Научная статья на тему 'Особенности социально-психологической адаптации соматически ослабленных школьников'

Особенности социально-психологической адаптации соматически ослабленных школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
146
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫЕ ШКОЛЬНИКИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ / SOMATICALLY IMPAIRED SCHOOLCHILDREN / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / MALADAPTATION PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Наталия Анатольевна, Кузьмина Анна Владимировна

В данной статье рассматривается понятие «социально-психологической адаптации». Отражаются особенности социально-психологической адаптации соматически ослабленных школьников. Представлены результаты эмпирического исследования, описание диагностической программы и программы профилактики дезадаптации. Профилактическая программа, описанная в статье, может быть рекомендована следующим специалистам: педагогам-психологам, дефектологам и специальным педагогам, владеющим технологией проведения тренингов и коррекционных программ, работающим с соматически ослабленными школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологической адаптации соматически ослабленных школьников»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫХ

ШКОЛЬНИКОВ

1 2 Степанова Н.А. , Кузьмина А.В.

Email: Stepanova653@scientifictext.ru

1Степанова Наталия Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент, декан; 2Кузьмина Анна Владимировна - магистрант, факультет психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

г. Тула

Аннотация: в данной статье рассматривается понятие «социально-психологической адаптации». Отражаются особенности социально-психологической адаптации соматически ослабленных школьников. Представлены результаты эмпирического исследования, описание диагностической программы и программы профилактики дезадаптации. Профилактическая программа, описанная в статье, может быть рекомендована следующим специалистам: педагогам-психологам, дефектологам и специальным педагогам, владеющим технологией проведения тренингов и коррекционных программ, работающим с соматически ослабленными школьниками. Ключевые слова: соматически ослабленные школьники, социально-психологическая адаптация, профилактика дезадаптации.

FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

OF SOMATICALLY WEAKENED SCHOOLBOYS

12 Stepanova N.A.1, Kuzmina A.V.2

1Stepanova Natalia Anatolyevna - Candidate of Psychology, Dean;

2Kuzmina Anm Vladimirovna - Master's degree Student, PSYCHOLOGY FACULTY, TULA STATE LEV TOLSTOY PEDAGOGICAL UNIVERSITY, TULA

Abstract: this article reflects the features of the socio-psychological adaptation of somatically impaired schoolchildren, presents the results of an empirical study, describes diagnostic program and a program for the prevention of maladjustment. The preventive program described in the article can be recommended to the following specialists: teachers-psychologists, defectologists, social teacher and special teachers who know the technology of training and correctional programs .working with somatic-weakened students. Keywords: somatically impaired schoolchildren, socio-psychological adaptation, maladaptation prevention.

УДК 316.61

Успешность образовательного процесса в современной школ зависит не только от его методического обеспечения, которое направлено на повышение качества учебной деятельности школьников, но и от других факторов. Показатель состояния здоровья современных школьников является немаловажным критерием успешного обучения и вхождения в мир социальных отношений. В современном образовательном пространстве всё чаще встречаются школьники, имеющие какие-либо хронические заболевания. В психолого-педагогической литературе данные учащиеся обозначаются

«соматически ослабленные». Состояние их здоровья приводит к трудностям социально-психологической адаптации в образовательной среде. Однако факторы успешной социально-психологической адаптации школьников с нарушением здоровья, остаются не до конца изученными.

Андреева Г.М. так определяет социально-психологическую адаптацию: «это процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими функциями» [1, с. 58]. Социально-психологическая адаптация предстает как способ защиты личности. С помощью него корректируются внутренняя тревожность, состояние беспокойства, испуга, нестабильности, возникшие в процессе взаимодействия с обществом [3, с. 59].

«Социально-психологическая адаптация соматически ослабленного школьника — длительный процесс, имеющий и физиологические и психологические аспекты» [3, с. 17].

Социально-психологическая адаптация соматически ослабленных школьников заключается в избавлении от тревожности, чувства одиночества или повышения качеств самоактуализации [4, с. 6].

Для изучения особенностей социально-психологической адаптации соматически ослабленных школьников, нами продиагностированы подростки 13 -17 лет данной группы. Нами составлена и реализована диагностическая программа, включающая следующие методики: «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром), Методика «Диагностика социально-психологической адаптации» (К. Роджерс и Р. Даймонд, адаптация А.К. Осницкого), Методика диагностики уровня школьной тревожности (Б.Н. Филлипс), Методика субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел и М. Фергюсон).

По анализу результатов данных методик, мы делаем вывод, что показатели личностного потенциала у 70% соматически ослабленных школьников находятся на низком уровне. Уровень интегрального показателя «Социально-психологическая адаптация» снижен у 50% испытуемых.

Уровень школьной тревожности у 60% соматически ослабленных испытуемых повышен, у 40% тревожность находится на высоком уровне.

Так же, у 50% испытуемых, наблюдается средний уровень одиночества, а у 40% высокий уровень субъктивного ощущения одиночества. Таким образом, мы приходим к выводу, что 40% соматически ослабленных школьников имеют низкий уровень социально-психологической адаптации. Так же, 50% участников эксперимента имеют заниженный уровень социально-психологической адаптации. И только 10% учащихся имеют высокий уровень социально-психологической адаптации. Таким образом, результаты констатирующего исследования свидетельствуют о необходимости проведения профилактической программы.

Составляя программу профилактики дезадаптации соматически ослабленных школьников, необходимо опираться на следующие психологические принципы: единство коррекции и диагностики; деятельностный принцип; учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей соматически ослабленных школьников; комплексность методов психологического воздействия .

Разработав профилактическую программу и составив план работы, необходимо проинформировать группу о предстоящей работе, времени проведении занятий и их продолжительности. Перед занятиями нужно создать у учащихся позитивную мотивацию на работу. Процессуальный компонент модели определяется организацией психолого-педагогической деятельности на основе целей и задач блоков коррекционной технологии. Он включает определенную систему форм, методов, приемов и средств профилактического взаимодействия.

Программа сопровождения состоит из 15 занятий, каждое занятие длится 45 минут. Занятия рекомендуется проводить два раза в неделю. В целом, содержание программы строится в зависимости от индивидуальных особенностей соматически ослабленных школьников, как возрастных, так и психофизиологических, и определяет

характер профилактической работы. В основном используются следующие методы: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, арттерапия, элементы групповой дискуссии и приемы саморегуляции. Занятия начинаются краткой беседой, в которой обсуждаются результаты предыдущей встречи и задается новая тема. Особенно важно создать теплую, доверительную атмосферу в ходе занятия. Игры и упражнения сопровождаются анализом проделанного и усвоенного. На завершающем этапе рекомендуется использовать рефлексию, интенсивно проработать возникшие эмоции, выразить впечатления, обсудить результаты совместной работы. Занятия станут более эффективными, если школьник будет получать положительную обратную связь, заинтересованную поддержку взрослых. Конечным результатом процесса является повышение уровня социально-психологической адаптации

Предложенная модель организации сопровождения процесса может быть рекомендована педагогам-психологам, дефектологам и специальным педагогам, владеющим технологией проведения тренингов и коррекционных программ.

Список литературы /References

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2014. 376 с.

2. Жданова О.В. Соматически ослабленные дети: трудности обучения и особые образовательные потребности: Текст научной статьи по специальности «Народное образование». М.: Педагогика, 2015. 38 с.

3. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности: дис. ... канд. психол. наук. М., 1980. 200 с.

4. Самсыгина Г.А. Часто болеющие дети: проблемы патогенеза, диагностики и терапии // Consiliummedicum. Педиатрия, 2004. № 2. С. 3-10.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ Кадыржанова Ж.Е. Email: Kadyrzhanova653@scientifictext.ru

Кадыржанова Жанна Елемесовна - старший преподаватель, магистр психологии, Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет, г. Уральск, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается понятие экзистенциального кризиса, роль экзистенциального кризиса в развитии личности взрослого человека, причины возникновения экзистенциального кризиса в зрелом возрасте, признаки кризиса, сущность жизни при экзистенциальном кризисе, последствия экзистенциального кризиса, пути преодоления кризиса, признаки тревожности человека при экзистенциальном кризисе, пути борьбы с кризисом. Также изложены теоретические подходы к проблеме кризисов зрелого возраста. Показано, что нормативные возрастные кризисы - необходимые и закономерные этапы развития взрослого человека, обусловливающие непрерывность процессов развития, самоактуализации и самотождественности личности. Проблема особенности переживания кризиса середины жизни лиц зрелого возраста. А также рассматриваются вопросы экзистенциальной проблемы человека, экзистенциального одиночества, экзистенциального страха и разрешенные и неразрешенные кризисные ситуации в зрелом возрасте.

Ключевые слова: экзистенциальный кризис, личность, зрелость, тревожность, смысл жизни, невроз, конфликт, внутренний конфликт, «кризис середины жизни», взрослость, переоценка ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.