УДК 316.4
Корнышева Александра Евгеньевна
аспиранткафедры теории и практики социальной работы Санкт-Петербургского государственного университета [email protected] KornyshevaAlexanderaEvgenyevna
graduate student, chair of the theory and practice of social work
St. Petersburg state university
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ FEATURESOFSOCIALSTATUSOFELDERPEOPLE
Аннотация: В статье выявляются основные особенности социального статуса пожилых людей. Для его дальнейшего анализапредлагается структура феномена. В ее основе лежит выделение внешненоминационной и внутренне-содержательной форм социального статуса и рассмотрение их на разных уровнях.
Ключевые слова: социальный статус, пожилые люди, социальное положение, старение населения
Annotation: The article describes main features of social status of elder people. The author provides an original structure of the phenomenon. It is based on pinpointing inner and outer sides of social status with their following analysis.
Key words: social status, elder people, an ageing population
В настоящее время в мире наблюдается процесс старения населения, т.е. рост доли пожилых людей в обществе. Это связано как с увеличением средней продолжительности жизни, так и со снижением рождаемости. Кроме того, в современном обществе были определены четкие границы пожилого возраста, критерием чего выступил возраст выхода на пенсию. Это привело к образованию большой группы людей, по возрасту считающихся пожилыми, но сохраняющих активность. Данный процесс ведет к изменению как социальных отношений, так и социального положения группы пожилых людей.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей социального статуса пожилых людей в современной России.
Можно согласиться со следующим общим определением понятия «социальный статус»: социальный статус - это «социальная позиция человека в рамках группы или общества, связанная с определенными его правами и обязанностями».[2] Это относительная величина, определяемая в сравнении со статусами других членов данной группы. Он учитывает не только объективные показатели положения индивида, но и его престиж в данной общности.
Социальный статус имеет внутренне-содержательную сторону и внешненоминационную форму. Внутренняя сторона - это права, обязанности определенного статуса и его положение в иерархии. Внешняя форма - это наименование статуса, осмысливающееся в единстве с его внутренним содержанием.
Каждый статус обладает социальным престижем, местом в иерархии, разделяемым обществом и закрепленным в культуре. Престиж формируется под влиянием следующих факторов:
- функциональной значимости статуса для развития общества;
- системы ценностей и исторических традиций данной культуры.
Хотя процесс старения индивидуален, границей перехода пожилого человека от одного социального статуса к другому можно считать его выход на пенсию. Правда, следует отметить, что, хотя российским законодательством четко определено начало пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), многие люди продолжают работать. Согласно данным второй волны РиДМиЖ (2007 год), более 60% пенсионеров, примерно половина мужчин и три четверти женщин, остаются в составе занятых в течение первого года после выхода на пенсию. Во второй год пребывания на пенсии трудовая активность мужчин остается практически неизменной, тогда как пятая часть работавших женщин покидает рынок труда. По мере увеличения периода пребывания на пенсии доля занятых сокращается, причем у женщин этот процесс проходит более интенсивно, чем у мужчин. Тем не менее, на протяжении первых пяти лет после выхода на пенсию женщины сохраняют более высокие уровни трудовой активности, чем мужчины. Переломным можно считать 10-летний период пребывания на пенсии, после которого происходит резкое снижение доли работающих пенсионеров.[5]
В качестве основы для описания социального статуса пожилых людей предлагается следующая его структура:
1. Внешненоминационная форма (восприятие данного статуса и его обладателя в обществе).
2. Внутренне-содержательная сторона (права и обязанности обладателя статуса).
Представляется целесообразным рассмотрение каждой из составных частей феномена на следующих уровнях:
1. Для внешненоминационной формы:
1.1 научно-теоретический уровень;
1.2 государственная политика;
1.3 обыденное сознание;
1.4 самовосприятие.
2. Для внутренне-содержательной стороны:
2.1 государственная политика (права, обслуживание, льготы и т.д.);
2.2 общество;
2.3 малые группы.
Восприятие пожилых людей на научно-теоретическом уровне отражается в теориях старения. В 60е ггХХв. господствующей являлась «теория освобождения» Камминга и Генри (1961), которые считали основной характеристикой старения сужение социальных связей и контактов пожилых людей, уменьшение их внешних побуждений. В качестве факторов, обусловливающих данную тенденцию, ими выделялись уход на пенсию или снижение интенсивности и объема занятости, отделение от приобретших самостоятельность детей, потеря близких и знакомых людей. Авторы рассматривали данный процесс освобождения как рациональный, начинаемый пожилыми, поддерживаемый и поощряемый социальными нормами.
Однако в последнее время научный мир пришел к пониманию старения как нормального процесса, который носит индивидуальный характер и предполагает сохранение социальных отношений и активности среднего возраста. При его рассмотрении следует учитывать особенности жизненного пути человека, который влияет на процесс его старения.[3]
Принятый в научной среде подход к рассмотрению феномена старения и и, соответственно, к восприятию пожилых людей оказывает влияние на отношение государства к данной социальной группе и, следовательно, на политику в данном направлении.
В настоящее время в России пожилой возраст воспринимается государством, во многом, как «возраст дожития», пожилые люди - как финансовая обуза. Потенциал пожилых людей не используется в достаточной мере. Социальная политика в отношении пожилых направлена, в основном, на улучшение качества их обслуживания. Т.е. касается людей с ограниченной трудо- и дееспособностью. Однако, согласно докладу Колосовой Г.В., заместителя председателя комитета по социальной политике правительства СПб (2012г.), планируются мероприятия по улучшению качества жизни пожилых людей в двух направлениях:
- оптимизация социального обслуживания немощных;
- создание условий для активной старости физически сохранных.
В рамках данной программы предпринимаются шаги, в первом случае, по совершенствованию правовой базы, касающейся социальной защиты целевой группы, увеличению пенсий, повышению доступности программ ухода на дому и в стационаре. Во втором - по оптимизации среды жизнедеятельности (в том числе, увеличение количества транспорта с низким полом и социальных такси), по развитию системы государственных социально-досуговых отделений и поддержке НКО, работающих с пожилыми людьми. Кроме того, планируются мероприятия по содействию пожилым людям в трудоустройстве. [4]
Несмотря на проводимую политику, социальное положение пожилых людей в большинстве источников оценивается как невысокое или низкое. Авторы указывают на правовую незащищенность пожилых людей, особенно в трудовой сфере, на недоступность многих декларируемых государственных услуг, на низкий уровень пенсий. [1] Хотя в данном случае корректней было бы говорить о сильной дифференциации пенсионных выплат и их несправедливо
небольшом размере у некоторых групп пожилых людей. Это касается граждан, недавно достигших пенсионного возраста, низкооплачиваемых работников и т.д. Высокий уровень пенсии достигается, в основном, за счет различного рода надбавок (государственная пенсия участникам и инвалидам ВОВ и ЖБЛ, дополнительные выплаты лицам старше 80 лет, компенсация в связи с монетизацией льгот и т.д.). Положение пожилых людей на рынке труда с точки зрения занимаемых ими должностей и профессиональных сфер неоднозначно. С одной стороны, это низкооплачиваемые и низко квалифицируемые должности, такие как вахтер, гардеробщик. С другой стороны, высоко квалифицируемые, но, тем не менее, в большинстве своем низкооплачиваемые посты, например, преподаватели, сотрудники научно-исследовательских институтов, учителя. Во многом, это те профессиональные сферы, куда не хотят идти молодые специалисты из-за невысокого дохода и те, в которых уровень знаний и опыта молодых людей недостаточен и не может конкурировать с квалификацией пожилых сотрудников.
Для выяснения образа пожилых людей на уровне обыденного сознания было проведено много исследований. В пример можно привести работу Писарева А.В. (2001). По результатам его опроса можно сделать вывод о неоднозначности восприятия пожилых людей. С одной стороны, четверть опрошенных считает данную социальную группу тормозом для социального развития, а 78% видят в пожилых обездоленных людей, нуждающихся в социальном обеспечении. В то же время, 60% рассматривают их как потенциал, который следует вовлечь в социально активную жизнь.[6]
Восприятие себя самими пожилыми людьми зависит, во многом, от их индивидуальных особенностей и может варьироваться от неприятия своего возраста и враждебного отношения к себе и миру до принятия себя в новом статусе.
Итак, в целом можно говорить об относительно невысоком социальном статусе пожилых людей. Это связано с тем, что общество и государство не рассматривает представителей данной социальной группы как способствующих росту благосостояния общества, не использует потенциал их свободного времени и накопленного опыта, а видит в них финансовую обузу. Поэтому в литературе появляется термин возраст «дожития», отражающий социальный статус пожилых людей как пассивных членов общества и клиентов социального обслуживания.
С внутреннесодержательной стороны снижение социального статуса после выхода на пенсию отражается в таких социальных последствиях как уменьшение дохода и следующее за ним сужение социальных контактов и сокращение активности.
С внешненоминационной стороны - в восприятии статуса пожилого как более низкого на всех уровнях (от научно-теоретического до самовосприятия пожилых людей). Но, в то же время, следует отметить, что существуют тенденции к изменению взгляда на пожилой возраст, рассмотрение его не с точки зрения деструктивных процессов, а в качестве периода для саморазвития
и продолжения активной жизни. Такое изменение восприятия логически влечет за собой и внутреннее изменение прав и обязанностей, предписанных данному статусу.
Но такое изменение может произойти только в случае, когда общество и государство увидят в пожилых людях неиспользуемый потенциал и, соответственно, станут воспринимать их как полноценных членов общества, способствующих его развитию.
Литература:
1. Батий В.М. Социальная политика и социальный статус пожилого человека в современном обществе - 2005 // Сайт дистанционного обучения ГОУ ВПО УГМА. URL: http://do. teleclinica.ru (дата обращения 07.09.2012)
2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология - М., «Гардарики», 2007.URL:
http: www.gumer.info bibliotek Buks Sociolog volkov index.php(дата обращения 06.05.2012)
3. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология - Саратов, «изд. Саратовского государственного технического университета», 2001 - С. 62-70
4. Колосова Г.В. Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге: итоги 2011 г.// Материалы международного конгресса «Социальная адаптация, поддержка и здоровье пожилых людей в современном обществе» - СПб, «ЭкспоФорум», 2012
5. Малеева Т. Синявская О. Модели занятости пенсионеров // ДемоскопWeekly. URL: http://demoscope.ru/weekly/2008/0341/tema04.php (дата обращения10.02.2012)
6. Писарев А.В. Пожилые люди в социальной структуре современной России. - М., «ЦСП», 2001 - С. 20-30
Literature:
1. Batiy V.M. Social policy and social status of elder people in modern society - 2005 // Distance learning at USMA. URL: http://do. teleclinica. ru/(Accessed 07.09.2012)
2. Volkov U.G., Dobrenkov V.I., Nechipurenko V.N., Popov A.V. Sociology -M, "Gardarics", 2007. URL:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/volkov/index.php (Accessed 06.05.12)
3. Eliutina M.A., Chekanova A.E. Social gerontology - Saratov, "Publishers of Saratov State University", 2001 - P. 62-70
4. Kolosova G. V. Improving the quality of life of older people in St. Petersburg. Results of 2011 // Materials of the International Congress "Social adaptation, support and health of elder people in modern society" - St.Petersburg, "ExpoForum ", 2012
5. Maleva T., Sinuavskaya O. Models of pensioners' employment // Demoskop Weekly. URL: http://demoscope.ru/weekly/2008/0341/tema04.php (Accessed 10.02.12)
6. Pisarev A. V. Elder people in social structure of contemporaty Russia - M., "CSP", 2001 - P. 20-30