SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4/2), April, 2023
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ
В статье рассматривается вопросы социализации личности как процесс формирования личности в определенных социальных условиях, также социальные отклонения существующие в каждом обществе, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Ключевые слова: личность, социализация, социальное отклонение, субкультура, девианты.
The article examines the issues of personality socialization as a process of personality formation in certain social conditions, as well social deviations that exist in every society, which dots not correspond to generally accepted norms are violated by them.
Keywords: personality, socialization, social deviation, subculture, deviants.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема личности - одна из актуальнейших тем современных наук, однако еще до сих пор недостаточно исследованных.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Термин 'социализация' соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.
Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в
Тураева Санобар Халимовна,
Старший преподаватель кафедры «Социальные науки» Каршинского инженерно-экономического института
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4/2), April, 2023
обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин 'социализация' применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие социализация' не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.
1.Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
2.Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
3.Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество 'оттенков серого цвета'.
4.Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин "социальное отклонение" обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.
В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4/2), April, 2023
Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т.п. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной.
Итак, можно различать два идеальных типа отклонений:
Индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
2.групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре.
Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой - поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать (в разумных пределах конечно), какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы дети.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)
1. Орвиль Г. Брим. Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация.Статья. 3.10.2014г
2. Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(4/2), April, 2023
3. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО — 2-е изд., испр... М.: Издательство Юрайт, 2019. — 124 с..
4. Иванова Д. В. Социология: теория, история, методология.2019 г.
5. Turaeva, S. K. (2023). INTERNATIONAL SOLIDARITY IS AN IMPORTANT FACTOR IN THE PEACE AND WELL-BEING OF OUR PEOPLE. THE ROLE OF SCIENCE AND INNOVATION IN THE MODERN WORLD, 2(4), 66-70.