентом социального пространства, а внимательное изучение и постепенная их социальная реабилитация. Как отмечают социологи, «там, где от вторичных интернализаций социально ожидается высокий уровень реальности перед лицом маргинальных ситуаций1, там потребуются дополнительные процедуры социализации с целью их укрепления и интенсификации.».

Социальная политика должна заниматься перераспределением выгод глобализации, пересмотром созданных и функционирующих структур социальной защиты, оказывая всеобщее обеспечение социальными услугами; призвана способствовать формированию культуры, сокращающей разрыв между богатыми и бедными, а также уменьшению значительных различий между странами, понижая уровень нищеты и предотвращая явления маргинализации; поддерживать социальный прогресс как на национальном, так и глобальном уровне.

Литература

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М.: «Academia-Центр» Медиум, 1995. - 323 с.

2. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.

3. Корель Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики. -Новосибирск: Наука, 2005. - 424 с.

1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания- М, 1995. С. 242.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.