Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / юноши / заболеваемость / пищевой статус / физическое развитие / здоровье. / students / young men / morbidity / nutritional status / physical growth / health

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Олег Валентинович Лисовский

С целью оценки состояния здоровья проведено анкетирование 337 студентов (юношей). Анкета содержала вопросы о росте и массе тела; частоте острых и наличии хронических заболеваний; пункты опросника SF-36 – для самооценки состояния здоровья. Индекс массы тела находился в пределах нормы у 69% обучающихся; недостаточная масса тела – у 7%; избыточная – у 19% и ожирение – у 5%. Среди выпускников число юношей с избыточной массой тела и ожирением выше (34%), чем среди первокурсников (20%) и студентов IV курса (21%). Заболеваемость у студентов IV курса ниже, чем у обучающихся I и VI курсов. С учетом снижения уровня здоровья студентов к концу обучения необходимо проведение дополнительного изучения возможных факторов, негативно влияющих на организм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Олег Валентинович Лисовский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF HEALTH STATE OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF HIGHER MEDICAL EDUCATION

Questionnaire-based survey of 337 male students was conducted with the aim of health state estimation. The survey conveys the questions about the height and body weight; frequency of acute and chronic diseases; points of 36-Item Short Form Health Survey (SF-36) for self-assessment of health status. The body mass index was within the norm in 69% of students; underweight in 7%; overweight in 19% and obesity in 5%. The number of young people with overweight and obesity is higher (34%) than among first-year students (20%) and fourth-year students (21%). The morbidity among fourth-year students is lower than among first-year and sixth-year students. In view of the decrease in the level of health of students at the end of the studying, it is necessary to carry out an additional research on possible factors that negatively impact on the body.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

© Лисовский О.В., 2024

УДК 371.7:378.661+616-056.52+616-056.54 DOI: 10.56685/18120555_2024_80_1_34

== ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Олег Валентинович Лисовский, канд. мед. наук, доцент, зав. кафедрой общей медицинской практики СПБГПМУ [194100 г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2; e-mail: oleg.lisowsky@yandex.ru]

Реферат. С целью оценки состояния здоровья проведено анкетирование 337 студентов (юношей). Анкета содержала вопросы о росте и массе тела; частоте острых и наличии хронических заболеваний; пункты опросника SF-36 - для самооценки состояния здоровья. Индекс массы тела находился в пределах нормы у 69% обучающихся; недостаточная масса тела - у 7%; избыточная - у 19% и ожирение - у 5%. Среди выпускников число юношей с избыточной массой тела и ожирением выше (34%), чем среди первокурсников (20%) и студентов IV курса (21%). Заболеваемость у студентов IV курса ниже, чем у обучающихся I и VI курсов. С учетом снижения уровня здоровья студентов к концу обучения необходимо проведение дополнительного изучения возможных факторов, негативно влияющих на организм.

Ключевые слова: студенты, юноши, заболеваемость, пищевой статус, физическое развитие, здоровье.

PECULIARITIES OF HEALTH STATE OF STUDENTS = IN THE SYSTEM OF HIGHER MEDICAL EDUCATION

Oleg V. Lisovskii, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of General Medical Practice

of the FSBEI HE SPbSPMU [194100 St. Petersburg, Litovskaya str., 2; e-mail: oleg.lisowsky@yandex.ru]

Abstract. Questionnaire-based survey of 337 male students was conducted with the aim of health state estimation. The survey conveys the questions about the height and body weight; frequency of acute and chronic diseases; points of 36-Item Short Form Health Survey (SF-36) for self-assessment of health status. The body mass index was within the norm in 69% of students; underweight in 7%; overweight in 19% and obesity in 5%. The number of young people with overweight and obesity is higher (34%) than among first-year students (20%) and fourth-year students (21%). The morbidity among fourth-year students is lower than among first-year and sixth-year students. In view of the decrease in the level of health of students at the end of the studying, it is necessary to carry out an additional research on possible factors that negatively impact on the body.

Key words: students, young men, morbidity, nutritional status, physical growth, health.

Концепция демографической политики Российской Федерации включает меры, направленные на сохранение и улучшение здоровья населения страны. В рамках реализации данной концепции особого внимания заслуживает сбережение здоровья подрастающего поколения [8]. В многочисленных исследованиях подтверждено влияние различных биологических, экологических и социальных факторов на здоровье растущего организма на всех этапах онтогенеза [6, 10, 12].

Особый период жизни - обучение в вузе, в течение которого студенты испытывают повышенные интеллектуальные, академические и психоэмоциональные нагрузки, сопряженные со снижением физической активности, часто - бытовыми и материальными проблемами. Высокая интенсивность учебного процесса и нарушение режима дня создают предпосылки для нарушения питания и отклонений в физическом развитии [1, 4, 5, 9, 14]. В последние десятилетия значительной проблемой здравоохранения является увеличение частоты случаев избыточной массы тела и ожирения у подростков и молодежи [2, 3, 13, 15, 16].

Важную роль в профилактике и коррекции отклонений в здоровье играет систематический мониторинг, одним из инструментов которого является субъ-

ективная оценка с помощью специальных опросников. Анкетирование, с одной стороны, отражает восприятие человеком отклонений в состоянии здоровья, с другой - комплексное влияние материальных и социально-психологических условий [7, 11].

Цель исследования - дать оценку состояния здоровья студентов мужского пола в процессе обучения в вузе медицинского профиля.

Материал и методы. Проведено анонимное интервьюирование студентов Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. На основе добровольности заполнили анкеты на базе сервиса «Яндекс. Формы» лица мужского пола, обучающиеся на педиатрическом и лечебном факультетах. Первую группу составили студенты I курса, проходящие период адаптации к обучению в университете [116 юношей, средний возраст (18,3±0,5) года]. Начало обучения на клинических кафедрах также увеличивает объем академической и психоэмоциональной нагрузки; в группе студентов IV курса было 158 участников [средний возраст (21,4±0,7) года]. На выпускном курсе обучались 63 респондента [средний возраст (23,5±0,4) года]. В анкету были включены вопросы о массе тела юношей и их росте в положении стоя; частоте острых и нали-

чии хронических заболеваний. Субъективная оценка состояния здоровья дана по шкале опросника SF-36: от 5 баллов («отличное») до 1 («очень плохое»).

Характеристика пищевого статуса проведена по значениям массо-ростового индекса (МРИ), определенного как частное от деления величины массы тела (кг) на квадрат роста в положении стоя (м2). За оптимальное соотношение массы тела и роста принимали показатели МРИ в интервале от 18,5 до 24,9 (нормальная масса тела - НМТ); при значении МРИ <18,5 определяли дефицит массы тела (ДМТ); при МРИ от 25,0 до 29,9 - избыточную массу тела (ИзМТ); ожирение при значении МРИ >30,0.

По результатам исследования создана деперсо-нифицированная база данных. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программ офисного пакета Excel v8.0 и Version 4.03 Primer of Biostatistics. В текстовой части и диаграммах данные представлены в виде Р (ДИ)%, где Р -процентная доля, ДИ - 95% доверительный интервал для доли. При межгрупповом сравнении показателей применяли критерий х2 Пирсона (с поправкой Йейт-са); достоверность различий отмечалась при р<0,05.

Результаты и их обсуждение. На наличие хронических заболеваний указали 24,2 (21,9-26,5)% респондентов. Среди студентов IV курса имеющих хроническую патологию было меньше [13,7 (12,1-15,3)%], чем на I [30,8 (26,6-35,0)%; р=0,0005] и VI [36,9 (30,9-42,9)%; р=0,0000] курсах. Инвалидность имели 1,1 (0,5-1,7)% участников исследования.

Оценка физического развития показала, что нормальную массу тела имели 68,9 (66,5-71,3)% респондентов; недостаточную - 7,5 (6,1-8,9)%; избыточную - 18,8 (16,7-20,9)%. Еще у 4,8 (3,7-5,9)% об-

учающихся значения МРИ превышали 30,0; данное обстоятельство требовало верификации ожирения при дополнительном обследовании. Сравнительная характеристика пищевого статуса студентов разных курсов представлена на рис. 1.

Оптимальное соотношение массы тела и роста у студентов I и IV курсов регистрировалось чаще, чем у обучающихся на VI курсе, однако полученные различия статистически недостоверны. Частота ДМТ во всех группах практически одинакова (6,1-8,3%). Частота ИзМТ и ожирения у студентов VI курса выше, чем у обучающихся на I и IV курсах; а у респондентов IV курса выше, чем у юношей I курса, но разница также статистически незначима.

В качестве критерия самооценки состояния здоровья использованы пункты опросника SF-36. Респондентам предлагали охарактеризовать состояние здоровья на момент опроса и в сравнении с предыдущим годом. Для субъективной оценки здоровья предлагается пятибалльная шкала. На момент интервьюирования свое здоровье как «отличное» охарактеризовали 27,5 (25,1-29,9)% участников исследования; как «очень хорошее» - 28,4 (26,0-30,8)%. Еще 36,2 (33,6-38,8)% оценили свое здоровье как «хорошее»; однако 7,2 (5,8-8,6)% считают свое здоровье «посредственным» и 0,7 (0,3-1,1)% - «плохим». Сравнительная характеристика субъективной оценки здоровья студентами различного срока обучения представлена на рис. 2.

Студенты IV курса оценивали свое здоровье как «отличное» и «очень хорошее» чаще, чем студенты I (р=0,009-р=0,7) и VI (р=0,048-р=0,09) курсов. Выпускники и первокурсники чаще, чем обучающиеся на IV курсе, состояние своего здоровья определя-

VI курс

IV курс

I курс

6,1

7,5

8,3

/

т

---•. "

60,0

--—-=-

1 -_

70,6

f ш

__Шг

71,7

7

20

40

60

ЯЯ

А

80

■ ДМТ □ НМТ □ ИзМТ ■ Ожирение Рис. 1. Характеристика пищевого статуса студентов (%)

VI курс

IV курс

I курс

21,5

_

20,0

/ . { Ú

. -.у",- >у- -___W

У

35,0 31,2 2 8,1 : к ■ J

20,8

т

29,2

----- ..........-.................~

J_

Э

/

0 20 Л Отличное □ Очень хорошее

40 60 80 100

□ Хорошее □ Посредственное И Плохое

Рис. 2. Самооценка состояния здоровья обучающихся (%)

ли как «хорошее» и «посредственное» (соответственно р=0,05 и р=0,4). Как «плохое» оценили здоровье по одному студенту I и IV курсов, среди выпускников таких респондентов не было. Статистически значимой разницы показателей студентов I и VI курсов по всем характеристикам здоровья не выявлено, что, возможно, обусловлено у них сравнимым уровнем интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки.

При оценке показателей в динамике за год отмечено, что без изменений свое здоровье оценили 53,9 (51,2-56,5)% респондентов. Значительно лучшим или несколько лучшим, чем год назад, отметили свое здоровье соответственно 13,9 (12,0-15,8)% и 16,2 (14,2-18,2)% студентов. Незначительная отрицательная динамика самочувствия выявлена у 13,9 (12,0-15,8)% респондентов, и в 2,1 (1,3-2,9)% случаев самооценка сформулирована следующим образом - как «гораздо хуже».

Нами проанализирована заболеваемость студентов острыми респираторными инфекциями (ОРИ) в течение года. Не болели ОРИ 10,4 (8,8-12,0)% студентов; один-два эпизода ОРИ перенесли большинство респондентов - 72,2 (69,8-74,6)%. Три-четыре случая острого заболевания за год было у 15,6 (13,7-17,5)% обучающихся. В группу часто болеющих (5 раз и более ОРИ в течение года) вошли 1,8 (1,1-2,5)% участников исследования.

Сравнительная характеристика острой заболеваемости у студентов представлена на рис. 3.

Не болевших ОРИ студентов первого курса отмечено больше, чем среди обучающихся IV и VI курсов, однако разница показателей не имела статистической значимости. Студентов, перенесших ОРИ не

более двух раз за год, на VI курсе было больше, чем на VI и I курсах (соответственно р=0,02 и р=0,09). Студентов, перенесших три-четыре раза острое заболевание, среди выпускников было больше, чем на IV (р=0,02) и I (р=0,3) курсах. Группа часто болеющих студентов на VI курсе более многочисленна, чем на IV (р=0,003) и I (р=0,2) курсах.

Выводы. Проведенное нами исследование позволило выявить ряд особенностей состояния здоровья студентов, обучающихся на различных курсах Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Большинство студентов различных курсов (60-72%) характеризуется оптимальным соотношением массы тела и роста. Дисгармоничные варианты физического развития чаще обусловлены избыточной массой тела (2234%), причем число обучающихся как с избыточной массой тела, так и с ожирением увеличивается от начала обучения к выпускному курсу. Наши результаты совпадают с данными, опубликованными другими отечественными исследователями.

Каждый четвертый участник исследования имеет хронические заболевания; среди выпускников больше, чем на I и IV курсах. Заболеваемость острыми респираторными инфекциями у студентов IV курса ниже, чем у первокурсников; чаще других болели выпускники. Уровень заболеваемости острыми и хроническими заболеваниями обучающихся совпадал с субъективной оценкой состояния их здоровья.

С учетом выявленного нами снижения уровня здоровья студентов к концу обучения в вузе необходимо проведение дополнительного изучения возможных факторов, негативно влияющих на организм.

■ Не болели □ 1-2 раза □ 3-4 раза Н 5 раз и более

Рис. 3. Заболеваемость острыми респираторными инфекциями в течение года (%)

Литература

1. Герасимова, А.В. Здоровье студентов медицинского вуза в контексте социального статуса / А.В. Герасимова, Е.А. Юдина // Молодежь и наука. - 2023. - № 5. - С. 19.

2. Гоицинская, В.Л. К вопросу об эпидемиологии ожирения у детей и подростков (систематический обзор и мета-анализ научных публикаций за 15-летний период) /

B.Л. Грицинская, В.П. Новикова, А.И. Хавкин // Вопросы практической педиатрии. - 2022. - № 17 (2). - С. 126135. - DOI 10.20953/1817- 7646-2022-2-126-135

3. Гуреев, С.А. Особенности основных антропометрических показателей физического развития студентов /

C.А. Гуреев, Э.Н. Мингазова // Менеджер здравоохранения. - 2022. - № 4. - С. 45-49. - DOI 10.21045/18110185-2022-4-45-49

4. Здоровье студентов медицинских вузов России: проблемы и пути их решения / П.В. Глыбочко, И.Э. Есауленко,

B.И. Попов, Т.Н. Петрова // Сеченовский вестник. -2017. - № 28 (2). - С. 4-11.

5. Кобякова, О.С. Частота поведенческих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний и уровень качества жизни у студентов разных направлений подготовки в зависимости от года обучения / О.С. Кобякова, И.А. Деев, Н.М. Файзулина // Профилактическая медицина. - 2021. - № 4. - С. 23-29.

6. Копылов, А.С. Здоровье студенческой молодежи и факторы риска, его определяющие / А.С. Копылов // Российский вестник гигиены. - 2022. - № 1. - С. 38-45. -DOI 10.24075/rbh.2022.040

7. Лещенко, Я.А. Самооценка состояния здоровья и психоэмоционального статуса молодых семей и населения подростково-юношеского возраста / Я.А. Лещенко, А.В. Боева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2020. - № 28 (6). -

C. 1291-1297. - DOI 10.32687/0869-866X-2020-28-6-1291-1297

8. Никулин, А.С. Демографическая политика как ключевой аспект устойчивого развития России / А.С. Никулин, Е.Г. Хмельченко, К.Ю. Лукашова // Муниципальная академия. - 2020. - № 3. - С. 110-116.

9. Особенности физического развития современных студентов / В.А. Старкова, А.В. Леонова, А.А. Шестера [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2022. - № 30 (4). -С. 574-579. - DOI 10.32687/0869-866X-2022-30-4-574-579

10. Прахин, Е.И. Информационно-сравнительная характеристика индивидуально-типологических оценок роста и развития детей / Е.И. Прахин, В.Л. Грицинская // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: сборник научных трудов. - Красноярск, 1997. - С. 74-77.

11. Рогозина, М.А. Состояние здоровья студентов медицинского вуза по данным анкетного опроса / М.А. Рогозина, С.Н. Подвигин, А.М. Азарова // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2018. - № 21 (2). -С. 117-121.

12. Роль социально-экономического статуса семьи в формировании физического здоровья школьников / Т. В. Поливанова, В.Т. Манчук, В.Л. Грицинская, С.Г. Кадричева // Здравоохранение Российской Федерации. - 2010. -№ 3. - С. 51-53.

13. Скрининговая оценка нутритивного статуса школьников, проживающих в различных регионах Российской Федерации / В.Л. Грицинская, Т.Ю. Губернаторова, Е.С. Пермякова, А.И. Хавкин // Вопросы практической педиатрии. - 2020. - № 15 (1). - С. 30-34. - DOI 10.20953/1817-7646-2020-1-30-34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Социально-биологические аспекты физического здоровья современных студентов / Т.Т. Щелина, С.П. Акутина, Т.В. Сидорова, С.В. Михайлова // Современные вопросы биомедицины. - 2023. - № 7 (4). - DOI 10.51871/25880500 2023 07 04 24

15. Физическое развитие студентов высших учебных заведений г Уфы / Е.Ю. Горбаткова, Т.Р. Зулькарнаев, У.З. Ахмадуллин, Х.М. Ахмадуллина // Гигиена и санитария. - 2020. - № 99 (1). - С. 69-75. - DOI 10.33029/00169900-2019-99-1-69-75

16. Gritsinskaya, V.L. Prevalence of obesity among schoolchildren in St. Petersburg / V.L. Gritsinskaya, V.P. Novikova, M.M. Gurova // Archives of Disease in Childhood. -2019. - Vol. 104. - P. 866. - DOI 10.1136/archdischild-2019-epa.866

References

1. Gerasimova, A.V. Zdorov'e studentov medicinskogo vuza v kontekste social'nogo statusa / A.V. Gerasimova, E.A. Yudina // Molodezh' i nauka. - 2023. - № 5. - S. 19.

2. Gritsinskaya, V.L. K voprosu ob epidemiologii ozhireniya u detei i podrostkov (sistematicheskii obzor i meta-analiz nauchnyh publikacii za 15-letnii period) / V.L. Gritsinskaya, V.P. Novikova, A.I. Havkin // Voprosy prakticheskoi pediatrii. - 2022. - № 17 (2). - S. 126-135. - DOI 10.20953/1817- 7646-2022-2-126-135

3. Gureev, S.A. Osobennosti osnovnyh antropometricheskih pokazatelei fizicheskogo razvitiya studentov / S.A. Gureev, E.N. Mingazova // Menedzher zdravoohraneniya. - 2022. -№ 4. - S. 45-49. - DOI 10.21045/1811-0185-2022-4-45-49

4. Zdorov'e studentov medicinskih vuzov Rossii: problemy i puti ih resheniya / P.V. Glybochko, I.E. Esaulenko, V.I. Popov, T.N. Petrova // Sechenovskii vestnik. - 2017. -№ 28 (2). - S. 4-11.

5. Kobyakova, O.S. CHastota povedencheskih faktorov riska hronicheskih neinfekcionnyh zabolevanii i uroven' kachestva zhizni u studentov raznyh napravlenii podgotovki v zavisimosti ot goda obucheniya / O.S. Kobyakova, I.A. Deev, N.M. Faizulina // Profilakticheskaya medicina. -2021. - № 4. - S. 23-29.

6. Kopylov, A.S. Zdorov'e studencheskoi molodezhi i faktory riska, ego opredelyayuschie / A.S. Kopylov // Rossiiskii vestnik gigieny. - 2022. - № 1. - S. 38-45. - DOI 10.24075/ rbh.2022.040

7. Leschenko, Ya.A. Samoocenka sostoyaniya zdorov'ya i psihoemocional'nogo statusa molodyh semei i naseleniya podrostkovo-yunosheskogo vozrasta / Ya.A. Leschenko, A.V. Boeva // Problemy social'noi gigieny, zdravoohraneniya

i istorii mediciny. - 2020. - № 28 (6). - S. 1291-1297. - DOI 10.32687/0869-866X-2020-28-6-1291-1297

8. Nikulin, A.S. Demograficheskaya politika kak klyuchevoi aspekt ustoichivogo razvitiya Rossii / A.S. Nikulin, E.G. Hmel'chenko, K.Yu. Lukashova // Municipal'naya akademiya. - 2020. - № 3. - S. 110-116.

9. Osobennosti fizicheskogo razvitiya sovremennyh studentov / V.A. Starkova, A.V. Leonova, A.A. Shestera [i dr.] // Problemy social'noi gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. - 2022. - № 30 (4). - S. 574-579. - DOI 10.32687/0869-866X-2022-30-4-574-579

10. Prahin, E.I. Informacionno-sravnitel'naya harakteristika individual'no-tipologicheskih ocenok rosta i razvitiya detei / E.I. Prahin, V.L. Gritsinskaya // Aktual'nye voprosy biomedicinskoi i klinicheskoi antropologii: sbornik nauchnyh trudov. - Krasnoyarsk, 1997. - S. 74-77.

11. Rogozina, M.A. Sostoyanie zdorov'ya studentov medicinskogo vuza po dannym anketnogo oprosa / M.A. Rogozina, S.N. Podvigin, A.M. Azarova // Prikladnye informacionnye aspekty mediciny. - 2018. - № 21 (2). - S. 117-121.

12. Rol' social'no-ekonomicheskogo statusa sem'i v formirova-nii fizicheskogo zdorov'ya shkol'nikov / T.V. Polivanova, V.T. Manchuk, V.L. Gritsinskaya, S.G. Kadricheva // Zdravoohranenie Rossiiskoi Federacii. - 2010. - № 3. -S. 51-53.

13. Skriningovaya ocenka nutritivnogo statusa shkol'nikov, prozhivayuschih v razlichnyh regionah Rossiiskoi Federacii / V.L. Gritsinskaya, T.Yu. Gubernatorova, E.S. Permyakova, A.I. Havkin // Voprosy prakticheskoi pediatrii. - 2020. -№ 15 (1). - S. 30-34. - DOI 10.20953/1817-7646-20201-30-34

14. Social'no-biologicheskie aspekty fizicheskogo zdorov'ya sovremennyh studentov / T.T. Schelina, S.P. Akutina, T.V. Sidorova, S.V. Mihailova // Sovremennye voprosy biomediciny. - 2023. - № 7 (4). - DOI 10.51871/2588-0500_2023_07_04_24

15. Fizicheskoe razvitie studentov vysshih uchebnyh zavedenii g. Ufy / E.Yu. Gorbatkova, T.R. Zul'karnaev, U.Z. Ahmadul-lin, H.M. Ahmadullina // Gigiena i sanitariya. - 2020. - № 99 (1). - S. 69-75. - DOI 10.33029/0016-9900-2019-99-1-69-75

16. Gritsinskaya, V.L. Prevalence of obesity among schoolchildren in St. Petersburg / V.L. Gritsinskaya, V.P. Novikova, M.M. Gurova // Archives of Disease in Childhood. -2019. - Vol. 104. - P. 866. - DOI 10.1136/archdischild-2019-epa.866

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.