Научная статья на тему 'Особенности составления внешнеторговых контрактов на нефть и нефтепродукты'

Особенности составления внешнеторговых контрактов на нефть и нефтепродукты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1041
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕФТЬ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / КОНТРАКТЫ / ПОСТАВКИ / ИНКОТЕРМС / EX TANK / INTO TANK/ ITT [IN TANK TRANSFER] / IN SITU / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ / СЛУЖЕБНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубчик А.М., Масленникова Л.В.

Авторами статьи выявлены особенности составления внешнеторговых контрактов по продаже нефти и нефтепродуктов. Дано определение внешнеторгового контракта. Авторы считают, что любой контракт на продажу нефти и нефтепродуктов является уникальным, имеет свои особенности. В статье выявлены основные отличия контрактов на продажу нефти и нефтепродуктов от других контрактов. Для определения разницы между загруженным в танкер товаром и количеством товара указанного в контракте дано определение «толеранс», рассмотрены его особенности. Определена специфика транспортных условий поставки товара, а также служебных условий поставки по контрактам купли-продажи нефти и нефтепродуктов. Отмечается, что нефтетрейдеры нестандартно используют термины и устоявшиеся принципы передачи товаров. По мнению авторов, при возникновении вопроса об оценке условий поставки по контракту, нельзя, либо в некоторых случаях опасно проведение параллели или поиска аналогии с терминами Инкотермс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности составления внешнеторговых контрактов на нефть и нефтепродукты»

Особенности составления внешнеторговых контрактов на нефть и нефтепродукты

Голубчик Андрей Моисеевич

кандидат экономических наук, профессор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ, pigeon_am@mail.ru

Масленникова Людмила Васильевна

кандидат экономических наук, доцент РГУ (НИУ) нефти и газа им. И.М. Губкина, l_maslennikova@list.ru

Авторами статьи выявлены особенности составления внешнеторговых контрактов по продаже нефти и нефтепродуктов. Дано определение внешнеторгового контракта. Авторы считают, что любой контракт на продажу нефти и нефтепродуктов является уникальным, имеет свои особенности. В статье выявлены основные отличия контрактов на продажу нефти и нефтепродуктов от других контрактов. Для определения разницы между загруженным в танкер товаром и количеством товара указанного в контракте дано определение «толеранс», рассмотрены его особенности. Определена специфика транспортных условий поставки товара, а также служебных условий поставки по контрактам купли-продажи нефти и нефтепродуктов. Отмечается, что неф-тетрейдеры нестандартно используют термины и устоявшиеся принципы передачи товаров. По мнению авторов, при возникновении вопроса об оценке условий поставки по контракту, нельзя, либо в некоторых случаях опасно проведение параллели или поиска аналогии с терминами Инкотермс.

Ключевые слова: нефть, нефтепродукты, контракты, поставки, Инкотермс, Ex Tank, Into Tank/ ITT [In Tank Transfer], In Situ, транспортные условия поставки, служебные условия поставки.

Анализ большого числа контрактов на продажу сырой нефти и нефтепродуктов, позволяет сделать некоторые наблюдения и выводы об особенностях составления внешнеторговых контрактов для этой товарной группы. Стандартные и общедоступные проформы контрактов в настоящем исследовании не рассматриваются. Отметим, что подавляющее число контрактов, за исключением массовых проформ-контрактов, является интеллектуальной собственностью и документом, имеющим все признаки коммерческой тайны. По этой причине мы не вправе давать в статье ссылки на тексты конкретных контрактов, конкретных компаний.

Очевидно, любой внешнеторговый контракт уникален по своему содержанию и наполнению. Даже в тех ситуациях, когда используются стандартизованные проформы контрактов, каждый контракт остаётся уникальным, индивидуальным и требует очень тщательной подготовки.

Внешнеторговый контракт является ключевым коммерческим документом, который обеспечивает сделку с контрагентом по внешнеторговой сделке с указанием всех условий поставки, условий оплаты и условий приема товаров. Во время документального контроля на таможне должностные лица таможенных органов в первую очередь обращают внимание на внешнеторговый договор и другие коммерческие документы, чтобы понимать условия сделки и соглашения между отправителем и получателем. Дополнение является одним из способов проверки точности заявленной информации в таможенной декларации. Отсутствие информации или недостаточная / несогласованная информация в контракте.

Отсутствие четких положений о содержании внешнеторгового контракта, часто разница в подходе к вопросу о внешнеторговом контракте вынуждают декларантов предпринимать шаги для юридического пересмотра внешнеторговых контрактов.

В рамках составления контракта необходимо:

- учитывать специфику контрагента,

- провести общий анализ и экспертизу рынка коммерческой торговли и других коммерческих документов с целью выявления и устранения рисков;

- провести анализ внешнеторгового контракта на поставку и таможенное оформление и соблюдение таможенного законодательства;

- выбирать оптимальные условия доставки в соответствии с Инкотермс 2000, 2010 и т. д.

Мы не принимаем в расчет ситуации, когда компании из года в год продают и покупают одинаковые партии совершенно одинакового товара. С торговлей нефтью и нефтепродуктами ситуация обстоит значительно сложнее.

Во-первых, качественные и химические показатели каждой партии нефти и нефтепродуктов строго индивидуальны, основные показатели, разумеется, незыблемы, но всегда имеется колебание значений, главное чтобы эти колебания не превышали допустимый уровень.

Подавляющее количество нефти и нефтепродуктов попадает на рынки сбыта морским транспортом. Из чего вытекает второе принципиальное отличие - в мире нет двух совершенно одинаковых судов. Даже суда, построенные на одной верфи, по одним и тем же чертежам, такие суда называются sister ship, будут иметь отличие по объёмам трюмов.

Суда строятся строго индивидуально, и каждый раз будут применены разные допуски в размерах, эти допуски не будут выходить за рамки допустимых значений, но в итоге могут дать разницу во вместимости танков двух внешне одинаковых танкеров 0,6-0,8% и даже 1%. Для судна вместимостью в 100 тысяч тонн разница в грузоподъемности начинает составлять 600-800 и более тонн груза. При этом стоимость такой разницы может выражаться сотнями тысяч долларов США.

О

3

ю

5

г

2 а

8

сч со £

Б

а

2 ©

Для нивелирования этой специфической особенности морского транспорта в контрактах купли-продажи нефти и нефтепродуктов сторонами предусмотрен толеранс - согласованное отклонение фактически загруженного товара от согласованного в контракте.

Следует отличать грузовой маржин, применяющийся исключительно в договорах морского фрахта, от похожих условий, используемых в международных торговых сделках. Там отклонение от базисного количества поставляемого товара, согласованного между продавцом и покупателем носит название - опцион (option), а у нефтетрейдеров - толеранс.

Слово «толеранс», дословно означает «терпимость», встречается исключительно в практике финансистов и нефте-трейдеров, что так же следует отнести к профессиональной специфике.

Толеранс всегда измеряется в процентах и его колебание крайне редко превышает плюс-минус 3%. Количество поставляемого товара, с учетом толеранса, всегда не должно превышать вместимость зафрахтованного танкера, с учетом грузового маржина.

Если назначение размера грузового маржина почти всегда прерогатива судовладельца, то с правом установления размера толеранса не всё так однозначно. Категорически неверно привязывать право устанавливать размер толеранса к продавцу или покупателю, такое право должно быть исключительно у стороны, на которой лежит обязанность зафрахтовать судно и оплатить доставку товара.

Например, базовые партии товара и груза (сырая нефть) заявлены в 100 тысяч тонн, маржин зафиксирован в пользу судовладельца в размере не более 6%. Поданное судно-субститьют имеет заявленную вместимость 96 тысяч тонн. Это полностью соответствует условиям чартера, так как маржин составляет всего 4,0%. Однако по контракту купли-продажи минимальная партия товара, с учетом толеранса составляет 97 тысяч тонн.

С точки зрения контракта купли-продажи нефти такой танкер не пригоден, т.к. примет на тысячу тонн меньше, что не позволит выполнить условия контракта.

Следующая особенность контрактов на куплю-продажу нефти и нефтепродуктов это транспортные условия поставки товара. Транспортные условия поставки товаров в международной торговле обычно устанавливаются при помощи ИНКО-ТЕРМС®, унифицированных торговых

обычаев. Торговля сырой нефтью и нефтепродуктами не исключение.

Инкотермс или Международные коммерческие условия представляют собой ряд предопределенных коммерческих терминов, опубликованных Международной торговой палатой (ICC), касающихся международного коммерческого права. Они используются в международных коммерческих транзакциях или процессах закупок1. Серия трехбуквенных контрактов на продажу товаров. Инкотермс информирует о договорах купли-продажи, определяя цену контракта на передачу товаров.

Правила Инкотермс принимаются правительствами, юридическими органами и практиками по всему миру для интерпретации наиболее часто используемых терминов в международной торговле. Они предназначены для того, чтобы полностью или частично устранить неопределенность от различных толкований правил в разных странах. Поэтому они регулярно включаются в торговые контракты по всему миру2.

В наиболее распространенных проформах контрактов на куплю-продажу нефти и нефтепродуктов чаще всего применена формула:

- ILV/ INCOTERMS Latest Version - последняя версия ИНКОТЕРМС®.

Однако в большинстве контрактов мы сталкиваемся с довольно своеобразным толкованием терминов ИНКОТЕРМС®, и нестандартным отношением нефтетрейде-ров к использованию терминов совместно с устоявшимися принципами передачи товаров. Попробуем проанализировать эти моменты и дать им разумное объяснение.

В работе «Внешнеторговая контрактная работа на предприятиях нефтегазовой отрасли»3 отмечено, что обычная для трейдеров продажа товаров на условии CIF «Поименованный порт назначения» не стоила бы особого внимания, если бы не один очень важный момент - у нефте-трейдеров она считается «продажей в порту доставки»4. Вот здесь мы наблюдаем серьёзные внешнеторговые риски.

Согласно положению п.А4 для условия CIF Инкотермс® 2010 товар считается поставленным после перемещения его на борт судна, т.е. погрузки. Одновременно п. А5 для условия CIF Инкотермс® 2010 сообщает о том, что с этого момента абсолютно все5 риски перешли с продавца на покупателя. Именно это момент и считается моментом продажи товара, но произошла она не в порту назначения, как принято считать у нефтетрейде-ров, а в порту отгрузки.

Причину такой нестандартной трактовки условия CIF Инкотермс® 2010/ ILV следует искать в логике самого бизнеса. Перед тем как конкретная партия товара будет продана, трейдер сначала должен её приобрести. Стандартное условие покупки - FOB Инкотермс® 2010/ ILV, более редкий вариант FСА.

Оба этих условия предполагают проверку качества и количества товара в порту отгрузки и обязанность фрахта судна лежащую на трейдере. Трейдер, выступающий в качестве покупателя, вне сомнения, эти операции выполняет. Теперь он владелец товара.

Как было сказано выше, продажа товара осуществляется на условиях CIF Инкотермс® 2010. Стандартное прочтение Инкотермс говорит о том, что поставка товара осуществлена после погрузки его в зафрахтованное продавцом судно, а покупатель должен осуществить приёмку груза у перевозчика. Однако покупатель предпочитает принимать товар у продавца, нежели груз у перевозчика, с которым его не связывают никакие договорные отношения.

В сложившихся условиях контракт на продажу товара разумнее было бы заключить на условиях DAT Инкотермс® 2010/ILV, при котором продавец обязан сдать товар в порту назначения, что выглядит значительно логичнее и более безупречно в правовом аспекте. Но применение условия поставки из группы D налагает на продавца обязанность оплатить выгрузку товара из транспортного средства, а такой подход его не устраивает.

Следующая особенность рассматриваемых контрактов это сочетание условий поставки по Инкотермс и специальных служебных условий передачи товара. Такие служебные условия появляются в силу технической необходимости или в силу привычки, т.е. давно сложившихся и ставших привычными обстоятельств.

Таких служебных условий в контрактах купли-продажи нефти и нефтепродуктов наиболее часто встречаются три и основными их приверженцами являются непосредственные добытчики сырой нефти и производители нефтепродуктов.

- Ex Tank - дословно «из танка», товар считается переданным покупателю на выходном фланце накопительной емкости продавца;

- Into Tank / ITT [In Tank Transfer] -дословно «в танке», товар передаётся в накопительных ёмкостях продавца;

- In Situ - дословный перевод с латыни означает «на месте», удивительный термин, основное место применения ко-

торого медицина и археология. А ещё иногда контракты на торговлю сырой нефтью. Здесь полагаем, что товар передаётся покупателю на месте производства. При соблюдении определенных условий упомянутый способ поставки может соответствовать термину EXW Инко-термс® 2010.

Возникает вопрос о том, как именно оценивать каждое из вышеупомянутых условий поставки? Вопрос не простой и не праздный, в любом случае авторы твердо уверены в том, что нельзя, а иногда бывает опасно, проводить параллель или искать аналогии с привычными терминами Инкотермс.

Попробуем посмотреть на каждое из упомянутых выше служебных условий внимательнее.

Служебное условие Ex Tank чаще всего применяется при продаже товара из резервуара (танка) принадлежащего продавцу, или используемого им на праве аренды, или ином законном праве. Отметим, что, скорее всего упомянутый танк находится в месте отличном от мест добычи сырой нефти или производства нефтепродуктов.

В работах некоторых зарубежных авторов6 условие Ex Tank рассматривается и как одна из возможных разновидностей термина EXW Инкотермс® 2010, когда емкость находится у производителя, на НПЗ или нефтебазе, или как разновидность условия FCA Инкотермс® 2010. В тех случаях, когда емкость находится на одном из объектов транспортной инфраструктуры.

Однако в отличие от Инкотермс, где для каждого термина подробно расписаны момент перехода ответственности и распределение расходов между сторонами, при использовании служебных условий следует эти моменты особо оговорить в контракте купли-продажи.

Служебное условие Into Tank чаще всего применяется в тех случаях, когда между продавцом и покупателем существует длительный договор на значительные партии товара и трейдер-покупатель практически одновременно с покупкой ресурса у производителя продаёт его третьей стороне.

В качестве примера приведем обычную цитату товарных котировок, взятую авторами на сайте Белорусской торговой платформы7 http://bntdtorg.by/: «ЗАО «Белорусская нефтяная компания» - BNK (UK) Ltd. В случае нарушения Покупателем сроков вывоза ЗАО «Белорусская нефтяная компания» оставляет за собой право аннулировать сделку. Передача

товара в ITT возможна по согласованию сторон только при условии предоставления Покупателем коносамента.».

Считаем своим долгом обратить внимание на некоторую логическую нестыковку в тексте. Продавец согласен передать товар «в танке» / ITT только по представлению покупателем коносамента на отгрузку товара на морское судно. Продавец осуществляет продажу товара в морском порту Вентспилс (Латвия).

Логика продавца понятна, его мало интересуют коммерческие проблемы его покупателя, главное, чтобы товар был вывезен и накопительные емкости порта были освобождены. Подписанием коносамента капитан судна однозначно свидетельствует о приеме к перевозке конкретной партии товара.

Но, подписанный, то есть надлежащим образом оформленный коносамент может появиться на свет только после приема судном на борт всей согласованной партии груза. Следовательно, просить покупателя предъявить коносамент до момента погрузки не логично, его ещё просто не существует. Возможно, ЗАО БНК изначально следует заручиться иными гарантиями покупателя, освободить танки порта от купленной партии товара, а только после погрузки просить подтвердить итог операции копией коносамента. Повторим, пока всё выглядит не логично.

Служебное условие поставки In Situ можно встретить в основном в контрактах американских и канадских добытчиков сланцевой нефти. Как мы видим условие не очень популярно, и встречается не часто. Качество и состав тяжелой би-тумозной нефти имеет свойство быстро меняться, поэтому добытчики не могут заранее предсказать их8. По этой причине продажа обычно производится на условиях In Situ, что следует трактовать как «состав как есть на момент добычи».

В силу своих особых качеств такая нефть на экспорт не поставляется, а, следовательно, служебное условие поставки In Situ следует отнести к специфическим особенностям именно североамериканского нефтяного рынка.

В заключении отметим, что все внешнеторговые контракты купли-продажи нефти и нефтепродуктов уникальны по своему содержанию и нуждаются в тщательной предварительной подготовке, предшествующей их подписанию.

Такого рода контракты имеют свои специфические особенности, отличающие их от внешнеторговых контрактов на поставку иных товарных групп и пози-

ций. Это отличие в первую очередь связано с особенностью поставки на мировые рынки нефти и нефтепродуктов.

Литература

1. Голубчик А.М., Масленникова Л.В. Внешнеторговая контрактная работа на предприятиях нефтегазовой отрасли: Учебное пособие. - М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2016. - 177 с.

2. Катюха П.Б. Торговля углеводородами на мировых энергетических рынках: Учебное пособие. - М.: Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, 2015. - 350 с.

3. ICC Guide to Incoterms® 2010 by Prof. Jan Ramberg

4. Lorenzon, Filippo, Baatz, Yvonne CIF and FOB Contracts. Fifth edition, (2012) Andover, GB, Sweet & Maxwell [British Shipping Laws], 751pp.

5. Nick Snow Gasoline prices likely to stay volatile, EPRINC report suggests / Oil&Gas Journal vol.111, issue 3c 03/25/ 2013

6. Vishny, Paul H. (1981). Guide to international commerce law. St. Paul, MN: West Group.

Ссылки:

1 Vishny, Paul H. (1981). Guide to international commerce law. St. Paul, MN: West Group.

2 ICC Guide to Incoterms® 2010 by Prof. Jan Ramberg

3 Голубчик А.М., Масленникова Л.В. Внешнеторговая контрактная работа на предприятиях нефтегазовой отрасли: Учебное пособие. - М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2016. - 177 с.

4 Катюха П.Б. Торговля углеводородами на мировых энергетических рынках: Учебное пособие. - М.: Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, 2015. - 350 с.

5 Авторы посчитали правильным выделить слово «все» по тексту, т.к. сложившаяся практика Высокого суда в Лондоне, а это место где рассматривается основная масса всех спорных дел связанных с поставкой товаров морским транспортом, говорит о том, что недопустимо выделять какой-либо риск в такой ситуации и оставлять его на продавце. Подтверждение этого принципа содержится в результатах дела: KG Bominflot Bunkergeellschaft fur Mineralole MBH & CO v Petroplus Marketing AG (THE "MERCINI LADY")/ [2010] EWCA Civ 1145

О

3

Ю i

г

2 e

8

6 Например, Lorenzon, Filippo, Baatz, Yvonne CIF and FOB Contracts. Fifth edition, (2012) Andover, GB, Sweet & Maxwell [British Shipping Laws], 751pp. стр.445

7 Оператор электронной торговой площадки - УП «Белорусский нефтяной торговый дом»

8 Nick Snow Gasoline prices likely to stay volatile, EPRINC report suggests / Oil&Gas Journal vol.111, issue 3c 03/25/ 2013

Peculiarities of drawing up foreign trade

contracts for oil and oil products Golubchik A.M., Maslennikova L.V.

Russian State University oil and gas named by I. M. Gubkin

The authors of the article revealed the peculiarities of drawing up foreign trade contracts for the sale of oil and oil products. Definition of the

foreign trade contract is given. The authors believe that any contract for the sale of oil and oil products is unique, has its own characteristics. The article reveals the main differences between contracts for the sale of oil and oil products from other contracts. To determine the difference between the goods loaded in the tanker and the quantity of goods specified in the contract, the definition of «tolerance» is given, its features are considered. Specificity of transport conditions for the supply of goods, as well as service terms of delivery under contracts for the purchase of oil and oil products, has been determined. It is noted that oil traders use non-standard terms and established principles of transfer of goods. In the opinion of the authors, when there is a question of assessing the terms of delivery under the contract, it is impossible, or in some cases dangerous, to draw a parallel or to search for an analogy with the terms of Incoterms.

Key words: oil, oil products, contracts, supplies, Incoterms, Ex Tank, Into Tank / ITT [In Tank

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Transfer], In Situ, transport terms of delivery, service delivery conditions. References

1. Golubchik AM, Maslennikova L.V. Foreign trade

contract work at the oil and gas industry: Textbook. - M .: Publishing Center of the Russian State University of Oil and Gas (NIU) Gubkin, 2016. - 177 with.

2. Katyuha P.B. Trade in hydrocarbons in the world

energy markets: Textbook. - Moscow: The Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkina, 2015. - 350 with.

3. ICC Guide to Incoterms® 2010 by Prof. Jan

Ramberg

4. Lorenzon, Filippo, Baatz, Yvonne CIF and FOB

Contracts. Fifth edition, (2012) Andover, GB, Sweet & Maxwell [British Shipping Laws], 751pp.

5. Nick Snow Gasoline prices likely to stay volatile,

EPRINC report suggests / Oil & Gas Journal vol.111, issue 3c 03/25/2013

6. Vishny, Paul H. (1981). Guide to international

commerce law. St. Paul, MN: West Group.

сч

CO £

6 a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.