Научная статья на тему 'Особенности социально-педагогической деятельности церковноприходских школ конца ХIХ начала ХХ веков'

Особенности социально-педагогической деятельности церковноприходских школ конца ХIХ начала ХХ веков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / ШКОЛЫ ГРАМОТЫ / ЗЕМСКИЕ УЧИЛИЩА / ЗАКОН БОЖИЙ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ КОНЦА ХIХ НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА / УЧИЛИЩНЫЙ СОВЕТ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА / PARISH SCHOOLS / GRAMMAR SCHOOLS / ZEMSTVO SCHOOLS / DIVINE LAW / PRIMARY EDUCATION OF THE LATE XIX EARLY XX CENTURIES / SCHOOL COUNCIL OF THE HOLY SYNOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Житенев Тимофей Евгеньевич

В статье рассказывается об особенности деятельности церковноприходских школ после реформы К.П. Победоносцева. Рассматриваются особенности педагогического процесса (продолжительность обучения, курсы, способы преподавания), контингент учащихся и отношение населения к обучению в школах церковного ведомства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIO-EDUCATIONAL WORK IN PARISH SCHOOLS OF THE LATE XIX-EARLY XX CENTURIES

The article deals with the features the parish schools after the reform of K.P. Pobedonostsev. It is also dedicated to the features of educational process (years of schooling, courses, teaching methods), the number of students and people's attitude to learning in schools of church ministry.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-педагогической деятельности церковноприходских школ конца ХIХ начала ХХ веков»

УДК 94(47) ББК 63.3(2)51

Житенев Т.Е.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКОВНОПРИХОДСКИХ ШКОЛ КОНЦА Х1Х - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ

Zhitenev T.E.

FEATURES OF SOCIO-EDUCATIONAL WORK IN PARISH SCHOOLS OF THE LATE XIX-EARLY XX CENTURIES

Ключевые слова: церковноприходские школы, школы грамоты, земские училища, Закон Божий, начальное образование в России конца ХШ - начале ХХ века, Училищный Совет Святейшего Синода.

Keywords: Parish schools, grammar schools, Zemstvo schools, Divine law, primary education of the late XIX - early XX centuries, School Council of the Holy Synod.

Аннотация

В статье рассказывается об особенности деятельности церковноприходских школ после реформы К.П. Победоносцева. Рассматриваются особенности педагогического процесса (продолжительность обучения, курсы, способы преподавания), контингент учащихся и отношение населения к обучению в школах церковного ведомства.

Abstract

The article deals with the features the parish schools after the reform of K.P. Pobedonostsev. It is also dedicated to the features of educational process (years of schooling, courses, teaching methods), the number of students and people's attitude to learning in schools of church ministry.

В конце XIX - начале ХХ века в России стала быстро распространяться грамотность среди основной части населения, что явилось следствием увеличения числа учебных заведений. К началу ХХ века около трети всех учащихся получали начальное образование в церковных школах, подведомственных Синоду. Создание сети церковных школ стало стержнем программы преобразований, проводимых обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым, которая в литературе получила наименование «эпоха контрреформ». По его инициативе в 1884 году были разработаны и вступили в силу «Правила о церковноприходских школах», которые юридически оформляли этот тип учебных заведений и требовали от приходских священников прилагать усилия к их созданию. В результате, благодаря трудам духовенства, за короткий срок их численность стремительно возрастает с 4213 школ с 98 тыс. учеников в 1884 году, до 44 тыс. школ с 188 тыс. учеников в 1903 году.1 Тем самым они стали заметным явлением в жизни страны, имея как сторонников, так и противников своего существования в обществе.

Рассмотрим особенности педагогической деятельности церковноприходских школ: кто учился, что и как преподавали, сколько длился период обучения, чем эти школы отличались от других начальных учебных заведений. В сельских церковноприходских школах (а таковые составляли абсолютное большинство - 95 %) учебный год начинался с октября-ноября, а заканчивался в конце апреля. Это связано с тем, что в большинстве крестьянских семей на детей школьного возраста смотрели как на рабочую силу и поэтому отпускали в школу только с окончанием осенних полевых работ, а забирали весной с началом пахоты. В городских школах занятия начинались раньше, а

Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева по ведомству православного исповедания за ...1884-1914 гг. - СПб., 1886-1916.

заканчивались позднее. С 1901 года было установлено празднование памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия во всех церковных школах. Окончание учебного года и проведение экзаменов приурочивалось к этому дню - 11 мая. Помимо летних каникул в церковноприходских школах существовали рождественские каникулы с 24 декабря по 7 января, не учебной также была первая неделя Великого Поста. При данных обстоятельствах школам трудно было обеспечивать продолжительность учебного года свыше 5-7 месяцев.

Порядок учебного дня в церковноприходских школах, как отмечает московский епархиальный наблюдатель А.Д. Италинский, установился следующим образом: «Перед началом дневных занятий в 8 часов утра в присутствии учителя и всех учеников вычитывается дежурным учеником утренние молитвы, причем некоторые из них поются всем составом школы. По местам после молитвы сейчас же учеником читается дневное Евангелие. В классе, во все время занятий, обычно горит пред иконой лампада, масло для которой доставляется учениками. В 9 часов начинаются уроки и с короткими перерывами продолжаются до 12 часов. После чего ученики отпускаются на 1 час на обед. С часу до трех следуют послеобеденные занятия. В праздничные дни школа всем составом присутствует на Литургии под наблюдением учащих... Почти во всех школах ученики поют за службой». При условии полного проведения того количества учебных часов, которое положено по данной программе, было необходимо заниматься каждый будний день по 5-6 часов, а в субботу - по 4 часа.

В большинстве школ, как правило, занятия проводились одним учителем одновременно с тремя отделениями (классами). Это означало, что пока учитель объясняет материал одному отделению, два другие должны заниматься самостоятельной работой, что снижало качество обучения. Из всего количества учебных занятий учитель посвящал объяснению материала и работе с учениками только третью часть всего отведенного времени.

Н. Реморов, отмечает, что у большинства учителей работа с тремя отделениями происходит следующим образом: «Учитель дает первую попавшуюся под руки работу, нисколько не сообразуясь с целью, лишь бы чем-нибудь занять детей или заставить прочитать про себя статейку из классной книги, никогда, впрочем, не проверяя, усвоили ли дети содержание читанной статьи; или заставляет их списать что-нибудь из книги (как написали, - учитель и не смотрит потом), или же назначают уроки на закрепления памяти с заучиванием наизусть стихотворений или псалмов».3 Подобная ситуация существовала во всех начальных училищах, что позволило этому же автору констатировать, что «самостоятельная работа» без учителя, - чуть ли не самая слабая сторона нашего школьного дела. В больших школах, где количество учеников превышало 50 человек, справляться учителю одному без помощника было крайне трудно. Более опытным учителям удавалось при столь напряженном графике работы организовать работу учеников так, чтобы она проходила наиболее эффективно.

Главными предметами обучения в церковных школах, согласно отведенным часам, были Закон Божий и русский язык - по 7 часов в неделю. Преподаванию других предметов в разных школах отводилось неодинаковое по объему время. Например, церковнославянскому языку - 4-7 часов, церковному пению - 2-4 часа, арифметике - 4-6 часов, чистописанию - 2-4 часа. Такое распределение часов свидетельствует о том, что церковные школы не были узкоклерикальными, их общеобразовательный компонент был достаточно широк. Вместе с тем собственно церковным предметам уделялось большое внимание, они составляли около половины предметов.

2 За четверть века. 1884-1909. К истории церковноприходских школ Московской епархии. - М., 1910. С. 334-335.

3 Реморов Н., дьякон. На ниве народной. Воспоминания, наблюдения и записки школьного учителя. -Спб., 1906. - С. 33.

Основой для учебного курса церковноприходских школ были программы учебных предметов, разработанные в Училищном совете и утвержденные Синодом в 1886 году. Это было первым подобным опытом для начальной школы. Столь подробных и разработанных программ не существовало в начальных училищах других ведомств и появляются они лишь спустя одиннадцать лет.

После издания «Правил» 1884 года многими церковными деятелями высказывались мнения о необходимости увеличения минимального срока обучения в церковных школах, установленного в одноклассных церковноприходских школ в размере двух лет. В первое время, в период тяжелого финансового положения, духовному ведомству трудно было удовлетворить подобные требования.4

Только с 1893 года на смену двухгодичному курсу обучения стал приходить трехгодичный, как отмечал Вятский епископ, по примеру земских школ, из-за невозможности выполнить программу в два года.5 В одноклассных церковно-приходских школах материал обучения распределялся, как правило, на три года; в первый год - 24 урока в неделю, второй и третий - 26. После утверждения «Положения о церковных школах» в 1903 году срок обучения в одноклассных церковноприходских школах был увеличен до четырех лет.

Открытие в селе церковноприходской школы оказывалось важным событием для него. Оно предвосхищалось речью священника, молебном перед открытием. Но, несмотря на то, что обучение нередко было бесплатным, далеко не все родители спешили отдавать туда своих чад. По воспоминанию одного из выпускников, из его большого села в пятьсот дворов на обучение было отдано всего двадцать детей. Причинами такого отношения он указывает: отношение крестьян к грамотности, нежелание терять помощников в полевых работах, бедность родителей, которые не могли обеспечить детей одеждой для школы.6

Относительно первой причины - негативного отношения крестьян к грамоте и образованию, можно сказать, что оно претерпевало определенную эволюцию в сторону осознания необходимости образования все большим числом населения. Чем быстрее налаживались капиталистические отношения в селе, тем больше крестьян понимали выгоды образования. В более развитых промышленных районах этот процесс проходил несколько быстрее, чем в тех, где господствовали традиционные экономические отношения, но в целом он охватывал всю страну. Относительно причин, которые препятствовали массовому посещению детьми школы, в отчете обер-прокурора отмечалось, что «успехам обучения в школах препятствуют два обстоятельства -краткость учебного года вследствие позднего начала и раннего прекращения учения, а также довольно частые пропуски учащимися учебных дней. То и другое обстоятельство происходят главным образом от необеспеченности крестьянского населения; отчасти потому, что не имеют возможности снабдить детей теплой одеждою и обувью,

у

необходимыми для посещения школ». В другом отчете он писал, что крестьяне «до сих пор смотрят на своих детей школьного возраста, как на рабочую силу, и отпускают их в школу только тогда, когда более или менее закончены сельскохозяйственные занятия».8

Таким образом, полевые работы во многом определяли продолжительность учебного года. В деревнях он не мог начаться ранее октября, а к апрелю количество учеников в школах начинало стремительно сокращаться из-за привлечения их к полевым работам (начинали «таять»). Это сильно сокращало продолжительность учебного года для многих учеников. Отсутствие теплой детской одежды в крестьянской семье заставляло учеников

4 Всеподданнейший отчет. за 1896-97 гг. - СПб., 1899. - С. 240.

5 РГИА Ф. 803. Оп. 1. Д. 789. Л. 48.

6 Столяров И. Записки русского крестьянина. В кн.: Записки очевидца. Воспоминания, дневники,

письма. - М., 1989. - С. 361.

7 Всеподданнейший отчет. за 1899 г. - СПб., 1902. - С 238-239.

8 Всеподданнейший отчет. за 1901 год. - СПб., 1905. - С. 299.

пропускать занятия в зимние морозы, удаленность школы от дома не затрудняла посещение школы во время осенней и весенней распутицы. Нерегулярное посещение школы, в свою очередь, негативно отражалось на усвоении школьниками учебного материала.

Согласно исследованию, проведенному в Киевской губернии, было отмечено, что дети более состоятельных родителей чаще и аккуратнее посещают школу, чем менее состоятельных крестьян, что показывает более сознательное отношение к обучению детей первых. Наиболее частыми причинами неаккуратного посещения школы называлась -болезнь учеников (для зажиточных) и хозяйственные работы (для бедных).9

Возраст учащихся в церковных школах колебался достаточно сильно (от 7 до 18 лет), но в большинстве случаев он составлял 9-14 лет. Участники Чрезвычайного собрания Училищного совета отмечали, что для успешного прохождения курса, возраст поступающих в школу не должен был быть ниже 9 лет.10

Синод пытался сделать посещение девочками школ достаточно массовым, для чего, помимо совместных школ, организуются специальные школы «для девочек». Для усиления «практического направления», привлекавшего внимание крестьян, во всех женских школах вводилось преподавание рукоделия, что очень привлекало и родителей, и учениц. Кроме того, создание Синодом школ для девочек воспринималось как определенный компромисс в разделе сфер влияния между духовным и учебным ведомством. Земские школы - для мальчиков, церковноприходские - для девочек.11 Но даже, несмотря на такие меры, девочки реже посещали школу, чем мальчики. Одной из причин являлось то, что из-за домашней работы родители не отпускали девочек в школу. Девочки были заняты в течение всего года - домашний быт, присмотр за младшими и т.д. Это обстоятельство приводило к тому, что далеко не все родители могли позволить себе обойтись без такой помощи по дому, а только те, кто видел необходимость в образовании девочек. К таким, как правило, принадлежало зажиточное крестьянство. Таким образом, достаток в семье отражался на уровне образования детей, которое они получали в сельских школах.

Церковноприходские школы, будучи по преимуществу сельскими, нередко обслуживали несколько селений, составляющих приход. Расстояния их от школы могло достигать восьми верст, хотя, как правило, школы обслуживали селения в радиусе не более 3-4 верст, но и такое расстояние являлось серьезным препятствием для посещения школы, особенно если учитывать суровые климатические условия. Одним из средств, которое позволяло обеспечить пребывание детей в школе, в отчете обер-прокурора указывалось на создание школ грамоты, находящихся в деревнях. Другими способами могли стать обеспечение за счет крестьян «мирских подвод», которые давали возможность ученикам ежедневно добираться до школы, а также устройство «ночлежных приютов» -оборудованных спальных мест и общежитий при школах. Отчет обер-прокурора дает примерный распорядок дня в подобном общежитие: «Обыкновенно в 6 часов ученики встают, убирают постели, присутствуют на молитве. После чая начинаются уроки. Свободное от школьных занятий время учащиеся проводят в чтении книг, в разучивании песнопений, игре на музыкальных инструментах, гимнастических упражнениях, ремеслах, физических работах в саду, играх на свежем воздухе; накануне праздничных дней после обеда учащиеся приготовляются к чтению и пению при богослужении. В 5 часов приготовление уроков к следующему дню. В 9 часов - вечерняя молитва. Ученики по

дежурству убирают спальни, классы, наблюдают за приготовлением обеда, ужина, чая.

12

Порядок строго соблюдается». Как пишет П.П. Мироносицкий: «Общежитники учатся несравненно лучше приходящих. Понятно, отчего это происходит: в общежитии ученик

Оберучев К.М. Крестьянство и народная школа. - Киев, 1911. - С. 20.

10 РГИА Ф. 803. Оп. 4. Д. 1356. Л. 175-176.

11 Новиков А. Записки о сельской школе. - СПб., 1902. - С. 71.

12 Всеподданнейший отчет. за 1898 год. - С. 192.

считает себя только учеником, а живущие по домам часто принуждены служить двум

13

господам». Хотя наличие общежития и оказывало большое влияние на воспитание детей, но из-за определенных затрат на содержание детей вне дома они не получили широкого распространения, за исключением учительских школ, где были обязательными. Ежегодное увеличение сети начальных училищ приводило к тому, что школы открывались недалеко от дома учащихся, и необходимость в общежитиях постепенно отпадала.

Как уже говорилось, важнейшим моментом для церковной школы являлся ее воспитательный характер. Именно на воспитание в духе церковности учеников этих школ и были направлены усилия заведующих и учителей. В стране, где подавляющее большинство жителей являлось членами Православной Церкви, уровень знания основ христианского учения среди значительной массы простого населения был очень низок. Так, Е.А. Воронова в своих воспоминаниях отмечает: «Иной православный, что татарин, сам не знает, в кого верует, в церковь редко ходит, а ребят совсем туда не водит»14. На бессознательность веры в народе указывали архиереи, например, Никанор (Бровкович): «Православные в огромном большинстве повально не имеют никакого, ни исторического, ни догматического, ни образного представления о лице Иисуса Христа [даже) и лика Его в церкви не различают; да и вообще никаких ликов не различают: это, по простонародному представлению, «усе Боги.». Не знают и того, какой они веры. В Великороссии. и сказать не умеют, что «мы - де веры православной христианской»15. Да и Победоносцев писал «о множестве затерянных в глубине лесов и широте полей наших храмов, где народ тупо стоит в церкви, ничего не понимая, под козлогласование дьячка и бормотание

клирика»16.

Уровень церковности детей оказывался еще ниже, чем их безграмотных родителей. А. Мироносицкий в своем дневнике отмечает, что многие из детей перед поступлением в школу не умели правильно креститься. «Трое вызвались прочесть «Богородицу», - пишет он же, - читают, но, Боже, что они сделали с молитвой, до чего исказили! Молитва, вероятно, передавалась по преданию от предков к потомкам и искажалась последовательно”.17 Исправить подобные недостатки, искажающие христианские истины, и были призваны церковные школы. П.П. Мироносицкий отмечает в своем «Дневнике», что церковные школы оказывали большое влияние на посещение учениками долгих служб. «Родители говорят, что ребят «тянет» в церковь. Вот этого мы и добиваемся, -чтобы «тянуло».18

Как отмечалось в одном из отчетов, совпадая своими программами с начальными школами других ведомств, церковные школы отличаются в значительной мере от них своим воспитательным направлением, которое ставится в них «во главу угла». Церковность достигается главным образом близостью школы к церкви, стремлением школы связать свою жизнь с церковью, участием в ее богослужениях и выработке в учащихся церковно-религиозного взгляда на нравственный смысл человеческой жизни, стремлением воспитать в них цельный твердый характер и ряд добрых навыков для последующей жизни. Это становилось возможным благодаря общему строю этих школ, особенно тому, что во главе стоят пастыри Церкви - приходские священники, ответственные за школы и перед своей совестью, и перед Церковью, и перед родителями учащихся.

13 Дневник учителя церковно-приходской школы. - Изд. 2-е. - СПб., 1901. - С. 42.

14 Воронова Е. А. Школа в Алуште. Из воспоминаний учительницы. - СПб, 1905. - С. 11.

15 Цит. по: Полунов А. Ю. Под властью обер-прокурора. - С. 83.

16 Победоносцев К. П. Сочинения. - С. 345.

17 Мироносицкий А. Из дневника учителя церковноприходской школы // Народное образование. -1896. - № 4. - С. 121 .

18 Мироносицкий П.П. Дневник учителя церковноприходской школы. - Изд. 2-е. - СПб., 1901. - С. 50.

Важная роль в воспитании детей отводилась урокам церковного пения. При большей части церковноприходских школ организовывались церковные хоры. П. П. Миропольский в своем дневнике указывает на отношение родителей к этому: “Уж больно хорошо слушать, как они в церкви-то запоют всей школой, как запоют - сердце заноет. Слезы даже прошибают”.19 Пение детей на клиросе не только приучало их к богослужению, но и привлекало население. Наблюдатель Гродненской епархии писал: «Уроки пения всегда привлекают в школу много крестьян, и школа становится рассадником церковного пения среди народа».

Воспитательное значение церковных школ отмечалось не только создателями школы, но и родителями учащихся. Отчет Ставропольского епархиального наблюдателя передает мнение крестьян епархии: «Прежде дети наши и спать ложились, и вставали, не молясь Богу, теперь же утром и вечером вычитывают молитвы, да и шалостей поменьше стало между ними, даже с животными не позволяют себе обращаться жестоко. Смотря на своих ребятишек и слушая их хорошие рассказы, и мы исправляемся».20

Именно воспитательный характер церковных школ делал их нередко привлекательными для местного населения. Нижегородский епархиальный училищный совет отмечает: «Крестьяне любят школу за то именно, что в ней дети учатся чтению Евангелия, часослова, псалтыри, пению молитв, приучаются к посещению храма Божия, читают и поют в церкви». Тверской наблюдатель подчеркивает, что для крестьян-прихожан польза грамоты только тогда очевидна, когда он сам, находясь в храме, слышит и видит, как его сын или сын другого, ясно, внятно и раздельно читает на клиросе”.21 Относительно причин, по которым школы церковного ведомства оказывались более предпочтительными, современники указывали разные мнения: школы были расположены сравнительно недалеко от их места жительства, учителями были люди, хорошо знакомые с жизнью крестьян, а также на то, что преподавание носило церковный характер. Во всеподданнейших отчетах обер-прокурора неоднократно указывалось, что интерес народа к церковным школам был порожден как раз тем, что крестьяне желали, чтобы их детей обучали предметам религиозного характера.

Итак, мы можем сказать, что церковная школа находилась в значительной связи с местным приходским духовенством, которое не только являлось законоучителем, но и зачастую создателем школы. Исполнение этих трудов в подавляющем большинстве осуществлялось без всякого вознаграждения, что позволяет говорить о том, что церковная школа стала результатом упорного труда приходского духовенства. Значительный вклад в организацию школ внесли и другие члены причта, обучая детей Закону Божьему и другим учебным предметам.

По качеству образования, которое давала церковноприходская школа, она находились на уровне существовавших в стране начальных школ других ведомств. Тем самым она играла очень значительную роль в просвещении населения, в первую очередь крестьянства. Не менее важной являлась воспитательная роль, которую играла церковная школа, оказывая влияние на своих воспитанников. Возможность влиять на население, просвещая его в церковном духе являлось во многом исполнением тех замыслов, которые возлагались на церковную школу ее создателями.

Библиографический список

1. Бан И.К. К.П. Победоносцев и распространение церковноприходских школ в 1884 - 1904 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 1999.

2. Ванчаков А.М. Краткий историко-статистический обзор развития церковной школы с 1884 года до настоящего времени (1884 - 1909). - СПб., 1909.

19 Мироносицкий П.П. Дневник учителя церковноприходской школы. - Изд. 2-е. - СПб., 1901. - С. 45

20 Всеподданнейший отчет... за 1894-1895 год. - С. 394.

21 Всеподданнейший отчет. за 1892-1893 год. - С. 526.

3. Италинский А.Д. Из жизни церковноприходской школы. - М., 1906.

4. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: Православное сельское духовенство России во второй половине 19 - начале 20 вв. - М., 2002.

5. Мироносицкий П.П. Дневник учителя церковноприходской школы. - Изд. 2е. - СПб., 1901.

6. Никанор (Бровкович). Записки присутствующего в Св. Синоде // Русский архив. - 1906. - № 7-12.

7. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. - М., 1996.

8. Рачинский С.А. Сельская школа. - М., 1894.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.