Научная статья на тему 'Особенности состояния локального иммунного статуса, содержания неоптерина и кортизола у пациенток с различными вариантами преждевременных родов'

Особенности состояния локального иммунного статуса, содержания неоптерина и кортизола у пациенток с различными вариантами преждевременных родов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Бодрикова О.И., Каткова Н.Ю., Шахова К.А., Михайленко О.А., Безрукова И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности состояния локального иммунного статуса, содержания неоптерина и кортизола у пациенток с различными вариантами преждевременных родов»

Выводы

1. С помощью морфометрического анализа эхокардиограммы можно получить сведения о состоянии кровообращения в плацентарном бассейне и компенсаторно-приспособительных, а также патологических изменениях со стороны сердца плода.

2. Наиболее важные параметры: площадь сердца и кардио-торакальный индекс, площадь миокарда, а также соотношения площади миокарда и полостей сердца и площади правых и левых отделов сердца.

осоБЕнности состояния локального иммунного статуса, содержания неоптерина и кортизола у пациенток с различными вариантами преждевременных родов

© О.И. Бодрикова, Н.Ю. Каткова, К.А. Шахова, О.А. Михайленко, И.М. Безрукова, К.Б. Покусаева

ФГБОУ ВО «НижГМА» Минздрава России, Нижний Новгород

Введение

Преждевременные роды — одна из наиболее актуальных проблем современного акушерства. В настоящее время идет активное изучение механизмов реализации спонтанных преждевременных родов. Однако, принимая во внимание разнородность и поли-этиологичность данного синдрома, единого взгляда на патогенез преждевременных родов нет. В литературе все больше появляется данных о роли синдрома системного воспалительного ответа (ССВО) и нарушении соотношения про- и противовоспалительных цитокинов в реализации ПР инфекционного генеза. Существуют сведения о роли неопте-рина, как интегрального маркера клеточного иммунитета в развитии преждевременных родов. Многими авторами поддерживается теория о преимущественном плодовом факторе в инициации преждевременных родов.

Цель исследования

Изучение особенностей состояния локального иммунного статуса, уровней неоптерина и кортизола при различных вариантах преждевременных родов.

Материалы и методы

Обследованы 77 пациенток в возрасте от 19 до 41 года, разделенные на две группы. Первую (основную) группу составили 52 пациентки с диагнозом спонтанные преждевременные роды на сроке 22-36 недель беременности. В соответствии с вариантами развития преждевременных родов основная группа

была подразделена на две подгруппы. В первую подгруппу (1А) вошли 28 беременных с преждевременным излитием околоплодных вод (ПРПО) при отсутствии регулярной родовой деятельности. Вторая подгруппа (1В) была представлена 24 роженицами с развитием регулярной родовой деятельности при целом плодном пузыре (истинные ПР). Вторую группу (контрольную) составили 25 женщин со своевременными родами. У всех пациенток определялся уровень экспрессии м-РНК генов врожденного иммунитета (IL1B, IL10, IL18, TNFa, TLR4, GATA3, CD68, B2M) в цервикаль-ном канале тест-системой ИммуноКвантэкс, а также уровни содержания в сыворотке крови неоптерина и кортизола. Полученные результаты проанализированы стандартными статистическими методами.

Результаты

В ходе исследования достоверных различий по уровням экспрессии генов IL1B, TNFa, CD68, B2M ни по группам исследуемых, ни внутри основных подгрупп выявлено не было (p > 0,05). В отношении экспрессии генов TLR4, GATA3 не обнаружено достоверной разницы между основной и контрольной группами (p > 0,05), что связано, по-видимому, с большой разнородностью синдрома преждевременных родов. Однако изучение экспрессии этих генов по подгруппам выявило принципиальные отличия в их содержании при разных вариантах развития ПР. Так, достоверное снижение экспрессии генов TLR4 и GATA3 (p < 0,05) зафик-

ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ

ТОМ LXVI СПЕЦВЫПУСК 2017

ISSN 1684-0461 ■

сировано у пациенток с ПРПО (1А подгруппа). К тому же именно в этой подгруппе был более высокий индекс воспаления (Ме = 99,5 %, p < 0,01). Достоверных различий в состоянии локального иммунного статуса между группами истинных преждевременных и своевременных родов не обнаружено. Анализ содержания неоптерина среди исследуемых показал достоверное его увеличение в основной группе (ПР) по сравнению с контролем ^ = 0,0064). При сравнении уровня неоптерина между различными вариантами ПР выяснилось, что более высоким показателем обладали женщины с истинными ПР ^ < 0,025). Анализ уровня кортизола в исследуемых группах показал, что нет достоверной разницы по его содержанию в основной (группа ПР) и контрольной группах ^ > 0,05). При этом максимальное значение кортизола выявлено в подгруппе 1В (истинные ПР) — 759 ± 58,1 нмоль/л, что достоверно выше аналогичного показателя и в подгруппе 1В (с ПРПО) и группе контроля ^ < 0,01). Минимальное содержание кортизола определено в подгруппе с ПРПО (1А), p < 0,01.

Выводы

Выявленные нами отличия в состоянии локального иммунного статуса при различных вариантах преждевременных родов свидетельствуют о разных механизмах инициации преждевременных родов. Оказывается, что соотношение TLR4/GATA3 и ИВ определяют начало ПР. Если процесс воспаления преобладает над противовоспалительными субстанциями, развивается каскад реакций, приводящий к ССВО и, как следствие, к ПРПО. Уровень неоптерина можно использовать в качестве маркера развития ПР. Максимальный уровень неоптерина у пациенток с истинными ПР свидетельствует о полной готовности организма матери и плода к родам. Уровень кортизола определяет роль плодового фактора в развитии родовой деятельности. Максимальный уровень данного показателя отмечен в подгруппе истинных ПР, а минимальное значение в подгруппе с ПРПО, что указывает на отличия в инициации различных вариантов ПР.

эффекты витамина d на репродуктивную функцию человека

© И.В. Ковалева1, О.Н. Беспалова2

1 ООО «Ава-Петер», Санкт-Петербург, Россия;

2 ФГБНУ «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта», Санкт-Петербург

По данным ВОЗ (2014) более 2 миллиардов человек испытывают дефицит микроэлементов, или «скрытый голод», вследствие нехватки в организме витаминов или минералов. В настоящее время эксперты оценивают дефицит витамина Б как новую пандемию XXI века. Согласно результатам 290 проспективных когортных рандомизированных исследований, уровень витамина Б оказывает влияние на 172 основных физиологических показателя здоровья человека, связанных с риском различных заболеваний.

Доказано, что для хорошего качества жизни оптимальный уровень 25(ОН)Б в сыворотке крови должен быть 40-60 нг/мл, при этом дефицит витамина Б (< 30 нг/мл) наблюдается у каждого четвертого человека на земном шаре.

Описаны «классические» эффекты витамина Б — это влияние на кальциево-фос-

форный обмен и минеральную плотность костной ткани. И «неклассические» эффекты, основанные на его действии как стероидного гормона: иммуномодулирющий, противовоспалительный, антибактериальный (стимуляция продукции кателицидинов — противоми-кробных пептидов), антипролиферативный апоптоз-регулирующий, регуляция ангионе-огенеза, анаболический, липолитический, гипотензивный (ингибирование продукции ренина), антидепрессивный, анальгетический, нормогликемический (стимуляция продукции инсулина).

Известно, что недостаток витамина Б приводит к дефициту половых гормонов и способствует нарушению соотношения жиро-запасающих (пролактин, инсулин, кортизол) и жиросжигающих (гормон роста, катехола-мины, половые гормоны, тиреоидные гормоны) факторов. При этом витамин Б может

■ ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ

ТОМ LXVI СПЕЦВЫПУСК 2017

ISSN 1684-0461

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.