Научная статья на тему 'Особенности социально-коммуникативного развития ребенка-дошкольника'

Особенности социально-коммуникативного развития ребенка-дошкольника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4720
775
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кравченко Т. А., Фокина И. М.

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Авторы рассматривают дошкольное детство с точки зрения самоценного периода. Предпринята попытка раскрыть основные причины нарушения общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками. Особое внимание уделено описанию типичных особенностей современных дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кравченко Т. А., Фокина И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-коммуникативного развития ребенка-дошкольника»

Особенности социально-коммуникативного развития ребенка-дошкольника

Кравченко Т. А.,

старший воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 116»,

г. Петрозаводск, Россия

Фокина И. М.,

заместитель заведующего по ВМР МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 116»,

г. Петрозаводск, Россия

Аннотация. Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Авторы рассматривают дошкольное детство с точки зрения самоценного периода. Предпринята попытка раскрыть основные причины нарушения общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками. Особое внимание уделено описанию типичных особенностей современных дошкольников.

Дошкольное детство - самоценный период в жизни каждого человека. В истории педагогики и психологии идея уникальности, самоценности детства рассматривалась в работах многих педагогов. Сегодня детство привлекает к себе интерес многих наук и это связанно с переходным периодом в системе дошкольного образования, который затрагивает значимую для будущего общества категорию населения - детей. Поэтому самоценность детства является значимым и ценным ориентиром ХХ! века. Детство - это не просто период жизни, это не период глобальной подготовки к школе, это та основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни.

В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития -от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нём (О.В.Дыбина, 1999, с.33)

Информационное пространство стремительно и зачастую бесконтрольно расширяет социальное пространство, в котором оказывается несозревшая личность. Хаотичный поток информации, идущей из телевизора, интернета, делает менее значимыми знания, получаемые в семье от родителей, воспитателей, учителей.

Уже более пяти лет назад педагоги младшей группы обратили внимание на то, что рассказы с примерами про ягодки и грибочки детей мало интересуют, более того некоторые из воспитанников сами способны рассказать про Антарктиду и Арктику. Встречаются такие дети, которые уже в три года умеют читать, а в пять лет их любимое литературное произведение «Маленький принц».

Д.И.Фельдштейн в статье «Ребенок в современном мире» отмечает, что ребенок не стал хуже или лучше своего сверстника 20-летней давности, он просто стал другим!». И конечно, педагоги не могут не учитывать эти факты. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощенными, инициативными, но в тоже время они с большим трудом усваивают нормы нравственного характера, у детей слабо развита мелкая и крупная моторика, эмоциональная сфера, все, что связанно с установкой взаимоотношений и взаимодействий, общением с взрослыми и сверстниками, дети стали более эгоистичными, капризными, несдержанными, неуправляемыми. Многие из них не умеют говорить шепотом, говорят громко, неестественным голосом, что свидетельствует о неограниченном просмотре мультфильмов. Сами ребята рассказывают о большом увлечении компьютерными играми, о

том, как часто они играют на планшетах, телефонах и компьютерах. При этом многие родители не имеют представления о содержании мультфильмов и компьютерных игр. Все это пагубно влияет на физическое и психическое здоровье детей, ведет к появлению психологических и неврологических проблем.

В той же статье Д. И. Фельдштейн отмечает: «...наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка, прогноз, который подкрепляется ослаблением многих факторов, обладающих потенциалом противодействия нарастающим негативным влияниям. В их числе низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима».

Несформированность вышеперечисленных процессов в младшем возрасте ведет к тому, что к старшему дошкольному возрасту дети, играя, не способны договориться о совместных действиях, об их последовательности, не умеют видеть другого ребенка, слышать, понимать, помогать ему. Дети тяжело воспринимают объективную критику, легко могут обидеться, заплакать. Большой информационный поток ежедневно захлестывает детские умы. Они «разбираются» в вопросах экономики, политики, спорта и так далее. Между тем основной вид детской деятельности, игра, отходит на второй или даже на третий план. Конечно нельзя сказать, что дети совсем перестали играть, но, учитывая вышеперечисленные факты, намечается тенденция к снижению детского интереса к совместной игровой деятельности.

В связи с этим необходимо вспомнить, что социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в жизни.

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.

Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления ребенка. (Мальгина Е.В., 2014, с.4)

К большому сожалению ситуация такова, что многие родители, желая видеть своих детей умными, успешными и образованными, не хотят приложить усилий для элементарной беседы, тем более для игры с ребенком. Неотъемлемой частью повседневной жизни во многих семьях стал телевизор, планшет или компьютер и именно на эти предметы направленно все общение и свободное время родителей и детей. Большинство современных родителей являются высокообразованными людьми, они много читают и знают о развитии детей. Они готовы водить детей во все возможные кружки, секции и специализированные школы, оплачивать услуги нянь и репетиторов, но проблема заключается в том, что у них самих совершенно не остается времени для того чтобы уделить внимание воспитанию и развитию своего ребенка. Ребенок не получает необходимого ему общения в семье, у него не формируются коммуникативные способности, то есть те умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность (В.И. Яшина, 2009, с.31)

Оттого у современных детей наблюдаются большие проблемы с развитием речи и это как следствие нарушения общения и взаимодействия с окружающими, агрессия или замкнутость. А ведь ребенок всему учится в общении со взрослыми: ранний опыт дошкольника создает

тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.

Нельзя отрицать, что сегодня существует проблема в социально-коммуникативном развитии детей, об этом предупреждают многие психологи и педагоги.

Наблюдается рост «продолжительности периода детства в связи с нарушением механизмов и форм социализации детей...» (Пономарева С.А., 2011, с.4)

В этом «пространстве четко наблюдается отстранение Взрослого мира от мира Детства. Дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми» (Д.И. Фельдштейн, 2009, с. 29)

Педагогам и специалистам дошкольных образовательных организаций необходимо обратить особое внимание на социально-коммуникативное развитие детей уже с младшей группы и направить свои усилия в том числе на работу с родителями по данной проблеме.

Однако задачи коммуникативного развития дошкольника не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу. (Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н., 2009, с.48)

Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость, находить общий язык и взаимодействовать с окружающими, добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других.

Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой - сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения. (Никифоров Г.С., 2010, с. 49)

Необходимой составляющей самореализации человека, его успешности в деятельности, расположенности к нему людей, является его общительность, умение контактировать, выстраивать отношения с окружающими. Формирование этих способностей - одна из основных задач подготовки ребенка к дальнейшей жизни, а также важное условие нормального психологического развития ребенка.

Как уже говорилось ранее, многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Так же необходимо вспомнить и о еще об одной составляющей - социализация, которая является важным условием гармоничного развития ребенка.

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Ведь именно через коммуникацию происходит то самое развитие сознания и высших психических функций. А умение ребенка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей. Благодаря общению он не только познает другого человека, будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя.

Попытки обесценить дошкольный этап в развитии ребенка, свести его к минимуму, "перескочить" через него посредством раннего обучения обязательно обернутся ущербностью и односторонностью психического и личностного развития человека. Каждый возрастной период имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. (Дубровина И.В., 1997, с.128)

Современный ребенок впитывает в себя те изменения, которые происходят в мире и

которые влияют на его мышление, образ жизни, способы поведения, выбор тех или иных ценностей.

Дошкольное детство — это очень важный и ценный период первоначального становления личности, так как именно в нем происходит усвоение нравственных общечеловеческих ценностей, формируется отношение к миру Понимание принципиально новых условий и нового пространства и времени функционирования растущего человека приобретает в настоящее время особое значение. (Пономарева С.А., 2011, с.3)

Литература

1. Дубровина И. В. Практическая психология. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/02.php. Дата обращения 01.03.2015.

2. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. - Самара, 1999. С.33

3. Мальгина Е.В. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/18/razvitie-sotsialno-kommunikativnykh-navykov-u-detey-starshego. Дата обращения 28.02.2015.

4. Никифоров Г.С. 2010. Психология здоровья дошкольника / Под редакцией Г. С. Никифорова. - СПб. С.49

5. Пономарева С.А. Жизненный мир ребенка в ракурсе современного социально-философского знания. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2011_5-2_37.pdf. Дата обращения 01.03.2015.

6. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет. - М.: АСТ, Астрель, 2009. С.48

7. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. 2009. №2. С.28-32.

8. Яшина В.И., Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е.А. Теория и методика развития речи у детей. - М.: Академия, 2009. С.31-32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.