Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
869
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камакина Ольга Юрьевна

Изучение особенностей социально-психологической адаптации школьников является актуальным в современных российских условиях, так как в обществе все отчетливее проявляются негативные тенденции, связанные с неравномерностью психического развития обучающихся общеобразовательных учреждений, ухудшением их физического здоровья, трудностями детей в коммуникации и социальном взаимодействии, в усвоении социальных норм школьниками и др. В статье представлен опыт исследования особенностей социально-психологической адаптации учащихся 1 и 5 классов. Выявлены общие характеристики, а также половозрастные различия исследуемого процесса у младших школьников на разных ступенях основного общего образования. В числе аспектов, подчеркивающих дифференциацию участников исследования, следует назвать эффективность учебной деятельности, скорость и качество усвоения школьных норм, успешность социальных контактов. Итогом проведенного исследования стало понимание необходимости организации с детьми младшего школьного возраста систематической работы по преодолению ими трудностей адаптационного периода поступления в школу или перехода в среднее звено. С этой целью может быть осуществлено проектирование благоприятной образовательной среды, применен индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Камакина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASPECTS OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AMONG PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN THE BASIC GENERAL EDUCATION LEVEL

The study of the features of socio-psychological adaptation of schoolchildren is relevant in modern Russian conditions, as negative trends associated with the uneven mental development of schoolchildren in general education institutions, the deterioration of their physical health, difficulties in communication and social interaction, in mastering social norms by schoolchildren, etc. are increasingly evident in society. Modern education is characterized by a variety of types of educational organizations, the originality of educational environments, forms of organization of the educational process, which affects the uniqueness of the conditions and the quality of the socio-psychological adaptation of schoolchildren. The article presents the experience of researching the features of social and psychological adaptation of students in grades 1 and 5. Common features, as well as gender and age differences in the socio-psychological adaptation of primary schoolchildren at different levels of basic general education are revealed. Aspects emphasizing the differentiation of study participants include the effectiveness of learning activities, the quickness and quality of school norms assimilation, as well as the success of social contacts. The outcome of the study was an understanding of the need to work systematically with primary schoolchildren in order to help them overcome the difficulties of adapting to school or the transition to secondary school. Statistically significant differences were revealed between boys and girls, namely: schoolgirls demonstrate a significantly higher level of socio-psychological adaptation in comparison with classmates-boys according to the following criteria: the effectiveness of educational activities, the assimilation of school norms, the success of social contacts. To this aim, a favorable educational environment can be implemented planning a personalized and differentiated approach to teaching and learning.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 192-196. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 192-196.

Научная статья УДК 37.04

https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.28

Особенности социально-психологической адаптации младших школьников на ступени основного общего образования

Ольга Юрьевна Камакина

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, olekam@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-4224-5925

Аннотация. Изучение особенностей социально-психологической адаптации школьников является актуальным в современных российских условиях, так как в обществе все отчетливее проявляются негативные тенденции, связанные с неравномерностью психического развития обучающихся общеобразовательных учреждений, ухудшением их физического здоровья, трудностями детей в коммуникации и социальном взаимодействии, в усвоении социальных норм школьниками и др. В статье представлен опыт исследования особенностей социально-психологической адаптации учащихся 1 и 5 классов. Выявлены общие характеристики, а также половозрастные различия исследуемого процесса у младших школьников на разных ступенях основного общего образования. В числе аспектов, подчеркивающих дифференциацию участников исследования, следует назвать эффективность учебной деятельности, скорость и качество усвоения школьных норм, успешность социальных контактов. Итогом проведенного исследования стало понимание необходимости организации с детьми младшего школьного возраста систематической работы по преодолению ими трудностей адаптационного периода поступления в школу или перехода в среднее звено. С этой целью может быть осуществлено проектирование благоприятной образовательной среды, применен индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, младший школьник, основное общее образование

Для цитирования: Камакина О.Ю. Особенности социально-психологической адаптации младших школьников на ступени основного общего образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 192-196. https://doi.org/10.24158/spp.20218.28.

Original article

Special aspects of the socio-psychological adaptation among primary schoolchildren

in the basic general education level

Olga Yu. Kamakina

Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia olekam@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-4224-5925

Abstract. The study of the features of socio-psychological adaptation of schoolchildren is relevant in modern Russian conditions, as negative trends associated with the uneven mental development of schoolchildren in general education institutions, the deterioration of their physical health, difficulties in communication and social interaction, in mastering social norms by schoolchildren, etc. are increasingly evident in society. Modern education is characterized by a variety of types of educational organizations, the originality of educational environments , forms of organization of the educational process, which affects the uniqueness of the conditions and the quality of the socio-psychological adaptation of schoolchildren. The article presents the experience of researching the features of social and psychological adaptation of students in grades 1 and 5. Common features, as well as gender and age differences in the socio-psychological adaptation of primary schoolchildren at different levels of basic general education are revealed. Aspects emphasizing the differentiation of study participants include the effectiveness of learning activities, the quickness and quality of school norms assimilation, as well as the success of social contacts. The outcome of the study was an understanding of the need to work systematically with primary schoolchildren in order to help them overcome the difficulties of adapting to school or the transition to secondary school. Statistically significant differences were revealed between boys and girls, namely: schoolgirls demonstrate a significantly higher level of socio-psychological adaptation in comparison with classmates-boys according to the following criteria: the effectiveness of educational activities, the assimilation of school norms, the success of social contacts. To this aim, a favorable educational environment can be implemented planning a personalized and differentiated approach to teaching and learning.

Keywords: adaptation, socio-psychological adaptation, primary schoolchildren, basic general education For citation: Kamakina O.Yu. Special aspects of the socio-psychological adaptation among primary schoolchildren in the basic general education level // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 192-196. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.28.

Постановка проблемы. Проблема благоприятной социально-психологической адаптации детей к среде школьного обучения является важнейшей для системы образования. В современных условиях существует ряд объективных причин, которые влияют на качество социально-психологической адаптации школьников: неравномерность психического развития детей, их слабая готовность к школьному обучению, ухудшение общего физического здоровья, трудности социального взаимодействия и коммуникации, приоритет виртуального, а не реального общения, задержка в освоении ведущих видов деятельности в соответствии с онтогенезом, распространение практики инклюзивного образования при отсутствии нормативных условий, снижение воспитательного потенциала семьи и многое другое.

Изучению проблемы социально-психологической адаптации посвящено множество исследований в педагогике, психологии, медицине, физиологии, философии, социологии и других науках. Проблема носит междисциплинарный характер и изучалась отечественными и зарубежными учеными (К.А. Абульханова-Славская, И.А. Баева, Ф.Б. Березин, Л.Г. Дикая, В.Н. Дружинин, Н.Н. Королева, И.К. Кряжева, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, М.И. Матюшичева, А.В. Петровский, А.А. Реан, К. Роджерс, Г. Селье и др.). Несмотря на достаточное научное исследование обозначенной проблемы, трудности адаптации продолжает испытывать значительное число школьников, чем и обусловлена необходимость продолжения научных изысканий в данном направлении. Нами предпринята попытка изучения особенностей социально-психологической адаптации обучающихся, находящихся на разных ступенях основного общего образования: только поступивших в школу и переходящих в среднее звено.

В настоящее время проблеме социально-психологической адаптации школьников на разных ступенях обучения основного общего образования посвящены многочисленные теоретические и прикладные исследования.

М.И. Матюшичева отмечает, что социально-психологическая адаптация в младшем школьном возрасте характеризуется противоречием между положительным самовосприятием, адекватной самооценкой, интернальностью и низкой физиологической сопротивляемостью стрессу, эмоциональным дискомфортом, непринятием других [1].

Г.Р. Чукмаева определяет переход обучающихся из начальной в среднюю школу как сложный процесс, имеющий ряд рисков, связанных со снижением успеваемости, учебной мотивации, повышенной тревожностью, сложностями межличностной коммуникации. Выявление особенностей характера протекания социально-психологической адаптации пятиклассников является важным для своевременной профилактики возникающих трудностей [2].

Особое значение имеет учет гендерной обусловленности неравномерности протекания адаптационных процессов у детей. Установлено, что в разном возрасте для испытуемых с дифференцированной гендерной идентичностью будут необходимы свои условия для успешной социально-психологической адаптации. Выявлены различия в связях между гендерной идентичностью и социально-психологической адаптацией, характерные для младших школьников и подростков, обучающихся в классах как с раздельным, так и с параллельным обучением, что имеет практическое значение для проектирования индивидуальных образовательных траекторий школьников [3].

Рассматривая проблему социально-психологической адаптации, стоит отметить необходимость учета особых образовательных потребностей обучающихся различных групп, а именно: детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных учеников, соматически ослабленных школьников, тревожных обучающихся, детей с трудностями в освоении образовательных программ, школьников с нарушениями поведения и др. [4].

Современная система школьного обучения характеризуется многообразием типов организаций, уникальностью образовательных сред, форм учебно-воспитательного процесса, что влияет на качество социально-психологической адаптации школьников. Специфическая образовательная среда воздействует на возможности адаптационных ресурсов, связанных как с индивидуальными особенностями личности, так и с позицией в обществе школьников. Режим учебной деятельности оказывает влияние на формирование и реализацию психофизиологического адаптационного потенциала не только в начальной школе, но и при переходе к обучению в основной школе [5]. В образовательных организациях возможен дифференцированный подход к выбору режима обучения с учетом индивидуальных психофизиологических характеристик, определяющих адаптационные возможности школьников на этапе перехода к обучению в основной школе [6].

Авторами Н.Н. Куимовой, В.А. Кручининым, И.А. Ивановой предложен следующий подход к оценке особенностей адаптивности детей предподросткового возраста в процессе адаптации к новым условиям деятельности на этапе перехода в основную школу: выделены индивидуально-психический, социально-личностный, субъектно-деятельностный компоненты, которые обусловлены формой дизонтогенеза [7].

О.В. Хухлаева выделяет три уровня психологического здоровья, каждый из которых предполагает определенный механизм адаптации к социальной среде: креативный, характеризующийся преобладанием устойчивой адаптации к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и реализации активного творческого отношения к действительности, в целом созидательной позицией; адаптивный, характеризующийся высоким потенциалом приспособления к социуму, но при этом сохраняющий признаки несколько повышенной тревожности и не имеющий запаса прочности психологического здоровья; ассимилятивно-аккомодативный, характеризующийся нарушением баланса между процессами ассимиляции и аккомодации [8].

Вместе с тем в современных исследованиях обозначен ряд проблем, требующих своего решения, а именно:

- разработка необходимых алгоритмов социально-психологической адаптации, направленных на психолого-педагогическую поддержку школьников; своевременное выявление и коррекция трудностей приспособления к образовательной среде с учетом основных психологических адаптационных механизмов;

- обеспечение благоприятной социально-психологической адаптации разных категорий детства, применение индивидуального и дифференцированного подходов в организации процессов обучения и воспитания;

- внедрение психолого-педагогических программ сопровождения в сензитивные периоды адаптации школьников, наиболее актуальными из которых являются первый и пятый классы общеобразовательной школы в связи со сменой у детей ведущего вида деятельности, обусловленной перестройкой их психики согласно возрастным требованиям, а также в связи с недостаточным уровнем преемственности между образовательными программами разных ступеней основного общего образования.

Методология. Нами было проведено исследование особенностей социально-психологической адаптации школьников на разных ступенях основного общего образования, выдвинуты гипотезы о том, что уровень социально-психологической адаптации детей в 5 классах выше, чем в начале школьного обучения, а также о том, он обусловлен половой принадлежностью школьников, поэтому мальчики обеих возрастных групп демонстрируют более медленную приспосаб-ливаемость к новым условиям, чем девочки.

Качественная характеристика сформированности социально-психологической адаптации оценивалась с точки зрения четырех параметров: эффективности учебной деятельности, усвоения школьных норм, успешности социальных контактов, эмоционального благополучия. Количественная характеристика сформированности социально-психологической адаптации школьников выражена в следующих зонах: зоне адаптации; зоне неполной адаптации (при наличии нарушения по какому-то критерию); зоне нарушения адаптации (зоне дезадаптации) [9].

В исследовании участвовали 60 испытуемых: школьники 1 класса (из них 16 мальчиков и 14 девочек) и 5 класса (из них 17 девочек и 13 мальчиков), а также учителя начальной школы.

В качестве методов исследования были использованы: обобщение литературных источников, наблюдение, педагогическое тестирование, анкетирование, экспертная оценка, статистические методы. Для выявления уровня социально-психологической адаптации были использованы диагностические методики: «Методика изучения социально-психологической адаптации к школе» Э.М. Александровской, методика Н.Г. Лускановой - анкета «Оценка уровня школьной мотивации», методика Дембо - Рубинштейна. Статистическая обработка количественных данных осуществлялась с помощью метода статистической обработки - критерия Манна - Уитни.

Результаты. Анализ показателей сформированности социально-психологической адаптации школьников выявил следующее. На уровне первого класса 60 % обучающихся демонстрируют высокий уровень адаптации, в то время как 40 % детей младшего школьного возраста находятся в зоне неполной адаптации, т.е. имеют дефициты приспосабливаемости по какому-либо из критериев. На этапе перехода в среднее звено у 67 % школьников был отмечен высокий уровень адаптации, неполной адаптацией были охарактеризованы 33 % обучающихся.

Следует отметить, что в социально-психологической адаптации школьников, как в первом, так и в пятом классах обучения, имеется ряд трудностей, поскольку значительная часть обучающихся демонстрирует высокий процент неполной адаптации и проявляет неблагополучие по разным критериям. С помощью и-критерия Манна - Уитни не были выявлены статистически значимые различия по уровню социально-психологической адаптации между школьниками первых и пятых классов.

Нами было проведено изучение половозрастных различий уровня социально-психологической адаптации школьников на разных ступенях школьного обучения. При сравнении уровня адаптации у первоклассниц и пятиклассниц не было выявлено существенных различий, анало-

гично выглядит ситуация и у мальчиков. Однако в результате сопоставительного анализа результатов мальчиков и девочек, как на уровне первого, так и на уровне пятого классов, можно отметить выявленные статистически значимые различия, а именно: школьницы демонстрируют значимо более высокий уровень социально-психологической адаптации в сравнении с одноклассниками-мальчиками. Наиболее выражены различия по следующим шкалам: эффективность учебной деятельности, что проявляется в познавательной активности на уроке, качественном выполнении учебных заданий, лучшем усвоении образовательных результатов; лучшее усвоение школьных норм, что демонстрируется в добросовестном выполнении требований учителя, высокой игровой активности на перемене; успешность социальных контактов с одноклассниками (общительность, инициативность). При этом можно отметить общую тенденцию снижения уровня показателей усвоения школьных норм у девочек к пятому классу и положительных отношений с одноклассниками у мальчиков к этому же возрасту.

В результате изучения школьной мотивации обучающихся были получены следующие данные: на уровне первого класса высоким ее уровнем характеризуется 10 % школьников, низкий уровень заинтересованности отмечен у 7 % первоклассников; 13 % учеников 5 класса демонстрируют высокий уровень мотивации, а у 7 % детей, окончивших начальную школу, был диагностирован ее низкий уровень.

Изучая результаты диагностики самооценки школьников, можно отметить закономерную тенденцию к нормализации самооценки к пятому классу. Так, у 40 % первоклассников был выявлен завышенный уровень самооценки, у 7 % - заниженный, в то время как среди пятиклассников лишь 17 % характеризовались завышенной самооценкой, а 10 % - заниженной.

Выводы. Младший школьный возраст является наиболее перспективным для обеспечения благоприятной социально-психологической адаптации к образовательной среде. Он включает в себя два основных сензитивных периода: поступление в школу и переход на следующую ступень школьного обучения - среднюю. В данные периоды процессы социально-психологической адаптации обучающихся протекают не всегда благоприятно, имеют ряд особенностей.

Результаты проведенного исследования, касавшегося выявления специфики адаптационных процессов обучающихся первых и пятых классов, свидетельствуют о том, что значительная часть школьников обеих групп демонстрирует высокий процент неполной адаптации, проявляет неблагополучие по разным критериям приспособляемости к новым образовательным условиям. Кроме того, были выявлены статистически значимые различия в протекании процессов социально-психологической адаптации между мальчиками и девочками: школьницы демонстрировали значимо более высокий уровень социально-психологической адаптации в сравнении с одноклассниками-мальчиками. Наиболее выраженными оказались различия по следующим параметрам: эффективность учебной деятельности, усвоение школьных норм, успешность социальных контактов. Полученные в ходе проведенного исследования результаты свидетельствуют о необходимости проведения со школьниками младшего школьного и раннего подросткового возраста системной работы по снижению рисков возникновения дезадаптации, проектирования образовательной среды, содействующей гармонизации приспособления детей к новым условиям, применения индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании для оптимального обеспечения процессов социально-психологической адаптации.

Список источников:

1. Матюшичева М.И. Креативность и социально-психологическая адаптация в младшем школьном возрасте // Научное мнение. 2017. № 9. С. 76-82.

2. Чукмаева Г.Р. Социально-психологическая адаптация школьников к обучению в среднем звене школы // Научный потенциал. 2020. № 4 (31). С. 107-109.

3. Коротаева А.И., Кузьмин М.Ю. Особенности социально-психологической адаптации школьников с разной гендерной идентичностью // Педагогический имидж. 2020. № 4 (49). С. 729-742.

4. Камакина О.Ю., Соловьева М.А. Влияние психологической готовности детей младшего школьного возраста на успешность адаптации к школьному обучению // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы : сборник научных статей шестой всероссийской интернет-конференции. Ярославль, 2016. С. 90-93 ; Леонова Е.В., Глебова Ю.Ю. Проблемы социально-психологической адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к условиям инклюзивного образования // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2016. № 1-1. С. 109-117 ; Степанова Н.А., Кузьмина А.В. Особенности социально-психологической адаптации соматически ослабленных школьников // Вестник науки и образования. 2018. № 17-2 (53). С. 68-70.

5. Матюшичева М.И. Социально-психологическая адаптация младших школьников в различных условиях обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 449-452.

6. Четверик О.Н., Тарасова О.Л., Казин Э.М. Особенности психофизиологической адаптации пятиклассников к различным режимам учебного процесса // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 2. С. 89-97. https://doi.org/10.14529/jpps190208.

7. Кручинин В.А., Куимова Н.Н., Иванова И.А. Личностный потенциал развития адаптивности младшего подростка при переходе в основную школу // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 1-12.

8. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М., 2003. 172 с.

9. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. М., 2008. 153 с.

Информация об авторе О.Ю. Камакина - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=858965.

Information about the author O.Yu. Kamakina - PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=858965.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.07.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.07.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 26.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.