Научная статья на тему 'Особенности социально-экономического развития Новосибирской области'

Особенности социально-экономического развития Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3824
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ / СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ / ДИНАМИКА / СТРАТЕГИЯ / SWOT-АНАЛИЗ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилина Наталья Валерьевна

Важнейшей составной частью разработки стратегии долгосрочного развития области являются анализ социально-экономического развития, оценка стартовых условий, конкурентных позиций и специфических особенностей региона, выделяющих его среди остальных субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of socio-economic development of Novosibirsk region

The essential part of the development strategy of long-term development of the region is the analysis of the socio-economic development, assessment the starting conditions, competitive positions and specific peculiarities of the region, allocating it among the other subjects of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Особенности социально-экономического развития Новосибирской области»

Д

анилина

Наталья ВалерьеВна

Особен/ности социально-экономическогораз&ития НоВосибирсной области

Л \

о

м

•<

ей И

К

о ас

К ё О

щ

о

м

Важнейшей составной частью разработки стратегии долгосрочного развития области являются анализ социально-экономического развития, оценка стартовых условий, конкурентных позиций и специфических особенностей региона, выделяющих его среди остальных субъектов РФ.

Социально-экономическое развитие, социально-экономические показатели, Новосибирская область, стартовые условия, динамика, стратегия, SWOT-анализ региона.

^^ £ овосибирская область на протяжении большей части ХХ в. была одним из

| Я_Ш наиболее динамично развивающихся регионов России. В конце 1980-х гг.

V ^^ по комплексной оценке экономического потенциала она находилась в

Я Я первой десятке регионов РСФСР и имела имидж региона с прогрессивной структурой хозяйства, сильным научно-образовательным потенциалом и интенсивным сельским хозяйством: на душу населения здесь производилось сельскохозяйственной продукции примерно на четверть больше, чем в среднем по РСФСР.

В период рыночных реформ высокий потенциал региона оказался невостребованным и стал быстро разрушаться. Если в 1994 г. в Новосибирской области (далее НСО) валового регионального продукта (далее ВРП) на душу населения производилось около 90% от среднероссийского уровня, то к 1996 г. этот показатель снизился уже до 87%, а к 2002 г. - до 75,6%. Особенно пострадали базовые отрасли машиностроения, составляющие основу высокотехнологичного производства, - приборостроение, электроника и микроэлектроника. Стали убыточными почти все предприятия, выпускавшие электронную и радиотехническую продукцию. Существенно увеличилась степень износа производственного аппарата в промышленности, произошло заметное обветшание городской инфраструктуры. Резко сократились объемы промышленного и гражданского строительства. Под воздействием этих факторов, имеющих в основном внешний характер, область в середине 1990-х гг. вошла в категорию «новых депрессивных регионов».

В 1990-е гг. произошло качественное изменение специализации НСО: из мощного промышленного центра России она превратилась в регион, обслуживающий сферу обращения и финансы, межрегиональную торговлю, усилились позиции региона как крупного транспортного центра. В результате в экономике области значительно выросла доля услуг в структуре ВРП (с 40,2% в 1995 г. до примерно 60% в 2005 г.).

Таковы были стартовые условия, в которых стала работать новая исполнительная и законодательная власть НСО в 2000 г. Она столкнулась со сложной проблемой реализации новой социально-экономической и налогово-бюджетной политики с целью восстановления производственного потенциала региона и ускоренного преодоления последствий кризиса переходного периода [1].

За последние 10 лет в НСО обеспечена опережающая динамика основных социальных и экономических показателей по сравнению с РФ.

В 2009 г. влияние мирового финансово-экономического кризиса проявлялось несколько мягче, чем в других регионах и России в целом. В основе этого лежат достаточно органичная структура экономики, сравнительно благоприятные условия функционирования экономических субъектов и высокий уровень предпринимательской активности, что является результатом усилий органов власти и бизнеса в предкризисный период.

300-£50 ■

\ZA

l-1 109

Бало&ьи регноналньй продукт

Объем

■!■ FA- IIIJK Н Н Ü ГО

пронюдстеа

□ Новосибирская область ■ Российская Федерация

Рис. 1. Темп прироста основных показателей по Новосибирской области и Российской Федерации (2009 г. в % к 1999 г., в сопоставимой оценке) [2]

Стабилизации ситуации в НСО способствовала реализация конкретных мер противодействия финансово-экономическому кризису в важнейших сферах экономики, мер по обеспечению эффективной занятости и сохранению доходов населения, выполнение в полном объеме социальных обязательств государства.

В 2009 г., как и в предыдущие годы, основные социально-экономические показатели были выше соответствующих среднероссийских значений:

- индекс валового регионального продукта - 96% (по России - 91,5%);

- индекс промышленного производства - 95% (по России - 88,5%);

- индекс производства продукции сельского хозяйства составил 109% (по России - 100,5%);

- индекс реальной заработной платы - 97,3% (по России - 96,6%);

2009-й год явился своеобразной проверкой политики и управленческих решений, реализованных на протяжении предыдущего периода деятельности органов государственной власти области. Сложившаяся система управления обеспечила устойчивое функционирование социально-экономической системы, выполнение всех социальных обязательств, проявила способность адаптации к усложнившимся условиям, оперативного решения новых задач.

В результате последовательной модернизации экономической политики в последние годы НСО демонстрировала высокие темпы роста в промышленности, сельском хозяйстве, торговле; увеличились инвестиции в реальный сектор экономики; возросли реальные доходы населения; улучшились финансовые показатели предприятий и организаций, что способствовало росту доходной базы региона; начался процесс технологического обновления и освоения производства конкурентоспособной продукции. Начиная с 2001 г. по 2008 г. объем ВРП НСО увеличился более чем в 2 раза (в сопоставимых ценах); среди регионов СФО такие же быстрые темпы экономического роста продемонстрировала только Омская область. Объем ВРП в 2009 г. по оценочным данным составил 461 млрд руб. и снизился по сравнению с 2008 г. в сопоставимой оценке на 4% (оценка изменения ВРП РФ - 96% к уровню 2008 г.). В производственной структуре ВРП в 2009 г. на долю промышленного производства приходится 23%, торговли - 19,6%, транспорта и связи - 14,5%, сельского хозяйства - 6,7%, строительства - свыше 5%. В сфере общественных услуг формировалось более 30% ВРП. Малый бизнес составляет 18%.

■ ВВП млрд.рублей

"Индекс физического объема по Новосибирской области, % 1999 году "Индекс физического объема по РФ, в % к 1999 году

113,7 .¡110,6

о ж о

я

S

ж

о

Ti

isa

и

^

w о

2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Рис. 2. Валовый региональный продукт

л 1

о •<

ей И

К

о

ас ££

к ё о ас о м

Сформировавшиеся в НСО в предыдущие годы высоко диверсифицированная экономика, благоприятный деловой климат, уровень предпринимательской активности, реализованные в 2009 г. основные проекты, программы и мероприятия, нацеленные на достижение нового качества развития экономической и социальной сферы, позволили в условиях влияния мирового финансово-экономического кризиса сохранить в 2009 г. опережающие среднероссийский показатель роста ВРП НСО.

Однако, экономический кризис 2008 г. все же внес свои негативные коррективы, в частности, в динамику промышленного производства: в конце 2008 г. - начале 2009 г. максимальный спад составил 7-10% в месяц от соответствующего периода предыдущего года. Как и у ряда других регионов-«середняков», темпы промышленного спада в НСО довольно умеренные, поскольку прежняя еще советская машиностроительная специализация Новосибирска уже была подорвана кризисом конца 1990-х гг. и риски нового кризиса для региона оказались меньше.

Важную роль в экономике области играет агропромышленный комплекс - сельское хозяйство (далее с/х), специализирующееся на производстве зерна и мясомолочном животноводстве. По объему валовой с/х продукции НСО входит в первую десятку субъектов РФ. В СФО по выпуску продукции с/х НСО занимает 4-е место после Алтайского края, Омской области и Красноярского края. Доля продукции с/х НСО в СФО составляет около 14%. Агропромышленный комплекс НСО в 2009 г. продолжал наращивать объемы производства и являлся наиболее стабильной отраслью экономики. За 2009 г. объем валовой продукции составил 53 млрд руб. с индексом производства 108,3%.

Ситуация в сельском хозяйстве региона может быть оценена как стабильно-положительная. Вместе с тем сохраняются проблемы, связанные с ростом конкуренции на рынке сельхозпродукции, недостаточным развитием рыночно-сбытовой инфраструктуры, ухудшением условий кредитования, сокращением кредитных ресурсов и притока инвестиционных ресурсов.

Что касается социальной политики, то несмотря на трудности в преодолении негативных инерционных тенденций в социальном развитии, которые проявлялись в 1990-е гг. и на рубеже веков, с 2001 г. НСО стала показывать в целом положительную динамику качества жизни населения и постепенное приближение к средним значениям по РФ. Улучшение демографической ситуации стало результатом целенаправленных комплексных усилий по повышению уровня и качества жизни населения. Улучшение качества жизни, реализация заявленных органами власти всех уровней мер по поддержке семьи и укреплению семейных ценностей обеспечили существенное повышение рождаемости. Качественное улучшение медицинского обслуживания, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, расширение практики профилактической медицины создали условия для фактического снижения смертности населения.

В условиях 2009 г. удалось сохранить зафиксированную в годы экономического роста НСО тенденцию опережающего роста реальных располагаемых денежных доходов населения по области в сравнении с РФ (НСО - 101,7%, РФ - 100,7%).

В 2009 г. среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 11,3% и составили 14 293,00 руб., на 9,4% превысив критерий обеспеченности - минимальный потребительский бюджет (13 069,00 руб.). Продолжилась тенденция их роста: с 2000 по 2009 г. они возросли в 11,5 раза.

Покупательская способность денежных доходов населения в расчете на среднегодовую величину прожиточного минимума возросла в 2,6 раза и сохранилась на уровне 2008 г.

Темп роста номинальной заработной платы в области превысил общероссийский показатель (108,2% и 107,9%, соответственно). Продолжена тенденция сближения уровней оплаты труда в НСО и РФ. По предварительной оценке среднемесячная заработная плата составила 17 тыс. руб.

В 2009 г. удалось удержать уровень инфляции ниже прогнозируемых целевых параметров. Индекс потребительских цен в НСО в декабре 2009 г. составил 108,17% к декабрю 2008 г. (по РФ - 108,8%). Темпы роста номинальной среднемесячной заработной платы опережали темпы инфляции. Реальная заработная плата практически сохранена на уровне 2008 г. (97,3%). Это выше индекса реальной заработной платы по РФ в целом.

Реализация мер по совершенствованию и повышению оплаты труда работников организа-

г

ций бюджетных учреждений, обеспечили за последние десять лет рост заработной платы в отраслях бюджетной сферы более чем в 16 раз. В 2009 г. заработная плата в отраслях бюджетной сферы существенно возросла (по оценке в 2009 г. прирост по сравнению с 2008 г. составил в здравоохранении и предоставлении социальных услуг 21,1%, в образовании - 20% и культуре и спорте - 29,5%).

НСО традиционно занимает лидирующие позиции по вводу жилья среди регионов СФО. В 2009 г. за счет всех источников финансирования в области введено более 1,2 млн м2 общей площади жилых домов - это самый высокий показательно по СФО. Доля индивидуального жилищного строительства составила 28% в общем объеме введенного жилья. За десять последних лет жилищный фонд области увеличился на 8 млн м2. Начиная с 2006 г. ежегодный ввод жилья составляет более 1 млн м2, это в 2,5-3 раза больше объема вводимого жилья до 2000 г.

Строительный сектор, являющийся одним из приоритетных направлений области, показывает высокие результаты работы за последние годы, включая докризисный 2008 г. В 2009 г. объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», составил 28,2 млрд руб., или 52,1% в сопоставимых ценах к уровню 2008 г. Более 46% от общего объема строительного подряда выполнено крупными и средними организациями. В целом объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», в 2010 г. составил 36,12 млрд руб., или 113,6% к уровню 2009 г.

Начиная с 2009 г., развитие потребительского рынка исследуемого региона характеризуется замедлением темпов. В условиях кризиса торговля оказалась одной из наиболее уязвимых отраслей экономики по причине высокой зависимости от доступности и стоимости привлеченных финансовых ресурсов. Дефицит ликвидности и высокие банковские ставки сказались на рентабельности уже существующих сетей и на объемах нового строительства. Сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения, доступности потребительского кредитования, а также изменение структуры потребления населения, свойственное кризисным периодам, привело к снижению потребительского спроса, уменьшению стоимости одной покупки и, как следствие, падению розничного товарооборота.

Оборот розничной торговли в 2009 г. составил более 275 млрд руб., что в сопоставимой оценке на 7,8% меньше, чем в 2008 г. Более половины оборота формировалось за счет реализации непродовольственных товаров - 57%, доля продовольственных составила 43% (в

2008 г. - 59,4% и 40,6% соответственно). В целом в 2009 г. оборот розничной торговли будет на 5 % ниже, чем в 2008 г. (по РФ - на 6%).

Новосибирская область лидирует среди регионов СФО по показателю оборота розничной торговли непродовольственными товарами в расчете на одного жителя (НСО - 48,9 тыс. руб., в СФО - 35 тыс. руб.), что свидетельствует о расширении экономических возможностей и повышении уровня жизни населения, а также сохранении высоких позиций области как торгового центра Сибирского региона.

В целях снижения негативного влияния финансового кризиса на экономику области был разработан комплекс антикризисных мер, продолжение реализации которых в 2011 г. будет способствовать стабилизации ситуации на предприятиях торговли и общественного питания. Продолжится открытие новых высокотехнологичных торговых объектов с развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами, что позволит поддерживать высокий уровень обслуживания населения области и создать дополнительные рабочие места.

Несмотря на снижение инвестиционной активности, в 2009 г. в области не зафиксировано масштабного замораживания инвестиционных процессов. Это позволило получить инвестиции в основной капитал на уровне 90 млрд руб. с индексом физического объема 72% относительно уровня 2008 г. Средний темп роста инвестиций за десятилетний период с учетом показателей

2009 г. превышает аналогичные показатели по РФ и СФО. Несмотря на общее снижение индекса инвестиций в основной капитал по 2009 г. средний показатель за 2000-2009 гг. превышает российский уровень и данные по СФО (НСО - 117,40%, СФО - 112,70%, РФ - 109,70%).

Снижению индекса инвестиций способствовало завершение крупных инвестиционных проектов, обеспечивающих стремительной рост данного показателя в предыдущие годы; а также сокращение инвестиционных программ в строительстве коммерческой и жилой недвижимости, сокращение и удорожание ипотеки, снижение платежеспособного спроса населения на жилье, сокращение кредитования банками строительных организаций.

О ¡□С О

Я

К

^

¡□С >

О Т

К

¡=1

та

>■

Ьс1 О

л ¡

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

PQ •<

PLh

l=¡

S

t-ч

О

Ч

н s

s

о И о

M

СТ5

В большей степени снижение происходило за счет таких отраслей как транспорт (61%), добыча полезных ископаемых (54%), металлургия (26,2%), торговля (25%), строительство (23%).

В то же время сохранялась инвестиционная активность в таких важных для экономики области видах деятельности, как транспортные средства (более чем в 2 раза), предоставление коммунальных услуг (150%), производство электрооборудования (125%), связь (85%) и сельское хозяйство (83%).

Важнейшим инструментом инвестиционной политики области, который дает серьезные конкурентные преимущества в привлечении внешних инвесторов, является развитие индустриальных и технологических парковых зон, таких как Промышленно-логистический парк (ПЛП). Это обеспечивает реализацию принципа одного окна при выделении земельных участников и согласовании технических условий на размещение новых производственных объектов на территории, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой, а также привлечение необходимых средств для строительства инфраструктурных объектов.

Таким образом, для усиления и стабилизации позитивной динамики экономического роста в НСО, достигнутой в последние годы, и возвращения себе статуса одного из наиболее динамично развивающихся и прогрессивных регионов России, отвечающего вызовам XXI в., необходимы:

- наличие долгосрочной стратегической программы действий, воплощенной в детальных инвестиционных проектах, региональных целевых программах и системах мероприятий;

- существенное совершенствование системы регионального управления, так чтобы она была способна реализовать поставленные задачи;

- эффективное взаимодействие власти, бизнеса, науки и институтов гражданского общества, нацеленное на реализацию стратегических планов регионального развития.

Важнейшей составной частью разработки стратегии долгосрочного развития НСО является оценка стартовых условий, конкурентных позиций и специфических особенностей данного региона, выделяющих его среди остальных субъектов РФ, расположенных на территории СФО. Результаты анализа социально-экономического положения региона представлены в таблице.

Таблица

SWOT-анализ социально-экономического положения Новосибирской области

Сильные стороны

1) высоко диверсифицированная экономика, благоприятный деловой климат и положительная динамика предпринимательской активности;

2) благоприятное географическое расположение области с хорошим автомобильным и железнодорожным сообщением, на пересечении стратегических транспортных коридоров международного значения и транзитных маршрутов;

3) превращение области в транспортно-логистический узел;

4) статус центра СФО и развитая институциональная структура федеральных и региональных государственных органов;

5) близость к государствам азиатского континента, к субъектам РФ, добывающим углеводородное сырье и производящим электроэнергию;

6) наличие производственных площадей и земельных участков;

7) устойчивый спрос на продукцию обрабатывающей промышленности (в первую очередь - машиностроения);

8) наличие отдельных конкурентоспособных на мировом рынке производств;

9) развитый сектор финансово-кредитных, страховых, консалтинговых услуг, развитый потребительский рынок;

10) положительный опыт реализации ряда инвестиционных проектов (Mars, Coca Cola, VEKA, IKEA и др.);

11) стабильный инвестиционный рейтинг «Эксперт РА» 2В (средний потенциал - умеренный риск);

12) стабильное улучшение демографического показателя и качества жизни населения (низкий уровень безработицы, рост номинальной заработной платы и т.д.);

13) развитая система социальной поддержки населению (кадровое, профессиональное обеспечение, медицинское обслуживание и т.д.);

14) развитая система образования и прогрессивная научная база.

Слабые стороны

1) удаленное положение относительно важных центров РФ, Европы и мира;

2) невыгодная преимущественно импортозамещающая специализация промышленности области, отсутствие значимых экспортных отраслей;

3) область небогата полезными ископаемыми, востребованными мировым рынком;

4) неконкурентоспособность отдельных отраслей производства, как на внешнем, так и на внутреннем рынке;

5) неразвитость механизмов экспорта инновационной продукции;

6) отсутствие действенных систем сертификации и контроля качества экспортной и импортной продукции;

7) высокая степень износа производственных фондов предприятий-экспортеров;

8) недоступность долгосрочных кредитов для большинства участников ВЭД и высокая стоимость краткосрочных;

9) недостаточный уровень развития инфраструктуры ВЭД;

10) высокие экспортные тарифы на железнодорожные перевозки;

11) длительность и сложность согласительных процедур при реализации инвестиционных проектов;

12) более высокая инвестиционная привлекательность «сырьевой экономики» и торговли по сравнению с «экономикой знаний» и обрабатывающей промышленностью;

13) высокие риски проектов по производству инновационной продукции;

14) несовершенство законодательства в сфере коммерциализации научных разработок;

15) большая имущественная дифференциация населения.

Окончание таблицы

Возможности

1) эффективное использование геополитического и географического положения города в Азии;

2) географическое положение (наличие рынков сбыта), природно-климатические условия, а также наличие сырьевых ресурсов позволяют организовать конкурентоспособное производство в АПК;

3) использование статуса Новосибирска как центра СФО для привлечения инвесторов;

4) масштабное и системное привлечение инвестиций в экономику области при реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности;

5) повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг предприятий области на основе развития высоких технологий и инноваций, формирования традиционных и новых брендов;

6) развитие области как региона-лидера, специализирующегося на производстве сельскохозяйственной продукции с применением современных агротехнологий и передовых методов управления;

7) интеграция производственного и сельскохозяйственного комплексов НСО в глобальную экономику (выход на международные стандарты качества и производительности);

8) создание бренда для традиционных товаров НСО и продвижение на его основе продукции местных производителей на глобальные рынки сбыта;

9) расширение рынка продукции местных производителей, предназначенной для производственно-технических нужд (особенно инвестиционного назначения);

10) увеличение экспорта наукоемкой продукции, высоких технологий и инновационных продуктов по мере реализации инновационного сценария развития области;

11) увеличение экспорта продовольственных товаров за счет повышения эффективности АПК региона;

12) увеличение экспорта природных ресурсов и продукции их переработки;

13) увеличение импорта оборудования, строительных материалов по мере технического перевооружения предприятий, строительства новых производств;

14) рост внешнеторговых потоков по мере совершенствования инфраструктуры ВЭД;

15) создание технопарков, промышленных, логистических зон, в перспективе - особой экономической зоны технико-внедренческого типа;

16) привлечение иностранных инвесторов к формированию технологических кластеров, реализации программ организации производства наукоемкой продукции (силовая электроника, приборостроение, биотехнологии, информационные, строительные технологии и т.д.);

17) активизация механизмов государственно-частного партнерства, государственных заказов при реализации инвестиционных проектов, включение области в программы долгосрочного развития крупных транснациональных компаний и финансовых групп;

18) совершенствование инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности;

19) вывод экономики из теневого сектора;

20) совместное осуществление масштабных экономических проектов с ближайшими регионами;

21) развитие туристического и культурно-досугового бизнеса;

22) высокий промышленный, научно-технический, образовательный и кадровый потенциал;

23) качественное улучшение медицинского обслуживания, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, расширение практики профилактической медицины создают условия для фактического снижения смертности населения

Угрозы

1) рост доли импортной продукции в структуре продаж и свертывание соответствующих отечественных производств;

2) опережающий рост торговых потоков по сравнению с темпами развития инфраструктуры ВЭД;

3) «утечка технологий» за рубеж вследствие незащищенности интеллектуальной собственности при осуществлении экспортных поставок наукоемкой продукции;

4) ограничение доступа на внешние рынки сбыта отдельных товаров (в т.ч. инновационной продукции) вследствие изменения экономической, политической конъюнктуры;

5) нелегальный ввоз товаров народного потребления («серый» импорт);

6) усиление межрегиональной конкуренции за привлечение товаропотоков;

7) неготовность основной массы местных производителей к международной конкуренции, а также к ее усилению в случае вступления России в ВТО;

8) отсутствие стимулов для превращения «несырьевого» сектора экономики в привлекательный для иностранных инвесторов;

9) недостаточные для масштабного освоения инвестиционных ресурсов темпы развития инфраструктуры (транспортной, деловой и пр.);

10) усиление межрегиональной конкуренции за инвестиционные ресурсы (в т.ч. благодаря созданию ОЭЗ в ряде субъектов РФ);

11) невысокие международные инвестиционные рейтинги РФ в целом;

12) отток из города способной творческой молодежи;

13) рост нелегальной миграции;

14) ухудшение экологической обстановки

О Ш О

Я К И

СП

>

О Т

К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¡=1

•по

>■

ьа о

В целом проведенный SWOT-анализ позволяет сделать следующий вывод: хотя и не по каждому отдельному направлению развития экономики, социальной сферы, ресурсному обес-

1

Ц ||

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к

печению, исследованная нами Новосибирская область сможет занять лидирующее место в масштабах Сибири в долгосрочной перспективе, тем не менее принципиально важна именно совокупность всех потенциальных точек ее роста. Именно взаимосвязанность и взаимная дополняемость всех потенциальных источников роста (ресурсы; территория; достигнутый уровень, структура и перспективы производства; научно-образовательный потенциал и др.) существенно повышают общую конкурентоспособность области и дают ей шанс на возрождение и быстрое развитие в новом тысячелетии.

Литература

[1] Официальный сайт малого и среднего предпринимательства Новосибирской области ЬШ:р://твр^о.шМо.рЬ|р?1(С=612.

[2] Официальный сайт Министерства экономического развития Новосибирской области http://economnso.ru.

О

щ

о

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.