Научная статья на тему 'Особенности социально-психологического и физического развития детей раннего подросткового возраста (11-13 лет)'

Особенности социально-психологического и физического развития детей раннего подросткового возраста (11-13 лет) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
784
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ВОЗРАСТ / ДЕТИ / ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Францева Виктория Олеговна

Анализ особенностей социально-психологического и физического развития детей в возрасте 11-13 лет показал, что основные проблемы функционирования связаны с физическим и умственным развитием, процессами социализации. Больше всего подростков со сниженным здоровьем (хроническая патология, аллергия, часто болеющие) выявлено среди лицеистов и городских школьников. Наиболее сложным социальным поведением и проблемами умственного развития отличаются воспитанники детских домов, в наименее благоприятном психо-эмоциональном состоянии находятся учащиеся городских школ и воспитанники детских учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Францева Виктория Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологического и физического развития детей раннего подросткового возраста (11-13 лет)»

МОРФОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСУДОВ В ЗОНЕ ПЕРЕЛОМА ДЛИННОЙ ТРУБЧАТОЙ КОСТИ В УСЛОВИЯХ МОДЕЛИ ГИПЕРГОМОЦИСТЕИНЕМИИ (ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

В. Ю. МАЖУГИН, К. М. КУРАЯН,

Д. П. БЕРЕЗОВСКИЙ

Проведена оценка морфологических и морфометрических показателей сосудов в зоне перелома на экспериментальной модели животных с метиониновой диетой, способствующей повышенному содержанию гомоцистеина (ГЦ) в крови. Эксперимент выполнен на беспородистых белых крысах - самцах с последующим изучением морфологии и морфометрических показателей стенки артерии малого калибра, капилляра и вены в зоне сформированного перелома. Полученные результаты свидетельствуют о том, что морфометрическими критериями дифференциальной диагностики тромбоза, возникшего вследствие травмы от длительного повышенного уровня ГЦ в крови, могут быть значительное увеличение толщины эндотелия в венах травмированной конечности по сравнению с противоположной симметрично расположенной стороной при незначительном увеличении толщины эндотелиального слоя в капиллярах и артериях в сочетании с увеличенным диаметром в венах и капиллярах и уменьшение диаметра артерий.

Ключевые слова: тромбоз, гипергомоцистеине-мия, морфометрия

MORPHOMETRIC PARAMETERS OF VESSELS IN FRACTURE AREA OF THE LONG CORTICAL BONE IN HYPERHOMOCYSTEINEMIA MODEL (PILOT PROJECT)

MAZHUGIN V. Yu., KURAJAN K. M.,

BEREZOVSKY D. P.

Assessment of morphological and morphometric parameters of artery, vein and capillary wall of a long cortical bone in the area of fracture on the experimental model of hyperhomocysteinemia (HHcy) has been performed. The obtained results suppose the following morphometric criteria of differential diagnosis of the thrombosis in consequence of the trauma in HHcy model: substantial growth of venous endothelium thickness and increase of veins diameter in the injured extremity in combination with slight increase of endothelial layer thickness in capillaries and arteries and reduction of artery diameter.

Key words: thrombosis, hyperhomocysteinemia, morphometry

© В. О. Францева, 2011 УДК 616 - 053.3/.4 - 007:577.95

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (11-13 ЛЕТ)

В. О. Францева

Ставропольская государственная медицинская академия

Ранний подростковый возраст относится к одному из самых важных и зачастую сложных периодов жизни человека. От того, насколько гармонизируются все жизненные процессы и взаимоотношения человека с внешней средой, во многом зависят становление личности, ее целевые ориентиры, выбор направления дальнейшего развития. Данный период характеризуется выраженной социализацией личности, ускоренным физическим развитием органов и систем организма, существенными изменениями интеллектуального и эмоционального развития, механизмами саморегулирования и формирования личности [3, 5]. На формировании личности отражается также влияние социально-экономических изменений в обществе [1, 2, 4, 6].

Целью исследования явилось установление особенностей развития детей раннего подросткового возраста.

Материал и методы. В работе были использованы статистический, социологический методы, анализ клинических данных и элементы психологического тестирования. Сбор информации осуществлялся в

Францева Виктория Олеговна, кандидат медицинских наук, доцент, проректор по лечебной работе СтГМА, тел.: (8652)359463; e-mail: uzstav@mail.ru.

учреждениях образования различного типа - в городах и сельской местности Ставропольского края. В качестве базовых учреждений были выбраны: ГСУО «Ставропольский социальный приют для детей и подростков», МОУ лицей № 5 (г. Ставрополь), МОУ СОШ1 № 34 (г. Ставрополь), Детский дом №12 (Апанасенков-ский район), сельская школа с. Дивное (Ставропольский край). В исследуемую группу вошли школьники раннего подросткового возраста - 11-13 лет.

Результаты и обсуждение. По данным нашего исследования, уровень проблемности в целом по всей группе обследованных был в пределах 5,73 балла, что составило 28,6% от максимального. Более 50% подростков имели проблемы, связанные с физическими нагрузками, более 60% - в связи с перегрузками в процессе обучения. На боли различной локализации в процессе физических нагрузок жаловалось более 40,0% детей (табл. 1). Следует отметить, что высокая частота перегрузок была обусловлена неравномерным их распределением на школьников в течение дня.

Среди видов перегрузок наиболее часто отмечались таковые, связанные с обучением в школе, на что обратил внимание каждый пятый школьник.

Анализ физического состояния детей раннего подросткового возраста в зависимости от принадлежности к типу учреждения показал, что наибольшие проблемы с физическим состоянием имели городские школьники и

МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, № 2, 2011

воспитанники детских учреждений. У городских школьников отмечались проблемы во всех видах физического функционирования, для воспитанников детских учреждений наиболее характерной жалобой явилась высокая утомляемость в процессе обучения.

Проблемы со здоровьем имели 38% опрошенных, из них 21,5% указали на наличие хронической патологии, 15% - признаков аллергии, 12,2% подростков страдали острыми заболеваниями, возникающими более 4-х раз в год. Часть респондентов (1,0%) имела инвалидность.

Больше всего детей со сниженным здоровьем (с хронической патологией, аллергией, часто болеющих) было среди лицеистов и городских школьников (табл. 2).

При исследовании психо-эмоционального состояния подростков выяснилось, что у 40% респондентов наблюдаются приступы агрессии и злости, у 1/3 снижен эмоциональный фон, что выражается в снижении интереса и ощущения радости (признаки меланхолии), причем 19,6% опрошенных указали, что испытывают подобное состояние часто или почти всегда. Каждый пятый подросток отметил возбудимость, суетливость, однако у большинства из них (16,0%) такое состояние возникает лишь изредка. Проявления депрессии (неуверенность в себе, подавленность, страхи, плаксивость), хотя и имели место у 13,0% респондентов, в основном были редкими, лишь у 3% детей депрессия имела затяжное течение. Признаки неврозов (тики, заикание, ночное недержание мочи) возникали у 6,0% респондентов. Общая оценка психоэмоционального состояния исследуемой группы детей составила 3,82 балла (19,15% от максимальной степени выраженности психо-эмоциональных проблем).

Из всех групп детей наиболее неблагоприятное психическое и эмоциональное состояние имели учащиеся городских школ и воспитанники детских учреждений. В поведении городских и сельских школьников чаще, чем в других группах, наблюдались приступы агрессии, меланхолии. Воспитанники детских учреждений отметили, наряду с агрессией, повышенную возбудимость. Наиболее уравновешенное психоэмоциональное состояние отмечено у учащихся лицеев. Для девочек больше, чем для мальчиков, харак-

Оценка физического развития

терен неблагоприятный эмоциональный фон: более частые приступы агрессии и меланхолии.

Проблемы социализации испытывала значительная часть детей. Суммарный показатель выраженности проблем составил 2,76 балла (13,8% от максимального уровня). Среди изучаемых проблем на первом месте оказались конфликты с родителями у каждого третьего ребенка. У 7,0% детей выявилось антисоциальное поведение (пропуски занятий, бродяжничество, воровство), у 12,0% - наличие вредных привычек деструктивного характера (сосут пальцы, обкусывают ногти, курят, нюхают клей).

Сопоставление показателей уровня проблем в социальном поведении подростков из учреждений образования разного типа свидетельствует о том, что наибольшие сложности в плане социализации испытывают воспитанники детских домов. У городских школьников основные проблемы были связаны с установлением взаимоотношений с родителями. Следует отметить, что конфликтные ситуации с родителями чаще возникали у девочек, антисоциальное поведение - у мальчиков.

Проблемы с умственным развитием детей и способностью к обучению отметили 30,0% респондентов. Больше проблем возникало с концентрацией внимания (30,5%), далее - по убывающей - с отсутствием желания учиться (25,9%), способностью к процессу обучения (25,7%), аналитическими возможностями (20,6%). Средний показатель выраженности проблем интеллектуального развития исследуемой группы детей был равен 4,01 балла, что составило 20,2% от максимально возможного уровня.

Указанные проблемы наиболее часто отмечались у воспитанников детских учреждений и городских школьников (7,57 и 5,48 балла соответственно). Меньше всего проблем с умственным развитием и способностью к обучению испытывают лицеисты и сельские школьники (2,96 и 3,03 балла). Дифференциации по гендерной характеристике не прослеживалось.

Интегральная оценка нарушений развития школьников раннего подросткового возраста показала, что

Таблица 1

детей подросткового возраста

Физическое функционирование (проблемы) Средний балл Варианты ответов (% к итогу)

никогда, почти никогда иногда часто, почти всегда

Я устаю при беге, быстрых играх, длительной ходьбе 1,50 46,58 41,10 12,33

Утомляюсь в процессе учебы в школе и дома 1,78 37,50 40,97 21,53

У меня болят голова, ноги, спина 1,29 58,04 31,47 10,49

Я мало двигаюсь 0,97 72,86 15,00 12,14

Мне сложно передвигаться, действовать руками, владеть телом 0,20 96,45 1,42 2,13

Средний балл 5,73

Таблица 2

Характеристика проблем со здоровьем среди подростков 11-13 лет (в баллах)

Вид заболеваемости Тип образовательного учреждения

общий лицеи городские школы сельские школы детские учреждения

Острая 4 и более раз в год 0,12 0,12 0,10 0,13 0,13

Фоновые заболевания Анемия 0,02 0,00 0,04 0,02 0,00

Аллергия 0,15 0,27 0,11 0,11 0,14

Другое 0,04 0,06 0,08 0,02 0,00

Хроническое заболевание Не требующее систематического лечения 0,16 0,16 0,08 0,18 0,33

Требующее систематического лечения 0,41 0,81 0,44 0,12 0,86

Наличие инвалидности Не требующей специальных вспомогательных средств 0,03 0,00 0,00 0,00 0,50

Требующей применения коляски, протеза, домашнего ухода и т.д. 0,04 0,00 0,00 0,00 0,67

Средний балл 0,76 1,09 0,79 0,48 1,21

максимальную часть проблем составили нарушения в физическом функционировании (30,4%), социализации и умственном развитии (по 21,19%). На психо-

Выводы

1. Существенных различий в степени выраженности проблем в различных сферах функционирования у мальчиков и девочек не наблюдалось.

2. Интегральный показатель проблем физического, психо-эмоционального, умственного и социального функционирования подростков в детских учреждениях и городских школах в два раза превышал подобный уровень в лицеях и сельских школах.

3. Структура интегральных показателей оценки проблемности по видам в основном была идентична средней и лишь в отдельных типах учреждений имела некоторые отличия.

4. Для социального приюта и детского дома наиболее характерными явились проблемы интеллектуального развития детей, для сельских школ -физического функционирования и в меньшей степени - психо-эмоционального состояния.

5. Основные сложности функционирования школьников в возрасте 11-13 лет были связаны с физическим, умственным развитием и течением процесса социализации.

Литература

1. Иванова, М.А. Ресурсное обеспечение и оптимизация медицинской помощи больным инфек-

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (11-13 ЛЕТ)

В. О. ФРАНЦЕВА

Анализ особенностей социально-психологического и физического развития детей в возрасте 11-13 лет показал, что основные проблемы функционирования связаны с физическим и умственным развитием, процессами социализации. Больше всего подростков со сниженным здоровьем (хроническая патология, аллергия, часто болеющие) выявлено среди лицеистов и городских школьников. Наиболее сложным социальным поведением и проблемами умственного развития отличаются воспитанники детских домов, в наименее благоприятном психо-эмоциональном состоянии находятся учащиеся городских школ и воспитанники детских учреждений.

Ключевые слова: развитие, возраст, дети, личность, интеллектуальное и эмоциональное развитие, социализация

эмоциональные нарушения приходилось 14,4% проблем. Меньшую часть проблем составили условия жизни и проблемы с физическим здоровьем (табл. 3).

циями, передаваемыми половым путем, в условиях модернизации здравоохранения: Автореф. дис. ... докт. мед. наук / М.А. Иванова. - Москва, 2007. - 42 с.

2. Калининская, А.А. Демографическая ситуация на селе / А.А. Калининская, А.А. Евсюков // Сб. науч. тр. Медико-организационные аспекты медицинской помощи в новых экономических условиях. - 2009. - С. 27-28.

3. Михайлова, Ю.В. Совершенствование медикосоциальной помощи детям-сиротам и пути решения проблемы социального сиротства в России / Ю.В. Михайлова, В.Н. Муравьева, И.С. Цыбульская, О.В. Копейкина, Г.Ю. Уткина, В.А. Фурс // Информационное письмо. - М., 2003. -37 с.

4. Стародубов, В.И. Динамика социопатий в современной России // В.И. Стародубов, А.С. Киселев, Ю.П. Бойко. - М., 2001. - 68 с.

5. Уткина, Г.Ю. Внедрение международного опыта семейного воспитания в муниципальных округах / Г.Ю. Уткина, РФ. Гударенко // Матер. III Междунар. конгр. Российская семья. - М., 2006. - С. 349-352.

6. Economic, social and health issues in tobacco control. WHO. - Geneva, 2003. - 217 p.

CHARACTERISTIC FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL GROWTH OF TEENAGERS

FRANTSEVA V. O.

The main difficulties of social functioning of children aged 11-13 years appeared to be related to physical growth, intellectual development and socialization. Lyce pupils have demonstrated the lowest health parameters (chronic pathology, allergy, sickly). Deviations in social behavior and mental deficiency were the most typical characteristics of inmates of children’s homes. Unfavourable psycho-emotional status has been revealed among the pupils of municipal schools.

Key words: development, age, children, personality, intellectual and emotional development, socialization

Таблица 3

Вклад проблем различных сфер функционирования школьников раннего подросткового возраста в интегральный показатель

Показатели Группы обследованных (% к числу опрошенных)

общий лицеи городские школы сельские школы детские учреждения М Ж

Сумма баллов 18,10 15,85 19,72 14,03 29,57 17,72 18,80

Вклад проблем:

- физического функционирования 31,00 30,80 29,98 35,96 23,19 30,22 31,33

- психо-эмоционального функционирования 19,62 20,59 21,20 20,09 13,53 18,48 20,15

- социализации 14,73 15,96 15,90 9,83 21,98 16,33 13,95

- интеллектуального развития 21,61 18,00 20,82 20,95 25,60 22,49 21,25

- условий жизни 8,42 7,05 6,81 9,40 11,35 7,85 8,66

- заболеваемости 4,62 7,61 5,30 3,78 4,35 4,63 4,66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.