© 2006 г. И.А. Кабарухина
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Глобализация - явление отнюдь не новое. В форме интернационализации хозяйственных связей и межнационального общения она активно развивалась в конце XIX - начале XX в. Правда, мировые кризисы, войны и распад колониальных империй в XX в. существенно ослабляли импульсы глобализации. Начиная с середины XX в., и особенно в последние десятилетия, тенденция к глобализации преобладает, нивелируя значение национального и регионального своеобразия. Это проявляется в формировании единого экономического и культурного пространства, когда чрезвычайная пестрота экономического и культурного укладов доиндуст-риального общества сменяется относительно универсальными формами экономической и культурной сфер жизнедеятельности.
Идеологи современного глобального общества считают, и это во многом так, что разделение народов на государства уже носит довольно условный характер, поскольку наблюдается некая универсальность в образе жизни людей, определяемая формированием единого информационного, образовательного, культурного пространства. Сегодня можно говорить лишь о географической отдаленности различных стран и континентов. В социальном, политическом и экономическом смысле планета представляет собой единое, хотя и многообразное пространство. Таким образом, главным фактором в развитии мировой цивилизации становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации (СМИ) способствуют тому, что миллионы людей обсуждают одни и те же события, происходящие в разных местах планеты, оказываются под влиянием одних и тех же культурных феноменов (спортивные олимпиады, рок-концерты и т.д.), что унифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, временная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Когда говорят о мировом сообществе, то подразумевают процесс глобализации, следствием которого такое сообщество и стало. Следовательно, мы можем говорить о том, что сформировалось мировое сообщество, отличающееся многообразием и многоукладностью общественной, экономической и политической жизни отдельных стран и народов, но вместе с тем представляющим собой некое целое.
Идеи образования такого общества зародились недавно, и связано это с осознанием общепланетарного единства и единства проблем, носящих общепланетарный характер. Беды, которые человечество принесло себе само, плюс несчастья природного стихийного характера дали землянам почувствовать общность своей судьбы, тесную связь, зависимость друг от друга. Люди вдруг поняли после пережитых ужасов мировых войн и глобальных стихийных катаклизмов, что другой Земли, другой Родины, кроме этой, у них нет. Вместе с этим пришло осознание общих для всего человечества глобальных проблем, которые стали жизненно важны-
ми проблемами мировой политики и международных отношений. В их число ученые обычно включают такие проблемы, как проблема мировой безопасности, экологическая, демографическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, освоение космического пространства и Мирового океана, ликвидация опасных болезней и т.д.
Одной из важнейших проблем современного человечества, носящих глобальный характер, является «обеспечение сохранности семьи как важнейшего базового элемента социума и обеспечение трансляции семьей культуры социума от одного поколения людей к другому» [1].
Какая же роль в процессе глобализации, сближения народов и наций отводится семье и как сказываются на ней вызовы, которые бросает глобализация ячейке общества? Семья и глобализация - что несет это сочетание миру, если первая является хранительницей традиций и обычаев, устоев и менталитета народа, вторая - разрушает границы, рамки, традиционные представления о самой семье и браке?
Отношение общества к браку и к семье - показатель его нравственного состояния. Неупорядоченность брачных отношений, развал семьи всегда приводили к росту преступности, возрастанию садизма, агрессии и т. д. Кризисные явления, характерные для современной семьи во всем мире, служат сигналом бедствия для всего общества, и особенно актуально это для российской семьи. Та скорость, с которой российское общество впитывает все негативные веяния с Запада, очень настораживает и заставляет серьезно задуматься о том, какой будет российская семья в недалеком будущем? Очевидно, что институту семьи, как и любому другому институту общества необходима поддержка, и не только в финансовом виде, но и в виде идеологии, которая бы послужила фундаментом для строительства полноценной семьи, реализующей свои функции в полной мере. Семейная политика в рамках государственной должна занимать важное место, обеспечивая достойное существование каждой семьи.
В стабильном государстве социальная адаптация семей проходит в соответствии с отлаженными веками механизмами на основе существующего морального и формального права. Если обобщить сложившиеся в социально-философской литературе определения социальной адаптации, то можно сказать, что она обычно рассматривается как вид деятельности людей, представляющий собой неизбежно складывающиеся объективные нормы и способы человеческого взаимодействия с относительно стабильными и повторяющимися условиями внутренней и внешней среды. Социальная адаптация рассматривается также как процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды [2]. Ее можно определить и как «вид взаимодействия личности или социальной группы с
социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников» [3]. Таким образом, это двусторонний процесс, означающий взаимное воздействие субъекта и социальной среды, а также результат их совместной деятельности. В ходе межсистемного взаимодействия общества с природой и в социальных взаимодействиях внутри общества постоянно проявляется необходимость сохранения основ общественной жизни в меняющихся условиях существования, особенно когда эти условия становятся неблагоприятными и ведут к экстремальным ситуациям стихийного характера. Процесс адаптации характеризуется активным участием сознания, а также тем, что человек в состоянии целенаправленно изменять ее процесс, а не просто пассивно воспринимать результаты последнего. Кроме того, он происходит в условиях деятельности групп, коллективов и обусловливается характером общественных отношений. Однако, как известно, «социальная адаптация не означает безусловного принятия индивидом или группой определенных жизненных условий» [4]. В зависимости от того, как человек относится к тем или иным условиям, пытается их изменить либо изменяет свое поведение в соответствии с ними, вырабатывается определенный механизм действия, адаптационная стратегия.
Относительно роли человека в процессе адаптации существует несколько теорий, в которых человеку отводится как пассивная, так и активная роль. Социальная адаптация как процесс освоения ролей рассматривается в ряде работ [5].
Следует подчеркнуть, что не существует единодушного мнения по вопросу об оценке эффективности процесса адаптации. Однако ученые склоняются к тому, что критерии, с помощью которых можно оценить эффективность адаптации, могут быть разделены на две категории: объективные, в качестве которых используется достигнутый высокий социальный статус, и субъективные, не имеющие жесткой привязки к действующей в обществе иерархии социальных статусов и опирающиеся преимущественно на субъективную самооценку или самочувствие человека [6].
Интересная типология моделей социальной адаптации была предложена Н.Ф. Наумовой, которая выделила три основные типа адаптационного поведения, вписав их в общий контекст жизненных стратегий индивида [7]:
1. Эффективная, успешная внешняя адаптация, опирающаяся на высокую восприимчивость к экономическим, информационным, статусным внешним воздействиям. С возрастом социальная идентификация связана с ориентацией на семью, первоначально же - с профессиональными общностями.
2. Эффективная внутренняя адаптация, в основе которой находится устойчивость базовой системы ценностей при относительно слабой восприимчивости к внешним воздействиям. Ориентация при этом направлена на большие общности.
3. Стратегия выживания, характерная для социально-демографических групп с низким социальным статусом, с низкими адаптационными ресурсами, малообеспеченных. Для них характерна самоидентифи-
кация с социальными группами, находящимися в похожем положении.
В любом случае, немаловажное значение играет личностный фактор, т.е. индивидуальные особенности человека и его отношение к жизненным ценностям и к жизни вообще.
Процессы социальной адаптации по общей направленности действия тесно связаны со стихийным или сознательным поиском решения проблем сохранения и оптимального поддержания нормальной общественной жизни в широком спектре меняющихся условий. В этой связи, рассматривая многообразие процессов социальной адаптации, следует выделить две большие их группы. Первая представлена стихийной формой, в значительной мере обусловленной объективной общественной необходимостью, без реализации которой встает угроза дальнейшему нормальному, ранее сложившемуся существованию той или иной сферы, стороны, части общественной жизни. Вторая - сознательной формой, выражаемой одним из направлений реализации человеческой свободы, связанной с перспективой сознательного использования открывающихся социальных возможностей, объективно детерминированных происходящими социальными изменениями, с которыми общество должно считаться.
Сознательная форма проявления социальной адаптации выражает целенаправленное стремление субъекта вступить во взаимодействие со средой, способствующее обращению изменений этой среды в свою пользу, чтобы найти в ней более благоприятные условия и оптимальные возможности для общего сосуществования. Стихийная форма проявления социальной адаптации в общих чертах представляет собой фатальное, слепое подчинение окружающей среде без особого стремления что-либо изменить в сложившихся условиях.
В реальной общественной жизни обе формы переплетаются в одно целое и лишь теоретически они отделены друг от друга идеально жесткой гранью, ибо процессы социальной адаптации зачастую широко включаются в сознательную социально-преобразующую деятельность, которая во многом использует промежуточные и конечные результаты различных процессов естественной социальной адаптации.
П. Сорокин, исследуя механизмы исторического процесса, заметил, что когда созидательные силы исчерпаны и все их ограниченные возможности реализованы, соответствующая культура и общество или становятся мертвыми и несозидательными, или изменяются в новую форму, которая открывает новые созидательные возможности и ценности [8]. Таким образом, активная адаптационная деятельность людей, направленная на созидание, а не на разрушение, способна повлиять на характер общественного и культурного развития, обеспечить его стабильность и благополучие, в то время как отсутствие стремления к преобразующей адаптивной деятельности может привести к нежелательным результатам.
Кризисность функционирования института семьи, а также его эволюция в связи с переходом российского общества к обществу современного типа по западноевропейскому образцу вызвала большие сложности в области социальной адаптации российских семей. В
настоящий момент поставлен со всей остротой вопрос о выживании и социальном благополучии личности и семьи в России на фоне ставших привычными для россиян социально незащищенной, неблагополучной, дезинтегрированной семьи, которую можно обобщенно назвать «социально дезадаптированная семья» [9].
Основными параметрами дезадаптации семьи в обществе являются:
- неспособность семьи обеспечить прожиточный минимум своим членам и простое воспроизводство населения, нормальный, здоровый социально-психологический климат в семье и психическое и физическое здоровье ее членов;
- низкий (минимальный) уровень образования и профессиональной квалификации;
- незаконная жизнедеятельность членов семьи с правонарушением и наличием преступников в семье;
- негативное общественное мнение относительно семьи.
Степень адаптации семьи определяется количественными показателями данных критериев, «вес которых» неодинаков, как нетрудно было заметить. Результатом нарушения социальной адаптации семьи в российском обществом стал демографический кризис в России, занимающий в списке проблем нашей страны одно из главных мест, поскольку популяционный риск как никогда громко заявил о себе в последние десятилетия, под которым понимается угрожающее снижение рождаемости и снижение продолжительности жизни. И действительно, на всей территории Российской Федерации наблюдается сокращение численности населения на протяжении всего пореформенного времени [10].
А.В. Баранов в качестве причин демографического спада называет: посттравматический синдром милитаристски-тоталитарной политики прошлого, навязанный России режим депопуляции с помощью европейской модели модернизации, основными показателями которой являются рост городов, отток населения из деревень и его неустроенность, вследствие чего формируются маргинальные слои в городах, а также старение населения в городах, что, по прогнозам, к 2015 г. приведет к тому, что люди старше 60 лет будут составлять 20 % населения России [11]. Катастрофическое демографическое положение России отмечают не только отечественные, но и зарубежные исследователи. Так, А. Бэттлер причину демографической ситуации и семейных проблем в России в целом видит в том, что «нынешняя Россия не только воспроизвела самые негативные стороны западного капитализма, но и, по чисто русской традиции, довела их до крайностей», результате чего к 2050 г. население России, согласно оптимистическому прогнозу, сократится до 113 млн чел. (согласно пессимистическому - до 96 млн чел.) [12, с. 147].
Снижение численности населения характерно и для стран Европы, однако разница между Россией и странами Запада заключается в том, что сокращение коренного населения Европы происходит при увеличении средней продолжительности жизни на фоне противоположной тенденции в этом направлении в России.
Как отмечает тот же А. Бэттлер, отставание России от Запада на данный момент для женщин равно около 10 лет, для мужчин - почти 20, кроме того, Россия обогнала Запад и по материнской и детской смертности в несколько раз [12, с. 148]. И вообще, в России, по данным ВОЗ, только 20 % граждан от общего населения страны являются здоровыми [13].
Большие проблемы в нашей стране имеются в области здоровья детей и матерей. Так, по данным российского отделения ВОЗ, здоровым в России рождается только один ребенок из 10, основной причиной чего является плохое состояние здоровья матерей. На фоне таких негативных факторов в функционировании одного из важнейших институтов общества, обеспечивающих существование самого общества, кажется просто огромной глупостью либо антинародной политика, которая проводится в рамках семейной политики в России. Несмотря на то что в последнее время семейные проблемы попадают в фокус внимания нашего правительства, те меры, которые предпринимаются, не в состоянии кардинально изменить ситуацию, так как требуется пересмотр политики в отношении семьи вообще и выстраивание ее на совершенно иных позициях, когда государство будет разделять вместе с семьей моральную и материальную ответственность за воспитание ребенка в семье. Тогда не придется вводить в школах предмет «Патриотизм», так как он будет впитываться с молоком матери, которая будет с уверенностью смотреть в будущее, в кровь младенцев, за которых государство будет нести ответственность.
В настоящий же момент состояние современной семьи в России определяется такими показателями, как катастрофическое снижение рождаемости, высокий уровень числа разводов, распространение альтернативных типов брака и семьи (материнских семей, сожительства, семей с раздельным проживанием партнеров, гомосексуальных, а также с приемными детьми и т.д.), рост случаев жестокого обращения с детьми, что дает основание большинству фамилистов утверждать, что современная семья, и не только российская, переживает серьезный кризис, поскольку кризисные черты характерны и для экономически развитых стран Европы с той разницей, что их демографические и нравственно-моральные показатели функционирования института семьи не осложняются тяжелым материальным положением большинства населения, как это происходит в России.
Таким образом, проблема семьи в современном обществе становится общечеловеческой, и это вполне закономерно, если учитывать, что современное человечество вступило в эру глобализации.
Литература
1. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека:
парадигмы, проекции, практики. М., 1995, С. 155.
2. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.
С. 8.
3. Ольшанский Д.В. Адаптация социальная // Современная
западная социология: Словарь. М., 1990, С. 9.
4. Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух веков.
Казань, 2001. С. 69.
5. Курбанов М.Г. Стихийное и сознательное в процессах социальной адаптации // http://www. archipelag .ru/text/155 .htm
6. Мезенцева Е.Б. Профессиональная адаптация в условиях негосударственного сектора: анализ интервью с женщинами-специалистами банковского бизнеса // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. Т. 1. М., 1999. С. 100.
7. Наумова Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журн. 1995. № 2. С. 5-22.
8. Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 433.
9. Солодников В.В. Социально дезадаптированная семья в контексте общественного мнения // Социологические исследования. 2004. № 6. С. 76.
Азовский институт экономики, управления и права_
10. Южный федеральный округ 2005. Социально-экономические итоги: Информационно-аналитический материал. Ростов н/Д, 2006. С. 44.
11. Баранов А.В. Социальные проблемы депопуляции и старения электората // Социология и общество: Тез. докл. Первого Всероссийского социологического конгресса. СПб., 2000. С. 4-8.
12. Бэттлер А. О любви, семье и государстве: Философско-социологический очерк. М., 2006.
13. Цит. по: Любецкий Н.П., Князев А.А. Социальное здоровье. Массовый спорт как фактор социализации российской молодежи. Ростов н/Д, 2004. С. 194.
6 декабря 2006 г.
© 2006 г. П.П. Кошкин
ИДЕОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ: ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТУАЛИЗАЦИИ
Практически все модели человеческого поведения, использованные в разнообразных учениях об экономической жизни общества, обязательно строились на представлениях о человеке и его качествах как субъекте экономической деятельности. Порой они либо упрощались до известной модели «хомо экономикус» Адама Смита, где из всех человеческих качеств оставалось лишь стремление к материальной выгоде, либо чрезмерно усложнялись, например, в психоаналитической модели иррационального, раздираемого страстями и инстинктами индивида-одиночки. Многие авторы экономических робинзонад XX в. предпочитали последнюю.
Примечательно, что и в современных теориях менеджмента преобладают те же самые, или до предела упрощенные, или до крайности сложные, модели человека. На одном полюсе - так называемый личный фактор производства, знакомый нам из учебников по политэкономии социализма. Все поведение человека-работника объяснялось здесь экономическим интересом. На другом - человек как активный субъект социальной деятельности, взятый в совокупности всех его сущностных сил, с полным набором всех факторов мотивации и социальных влияний, т.е. как сложнейшая психобиосоциальная система. Последний тип модели используется в экономической психологии, теории социального управления и теории социально-экономических систем.
И как бы на пересечении данных двух полюсов лежит фокус социологического изучения проблем социального управления в целом и менеджмента в частности. Исходя из того обстоятельства, что предметом нашего исследования выступает духовно-идеологический аспект социального управления, мы считаем необходимым отметить, что термин «идеология» как понятие, отражающее конкретное специфическое явление (комплекс явлений) в управлении, получило распространение в литературе по социальному управлению применительно к деятельности предприятий (как
отечественной, так и зарубежной) приблизительно с 60-х гг. XX в. Применительно к проблемам государственного управления использование данного концепта - более чем вековая традиция.
В отечественной литературе периода с 60-х по конец 80-х гг. XX в. идеология в контексте управления на предприятии рассматривалась как неотъемлемая часть общественной идеологической системы. Термин «идеология управления» не использовался. В центре внимания исследователей стояли такие вопросы, как повышение эффективности и результативности идеологической (идейно-воспитательной) работы, идеологическое обеспечение хозяйственных процессов (в том числе роль идеологии в социально-экономических преобразованиях), формирование культуры (экономической, нравственной, эстетической, физической и т.д.), роль идеологической работы в определении принципов, методов и стиля хозяйственного руководства, идеологические функции руководителя, идеологическое обеспечение процесса принятия решения, практические формы воплощения идейного содержания теорий и концепций, соответствие идеологической работы целям, особенностям и состоянию системы управления на предприятии. При этом субъектами идеологической работы на предприятии являлись прежде всего партийные органы.
Основные выводы, которые можно сделать из работ советских авторов на тему идеологии как фактора управления на предприятии:
- в основе всякой идеологической работы лежит процесс реализации идей;
- идеология может играть ключевую роль в процессе формирования определенного типа личности в организации;
- идеологический процесс выполняет функции обеспечения принятия управленческих решений;
- всякая идеологическая работа (идеологическое воздействие) происходит в диалоговом режиме (идеология «не свободна» от влияния творческой работы сознания воспринимающего ее человека);