УДК 378
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-СИРОТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА
Е.Б. МИКЕЛЕВИЧ
Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Введение. Актуальность исследования вопросов, связанных с социализацией сирот, их интеграцией в общество обусловлена рядом детерминирующих факторов, среди которых не только степень изученности заявленной проблематики в рамках существующих психолого-педагогических и социологических исследований, но и динамика социально-экономических преобразований модернизационного характера в Республике Беларусь, ориентированность самого общества по отношению к детям-сиротам. Данная проблема всегда была актуальной и представляется с наибольшей остротой в ситуациях серьезных социально-экономических перемен, когда воспитанники сиротских учреждений оказываются чрезвычайно уязвимыми. Их скудный, а нередко и негативно ориентированный, социальный опыт вызывает эффект социальной некомпетентности, выражаемый в возникающем и сложнорешаемом противоречии между имеющимся у сирот опытом и той или иной реально складывающейся жизненной ситуацией. Это, как правило, приводит к тому, что далеко не все сироты успешно преодолевают барьер вхождения во взрослую жизнь, находят свое место в обществе, могут оптимально функционировать среди других людей, то есть, оказываются социально дезадаптированными и, следовательно, нуждаются в поддержке.
Проблемы сиротства рассматриваются в исследованиях таких авторов, как Л.С. Алексеева, В.И. Брутман, С.А. Воскобойникова, М.А. Галагузова, И.Ф. Дементьева, М.О. Дубровская, В.К. Зарец-кий, Т. И.Комиссаренко, М.Н. Лисина, А.А. Лиханов, А.Ю. Мароко, Л.Я. Олиференко, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Е.И. Цымбал, А.Б. Холмогорова. Изучение факторов, нарушающих процесс социального становления подрастающего поколения и приводящих к дезадаптации личности (в том числе воспитанников сиротских учреждений), а также определение основных направлений помощи дезадаптированной молодежи осуществлено в работах Б.Н. Алмазова, А.Г. Амбрумовой, Л.Л. Бергельсона, М.И. Буянова, Г.А. Гусева, E.H. Дзятковской, A.A. Деркач, А.И. Захарова, Е.А. Крюковой, A.A. Налчаджян, В.А. Никитина, Р.В. Овчаровой, A.A. Реана, М.Г. Садовского, Л.М. Шипицыной. Вместе с тем, в исследованиях упомянутых авторов недостаточно внимания уделено вопросам социализации сирот в рамках вузовской образовательной среды. Многие аспекты последствий семейной депривации рассматриваются в отношении более ранних возрастных категорий - в рамках периодизации детства. Сама же социализация сирот в процессе получения ими профессионального образования до сих пор остается сферой малоизученной. Вместе с тем, актуализируемая направленность исследуемой проблематики требует своего пристального рассмотрения, поскольку одним из этапов жизненного цикла, где проявляются трудности социального становления сироты, является период обучения в учреждении высшего образования. Здесь большинство студентов-сирот испытывают трудности на этапе адаптации к обучению в университете, не в состоянии без поддержки взрослых решить многие проблемы (обустройство быта, составление и соблюдение бюджета, отстаивание своих юридических прав, налаживание коммуникаций в новой среде).
Сравнительно-сопоставительный анализ существующих исследований, научно-методических разработок и сложившейся социальной практики свидетельствует о том, что специфичность потребностей и проблем личности, сформировавшейся в условиях семейной депривации, требует действенных, адекватных ситуации способов сопровождения и поддержки на этапе обучения в учреждении высшего образования.
Основная часть. В рамках существующей социальной практики известны достаточно действенные сложившиеся модели поддержки сирот, отличающиеся высокой степенью участия государства, разнообразием социальных услуг и видов помощи [1, с.8]. Анализ тенденций развития и содержания помощи сиротам в зарубежных странах свидетельствует о преобладании семейных форм устройства и воспитания осиротевших детей, так как система воспитания в школах-интернатах и детских домах готовит личность, не в достаточной мере адаптированную к новым условиям. Неумение адаптироваться и находить свое место в жизни приводит молодых людей к попыткам самоутвердиться в криминальной среде [2, с.24].
В ходе разработки и дальнейшего развития эффективной модели попечения сирот в Республике Беларусь развиваются и совершенствуются альтернативные формы воспитания детей, находящихся в детских учреждениях: опекунская семья, приемная семья, гостевая семья, замещающая семья, детский дом семейного типа, патронатное воспитание, национальное усыновление, международное усыновление, детская деревня. Понимание сложностей социализации данной категории привело к разработке и совершенствованию законодательства по обеспечению социальных льгот и гарантий. Декрет №18 от 24 ноября 2006 года «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» был принят в целях обеспечения прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей за воспитание детей
[3].
Сироты, в силу их особого социального положения, более других молодых людей подвержены негативному воздействию общественных процессов. Известно, что отсутствие полноценного семейного воспитания приводит к нарушению социализации, и, как следствие, к осложнениям вхождения в новую среду и освоения социальных ролей. Действительность приводит к тому, что сирота адаптируется к жизненному и образовательному пространству стихийным образом, путем проб и ошибок.
Становление Я-концепции сирот обусловлено рядом специфических факторов: сенсорная и социальная депривация, разрыв с семьей. Отсутствие положительного влияния семьи является критическим фактором их психического развития. Именно поэтому одной из основных тенденций современной педагогической практики стал выход на первый план вопросов поддержки личности, содействия ее развитию, становлению и самореализации [4, с.360].
В университет приходят сироты, являющиеся зачастую носителями отрицательных характеристик: низкий уровень бытовой адаптации; отсутствие обширной сети контактов и референтных групп для коммуникации; узкая база поведенческих моделей реагирования на ситуацию; отсутствие семейно-ролевой модели воспитания; некорректно сформированная трудовая мотивация, последствием которой выступает проблема иждивенчества; отсутствие индивидуально-личностного пространства как результат проживания в замкнутых условиях интернатных учреждений; феномен общественной собственности как следствие коллективного характера бытия; гиперопека со стороны коллектива интернатного учреждения, нивелирующая сферу принятия индивидуальных решений воспитанников до минимума [5, с.8].
Социальные проблемы осложняются непростыми возрастными процессами юношеского этапа, который, как отмечал Л.С. Выготский, «по общему смыслу и по основным закономерностям ... составляет скорее начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное звено в цепи периодов детского развития». Интенсивное развитие физического и умственного потенциала личности, повышение работоспособности и динамика активной продуктивной деятельности как возрастные характеристики определяют сложность данного периода [6]. В социально-психологическом аспекте, как отмечает И.А. Зимняя, студент отличается наиболее высоким уровнем познавательной мотивации, активным потреблением культуры, высокой социальной и коммуникативной активностью, гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости [7]. Это определяется индивидуальными и вариативными особенностями становления и структурирования интеллекта личности [8, с.49]. Ведущей жизненной интенцией на данном возрастном этапе выступает экзистенциональное стремление к самоопределению. Этот главный жизненный ориентир задает феноменологию индивидуального опыта, содержание и динамику личностного развития, когда молодой человек решает, кем он хочет стать в культуре, но еще не знает в полной мере, каким ему быть для себя самого. Он должен создать, сформировать себя как личность. Складываются основные компоненты личности - характер, направленность, мировоззрение, самосознание как целостные системные образования. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления юноши или девушки в самостоятельную жизнь [9, с.187].
Возникает закономерный вопрос: как данные возрастные характеристики проявляются у студента-сироты? Интервьюирование студентов-сирот позволило определить отсутствие ли размытость жизненной перспективы. Психолого-педагогическая наука рассматривает жизненную перспективу как сложное системное образование - совокупность обстоятельств и условий жизни, создающих для личности возможность оптимального жизненного продвижения. Жизненная перспектива определяется как системное представление личности о будущем, включающее в структуру когнитивный (система жизненных целей и планов), эмоционально-ценностный (переживание отношения к будущему, система ценностных ориентаций) и деятельностный (решения и поступки) 52
компоненты. Процесс формирования жизненной перспективы основывается на интеграции в психолого-педагогической деятельности внутренних и внешних условий становления жизненной перспективы личности в ее целостных отношениях с окружающей действительностью. Под внешними условиями понимаются опосредованные отношения личности с миром: природой, человеком, культурой, обществом [10, с. 68]. Отсутствие или размытость жизненной перспективы является важнейшим фактором недостаточного структурирования целей, действий, способствует спонтанности и необдуманности принимаемых решений, не позволяет выделить генеральную линию развития, объясняет противоречивость мотивов.
Выявлены такие особенности социального опыта студентов-сирот, свидетельствующие об их дезадаптации: приземленность, бедность, связанность ценностей и идеалов с проблемами ближайшего общения и повседневной жизнью; недостаточная социальная компетентность, низкий уровень развития социальной самоидентификации (размытость и неясность содержания образа социального «Я»), неадекватная (в большинстве случаев - завышенная) самооценка; часто низкий культурно-образовательный уровень; недостаточная выраженность представлений о собственных умениях, интересах; ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с повседневной жизнью, учением, выполнением различных правил поведения; отсутствие адекватных представлений о будущем, чувство страха и неопределенности перед ним; особая внутренняя позиция, выражающаяся в отсутствии стремления к самостоятельности, к ответственности за свои поступки, перенос ответственности при решении сложных внутренних проблем на окружающих людей; неумение контролировать и регулировать свое поведение, продуктивно взаимодействовать с другими людьми.
Минимизировать последствия сиротского статуса призвана система социальных гарантий для данной категории в области образования, здравоохранения, трудоустройства, получения жилья. Существующие льготы выполняют социальные функции поддержки гарантий, однако не способствуют мобилизации личностных ресурсов сироты, определяют развитие иждивенческих мотивов, крайней формой которых является игнорирование общих требований, обязательных для выполнения остальными студентами. Позиция «Мне должны.», «Меня все равно не накажут, так как я сирота» способствует осложнению отношений между сиротами и другими студентами.
Размер государственных выплат на питание и приобретение необходимых вещей достаточный для обеспечения достойного уровня жизнедеятельности и сопоставим (а часто и превосходит по размерам) с теми суммами, которые получают другие студенты от родителей. Однако неумение планировать бюджет приводит к нерациональному использованию средств, характерной чертой большинства сирот является малообдуманное, неграмотное растрачивание денег.
Восприятие сирот студенческой общественностью толерантно, несмотря на констатацию некоторого неравенства в статусах. Большинство студентов с пониманием относятся к сокурсникам-сиротам, готовы оказать им необходимую поддержку, выстраивать с ними системные личностные взаимоотношения.
Наиболее типичной ошибкой специалистов, работающих с сиротами в условиях университета, является замена профессионализма эмоциональным отношением. Это не позволяет четко увидеть проблему и найти ее оптимальное решение. Специалисты часто прибегают к сниженным требованиям по отношению к студенту-сироте вследствие жалости, стремясь компенсировать издержки жизненной ситуации, не имея возможности при этом оценить пагубность данного подхода. В такой ситуации закрепляется ущербность личности студента-сироты, не активизируется система личностных потенциалов, и, как следствие, не происходит развитие личности, не формируется опыт положительного самостоятельного преодоления затруднительных ситуаций. Образовательная среда университета может быть фактором успешной социализации студентов-сирот только в том случае, если она содействует развитию позиции активного субъекта жизнедеятельности, стимулированию процессов саморефлексии (переосмыслению своего социального опыта с позиции нового знания).
Социально-педагогическая и психологическая поддержка в совокупном единстве всех своих сторон представляет собой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи студентам-сиротам в решении их проблем в среде жизнедеятельности. В структуре поддержки можно выделить социальную, психологическую и педагогическую составляющие. Социальная составляющая связана с соблюдением социальных гарантий студентов-сирот, предусмотренных законодательными актами. Психологическая включает в себя психодиагностику, психопрофилактику и психокоррекцию студентов-сирот. Педагогическая составляющая предполагает
деятельность по созданию условий для самореализации в ходе профессионализации и педагогическую коррекцию данного процесса.
Социально-педагогическая поддержка представлена двумя формами (групповой и индивидуальной) и строится на принципах признания ценности студента-сироты как личности; признания студентов-сирот субъектами права.
Система социально-педагогической поддержки должна быть ориентирована на конечную цель - помочь студентам-сиротам в саморазвитии, самореализации и овладении профессионально значимыми качествами. При этом методологической основой процесса реализации должны выступать:
-аксиологический подход, в рамках которого человек рассматривается в контексте ценностей межличностных взаимодействий и деятельности социальных учреждений;
-системный подход, позволяющий рассматривать социально-педагогическую поддержку студентов-сирот как взаимосвязь входящих в него компонентов;
-личностно-деятельностный, рассматривающий деятельность как условие для развития и саморазвития личности студента-сироты;
-диалогический подход, состоящий в том, что деятельность преподавателя и студентов-сирот развивается в условиях межличностных взаимоотношений, построенных по принципу диалога.
Заключение. Актуальной задачей современного высшего образования становится не только обеспечение разностороннего развития личности студентов-сирот, их профессиональная подготовка, но и создание условий для полноценного обогащения социального опыта и адаптации в обществе.
Разработка и реализация определяемых системных регулятивов предполагает учет:
- психолого-педагогических оснований происходящих процессов в рамках рассматриваемой Я-концепции;
- многофакторной и динамичной природы формирования и развития процесса социализации студентов-сирот;
- специфики осуществления интеграции студентов-сирот в рамках вузовской образовательной среды;
- плюрализма методологических подходов в реализации системы социально-педагогической поддержки.
Анализ причин, вызывающих социальную дезадаптацию сирот позволяет не только увидеть конструктивные возможности социально-педагогического решения проблемы, но и вооружить психолого-педагогическую практику новыминструментарием педагогического влияния, разработать механизмы ресоциализации студентов-сирот в образовательной среде учреждения высшего образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шелег, Л.А. Показатели эфффективной постинтернатной адаптации детей-сирот / Л.А. Шелег // Аду-кацыя i выхаванне. - 2007. - №11. - С.3-8.
2. Михневич, Т.П. Постинтернатная адаптация выпускников детских интернатных учреждений: проблемы и пути их решения / Т.П. Михневич, Л.А. Шелег // Сацыяльна-педагапчная работа. - 2006. - №1. - С. 21-25.
3. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.
4. Жилина, Л.А. Модель социально-педагогического сопровождения студентов-сирот в условиях вуза / Л.А. Жилина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2008. - № 54. - С. 357-360.
5. Шоканова, Д.Ч. Социализация детей-сирот в условиях приемной семьи (социологический анализ) : ав-тореф. ... дис. канд. социол. наук: 22.00.01 / Д.Ч. Шоканова ; Белорусский государственный университет.-Минск, 2012.- 26 с.
6. Выготский, Л.С. Проблема возраста // Собр. Соч.: В 6 т. Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с. - С. 255.
7. Зимняя, И.И. Педагогическая психология. / И.И. Зимняя. - М.: Логос, 1999. - 384 с.
8. Ситаров, В.А. Психологические особенности студенческой молодежи с различным уровнем самореализации в обучении / В.А. Ситаров, А.И. Шутенков, Е.Н. Шутенко // Вестник высшей школы Almamater. -2008. - №7. - С. 49-54.
9. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2001 - 224
с. 54
10. Самсоненко, Л.С. Особенности формирования жизненной перспективы личности в раннем юношеском возрасте / Самсоненко Л.С. // Вестник развития науки и образования. - 2009. - №3. - С.67-71.
11. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
FEATURES OF SOCIALIZATION OF ORPHAN STUDENTS IN EDUCATIONAL
SPACE OF UNIVERSITY
E.B. MIKELEVICH
Summary
In article features of process of socialization of orphan students in the conditions of the high school educational environment, some characteristics of relationship in dyads «the orphan student - other students», «the orphan student - the staff of university» are considered. The author presented the analysis of theoretical and practical approaches to the organization of social and pedagogical support of this category of the student's youth which account will promote its effective socialization.
© MHKeneBHH E.E.
Поступила в редакцию 15 августа 2012г.