исходной гиперсимпатикотонии в вегетативном статусе детей и обеспечивая гибкость приспособительных реакций детского организма в условиях природного йоддефи-цита.
Литература
1. Аникин В.В., Курочкин A.A., Кушнир С.М. Ней-роциркуляторная дистония у подростков. Тверь: Губернская медицина, 2000. 126 с.
2. Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др. // Физиология человека. 2000. Т. 26, №1. С. 56-61.
3. Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997.180 с.
4. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Рук-во для врачей. Т. 1. М.: Медицина, 1987. 448 с.
5. Крыжановский Г.Н. Дизрегуляционная патология: Рук-во для врачей и биологов. М.: Медицина, 2002. 632 с.
6. Кучма В.Р., Белякова Н.А., Ларева А.В. и др. // Вопросы современной педиатрии. 2007. Т. 6, №6. С. 28-30.
7. Никитина И.Л., Баранова Т.И., Фадеева Л.П. // Забайкальский медицинский вестник. 2007. № 2. С. 4-7.
8. Никитина И.Л., Бишарова Г.И., Седов В.Ю. и др. Эндемический зоб у беременных женщин Забайкалья. Чита, 2002. 108 с.
9. Zimmerman M.B., Molinari L., Spehl M. et al. // IDD Newsletter. 2001. Vol. 17, №1. P.12.
□□□
УДК 616 - 053.5 : 373.4 С.А. Кунцевич, М.Ф. Рзянкина, И.П. Кольцов, Г.Г. Обухова
особенности состояния здоровья школьников на этапе перехода к предметному обучению
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Среди основных факторов, влияющих на состояние здоровья детей, выделяют школьно-обусловленные (стрессовая тактика педагогических воздействий, несоответствующая организация учебного процесса), внешкольных занятий, неадекватность методов обучения. Все эти факторы приводят к физическим и эмоциональным перегрузкам [1, 3, 5].
Опасность влияния школьных факторов риска заключается в том, что они действуют комплексно, непрерывно и длительно. Микросимптоматика их воздействия не привлекает внимания педагогов, врачей, родителей до тех пор, пока она не переходит в выраженную патологию [6]. В связи с этим целью нашей работы явилось изучение динамики состояния здоровья школьников при переходе их к предметному обучению.
Методы исследования
Обследовано 380 детей 10-11 лет, учащихся пятых классов общеобразовательных школ, гимназий г. Хабаровска. Использованы социологический (анкетирование школьников), клинический (комплексная оценка состояния здоровья детей на основании Приказа №621 от 30.12.2003 г.), психологический (определение уровня тревожности), иммунологический (определение ферментативной активности слюны), гормональный (определение уровня кортизола в слюне) и статистические методы исследования.
Результаты и обсуждение
Для отражения динамики патологической поражен-ности анализировались результаты плановых и углублен-
ных медицинских осмотров, проведенных у детей 1; 2; 3; 4 и 5 классов.
Патологическая пораженность за 4 г. обучения в школе увеличилась с 861,9 до 898,9%о (умеренный темп прироста). Снижение показателей заболеваемости у школьников, полученных на этапах промежуточного обследования во 2 и 4 классах, свидетельствует о формальном подходе к профилактическому осмотру врачами организованных коллективов, нарушении преемственности между узкими специалистами и врачом-педиатром образовательного учреждения.
При прогнозировании динамики состояния здоровья обследованных детей на ближайшие 5 лет (до окончания обучения в школе) наглядно видно, что тенденция прогноза формируется с вектором, направленным на неуклонное повышение заболеваемости детей, обучающихся в школе (рис. 1).
При изучении тендерных различий установлено, что патологическая пораженность у мальчиков в первые 3 г. обучения выше, чем у девочек (р<0,05). Обращает внимание рост показателей заболеваемости к началу 5 г. обучения у детей обоего пола — 826,7 и 843,5%о соответственно (рис. 2).
Анализ заболеваемости детей 10-11 лет показал, что доля хронической патологии увеличилась почти в 1,5 раза — с 41,7% в 1 классе до 56,6% в 5 классе, что в первую очередь свидетельствует о напряженном течении процессов адаптации школьников к нарастающим учебным нагрузкам.
1 2 3 4 5 6 7 Год обучения
Д патологическая пораженность ------- линия тренда
Рис. 1. Прогноз патологической пораженности
Рис. 2. Сравнительная характеристика патологической пораженности мальчиков и девочек в динамике за 5 лет
В структуре отклонений в соматическом здоровье у школьников 5 классов первое ранговое место занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, второе — сердечно-сосудистой системы, третье — заболевания органов зрения. Количество заболеваний нервной системы к 5 классу увеличивается вдвое и занимает четвертое место в структуре заболеваемости пятиклассников.
Анализируя динамику распределения детей по группам здоровья за 5 лет обучения (с 1 по 5 класс), мы установили, что количество детей с 1 группой здоровья уменьшилось в 1,6 раза. Вместе с тем отмечается тенденция к увеличению доли детей со 2 группой здоровья (с 68,3% в 1 классе до 71,1% в 5 классе). Обращает внимание рост числа детей, отнесенных к 3 группе здоровья (в 1,4 раза). Необходимо отметить, что 4 группа здоровья не зарегистрирована ни в одном случае, а количество детей с 5 группой здоровья не изменилось в динамике за 5 лет обучения и составило 2,4%.
Физическое развитие детей — уникальный показатель здоровья населения, характеризующий возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность детского организма. При оценке физического развития учеников 5 классов нами установлены варианты отклонений от нормальных показателей у 18,4% детей. При этом микросоматотип и макросоматотип встречались в 13,2 и 5,2% соответственно.
резюме
в работе представлены результаты обследования школьников пятых классов при переходе к предметному обучению. отражена динамика патологической пораженности за 5 лет обучения в школе, а также дан прогноз заболеваемости на последующие 5 лет обучения. доля хронической патологии с первого по пятый классы увеличивается в 1,5 раза, в структуре заболеваемости у школьников 10-11 лет преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, заболевания органов зрения и центральной нервной системы. Проведена оценка школьной тревожности. Приводятся результаты неинвазивных методов исследования иммунной и гормональной систем, характеризующих адаптационные возможности школьников.
Ключевые слова: школьники, здоровье.
s.A. Kunttsevich, M.F. Rzyankina, I.p. Koltsov, G.G. obukhova
health status of children transmitting to multi subject education
Far East state medical university, Khabarovsk summary
We presented the results of the examination of fifth grade school children transmitting to multi subject education. The morbidity dynamics for 5 years of studies is shown. The prognosis of potential morbidity is presented. chronic diseases incidence from the 1-st to the 5-th grade has 1,5 increase. In school children of 10-11 years predominant diseases are skeletal, cardiovascular, eye and cns. school induced anxiety was also assessed. We are analyzing non invasive methods of immune and hormonal systems examinations characteristic of school children adaptation capabilities.
Key words: schoolchildren, health status.
Вместе с тем, гармоничное физическое развитие отмечалось лишь у 52% мальчиков и 48% девочек. Дисгармоничное развитие, равно как и резко дисгармоничное, чаще отмечалось у девочек. определяющими критериями дисгармоничности у девочек и мальчиков была низкая масса тела и узкая грудная клетка.
Учитывая тот факт, что в структуре заболеваемости в 5 классе часто регистрируются отклонения в состоянии нервной системы, а это, как правило, связано с увеличением школьных нагрузок, нами было проведено тестирование, выявляющее симптомы-предвестники нарушений психического здоровья (тревожность, агрессия, чувство страха).
Состояние детей в период адаптации к новым учебным нагрузкам характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением самооценки, повышением школьной тревожности.
Среди признаков школьной тревожности, являющихся универсальными для любого возраста, необходимо отметить ухудшение соматического здоровья учащихся, что может быть объяснимо с точки зрения психосоматики. Тревожные дети чаще болеют, иногда у них возникают «беспричинные» головные боли или боли в животе.
21,9
ш Страх ситуации проверки знаний н Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
□ Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу н Проблемы и страхи в отношениях с учителями
и Общая тревожность в школе 0 Переживание социального стресса в Фрустрация и потребности в достижение успеха
□ Страх самовыражения
Рис. 3. Факторы тревожности
Тревога является неотъемлемой частью учебного процесса и поэтому не может рассматриваться как однозначно негативное состояние, только при появлении повышенной и высокой тревожности можно говорить о нарушении процесса школьной адаптации. При интерпретации полученных нами результатов повышенная тревожность выявлена у 26,4% детей. Что касается факторов тревожности, то для 62,8% школьников характерен страх ситуации проверки знаний, для 50,7% — проблемы и страхи в отношениях с учителями. У 41,2% обследуемых определялся страх, не соответствующий ожиданиям окружающих. Отметили общую тревожность в школе и переживание социального стресса 30% респондентов. У 20,6 и 21,9% учащихся 5 классов выявлена фрустрация потребности в достижении успеха и страх самовыражения. Имеют низкую физиологическую сопротивляемость к стрессу 13,2% (рис. 3). Адаптация напрямую связана с резистентностью и реактивностью, которые определяют вероятность развития заболеваний. Высокочувствительной системой, реагирующей на разнообразные изменения внешней среды, является ферментная система нейтрофи-лов, в частности, миелопероксидаза, являющаяся важной частью антимикробной активности фагоцитов, обеспечивающей врожденный неспецифический иммунитет.
Нами установлено, что самые высокие средние показатели ПРК и СЦК нейтрофилов определяются в конце II четверти, причем у девочек эти показатели выше (39,6±4,2% и 0,7±0,09 ед.), чем у мальчиков (35,4±4,1% и 0,63±0,09 ед.). Самые низкие показатели ПРК и СЦК отмечены в начальном периоде обучения в школе (у девочек — 4,6±0,42 % и 0,047±0,004 ед., у мальчиков — 4,8±0,41% и 0,048±0,004 ед.) (таблица).
Повышение активности показателей миелоперокси-дазы во II и IV четвертях свидетельствует о напряжении иммунной системы в течение обучения в 5 классе. Школьно-обусловленные факторы риска не являются специфическими этиологическими факторами болезни, тем не менее это приводит к задержке созревания ферментной, вегетативной, эндокринной и особенно иммунной систем.
наиболее уязвимы при возрастающих школьных нагрузках иммунная и нейроэндокринная системы (М.В. Антропова, 1983; Л.Х. Гаркави, 1990; О.С. Глазачев, 1992; Р.В. Учакина, 2006). Основным органом, реагирующим на стрессовые воздействия, являются надпочечни-
Активность миелопероксидазы нейтрофилов в слюне в процессе обучения
Нейтро-филы Начало I четверти (сентябрь), n=118 Окончание II четверти (декабрь), n=89 Окончание IV четверти (май), n=125
мальчики, n=60 девочки, n=58 мальчики, n=43 девочки, n=46 мальчики, n=65 девочки, n=60
ПРК, % 4,8 ±0,41* 4,6 ±0,42* 35,4 ±4 1*,** 39,6 ±4 2*,** 30,3 ±1 9** 35,6 ±2,3**
СЦК, ед. 0,048 ±0,004* 0,047 ±0,004* 0,63 ±0,09*,** 0,7 ±0,09*,** 0,39 ±0,03** 0,49 ±0,03**
Примечания. * — р<0,001; ** — р<0,05.
ки. В связи с этим нами проведено определение уровня кортизола в слюне у пятиклассников в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года. При оценке результатов выявлено, что к концу обучения в 5 классе концентрация кортизола выше, чем в начале (4,2±0,3 и 3,6±0,2 нг/мл соответственно). Тендерные различия нами не отмечены.
В литературе мы не встретили работ, касающихся определения уровня кортизола в слюне у детей данной возрастной группы. В то же время у детей 7 лет при определении данного показателя в слюне отмечено, что уровень кортизола снижается к декабрю и восстанавливается в феврале [2]. Следовательно, увеличение кортизола в слюне в конце учебного года свидетельствует о повышенной функции коры надпочечников, косвенно указывая на стимуляцию адаптационных механизмов.
выводы
1. Соматическое здоровье у детей при переходе к предметному обучению ухудшается и характеризуется преобладанием школьно-обусловленных заболеваний, о чем свидетельствует динамическое повышение патологической пораженности.
2. Школьники испытывают психоэмоциональное напряжение, которое увеличивается к концу учебного года, что подтверждается низкой ферментативной активностью нейтрофилов, повышением уровня кортизола в слюне.
Литература
1. Баранов A.A., Сухарева Л.М. // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5. № 5, Прил. 1. С. 14-21.
2. Ермакова И.В. Функциональное состояние коры надпочечников в период адаптации к обучению в школе. Сайт в интернете: http://news.infran.ru/meetings/ ABSTRACTS-Adaptation2007.doc
3. Кучма В.Р., Степанова М.И. // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5. №5, Прил. 1. С. 21-26.
4. Ларина И.М и др. // Физиология человека 2000. Т 26. №4, С. 94-100.
5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Речь, 2004. 248 с.
6. Рзянкина М.Ф. и др. // Дальнев. мед. журнал. 2003. №1. С. 49-51.
7. Учакина Р.В. Эколого-физиологическое обоснование гормонального статуса, физического и полового развития детей Дальневосточного региона: Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. М., 2006.
□□□