Научная статья на тему 'Особенности социально-гуманитарного познания при компьютерно-информационном обучении в начальной школе'

Особенности социально-гуманитарного познания при компьютерно-информационном обучении в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ОПОСРЕДОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейников А. А.

Традиционное обучение учащихся начальной школы не обеспечивает компьютерно-информационной грамотности, служащей фундаментом развития интерактивной индивидуальности человека, свободно строящего взаимоотношения в виртуальной реальности Интернет-пространства, деятельность которого направлена на познание виртуально существующей действительности. Решением стоящей проблемы может стать компьютерно-информационное обучение, рассматриваемое нами как специально организованный педагогический процесс, в котором деятельность учащегося направляется на получение новых знаний по информатике на основе усвоенных ранее социальных и гуманитарных знаний, являющихся отражением объективной действительности в сознании ребенка. Аппаратно-программные средства дают возможность структурировать либо реструктурировать структуру учебного материала и его унифицированного представления, отразить взаимосвязи между классами объектов познания, пояснить ход рассуждений, правил выполнения действий над знаниями. Компьютер, являясь средством и орудием человеческой деятельности, качественно изменяет ее и увеличивает возможности накопления и применения знаний каждым учеником с учетом его индивидуальных способностей, помогает расширить возможности познания в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олейников А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-гуманитарного познания при компьютерно-информационном обучении в начальной школе»

№ 1 - 2007 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 373.3.035:681.3

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ ПРИ КОМПЬЮТЕРНОИНФОРМАЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

А.А. Олейников

Казахский государственный педагогический университет (г. Костанай, Казахстан)

Традиционное обучение учащихся начальной школы не обеспечивает компьютерноинформационной грамотности, служащей фундаментом развития интерактивной индивидуальности - человека, свободно строящего взаимоотношения в виртуальной реальности Интернет-пространства, деятельность которого направлена на познание виртуально существующей действительности.

Решением стоящей проблемы может стать компьютерно-информационное обучение, рассматриваемое нами как специально организованный педагогический процесс, в котором деятельность учащегося направляется на получение новых знаний по информатике на основе усвоенных ранее социальных и гуманитарных знаний, являющихся отражением объективной действительности в сознании ребенка.

Аппаратно-программные средства дают возможность структурировать либо реструктурировать структуру учебного материала и его унифицированного представления, отразить взаимосвязи между классами объектов познания, пояснить ход рассуждений, правил выполнения действий над знаниями. Компьютер, являясь средством и орудием человеческой деятельности, качественно изменяет ее и увеличивает возможности накопления и применения знаний каждым учеником с учетом его индивидуальных способностей, помогает расширить возможности познания в целом.

Ключевые слова: коммуникационно-развивающая деятельность, социальноопосредованная деятельность, компьютерно-информационное обучение

На современном этапе развития общество потребовало от образования основательной качественной трансформации своего содержания, при этом приоритетной задачей образования является подготовка подрастающего поколения к жизнедеятельности в Интернет - пространстве, интерактивному взаимодействию в условиях информационного общества с первой ступени общейобразовательной школы.

Несоответствие содержания обучения в начальной школе, требованием информатизации общественных отношений и компьютеризации производственной сферы приводит к тому, что ребенок не формируется как интерактивная, самопознающая, самоопределяющаяся личность в системе общественных отношений. Содержание начального образования сегодня не позволяет достичь цели обучения младших школьников - формирование у ребенка общего теоретического представления об окружающем информационном пространстве материального мира и духовной составляющей личности.

Традиционное обучение учащихся начальной школы не обеспечивает компьютерноинформационной грамотности, служащей фундаментом развития интерактивной индивидуальности - человека, свободно строящего взаимоотношения в виртуальной реальности Интернет-пространства, деятельность которого направлена на познание виртуально существующей действительности.

Решением стоящей проблемы может стать компьютерно-информационное обучение, рассматриваемое нами как специально организованный педагогический процесс, в котором деятельность учащегося направляется на получение новых знаний по информатике на основе усвоенных ранее социальных (правила вежливого обращения, пользования столовыми приборами, канцелярскими инструментами и т.д.) и гуманитарных (природоведение, чтение, рисование, письмо и т.д.) знаний, являющихся отражением объективной действительности в сознании ребенка. Знаниевая основа, формируемая у школьника в области социальных отношений и гуманитарных наук, есть отражение единства предметно-познавательной, коммуникационно-развивающей и социально-опосредованной деятельности.

В ходе компьютерно-информационного обучения учащихся начальных классов осуществляют <переход> от познания отдельных явлений к сущности целостного процесса, от изучения принципов работы и взаимодействия отдельных устройств компьютера к его настройке, конфигурированию операционной системы, проектированию архитектуры компьютерно-информационных систем, познают свойства и характер сообщений, правила их формирования в информационные блоки, отражающие содержание явлений, процессов, событий, структуру реальных объектов материального мира и основу духовного начала личности. Любой информационный блок выступает моделью явления, процесса или объекта материального мира, содержанием виртуальной реальности.

Моделирование выступает средством, необходимым для формализации и выражения на языке системно-структурного анализа выделенных элементов объекта познания, а компьютерная система инструментом моделирования.

Аппаратно-программные средства дают возможность структурировать либо реструктурировать структуру учебного материала и его унифицированного представления, отразить взаимосвязи между классами объектов познания, пояснить ход рассуждений, правил выполнения действий над знаниями. Компьютер, являясь средством и орудием человеческой деятельности, качественно изменяет ее и увеличивает возможности накопления и применения знаний каждым учеником с учетом его индивидуальных способностей, помогает расширить возможности познания в целом.

Реализация методики применения компьютерных систем в компьютерноинформационном обучении осуществляется при условии, представления в содержании учебного материала упорядоченной совокупности вопросов, задач и заданий проблемного

характера, общих методов научного познания, отражения всех основных процедур творческой деятельности.

Необходимо отметить, что компьютерно-информационное образование требует включения в образовательный процесс начальной школы элементов такого вида занятий как лабораторная работа (в третьем и четвертом классах). В учебно-познавательной деятельности учащегося начальной школы можно выделить два ее вида - творческий и технический. Творчество отражает личностно-ориентированный подход к обучению, т.е. подход, нацеленный на формирование эмоционально-ценностного отношения учащегося к сфере своих интересов, объекту познания, труда и общения. Технический вид деятельности связан с созданием необходимых условий для самостоятельной работы учащегося по получению новых знаний. Применение аппаратно-программных средств компьютера минимизирует умственные затраты обучаемых на процесс познания, понимания и решения задач. Использование компьютерной техники в познавательном процессе является информатизацией познавательной деятельности. Любая информационная деятельность предполагает познание не только прошлого и настоящего, но главным образом направлена на получение прогноза, позволяющего осуществить выбор направлений познания, которые есть то разнообразие возможностей прогнозирования, т.е. осмысление обучаемым действительности через информационные знания.

Целенаправленное и сбалансированное внедрение компьютерной техники в преподавании обеспечивает достижение одной из главных целей начального обучения - формирование у ребенка личностных качеств, отвечающих современным требованиям, способствующих переосмыслению назначения аппаратно-программных средств компьютера, познанию окружающего мира через понимание сущности самого компьютера.

Познание в свою очередь как социально значимый, исторически необходимый процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы природы, общества, межличностных отношений открывает неограниченные возможности для самосовершенствования личности обучаемого, для которого информация выступает в качестве фундамента теории познания и представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих приобретение опыта творческой деятельности.

Особенностью познания в условиях компьютерно-информационного обучения является то, что мир познается посредством виртуальных образов, отображаемых на мониторе компьютерной системы, при этом реального воздействия на материальное бытие не происходит.

Таким образом, компьютер, обладая важным для педагогики свойством наглядного представления информации, способствует развитию мышления, т.е. рождению нового содержания мыслительного процесса, сохраняющегося в сознании обучаемого в виде различных форм научного познания (суждений, умозаключений, понятий, теорий, гипотез и т.п.).

В ходе реализации компьютерно-информационного обучения учениками осваиваются научные знания, выражающие сущность познания в области компьютерноинформационных технологий, отражающей попытки объективного и целостного объяснения закономерностей развития взаимосвязей социальной, гуманитарной сфер деятельности человека, в том числе информационной. Знание обучаемого ориентировано на формирование и развитие его деятельностных способностей с учетом временно -технологических параметров самого учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.