УДК 376.1.
В.В. Коногоров
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В УСЛОВИЯХ САНАТОРНОГО ДЕТСКОГО ДОМА
В статье выявляются особенности социализации детей-сирот с ослабленным здоровьем в условиях санаторного детского дома.
Ключевые слова:, дети-сироты, дети с ослабленным здоровьем, социализация, социальная адаптация, целенаправленный конформизм, взаимная терпимость, ассимиляция.
PECULIARITIES OF CHILDREN’S SOCIALIZATION WITH WEAKENED HEALTH IN CONDITIONS OF SANATORIUM CHILDREN’S HOME
V V. Konogorov
Peculiarities of children-orphans’ socialization with the weakened health in the conditions of sanatorium children's home are determined in the article
Keywords, orphans, children with the weakened health, socialization, social adaptation, purposeful conformism, mutual tolerance, assimilation.
Сиротство, безнадзорность и беспризорность становятся в последнее время предметом пристального внимания государства. Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы социализации данной категории граждан. Однако при всех положительных тенденциях нельзя не отметить, что из сиротских учреждений выходят дети, не подготовленные к самостоятельной жизни в современном обществе.
Проблема социализации сирот всегда была актуальной, но особенно остро она встала в настоящее время. В ситуации серьезных социально-экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми. Негативный социальный опыт вызывает эффект социальной некомпетентности, искаженные или «ущербные отношения к миру и себе». Возникающее противоречие между имеющимся у сирот опытом и реально складывающейся ситуацией, как правило, приводит к тому, что большинство из них редко преодолевают барьер социализации и находят свое место в обществе.
Несмотря на значительный теоретический багаж и объем эмпирических исследований, процессы социализации выпускников детских сиротских учреждений в современной России требуют нового осмысления с учетом продолжающихся социальных трансформаций и изменений социальной политики в отношении данной группы граждан. Проблемы социализации
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются особой сложностью. Для включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению и обществу в целом. Таким образом, социализация детей-сирот в новых условиях и последующая интеграция в общество протекают с еще большими трудностями, чем у их сверстников из благополучных семей. Ученые отмечают, что дети-сироты являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских учреждений. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции -позиции сироты проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.
На данном этапе развития нашего общества наблюдается тенденция увеличения количества социальных сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Среди различных категорий детей-сирот выделяется особая социальная группа - дети-сироты с ослабленным здоровьем, воспитывающиеся в условиях санаторных дет-
ских домов. Проблемы социального характера жизнедеятельности таких детей усугубляются низким уровнем соматического здоровья, что является фактором, снижающим их адаптационный потенциал. Поэтому процесс социализации детей с ослабленным здоровьем затруднен. Он существенным образом зависит от норм, принятых в социальном окружении ребенка» которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник санаторного детского дома воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей с ослабленным здоровьем в обществе, что деформирует восприятие этими детьми других социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития.
Социализация в данном случае - это не столько борьба с обстоятельствами, сколько преодоление себя, способ самоутверждения, путь к свободе даже в самых сложных обстоятельствах. Сложность социализации состоит в том, что в разных сферах бытия человека оно происходит и не одновременно, и не с одинаковой интенсивностью.
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в американский психологии. В традициях этой школы понятие «социализация» рассматривается через понятие «адаптация», которое обозначает приспособление живого организма к условиям среды. Этот термин был экстраполирован в обществознание и стал означать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является приспособленность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам.
Различают следующие уровни адаптации:
Целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся человек знает, как он должен действовать, как вести себя, но, внешне соглашаясь с требованиями социальной среды, продолжает придерживаться своей системы ценностей (А. Маслоу) [5];
Взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга (Я. Щепаныкий) [6];
Аккомодация, как наиболее распространенная форма социальной адаптации, возникает на
основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных особенностей человека (Я. Щепаныкий);
Ассимиляция - приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды (Ж. Пиаже) [4].
Существуют и иные классификации уровней социальной и психической адаптации: нормальная (защитная), девиантная (отклоняющаяся) и патологическая. Таким образом, с помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социальным факторам.
Свой подход к проблеме индивидуальной помощи в процессе социализации школьников предложил А.В. Мудрик [3]. Изучая процессы становления, самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, ученый столкнулся с необходимостью оказания помощи детям, имеющим какие-либо проблемы. Все это позднее нашло свое место в разработанной в конце 80-х годов прошлого века концепции социального воспитания. Суть концепции состоит в том, что социальное воспитание, будучи составной частью социально-контролируемой социализации (наряду с семейным и религиозным воспитанием), понимается как создание условий для целенаправленного развития и духовноценностной ориентации человека. Эти условия создаются в воспитательных организациях в процессе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных и в то же время автономных сферах:
• образования;
• организации социального опыта;
• реабилитации (помощь в решении проблем, стимулирование саморазвития, опека).
Мы выделяем три сферы, в которых происходит процесс становления детей с ослабленным здоровьем: деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Речь идет о лично-стно значимой доминанте.
В первой сфере, в деятельности, происходит освоение новых социальных и профессиональных ролей и осмысление их значимости. Вклю-
чение школьников в допрофессиональную деятельность является процессом, в ходе которого происходит следующее:
- выработка критериев, обуславливающих выбор вида деятельности;
- формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;
- приобретение опыта деятельности.
Наибольшую трудность для детей с ослабленным здоровьем имеет решение первой задачи, так как у них ограничены возможности для выбора деятельности и способов ее осуществления. Социализация школьника зависит от реализации двух важнейших условий.
Первым условием является обеспечение включенности детей с ослабленным здоровьем в реальные социальные отношения, то есть возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, состоящее из объективного и субъективного компонентов. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности.
Вторым условием является самореализация школьников в процессе взаимодействия со средой. Это условие предполагает предоставление возможности ученику более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. При этом важно осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких перспектив в той деятельности, в которой он пытается себя реализовать.
Второй важнейшей сферой обеспечения социализации школьника является общение. Для воспитанника учреждения санаторного типа круг общения и его содержание значительно уже, чем здорового ребенка. В результате у ребенка с ослабленным здоровьем опыт общения носит специфический характер и направлен на решение типичных проблем образовательного
учреждения санаторного типа.
Третья сфера социализации - самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образа Я», возникающего у него не сразу. Этот образ складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием многочисленных социальных явлений [2, с.8-9].
Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я», связанная напрямую с жизненным самоопределением школьников, включает три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации, как и процесс жизненного самоопределения, предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер. Самым сложным для воспитанника образовательного учреждения санаторного типа является оценка самого себя.
Особенности, которыми характеризуется социальные отношения детей с ослабленным здоровьем, отсутствие адекватных педагогических средств часто приводят к неадекватности выбора ими жизненного пути, несоответствию их самооценки реальным возможностям, ограниченному кругу общения.
В младшем школьном возрасте важным является «как, каким образом» сделать нечто, в подростковом - «что сделать». В подростковом возрасте становится важной «авторская позиция», которая может быть выражена у подростка только в условиях педагогической поддержки. По утверждению О.С. Газмана, воспитание - это процесс приобщения к общему, должному, процесс усвоения социально-одабриваемых норм. Учитывая вышесказанное, чтобы одна позиция не противоречила другой, воспитание следует рассматривать как деятельность, направленную на создание пространства свободы, самостоятельности и ответственности. Это высказывание можно раскрыть при помощи закона часовой стрелки.
Схема 1
I
самостоятельность
Предоставляя свободу воспитаннику, мы формируем его самостоятельность, что, в свою очередь, формирует ответственность, которая
приводит к свободе. Но этот закон не срабатывает без основного механизма, каким должна быть сегодня педагогическая поддержка.
В контексте гуманистической педагогики в настоящее время разрабатывается теория и практика педагогической поддержки детей. Термин «педагогическая поддержка» используется широко и многозначно. Его, в первую очередь, связывают с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите прав детей. Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях решения детских проблем.
Под педагогической поддержкой О.С. Газ-ман, который ввел это понятие в научный обиход, понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [1, с.40].
Многие из учеников О.С. Газмана (Т. Анохина, Н. Михайлова, Т. Фролова) определяют педагогическую поддержку «как деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем...» [1, с.42].
В санаторном детском доме для всех специалистов определен круг компетенций. Психолог выявляет психологические особенности ребенка, проводит коррекционную работу, индивидуальные консультации, организует мастерские общения. Роль воспитателей в педагогической поддержке воспитанников неоценима, воспитатель -основной носитель педагогической поддержки.
Специалисты учреждения участвуют в организации и проведении малых педагогических советов, педагогических консилиумов, осуществлении контроля динамики развития личности воспитанника. Педагогическая поддержка реализуется с учетом аспекта «здорового ребенка», для чего в детском доме реализуется программа «Здоровье», которая предусматривает диагностику, лечение и профилактику заболеваний, встречи с ведущими специалистами различных медицинских учреждений (например, СПИД-центра), проводятся массовые спортивно-оздоровительные мероприятия, лечебная физкультура, иппотерапия. Деятельность же администрации направлена на создание условий для участия в соуправлении учащихся.
Педагогическая поддержка воспитанников санаторного детского дома в их социализации должна способствовать наилучшему сочетанию внешних факторов воздействия на детей (реаби-
литации, коррекции, воспитания) с внутренним фактором (саморазвитием). Ни один педагог не может объективно изменить ситуацию в жизни ребенка за стенами образовательного учреждения. Его задача - помочь облегчить жизнь ребенка в том, что ему в какой-либо степени под силу. Это - обучение их самим держаться в социуме, владеть собой в любой стихии, в любых обстоятельствах, порой это и приспособление к обстоятельствам. Все это в энциклопедическом социологическом словаре под редакцией Г.В. Осипова называется социальной адаптацией -«процессом и результатом активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Для личности Социальная адаптация носит парадоксальный характер, она разворачивается как гибко организованная в новых условиях поисковая активность, выход индивида за пределы готовой конечной формы. Чем меньше выражено в индивиде личностного начала, тем более адаптация социальная носит характер приспособления к условиям социальной среды» [7, с.265].
Для реализации педагогической поддержки социализации важно знать и учитывать характер и опыт социальной адаптации, всегда разный у каждого отдельного школьника, но имеющий общие черты, без понимания которых фактически невозможна сама педагогическая поддержка, ее эффективность. Разница в целях, обстоятельствах и результатах социальной адаптации воспитанников, их социализации образует главную трудность и для них самих, и для воспитателей и сотрудников санаторного детского дома.
Другое направление в интерпретации феномена педагогической поддержки предполагает ее рассмотрение как принципа всей гуманистической педагогики. Если существующая или проектируемая образовательная система ориентирована на педагогическую поддержку, содея-тельность, значит, она реализует гуманистическую концепцию образования.
В педагогической поддержке ребенок нуждается, когда становится субъектом ситуации, в которой находятся его интересы. Данный предмет, как считает Н.Н. Михайлова [1, с.56], задает определенность компонентов, из которых складывается деятельность педагога по поддержке ребенка в образовательном процессе:
• исследование педагогом субъективного потенциала, который имеется у ребенка;
• стимулирование желания ребенка обнаруживать и анализировать собственные интересы;
• помощь учащемуся в его поисках жизнен-
ных ценностей и стремлении реализовать собственные замыслы;
• организация рефлексивного пространства как условия для самопознания ребенком себя с позиции субъекта, реализующего собственные интересы.
Каждый из перечисленных компонентов имеет определенную законченность и может быть описан системно, однако он вносит свой смысл в общий контекст педагогической поддержки детей в условиях учреждений санаторного типа. Осуществить педагогическую поддержку школьников с ослабленным здоровьем в ходе их реабилитации и социальной адаптации - значит уберечь их от бездуховности, корыстолюбия и нравственной пустоты. И в то же время ориентировать на гуманность и ответственность, по-
мочь развиться деловитости, войти в будущие экономические и человеческие отношения собственным, но цивилизованным путем. Гражданское, личностное, профессиональное самоутверждение должно складываться не на агрессивном отрицании того, что было или есть, а на активном утверждении всего позитивного путем преобразования себя и окружающей среды.
Таким образом, процесс социализации детей-сирот с ослабленным здоровьем имеет свою специфику, требует оказания целенаправленной педагогической поддержки. Проектирование социально-воспитательной деятельности санаторного детского дома должно строиться с учетом этих особенностей.
Литература
1. Выготский JI.C. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. -480 с.
2. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 368 с.
4. Пименова О.Ф. С душою к судьбам: метод, пособие. - Белебей, 1998. - 46 с.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
6. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной педагогики. - М., 1975. - 96 с.
7. Ямбург Е.Ш. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы: дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук. - М., 1997. - 62 с.
Коногоров Виктор Валентинович, директор Санаторного детского дома на Верхней Березовке г. Улан-Удэ.
E-mail: [email protected]
Konogorov Victor Valentinovich, director of the spa home on the Upper Berezovka, Ulan-Ude.
E-mail: [email protected]
УДК 37.026.9
Г. С. Малунова
ТВОРЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ:
ПРОБЛЕМЫ И ПОИСК ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ В ШКОЛЕ.
В статье рассматриваются научные подходы раскрывающие понятия «потенциал», «творческий потенциал». Ставится педагогическая проблема активизации творческого потенциала личности учащегося.
Ключевые слова:, потенциал, творческий потенциал, активизация творческого потенциала личности.
G.S. Malunova
THE CREATIVE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY:
PROBLEMS AND SOLUTIONS
The article dwells upon the approaches presenting concepts: potential, creative potential. The pedagogical problem of activation personal creativity of pupils is also considered.
Keywords, potential, creative potential, activation of personal creativity.
Современные изменения в системе образова- педагогов направляются в настоящее время на
ния обусловили социальный заказ на формиро- развитие, прежде всего, тех способностей, кото-
вание творческой личности. Постепенно, как рые вытекают не из каких-то абстрактных обще-
отмечают философы, «человек для общества» ственных потребностей, а требуются самому
уступает место «человек для себя», и усилия человеку для его самореализации, для достиже-