Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
адаптация / социально-психологическая адаптация студентов / направленность личности / adaptation / socio-psychological adaptation of students / personality orientation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зенин Д.И.

В статье рассматривается теоретический анализ исследования влияния свойств личности и индивидуальных особенностей на социально-психологическую адаптацию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH DIFFERENT PERSONALITY ORIENTATIONS

The article considers a theoretical analysis of the study of the influence of personality traits and individual characteristics on the socio-psychological adaptation of students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ»

УДК 159

Зенин Д.И.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород, Россия)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: в статье рассматривается теоретический анализ исследования влияния свойств личности и индивидуальных особенностей на социально-психологическую адаптацию студентов.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация студентов, направленность личности.

Проблема адаптации в процессе учебно - профессиональной подготовки квалифицированного специалиста занимает одно из ведущих мест в системе психологических исследований. Проблему социально-психологической адаптации студентов изучали такие ученые, как Л. И. Забара, С.Б. Перевозкин, А.С.Тишкова, А.А. Безуглова, А. М. Кулакова, Т. В. Алексеенко, О. П. Лимаренко.

Процесс адаптации студентов первого курса подразумевает приспособление к условиям к новой среды и рассматривается как комплексный. Исследования показывают, что «от уровня и скорости адаптации студентов к вузу зависит успешность их обучения, формирование профессиональных компетенций, социальная продуктивность и в целом развитие личности на данном этапе онтогенеза.» [5, 186].

Студенту необходимо адаптироваться к новым условиям жизни и обучения, к новой среде, как образовательной, так и социальной. Очень важно

построить отношения с одногруппниками, освоить новые социальные роли и включиться в новые референтные группы.

По мнению С.Б. Перевозкина, «адаптации включает не только изменения в социальном статусе личности, но и в системе взаимоотношений, установок и представлений о социальных ролях, релевантных условиям образовательного пространства» [9, 201]. Весомое влияние на процесс адаптации студентов в вузе оказывают свойства личности и индивидуальные особенности студентов.

А.С. Тишкова считает, что «Психологический аспект адаптации зависит от адаптивных процессов и психологических особенностей личности, а социальный аспект способствует усвоению социальной значимости индивидуальной деятельности и выработке практических навыков в коммуникативной сфере.» [14, 310]. Принятие нового социального статуса индивида предопределяет основу социально-психологического аспекта адаптации.

Безуглова, А. А. рассматривает социально-психологическую адаптацию как «целостный системный процесс, сопровождающий взаимодействие человека со средой, одним из базовых элементов успешности которого являются конструктивные стратегии совладания с трудными ситуациями;» [3, 200]. Совладающее поведение способствует эффективной адаптации человека к требованиям ситуации. Поэтому необходимо учитывать системные характеристики личности и разные стратегии совладающего поведения.

Высоким уровнем адаптивности, отличаются лица с развитой стрессоустойчивостью, которые используют конструктивные способы поведения. По мнению Л. И. Забара на адаптацию студентов большое влияние оказывают применяемые копинг-стратегии. Наиболее часто студенты предпочитают такие копинг-стратегии как планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки и принятие ответственности.

А. М. Кулакова считает, что на адаптацию личности влияет ответственное отношение за собственное развитие. По мнению автора, в «концептуальном подходе адаптированность понимается, как согласованность требований

социальной среды и личностных тенденций.» [6, 427]. Адаптация проходит более благоприятно, когда личность адекватно оценивает самого себя, свою социальную компетенцию, гибкость и личную активность, и также окружающую обстановку.

Т. В Алексеенко и Л.Г. Подколзина рассматривают жизнестойкость как важный ресурс личности, который напрямую влияет на процессы социально-психологической адаптации. Студенты с высоким уровнем жизнестойкости быстрее адаптируются к новым условиям, а стресс воспринимают как возможности для личностного роста и получение ценного жизненного опыта, который сделает их лучше.

Психологические проблемы личности студента приводят к трудностям в адаптации, саморегуляции в условиях образовательной интеграции. Проблема направленности личности является одной из основных в изучении личности. Лимаренко О.П. считает, что направленность личности определяет систему отношений, ценностей, определяет линии поведения и особенности взаимодействия с другими людьми. По мнению автора, направленность личности включает в себя множество компонентов «мотивационно -потребностной сферы личности, проявляющейся в ее интересах, ценностях, избирательности поведения, «внутренней позиции». [16, 543].

Также автор полагает, что на успешную адаптацию влияеют и другие особенности личности, такие как личностные ценности, мотивация успеха и стремление к цели. И их взаимосвязь с направленностью личности.

Ю. А. Полещук считает основой профессиональной адаптации и важнейшим фактором профессионального самоопределения выступает профессиональная направленность личности. И рассматривает ее как критерий освоения профессии и закрепления в ней.

Развитие профессиональной направленности личности и организация психологического сопровождения во время подготовки специалистов направляет студентов на построение успешной карьеры

По мнению Алексеенко Т. В. эмоциональная направленность личности студента оказывает влияние на жизнестойкость студентов, достижение ими поставленных целей, способность принимать риск, находить смысл жизни в трудные моменты. В целом «эмоциональная направленность студентов может активизировать у них поиск смысла жизни, а компоненты жизнестойкости позволяют стремиться к его достижению, что вызывает «ценные» переживания, содержащиеся в структуре эмоциональной направленности» [12, 20]. Что указывает на то, что эмоциональная направленность студентов оказывает положительное влияние на адаптацию студентов.

Анализ направленность личности студента и его психологических особенностей, темперамента, способностей, мотивов, интересов, самосознания, дает основу в выявлении возможности самореализации и самоопределения в условиях обучения в вузе.

Знание психологических особенностей личности студента и развития его направленности личности - способностей, интересов, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности, самосознания - позволяет выявить реальные возможности профессионального самоопределения, самореализации, в условиях современного обучения в высшей школе.

Влияние разных типов направленности личности (эмоциональной, учебно-профессиональной, смысложизненной) на социально-психологическую адаптацию студентов изучено недостаточно. Поэтому необходимо провести исследование, чтобы выявить особенности социально-психологической адаптации студентов с разной направленностью личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеенко Т. В., Взаимосвязь эмоциональной направленности личности и жизнестойкости студентов / О. Б. Еремина, Д. М. Полюшкин //ББК 88.48 П863. - 2024. - С. 31;

2. Андриенко, О.А. Психологические особенности студентов первого курса колледжа / О.А. Андриенко //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. -Т. 7. - № 3 (24). - С. 255-258;

3. Безуглова, А. А. Особенности социально-психологической адаптации у лиц с разными стратегиями совладающего поведения / А.А. Безуглова и др. // Российский психологический журнал. - 2017. - Т. 14. - №. 4. - С. 180-204;

4. Горская, Г.Б. Психолого-педагогическая диагностика: учебно-методическое пособие / Г.Б. Горская, Е.А. Пархоменко, А.А. Дубовова. - Краснодар: КГУФКСТ, 2019. - 251 с;

5. Забара, Л. И. Социально-психологическая адаптация к вузу студентов-психологов / Л. И. Забара, Ю. В. Лебедева, Н. А. Шабанова// Педагогическое образование в России. - 2021. -№. 6. - С. 185-194;

6. Кулакова, А. М. Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса / А. М. Кулакова // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 426-428. — URL: https://moluch.ru/archive/340/75902/ (дата обращения: 08.02.2024);

7. Лимаренко, О. Исследование свойств личности студентов в период адаптации и становления психофизического потенциала в вузе /Лимаренко О. // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2022. - №. 2 (26);

8. Никандрова, Н. П. Направленность личности студентов / Н.П. Никандрова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - №. 40. - С. 152-157;

9. Перевозкин, С.Б. Особенности ролевого поведения студентов в зависимости от уровня социально-психологической адаптации / С.Б. Перевозкин, А. С. Тишкова, Т.В. Паньшина // Актуальные направления научной мысли: проблемы и перспективы: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической (национальной) конференции. Новосибирск, 2017. С. 199-215;

10. Подколзина, Л.Г. Взаимосвязь жизнестойкости и показателей социально-психологической адаптации студентов / Л.Г. Подколзина // Научный альманах - 2016. - №4. -222 с.

11. Полещук, Ю. А. Исследование компонентов профессиональной направленности студентов-психологов / Ю. А. Полещук //Смальта. - 2016. - №. 1. - С. 53-56;

12. Редькина, Е. Б. Эмоциональная направленность как показатель мотивационной готовности студентов к обучению / Е.Б. Редькина// Научные труды Московского гуманитарного университета - 2022. № 4. С. 15-21. DOI: 10.17805/trudy.2022.4.3;

13. Телина, И. А. Социально-психологическая адаптация студентов первого курса к образовательным условиям вуза/ И. А. Телина, Г.В. Егорова, А.А. Лосева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 15-3. С. 158-161;

14. Тишкова, А. С. Особенности социально-психологической адаптации студентов к образовательному пространству вуза / А. С. Тишкова // Проблемы современного

педагогического образования. - 2019. - № 65-3. С. 308-312. - URL: https://psychology.snauka.ru/2015/08/5770 (дата обращения: 08.04.2024);

15. Хаустова, А. И. Социально-психологическая адаптация / А. И.Хаустова // Молодой ученый. 2016. -№26. - С. 614-617;

16. Шилова, Т. А. Возможности развития направленности личности студентов высшей школы / Т. А. Шилова // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы VIII Международной научно-практической конференции: в 2 частях, Москва, 15-17 апреля 2015 года / Российский университет дружбы народов; Научный редактор В. И. Казаренков. Том Часть 2. - Москва: Российский университет дружбы народов, 2015. - С. 542-546. - EDN WFXGLH

Zenin D.I.

Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)

FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH DIFFERENT PERSONALITY ORIENTATIONS

Abstract: the article considers a theoretical analysis of the study of the influence of personality traits and individual characteristics on the socio-psychological adaptation of students.

Keywords: adaptation, socio-psychological adaptation of students, personality orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.