Научная статья на тему 'Особенности социализации детей в современной семье'

Особенности социализации детей в современной семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3277
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ СЕМЬИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ / FUNCTIONS OF FAMILY / SOCIALIZATION / FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пивоварова Ирина Валерьевна, Черепанова Вера Никаноровна

В условиях современной России основные агенты социализации находятся в кризисе. Наблюдается деформация воспитательных функций семьи, в результате чего она становится неспособной качественно выполнять свою социализирующую роль. В статье анализируются результаты социологических опросов, отражающие мнения респондентов и экспертов относительно условий, необходимых для успешной реализации воспитательной функции в процессе социализации детей в современной семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of socialization of children in a modern family

In modern Russia the main agents of socialization are in crisis. There has been a sharp decline in the educational functions of the family; it is not able to perform their socializing role. The article identifies features of socialization of children in the modern family. There are analyzed the opinions of the respondents and experts regarding the factors that facilitate and impede effective socialization in the family.

Текст научной работы на тему «Особенности социализации детей в современной семье»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). Философия. Социология. Культурология. Вып. 36. С. 125-130.

УДК 376.6

ББК 541.4

И. В. Пивоварова, В. Н. Черепанова

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

В условиях современной России основные агенты социализации находятся в кризисе. Наблюдается деформация воспитательных функций семьи, в результате чего она становится неспособной качественно выполнять свою социализирующую роль. В статье анализируются результаты социологических опросов, отражающие мнения респондентов и экспертов относительно условий, необходимых для успешной реализации воспитательной функции в процессе социализации детей в современной семье.

Ключевые слова: функции семьи; социализация; семья.

Социализация личности рассматривается учеными как фундаментальная проблема социально-гуманитарного познания. В условиях трансформации российского общества необходимость исследования проблемы социализации лишь актуализируется. Это связано, с одной стороны, с выдвижением новых требований к личности со стороны общества, с другой - с девальвацией институтов семьи и брака, разрушением системы традиционных ценностей, нарушением преемственности поколений, вытеснением и забвением отечественных культурных традиций, отвечающих за социокультурный иммунитет общества [3].

Наиболее целостную концепцию социализации содержательно раскрыл К. Маркс, определяя сущность человека «как совокупность всех общественных отношений, когда социальная среда одновременно выступает и условием, и результатом деятельности человека. Формирование человека не есть результат пассивного приспособления к социальной среде, а осуществляется в процессе его собственной практической активности. Воздействуя на окружающий мир, люди изменяют социальную среду и, вместе с тем, "свою собственную природу", развивают дремлющие в ней силы» [2].

Э. Дюркгейм подчеркивает, что биологическая природа человека - способности, страсти, импульсы, биологические функции - находятся в противоречии с социальной природой, которая формируется путем формирования ценностей, идеалов и норм. Ученый полагает, что процесс семейного воспитания должен, прежде всего, основываться на морально-нравственных правилах поведения, без которых невозможно формирова-

ние ребенка как социального существа. При этом родители должны быть подготовлены к тому, чтобы развить в ребенке такие качества личности, которые нужны обществу [3]. З. Фрейд рассматривает «личность как противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: "оно", "я" и "сверх я"». Ученый разработал концепцию «защитных механизмов», призванных обеспечить целостность и стабильность личности в процессе социализации [2]. Весьма своеобразно характеризует социализацию Ю. Хабермас - автор «критической теории социализации», по мнению которого процесс социализации не охватывает всего человека, а только часть его личности, представляющую общественную сущность индивида, специфику его характера, что обеспечивает данной личности определенные формы функционирования в обществе. Ученый подчеркивает, что нельзя рассматривать человека как однозначно направленную личность, ибо каждый человек имеет свои, не только позитивные, но и негативные отношения. Например, господствующие в системе ценности, нормы позволяют ему критически относиться к различным характеристикам социальной среды, которые не совпадают с его стремлением к самоутверждению [4].

Отечественные социологи выделяют качественно различные этапы социализации [2]. Первый - от рождения человека до формирования определенного типа зрелости. Второй - трудовой и послетрудовой. Такой подход к разделению социализации личности на этапы привел к введению в научную литературу двух основных качественно различных периодов: «первичная социализация» от рождения до формирования зрелой лично-

сти и «вторичная социализация», фактически представляющая собой становление человека в период социальной зрелости.

Таким образом, процесс социализации личности начинается в детстве в семье. В то же время российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно, что в итоге привело к кризису этого социального института [5].

С целью исследования особенностей социализации детей в современных семьях ав-

тором проведен опрос 384 жителей г. Тюмени (см. таблицу, рис. 1, 2).

Одновременно с анкетированием населения г. Тюмени автором был проведен экспертный опрос специалистов в области семейной жизнедеятельности, семейного воспитания. В качестве экспертов были выбраны представители законодательной и исполнительной власти, социальной сферы, общественных фондов, клубов, организаций, секций, кружков. Всего было опрошено 94 человека, из них 36,2 % мужчин и 63,8 % женщин.

Обратимся к результатам исследования. По мнению большинства респондентов, в

Структура выборочной совокупности

Выборочная совокупность Мужчин в воз ы (171) 44,6 % расте (лет) Женщины (213) 55,4 % в возрасте (лет)

20-29 30-44 45-59 60 и старше 20-29 30-44 45-59 60 и старше

384 чел 54 52 45 20 57 56 59 41

% 14,1 13,5 11,7 5,3 14,8 14,7 15,2 10,7

46,6

13,4

15,6

= среднее

о: среднее специальное & неполное высшее Ш высшее

Ш наличие ученой степени

Рис. 1. Образование респондентов, %

74,5

19,8

5,7

к в настоящее время не женат, не

замужем -I- никогда не был(а) женат

(замужем) ^ женат (замужем)

Рис. 2. Семейное положение респондентов, %

Рис. 3. Стиль воспитания

::: смешанный (демократич.,

авторитарн.) & затрудняюсь с ответом

= либеральный

III демократический

в семьях респондентов, %

процессе социализации детей очень важен стиль воспитания в семье (рис. 3).

Респонденты оценили стиль воспитания детей в своих семьях как демократический - 81 %, авторитарный - 8,3 %, либеральный - 5,5 %.

Эксперты в выборе предпочтительного стиля воспитания детей для их успешной социализации в семье были практически единогласны - 91,5 % указали на демократический стиль (рис. 4). По типу семейных взаимоотношений свои семьи как вполне благополучные, устойчивые, крепкие оценили 45,3 % респондентов; как сравнительно благополучные, но временами с конфликтами и сложностями во взаимоотношениях, - 50,3 % (рис. 5).

Распределение ответов респондентов показало, что в их семьях в большинстве своем,

по их мнению, царит атмосфера доброжелательности, взаимопонимания, культуры во взаимоотношениях, спокойствие и уравновешенность (рис. 6).

Эксперты, относительно благоприятной атмосферы, в которой должна реализовы-ваться воспитательная функция в семье в процессе социализации личности, указали такие условия, как любовь (85,1 %), искренность и честность (67,0 %), взаимопонимание (67,0 %). Атмосферу сдерживания, контроля, ограничений приветствуют только 33 % экспертов (рис. 7).

Чуть менее половины опрошенных (43 %) отметили среди факторов, негативно влияющих на социализацию детей в семье, личностные особенности членов семьи. Практически

2,1 6,4

йлиберальный К авторитарный Ш демократический

91,5

Рис. 4. Мнения экспертов о предпочтительном стиле воспитания в процессе социализации детей, % 3,6

:::: нестабильная,

неблагополучная а затрудняюсь с ответом

45,3

50,3 _, ■ „

= благополучная,устойчивая,

крепкая

Ш временами со сложностями, конфликтами

Рис. 5. Распределение семей респондентов по типу семейных взаимоотношений, % Доброжелательность, взаимопонимание

Культура во взаимоотношениях Спокойствие, уравновешенность Напряженность во взаимоотношениях Отчужденность Затрудняюсь с ответом

2 6

■ 2,3 ■4, 8,6 7 40,6

0 10 20 30 40 50 Рис. 6. Оценка респондентами атмосферы в своей семье, %

60

70

каждый третии респондент указал плохие ус- положить, что и респонденты, и эксперты ловия проживания и низкие доходы (29,2 % и связывают высокое материальное положение

18,0 % соответственно) (рис. 8).

с возможностью всестороннего развития ре-

Эксперты, отвечая на этот вопрос, в боль- бенка (например, в секциях, кружках и т. д.)

шинстве своем указали на плохое материаль- Этим же объясняется высокий процент «ка-

ное положение (57,4 %), личностные особен- чества жилищных условий», обуславливаю-

ности членов семьи (56,4 %) (рис. 9). Интер- щего трудности с воспитанием детей в семье.

претируя полученне результаты, можно пред- Подводя итог, автор отмечает, что семья

5,1

Любовь Благоприятный морально-... Взаимопонимание и взаимодействие Искренность и честность Сдерживание, контроль, ограничение Самостоятел ьность членов семьи

1

57,4

67

67

г - - 33

11, 7

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рис. 7. Мнения экспертов об атмосфере в семье, необходимой для успешной реализации воспитательной функции в процессе социализации детей, %

Личностные особенности членов семьи 43

Состав семьи (неполная семья) ■ Н 7 ,3 29,2

Плохое материальное положение ■ ■ 4,5

Отсутствие развитой инфраструктуры. Н 9,7

Затрудняюсь с ответом В 12

Ничего негативно не влияет ■ 9,1

0 10 20 30 40 50 Рис. 8. Мнения респондентов о негативном влиянии на социализацию детей в семье, %

Личностные особенности членов семьи Состав семьи (неполная семья) Низкое качество жилищных условий

Плохое материальное положение

Отсутствие инфраструктуры досуга (центров культуры, секций)

Несовершенная законодательная база

52, 50

45,7

6,4

57,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 10 20 30 40 50 60 70 Рис. 9. Мнения экспертов о факторах, негативно влияющих на социализацю детей в семье, %

играет важнейшую роль в воспитании ребенка и приобретении им социального опыта. Любая деформация семьи, как структурная, так и психологическая, приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Нарушение системы межличностных отношений, ценностей в семье оказывает мощное влияние на развитие личности ребёнка, приводя к различным личностным деформациям: от социального инфантилизма до

асоциального поведения.

Результаты исследования показали, что обязательными условиями благоприятной атмосферы, в которой должна реализовываться воспитательная функция в семье в процессе социализации личности, являются любовь, искренность, честность и взаимопонимание. Не менее важными в этом процессе признаются материальная стабильность семьи и жилищные условия.

Список литературы

1. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм // Социология. - М., 1995.

2. Социологическая энциклопедия. - М.: Мысль, 2003.

3. Устинова, О. В. Преодоление кризиса института семьи в России / О. В. Устинова, И. В. Пивоварова // Изв. высш. учеб. заведений. Социология. Экономика. Политика. - Тюмень, 2014.- № 1. - С. 78-82.

4. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы: пер. с нем. / Ю. Хабермас. - М.: Весь Мир, 2002. - 144 с.

5. Ustinova, O. V. Deformation of values system as a reason of demographic crisis in Russia / O. V. Ustinova // Life Science Journal. - 2014. - 11(8s). - P. 465-468.

Сведения об авторах

Пивоварова Ирина Валерьевна - кандидат социологических наук, доцент Тюменского государственного нефтегазового университета.

pivovarova_irina@mail.ru

Черепанова Вера Никаноровна - кандидат педагогических наук, доцент Тюменского государственного архитектурно-строительного университета.

veranikandrovna@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 9 (364). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 36. Pp. 125-130.

FEATURES OF SOCIALIZATION OF CHILDREN IN A MODERN FAMILY

I. V. Pivovarova

Tyumen State Oil University, pivovarova_irina@mail.ru V. N. Cherepanova

Tyumen State Architecture-Constructing University, veranikandrovna@mail.ru

In modern Russia the main agents of socialization are in crisis. There has been a sharp decline in the educational functions of the family; it is not able to perform their socializing role. The article identifies features of socialization of children in the modern family. There are analyzed the opinions of the respondents and experts regarding the factors that facilitate and impede effective socialization in the family.

Keywords: functions of family; socialization; family.

130

H. B. nueoeapoea, B. H. ^epenanoea

References

1. Durkheim E. Sotsiologiya. Yeye predmet, metod, prednaznacheniye [Sociology. Its subject matter, method, purpose]. Sotsiologiya [Sociology], Moscow, 1995. (In Russ.).

2. Sotsiologicheskaya entsiklopediya [Sociological Encyclopedia]. Moscow, Mysl', 2003. (In Russ).

3. Ustinova O.V., Pivovarova I.V. Preodoleniye krizisa instituta sem'i v Rossii [Overcoming the crisis of the family institution in Russia]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika [News of higher educational institutions. Sociology. The Economy. Politics]. Tyumen', 2014, no. 1, pp. 78-82. (In Russ.).

4. Habermas Yu. Budushcheye chelovecheskoyprirody [The future of human nature]. Moscow, Ves' Mir, 2002, 144 p.

5. Ustinova O.V. Deformation of values system as a reason of demographic crisis in Russia. Life Science Journal, 2014, no. 11 (8s), pp. 465-468.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.