Научная статья на тему 'Особенности социально-организационных изменений на энергосбытовом предприятии'

Особенности социально-организационных изменений на энергосбытовом предприятии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ЭНЕРГОСБЫТОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / SOCIAL AND ORGANIZATIONAL CHANGES / POWER SUPPLY ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Четверикова Надежда Анатольевна

В статье представлены свойства, признаки, направленность, целеполагание социально-организационных изменений как вида организационных изменений. По результатам эмпирических исследований определены особенности социально-организационных изменений на энергосбытовом предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Четверикова Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of Socio-organizational Changes in a Power Supply Company

The paper presents the characteristics, features, proximity and goal-setting of socio-organizational changes as a type of organizational alternations. The author describes the characteristics of socio-organizational changes in a power supply company after consideration of the results of empirical studies.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-организационных изменений на энергосбытовом предприятии»

Особенности социально-организационных изменений на энергосбытовом предприятии

Н. А. Четверикова (Оренбургский государственный институт менеджмента,

Московский гуманитарный университет)*

В статье представлены свойства, признаки, направленность, целеполагание социально-организационных изменений как вида организационных изменений. По результатам эмпирических исследований определены особенности социально-организационных изменений на энергосбытовом предприятии.

Ключевые слова: социально-организационные изменения, энергосбытовое предприятие.

The Peculiarities of Socio-organizational Changes

in a Power Supply Company

N. A. Chetverikova (The Orenburg State Institute of Management, Moscow University for the Humanities)

The paper presents the characteristics, features, proximity and goal-setting of socio-organizational changes as a type of organizational alternations. The author describes the characteristics of socio-organizational changes in a power supply company after consideration of the results of empirical studies.

Keywords: social and organizational changes, power supply enterprise.

Пассивность, негибкость, неприятие ответственности и другие негативные характеристики деятельности и управления предприятий энергетической отрасли обусловливают необходимость организационных изменений в отечественных энергосбытовых компаниях. При этом источниками изменений являются как внутренняя среда компании (потребности персонала), так и внешняя среда (усиливающаяся конкуренция, инновации, изменяющееся законодательство, давление социальных факторов и другое) (Четверикова, 2008: 64). Очевидно, что стратегия изменений должна быть ориентирована на удовлетворение конкретного потребителя, качественный рост персонала, выстраивание отношений с потребителями, акционерами, властными структурами; адекватную политику удовлетворения социальных нужд.

С целью повышения значимости нематериальных активов бизнеса и формирования его социальной ответственности в процессе

организационных изменений нам представляется возможным выделение социальноорганизационных изменений (СОИ).

Социально-организационные изменения (СОИ) — это вид организационных изменений, которые социально ориентированы, т. е. преследуют помимо экономических социальные цели как во внешней, так и во внутренней среде организации. Таким образом, организация реализует социально ответственный тип развития. Критерием социальноорганизационных изменений выступает организационное и социальное развитие предприятия как процесс позитивных изменений, способствующих его устойчивому развитию. Данный вид изменений обладает определенными свойствами и признаками, которые представлены в таблице.

По мнению автора, повышение социальной ответственности является важнейшим показателем организационного и социального развития предприятия. Социальная

* Четверикова Надежда Анатольевна — старший преподаватель кафедры управления персоналом Оренбургского государственного института менеджмента, аспирант кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: nadinka.81@mail.ru

Таблица

СВОЙСТВА И ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

п Свойство СОИ Пршзнак СОИ

1 Непрерывность Процессный характер

2 Многообъектность Направленность на изменение в миссии, целях, задачах, технологии, структуре, культуре, в работе с персоналом

3 Направленность на перспективу Организационное и социальное развитие как критерий СОИ; планирование, корректировка перспектив развития; целеполагание

4 Динамический характер Динамика положения организации в социально-экономическом пространстве, наличие препятствий, осложняющих СОИ; неравномерность, характеризующаяся ускорением и замедлением

5 Инновационность Замена старых организационных элементов новыми, более совершенными; преобразующий и совершенствующий характер

6 Вариативность Множественность подходов реализации, степеней выраженности, объектов

7 Необходимость СОИ как условие развития; вытеснение бюрократического типа организации адаптивными, ориентированными на взаимодействие внешней и внутренней среды

8 Разрешение проблемной ситуации в развитии организации, на данном сегменте рынка Утверждение собственной стратегии в проблемноориентированной ситуации под влиянием вызовов внешней и внутренней среды

9 Сложная и неоднозначная формализация Предполагает учет не только количественных, но и качественных изменений, имеет высокую субъективную составляющую

10 Социальная ориентированность Преследует помимо экономических социальные цели, способствует формированию социально ответственного бизнеса

ответственность бизнеса — это добровольное принятие необходимости согласовывать свое поведение и свою деятельность со сложившимися в обществе нормами, социальными целями и законами. Именно социальная ответственность, выражающаяся в ответственности перед клиентами (потребителями), персоналом организации, государством, местным сообществом выступает индикатором того, что мы называем соци-

ально-организационным развитием предприятия.

Направленность социально-организационных изменений зависит от специфики организации и стратегии его реформирования. Объектом нашего исследования является организация делового типа с организационно-массовым типом отношений ОАО «Орен-бургэнергосбыт». По эмпирической и формальной типологии А. И. Пригожина (При-

гожин, 1995: 84), это обслуживающее предприятие, деятельность которого направлена на удовлетворение потребностей в электроэнергетических ресурсах. «Оренбургэнерго-сбыт» замыкает технологическую цепочку процесса электроэнергетики. На обслуживании у предприятия находятся 732 тыс. бытовых абонентов и около 15 тыс. организаций. Компания образована в процессе реформирования энергетической отрасли в 2005 г., в связи с чем возникла необходимость позиционирования новой компании, важнейшими социальными целями которой стали:

1. Расширение клиентской базы, открытый диалог с клиентами, внимание к специфике их деятельности и проблемам, так как это определяет масштаб бизнеса предприятия и удовлетворение потребностей клиентов.

2. Формирование безупречной репутации как работодателя и удовлетворение потребностей персонала предприятии.

3. Выстраивание отношений со СМИ, формирование прочных деловых связей во всех сферах государственной власти и местного самоуправления.

Разработанная стратегия реформирования была реализована через внедрение целевой модели организационной структуры предприятия.

Для выявления СОИ в структуре организационных изменений предприятия нами выполнен анализ бизнес-проекта ОАО «Орен-бургэнергосбыт» на 2007-2012 гг. и вторичный анализ результатов социологических исследований «Оренбургэнергосбыт» в период 2005-2010 гг., направленных на определение уровня удовлетворенности персонала, оценку населением и экспертами изменений в энергетике, измерений индекса удовлетворенности клиентов.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что целеполагание реформирования обусловило направленность СОИ: выявлены внешнеориентированные и внутриориентио-ванные СОИ. Внешнеориентированные СОИ вызваны необходимостью расширения кли-

ентской базы и совершенствования связей с местным сообществом. Они связаны с изменением структуры профессиональной деятельности с клиентами. В ней появились такие новые элементы, как: а) в структуре компании начал работать штаб по работе с потребителями, который занимается получением регулярной информации об агрегированном индексе удовлетворенности клиентов, детальным анализом спроса клиентов; б) реализация Программы по продаже дополнительных услуг. Впервые были проведены публичные мероприятия, призванные способствовать повышению культуры потребления тепловой и электрической энергии «30 дней энергосбережения» и «Конкурс энергетического сотрудничества». С 2010 г. компания формирует рейтинг лучших потребителей.

Выявлены внутриориентированные СОИ, вызванные необходимостью формирования безупречной репутации компании как работодателя. Они связаны с изменением структуры профессиональной деятельности по управлению персоналом. Показано, что для удовлетворения потребностей персонала предприятия наиболее необходимыми являются мотивационные и социокультурные изменения. Исследование выявило наиболее значимые мотивационные факторы персонала: достойная заработная плата (45%), значимость интересной общественно полезной работы (35%), потребность в завоевании признания со стороны других людей (35%), потребность в четком структурировании работы (34%).

Таким образом, под социально-организационными изменениями на энергосбытовом предприятии нами понимаются изменения структуры профессиональной деятельности с клиентами, с персоналом, с местным сообществом. Они сопровождаются структурными, мотивационными, социокультурными изменениями, как уже реализованными, так и проектируемыми.

В ходе исследования особенностей СОИ на предприятии ОАО «Оренбургэнерго-сбыт» методом экспертного опроса 30 ру-

ководителей структурных подразделений (ноябрь 2010 г.) получены следующие результаты.

1. К происходящим изменениям на предприятии отнесены прежде всего развитие дополнительных услуг, направленных на удовлетворение потребностей клиентов; изменение организационной структуры, связанной с изменением направлений работы. К негативным изменениям отнесены некоторое увеличение текучести кадров, падение авторитета профсоюза, незначительное снижение заработной платы.

Наиболее социально ориентированными из названных изменений эксперты считают развитие дополнительных услуг. По их мнению, развитие дополнительных видов бизнеса в компании дает возможность самореализации сотрудника как профессионала и дополнительного заработка к основной заработной плате.

2. По исследованию целеполагания СОИ получены следующие результаты (множественный выбор): удовлетворение потребностей клиентов в предоставлении качественных услуг; формирование имиджа компании как предпочтительного социально ответственного работодателя по отношению к персоналу; формирование имиджа энергосбытовой компании с безупречной репутацией во внешней среде.

3. Успех СОИ зависит от их управляемости. Полностью управляемыми СОИ на предприятии считают треть опрошенных руководителей; частично управляемыми — более половины экспертов; небольшая часть опрошенных руководителей затруднились ответить на этот вопрос.

Необходимо отметить, что выявлена заинтересованность предприятия в проведении внешнеориентированных СОИ, ввиду того что с 2011 г. статус гарантирующего поставщика будет присваиваться по итогам конкурса наиболее эффективных энерго-

сбытовых компаний, выбор которых будет зависеть от потребителей услуг.

Опираясь на полученные результаты исследования, можно сделать следующие выводы об особенностях СОИ на энергосбытовом предприятии:

1. Направленность СОИ определяется спецификой деятельности и стратегией реформирования предприятия. Эффективность СОИ оценивается уровнем социальноорганизационного развития предприятия.

2. СОИ на энергосбытовом предприятии вызваны источниками как внешней, так и внутренней среды и являются как внешне-, так и внутриориентированными. Важнейшими объектами СОИ являются клиентская база, персонал организации, имидж организации во внешней среде.

3. Предъявляются особые требования к управляемости СОИ, ввиду того что они преследуют не только экономические, но и социальные цели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Пригожин, А. И. (1995) Современная социология организаций. М. : Интерпракс.

Четверикова, Н. А. (2008) К вопросу об организационных и социальных изменениях // V международная научная конференция. Москва, 13-15 ноября 2008 г. : XIII научная конференция аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета. Доклады и выступления. С. 63-68.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Prigozhin, A. I. (1995) Sovremennaia sotsio-logiia organizatsii. M. : Interpraks.

Chetverikova, N. A. (2008) K voprosu ob organi-zatsionnykh i sotsial’nykh izmeneniiakh // V mezh-dunarodnaia nauchnaia konferentsiia. Moskva, 13-15 noiabria 2008 g. : XIII nauchnaia konfer-entsiia aspirantov i doktorantov Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. Doklady i vystupleni-ia. S. 63-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.