Научная статья на тему 'Особенности социализадии студенческой молодежи в современной России'

Особенности социализадии студенческой молодежи в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
281
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социализадии студенческой молодежи в современной России»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Т.Ю. КИРИЛИНА, к.фшос.н., доцент кафедры философии

Изучение процесса социализации - одна из основополагающих проблем социологии личности. Социализация - многогранный процесс, включающий в себя и образование, и воспитание, и сверх того всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы [ 1 ].

Социализация играет огромную роль, как в жизни общества, так и личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами в системе социальных связей, сумеет реализовать свои способности, будет жить в социальном смысле комфортно и благополучно.

Многочисленные социологические исследования последних лет выявляют общий ценностный и нормативный кризис у молодежи. По мнению некоторых отечественных социологов за прошедшее десятилетие в молодежной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта [2].

В последнее десятилетие в России происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры общества. Меняются социальные статусы социальных групп и социальных типов личностей. Безусловно, все это сказывается и на процессе социализации молодежи. Достаточно распространенным в социологии является выделение модального, идеального и базисного типов личности [3].

В соответствии с нашей концепцией развития личности, наряду с перечисленными социальными типами личности, необходимо выделить еще один - динамический, который наилучшим образом соответствует ценност-

ным ориентациям большинства людей данного общества. В обществе, в котором нет четко сформировавшихся идеалов, где происходит переоценка ценностей, идеальный и базисный типы личности могут быть крайне размыты и не разработаны. В этом случае в сознании людей будет доминировать динамический тип личности. Поскольку в современной России новые базисные типы личности окончательно еще не сформированы, то решающую роль начинает играть динамический тип личности. Именно он становится ориентиром для большинства представителей той или иной социальной группы и общества в целом. Особенно это характерно для молодежи, так как сознание молодых людей, их тип поведения еще только формируются в процессе социализации.

С целью исследования социальных типов личности среди молодежи, нами было проведено исследование, проходившее в форме анкетирования, в котором приняли участие студенты V курса гуманитарного факультета Московского государственного университета леса (21-22 года).

Этот возраст можно назвать расцветом юности. Он наиболее ярко представляет все психологические особенности этого возрастного периода. Кроме того, именно у студентов, по сравнению с другими социальными молодежными группами, чрезвычайно развита рефлексия своей личностной сферы, сформированы определенные взгляды и убеждения относительно различных сфер общественной жизни. В целях выявления динамики доминирующих личностных качеств студенческой молодежи, данное исследование проводилось дважды: в марте и в октябре 2000 года.

По нашей концепции социальных типов личности и в целях получения картины, отражающей соотношение модального, идеального, базисного и динамического типов личности, участникам эксперимента было

предложено оценить 40 личностных качеств по четырем позициям: «Какой я» (модальный тип личности), «Каким я должен быть» (идеальный тип личности), «Что ждет от меня общество» (базисный тип личности) и «Каким я хочу быть» (динамический тип личности).

Данные, полученные нами в ходе исследования, показали, что для модального типа определяющими являются следующие качества: трудолюбие (62 % опрошенных в марте 2000 г. и 80 % опрошенных в октябре 2000 г.), исполнительность (соответственно 85 и 86 %), совестливость (88/90 %), ответственность (82/90 %), отзывчивость (88/ 100 %), доброта (94/95 %) и правдивость (85/90 %). В то время как настойчивость, принципиальность, решительность, самоотверженность, предприимчивость и патриотизм отметили у себя только около половины опрошенных студентов.

Идеальный тип личности студентов характеризуется следующими качествами: трудолюбием (97 / 95 %), терпением (97 / 100 %), профессионализмом (97 / 95 %), образованностью (97 / 100 %), аккуратностью (94 / 95 %), заботливостью (97/ 100%), отзывчивостью (100/ 100%), дисциплинированностью (97 / 100 %), законопослушанием (94 / 100 %), самоконтролем (97/ 100%), самостоятельностью (100/ 100%), независимостью (91/ 100%), ответственностью (100/ 100%), добротой (100/ 100%), правдивостью (100/ 95 %). А такие качества как принципиальность в своем идеале видят только 38 %, стыдливость - (30 / 57 %) респондентов.

По мнению студентов, общество ждет, что они будут трудолюбивыми, терпеливыми, образованными, принципиальными, совестливыми, правдивыми, закононослуш-ными, ответственными и патриотичными людьми. В то же время общество не способствует формированию таких качеств как гордость, мечтательность, ненависть, лживость.

А какими же хотят быть студенты, и какие личностные качества являются для них ориентиром? В соответствии с данными, полученными в ходе исследования, динами-

ческий тип личности представлен следующими качествами: трудолюбием (88/95 %), терпением (91/100%), профессионализмом (97/100 %), образованностью (97/100 %), инициативностью (97/100 %), аккуратностью (94/100%), заботливостью (91/100%), отзывчивостью (91/100%), решительностью (97/100%), самостоятельностью, стремлением к самосовершенствованию, самоконтролем, добротой.

Серьезно задуматься о будущем России заставляет тот факт, что быть патриотами хочет быть только половина опрошенных, самоотверженными - чуть больше половины (52 %), стыдливыми - чуть больше трети (38 %), а лживыми - каждый десятый.

Очень настораживает тот факт, что каждый десятый опрошенный студент, не хочет быть совестливым, хотя таковым сейчас является, и 15 % респондентов не хотят быть больше правдивыми. Положительным, на наш взгляд, является то, что личностно значимыми для студентов остаются такие качества как трудолюбие, профессионализм, образованность, отзывчивость, законопослушность, стремление к самосовершенствованию, доброта.

Важнейшая социологическая проблема анализа процесса социализации - это исследование системы ценностей и ценностных ориентаций молодежи. Универсальными ценностями, которые пронизывают собой всемирную историю, все народы и типы культур являются понятия добра и зла и, связанные с ними, понятия смысла жизни, счастья, справедливости, совести. Их можно назвать классическими этическими ценностями.

С целью изучения динамики ценностных ориентаций студенчества нами было проведено исследование, в котором приняли участие студенты Московского государственного университета леса. Подобные анкетирования проводились в нашей стране неоднократно в разных коллективах, среди различных групп молодежи. Полученные нами данные резко отличаются от результатов, полученных в предыдущие годы. Для сравнения мы взяли данные аналогичного исследования 1976 -1977 гг. По нашим данным, подвергнуть свою

жизнь опасности ради интересов общества теперь готовы на 44 % меньше молодых людей, чем прежде. Зато изменить свои обычаи И привычки ради личного материального благополучия считают для себя возможным на 33 % больше. Меньше всего претерпели изменения ответы на вопросы: «Можете ли Вы ради личного материального благополучия отказаться от своих друзей?» и «Можете ли Вы ради лучшего друга подвергнуть свою жизнь опасности?» Здесь разница в ответах не превысила 4%. Есть, на наш взгляд, и положительная динамика в ответах студентов. Например, на вопрос: «Можете ли Вы ради любимого человека подвергнуть свою жизнь опасности?» положительно ответили на 11 % больше, чем прежде, а на вопрос: «Можете ли Вы отказаться от своих друзей ради интересов общества?» отрицательно ответили в полтора раза больше.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что большинство опрошенных студентов готовы ради любимого человека и лучшего друга подвергнуть свою жизнь опасности, изменить свои обычаи и привычки. Подавляющая часть не согласна, ради интересов общества отказаться от профессии, изменить свои обычаи и привычки, переехать на постоянное место жительства в другую страну, подвергнуть свою жизнь опасности, пожертвовать личным материальным благополучием, отказаться от своих друзей, поступить безнравственно и пойти против своей совести (на это соглашаются не более 17 %). Студентам на выбор было предложено несколько ситуаций. Одна из которых

- «ради интересов общества» - по своему социальному содержанию шире, чем две других: «ради любимого человека» и «ради лучшего друга». Рассматривая степень предполагаемой жертвенности в этих ситуациях, можно заметить, что опрашиваемые более решительно склонны подвергнуть свою жизнь опасности, потерять материальное благополучие, изменить свои обычаи и привычки ради любимого человека и своего друга, чем ради интересов общества. Стоит заметить, что такая же тенденция отмечалась и в прежних исследованиях. Можно предположить, что данный выбор ответов вызван следующими причинами. Во-

первых, в ситуации «ради любимого человека» и «ради лучшего друга» конкретнее и, следовательно, побуждают к более определенному ответу, чем общая позиция «ради интересов общества». Но есть, на наш взгляд, и другая причина. Сегодня, в период экономического кризиса, люди все меньше надежд возлагают на общество, и все больше надеются только на себя. Поэтому свое благополучие, в том числе и материальное, современная молодежь все меньше связывает с благополучием общества вообще. Безразличие студентов к интересам общества должно нас серьезно обеспокоить, так как, если эта тенденция будет усиливаться, молодежь станет все больше и больше пренебрегать интересами общества. Уже сегодня пожертвовать жизнью ради интересов общества выразили готовность только 11 %, в то время как ради личного материального благополучия (читай: ради денег) - 16 %. Отказаться от своей профессии, изменить свои привычки, переехать в другую страну ради личного материального благополучия готово большинство опрошенных студентов. Таким образом, деньги становятся одной из ведущих ценностей, затмевая собой многие другие ценности, более важные с нравственной точки зрения. Пойти против совести и поступить безнравственно ради личного материального благосостояния выразили готовность около трети опрошенных студентов, в то время как около половины студентов посчитали это для себя недопустимым. В итоге, в среднем 48 % опрошенных студентов ни при каких условиях не согласились пойти против своей совести и 52 % студентов - поступить безнравственно.

Социально-экономический кризис российского общества вызвал кризис ценностных ориентаций и ценностного сознания. Особенно противоречиво он проявился в молодежной среде. При изучении процесса социализаций современной молодежи важно зафиксировать динамику ценностных ориентаций современной студенческой молодежи, учитывая ее особенности:

- специфику социализации (трудности освоения опыта старшего поколения в переломную, кризисную эпоху);

- растущую социальную дифференциацию студенчества, выделение различных (по содержанию ценностных ориентаций и способу адаптации к современной жизненной ситуации) групп студентов.

Шкала ценностей человека является стержнем его личности. Человек характеризуется как личность в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется, и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе важнейших. В результате опроса среди студентов Московского государственного университета леса было выявлено, что в ряду приоритетных жизненных ценностей студенты назвали традиционные: любовь; здоровье; хорошие друзья; личная жизнь; материальное благополучие; свобода. Наименее значимыми, по мнению студенчества, оказались: возможность быть яркой индивидуальностью; власть и труд на благо Родины. Следует отметить, что если в подобного рода исследованиях в 70-е годы материальной обеспеченности отдавалось пятое место из десяти, то в нашем исследовании материальная обеспеченность оказалась на третьем месте, уступив место только хорошим друзьям и стремлению любить и быть любимым. Это, по нашему мнению, говорит еще об одной тенденции в динамике базовых ценностных ориентиров студенческой молодежи: ценности духовно-нравственного характера, всегда преобладавшие в российском менталитете, начинают вытесняться ценностями сугубо материального, прагматического характера. Этот вывод совпадает с выводами других отечественных социологов. Такую жизненную ценность, как «чистая совесть», в 1998- 1999 гг. студенты поставили на шестое место из десяти, в 2000 г. - на седьмое место из пятнадцати, а в 2001 г. - лишь на одиннадцатое место из пятнадцати. Это демонстрирует снижение значимости данной ценности для молодежи. При этом следует отметить, что многие студенты, поставили эту ценность на третье место, после возможности «любить и быть любимым» и иметь «хороших друзей». Данные, иллюстрирующие результаты исследований иерархии ценностных ориентаций молодежи в 1998 - 2001 годах, приведены в табли-

це. В 1998- 1999 годах студентам предлагалось оценить десять ценностных ориентаций, а в 2000 и 2001 годах - пятнадцать.

Социальное самочувствие студентов определяется тем, как решаются те или иные социальные проблемы. С целью изучения иерархии социальных проблем студенчества, в марте 2001 г. нами было проведено анкетирование среди студентов 2 курса экономического факультета МГУ Л а. Студентам было предложено оценить 23 социальные проблемы по 10-ти бальной системе. В целом иерархия социальных проблем молодежи во многом определяется теми реалиями, с которыми сталкивается молодежь. В молодежном сознании складывается так называемый синдром «4 Б»- беспредел, безработица, болезни, бедность. В окружающей жизни молодых людей больше всего беспокоят безопасность близких и рост насилия в молодежной среде (1 и 2 места в иерархии проблем), также студенты опасаются и за свою личную безопасность (5 место). Студенты выразили сильную обеспокоенность возможностью безработицы. Трудности с нахождением высокооплачиваемой работы и опасения оказаться после окончания вуза безработным вышли на третье и четвертое место в иерархии проблем. Актуальными для молодежи являются проблема распространения СПИДа, равнодушие и жестокость людей. Также в число насущных молодежных проблем входят: рост преступности и наркомании (8 и 9 места в иерархии проблем), трудное материальное положение, ухудшение экологической обстановки, нестабильность и рост смертности в России. В отличие от предыдущих десятилетий, молодежь не очень обеспокоена опасностью ядерной войны (19 место). Бездуховность общества и рост отчужденности между поколениями также не являются для молодежи серьезными проблемами.

Индикаторами ценностных ориентаций студентов могут служить их представления об успехе в жизни. Студентам было предложено оценить десять наиболее важных факторов достижения успеха. Среди важнейших условий жизненного успеха студенты отметили: упорство; крепкую, дружную семью; связи, знакомства и удачу. Наблюдается явное про-

тиворечие в жизненных установках студентов. Близость двух позиций (успех в жизни возможен благодаря личному упорству, но подчеркивается важность знакомства с нужными людьми) является отражением в сознании студенчества специфики российской экономики, в которой сочетаются принципы двух разных моделей. Упорство, необходимое для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения материальных, статусных и профессиональных благ и ценностей. Хорошее образование и трудолюбие студенты поставили на 6-е и 7-е места в иерархии факторов, определяющих жизненный успех.

По итогам исследований нами был сделан следующий вывод: представления о кризисе идеалов и ценностей молодежи нуж-

даются в серьезном уточнении. Сегодня мир ценностей молодежи чрезвычайно противоречив. Приоритетными для студентов остаются ценности любви, дружбы, семейных отношений, в то же время все более значимую роль играют деньги и материальные блага. Поэтому молодые люди не всегда могут верно сориентироваться в социальной действительности.

Оценивая особенности студенческой социализации, следует еще раз подчеркнуть, что во многом она зависит от экономической и нравственной ситуаций в обществе. Безусловно, что одной из основных причин негативных тенденций в социализации современной российской молодежи является разрушение системы воспитания. Поэтому результаты нашего исследования могут стать своеобразным ориентиром для совершенствования воспитательной работы в вузе.

Таблица

Место в иерархии ценностей 1998- 1999 гг. 2000 г. 2001 г.

1. Хорошие друзья Любить и быть любимым Любить и быть любимым

2. Любить и быть любимым Здоровье Здоровье

3. Материальная обеспеченность Личная жизнь Хорошие друзья

4. Личная жизнь Материальная обеспеченность Личная жизнь

5. Карьера Хорошие друзья Материальная обеспеченность

6. Чистая совесть Свобода Карьера

7. Умение «крутиться», чтобы выжить Чистая совесть Свобода

8. Успехи в учебе Карьера Успехи в учебе

9. Веселое времяпрепровождение Умение «крутиться», чтобы выжить Веселое времяпрепровождение

10. Творческая работа Творческая работа Умение «крутиться», чтобы выжить

11. Успехи в учебе Чистая совесть

12. Возможность быть яркой индивидуальностью Возможность быть яркой индивидуальностью

13. Власть Творческая работа

14. Труд на благо Родины Власть

15. Веселое времяпрепровождение Труд на благо Родины

Литература

1. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко .- 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - С.260.

2. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социс. - С. 124.

3. Ядов В.А. Социальный тип личности // Коммунист. - 1988,-№ 10.-С. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.