Научная статья на тему 'Особенности соотношения инерционных сил и динамических характеристик на занятиях по ОФП со спортивной направленностью футбол'

Особенности соотношения инерционных сил и динамических характеристик на занятиях по ОФП со спортивной направленностью футбол Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВОЙ НАВЫК / ЭНЕРГОЗАТРАТЫ / ДВИЖЕНИЕ ПО ИНЕРЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раевский Дмитрий Александрович, Чичерин Вадим Петрович, Домащенко Валерий Сергеевич, Качалов Сергей Борисович

В спортивных играх, в частности в футболе игровые навыки формируются на базе развития определенных физических качеств. Преобладающее физическое качество футболиста всегда требует в игре самоотдачи, которая обусловлена проявлением соответствующих двигательных умений и навыков. Взаимодействие усиления деятельности функциональных систем организма и стабильности изменения этих показателей в процессе нагрузок свидетельствует о необходимости дальнейшего развития выносливости, на базе которой могут положительно проявляться и другие показатели активности в игровой обстановке. По нашим данным следует рассматривать два вида активности: физическую и двигательную. Количество шагов, а также соотношение частоты, темпа и продолжительности являются показателем физической активности. Соотношение расстояния и количества энергозатрат являются показателем двигательной активности обучаемых при проведении занятий по общей физической подготовке со спортивной направленностью футбол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раевский Дмитрий Александрович, Чичерин Вадим Петрович, Домащенко Валерий Сергеевич, Качалов Сергей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of ratio of inertia forces to dynamic performance during football-oriented all-physical training sessions

In sports games, particularly in soccer, the playing skills are formed on the basis of the certain physical qualities development. A player’s dominant physical quality always requires reciprocity in a game, which is stipulated by manifestation of the corresponding motor skills and abilities. Correlation of the body functional systems activity intensification and these indices changes stability during the training loads undertaking shows the signals highlighting the necessity in further endurance development, based on which other activity indicators may also be manifested positively in the game environment. According to our data, two types of activities should be distinguished: the physical and motor. Numbers of steps, as well as the ratio of frequency, paces and duration represent a physical activity index. The distance to energy costs ratio represents an index of trainees’ overall activity during soccer-oriented training sessions of general physical preparation.

Текст научной работы на тему «Особенности соотношения инерционных сил и динамических характеристик на занятиях по ОФП со спортивной направленностью футбол»

2) Сделать более частотными проведение праздников спорта, флэш-мобов, фестивалей, посвящённых пропаганде ГТО;

3) Интенсифицировать мастер классы и семинары с активистами студенческой молодёжи, физкультурных и патриотических клубов;

4) Ориентировать издательскую деятельность образовательной организации на создание и распространение буклетов;

5) Взять шефство над школами с учётом преемственности;

6) Участвовать в проведение классных часов в образовательных учреждениях с привлечением студенческой молодежи;

7) Сделать доступным работу комиссии для сдач норм ГТО в отдалённых регионах (материально-техническое оснащение, база, атлетический манеж т.д.).

ВЫВОД. Наработанный десятилетиями механизм системы физического воспитания в процессе возрождения комплекса ГТО позволит качественно улучшить патриотическое воспитание студенческой молодежи средствами физической культуры спорта и туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прилюдько, И.А. Военно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи с использованием средств физической культуры, спорта и туризма при подготовке к воинской службе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Прилюдько Ирина Александровна. - СПб., 2007. - 22 с.

2. Указ президента Российской Федерации 01.09.2014, "Возрождение комплекса ГТО в современной России" [Электронный ресурс] // URL : https://user.gto.ru/history. - Дата обращения 12.12.2016.

3. Столбов, В.В. История физической культуры и спорта / В.В. Столбов, Л.А. Финогенова, Н.Ю. Мельникова. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 423 с.

REFERENCES

1. Prilyudko, I.A. (2007), Military-patriotic education of student youth with the use of physical culture, sport and tourism in preparation for military service, dissertation, St. Petersburg.

2. The decree of President of the Russian Federation 01.09.2014 "The revival of the complex "Ready for Labor and Defense" in modern Russia", available at: https://user.gto.ru/history.

3. Stolbov, V.V., Finogenova, L.A. and Melnikova, N.Yu. (2000), History of Physical Culture and Sports, Physical Culture and Sports, Moscow.

Контактная информация: kurguz1977@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.01.2017

УДК 796.012.68

ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ ИНЕРЦИОННЫХ СИЛ И ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОФП СО СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ФУТБОЛ

Дмитрий Александрович Раевский, кандидат педагогических наук, доцент, Вадим Петрович Чичерин, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Сергеевич Домащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Борисович Качалов, кандидат экономических наук, доцент, Государственный университет управления (ГУУ), г. Москва

Аннотация

В спортивных играх, в частности в футболе игровые навыки формируются на базе развития определенных физических качеств. Преобладающее физическое качество футболиста всегда требует в игре самоотдачи, которая обусловлена проявлением соответствующих двигательных умений и навыков. Взаимодействие усиления деятельности функциональных систем организма и стабильно-

сти изменения этих показателей в процессе нагрузок свидетельствует о необходимости дальнейшего развития выносливости, на базе которой могут положительно проявляться и другие показатели активности в игровой обстановке. По нашим данным следует рассматривать два вида активности: физическую и двигательную. Количество шагов, а также соотношение частоты, темпа и продолжительности являются показателем физической активности. Соотношение расстояния и количества энергозатрат являются показателем двигательной активности обучаемых при проведении занятий по общей физической подготовке со спортивной направленностью футбол.

Ключевые слова: игровой навык, энергозатраты, движение по инерции.

FEATURES OF RATIO OF INERTIA FORCES TO DYNAMIC PERFORMANCE DURING FOOTBALL-ORIENTED ALL-PHYSICAL TRAINING SESSIONS

Dmitry Aleksandrovich Raevskiy, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Vadim Petrovich Chicherin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Valery Sergeevich Domashenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Borisovich Kachalov, the candidate of economical sciences, senior lecturer, State University of Management, Moscow

Annotation

In sports games, particularly in soccer, the playing skills are formed on the basis of the certain physical qualities development. A player's dominant physical quality always requires reciprocity in a game, which is stipulated by manifestation of the corresponding motor skills and abilities. Correlation of the body functional systems activity intensification and these indices changes stability during the training loads undertaking shows the signals highlighting the necessity in further endurance development, based on which other activity indicators may also be manifested positively in the game environment. According to our data, two types of activities should be distinguished: the physical and motor. Numbers of steps, as well as the ratio of frequency, paces and duration represent a physical activity index. The distance to energy costs ratio represents an index of trainees' overall activity during soccer-oriented training sessions of general physical preparation.

Keywords: playing skill, energy costs, inertial movement.

ВВЕДЕНИЕ

На занятиях по общей физической подготовке с различной спортивной направленностью организм студента в течение определенного времени адаптируется к новым условиям, связанным с полуторачасовой нагрузкой и выбранной спортивной специализацией. В футболе, как и в других видах, с помощью анализаторной системы создается комплекс ощущений [1], значительно влияющих на эмоциональное состояние и поведение игроков.

Наряду с хорошей реакцией, грамотным ситуационным подходом [2], обладающий «чувством игры» и «чувством мяча» спортсмен способен быстро совершенствовать необходимые для футболиста качества и улучшать технику игры в футбол. Отработанные технические приемы проявляются в противостоянии с командой соперника, для которой вместе с владением мячом, в данном аспекте есть возможность положительно проявить и свой двигательный потенциал [3].

Вместе с тем, в специфической игровой обстановке непосредственным фактором успешной игры является формирование технических навыков, которые сочетаются с отработкой необходимых стандартов спортивной подготовки [5]. Мяч после ведения может изменить свою скорость за счет деформации от удара ногой футболиста, продвижение дальше вперед у которого обеспечивают также силы инерции [4]. Изначально, направление его движения продолжается по траектории, которую можно условно представить после удара ногой. Далее все происходит в зависимости от обстоятельств игры. Следовательно, в ходе обострения ключевых моментов на футбольной площадке характерное усиление атакующих действий предшествует возникновению эквивалентных сил инерции, имеющими по отношению к ним противоположное направление.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью изучения динамики возникновения инерционных характеристик на занятиях по ОФП с направленностью футбол был проведен педагогический эксперимент. Перед его проведением анкетный опрос показал, что юноши, для которых опыт игры в футбол начинается со школьного возраста - более уверенны в своих действиях и могут более быстро ориентироваться в сложившейся обстановке, чем те для которых футбол является новым увлечением, со времени поступления в вуз.

Для определения показателей общей и специальной выносливости сопоставлялось расстояние, преодолеваемое на протяжении всего занятия (от начала до конца) и преодоленное в течение 1 минуты. В качестве выявления критериев аэробной производительности вышеуказанные показатели измерялись с оценкой работоспособности (ЧСС) и энергозатрат (ккал), которые фиксировались гаджетом Adidas miCoach fit smart.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Оценка сложного мышечно-суставного чувства складывается из комплексной оценки мышечных усилий, роста и веса тела обучаемого. Последний показатель является наглядным проявлением анаэробных возможностей при работе на выносливость, что значительно влияет на восприятие изменения положения конечностей и всего тела в пространстве. В конце завершающей фазы после удара по мячу футболист по инерции перемещается вперед или вперед вниз (если удар выполнялся в прыжке). Основанием для этой особенности является второй закон Ньютона, согласно которому ускорение обратно пропорционально массе в данном случае футболиста. Быстрота торможения выступает в этом случае с одной стороны как довольно посредственный фактор, с другой подчеркивает сложность следующей за ней мгновенной остановки и при необходимости быстрого начала движения в другом направлении.

Однако, не менее важное значение для обучаемого имеет и сформированный игровой навык, который отображает в данном случае показатели среднего темпа движений. Так студенты 1 курса преодолевали 1 км в среднем за 10 мин 90 сек., студенты 2 курса за 9 мин 80 сек, быстрее восстанавливалась ЧСС у второкурсников 127 против 141, различия достоверны, p<0,05. Тем не менее, студенты 2 курса несколько уступали в средней частоте шагов, которая выражалась в интервале одной минуты 109 и 101, 1 и 2 курс, соответственно, p >0,05. Моторная плотность проводимых занятий в среднем составила 81 мин. у студентов-первокурсников и 80 мин. у второго курса, различия не достоверны, p >0,05 (рисунок 1).

800 700 600 500 400 300 200 100 0

690

81 80

141 127

I-г

Продолжительность, мин

Ср. ЧСС, уд/мин

620

109 101

Средний темп, с/км

I I-1

Ср. частота шагов, мин

□ 1 курс

81

141

690

109

□2 курс

80

127

620

101

Рисунок 1 - Показатели физической активности на занятиях ОФП с направленностью футбол

Студенты 2 курса смогли преодолеть большее расстояние по сравнению со студентами 1 курса, с меньшим количеством энерготрат, различия достоверны, р<0,05 (рисунок 2).

Расстояние, км

Энерготраты, Дж

□ 1 курс □2 курс

7,31

3,61 3,33

Рисунок 2 - Показатели двигательной активности на занятиях ОФП с направленностью футбол

ВЫВОДЫ

Таким образом, поддержанию устойчивого баланса в момент двигательного акта и в его продолжение, после действия способствует вегетативная система, под контролем которой находится и определенное количество энергозатрат. Вместе с тем, энергозатраты могут оказаться избыточными, чем этого требует заданная ситуация. Излишние затраты энергии можно условно разделить на мотивированные (для усиления эффекта игровой обстановки) и инерциальные (пробежка по инерции или с целью ее погашения).

Очевидно, что инерционные силы являются продолжением ориентировочных рефлексов и их двигательных компонентов, обязательная составляющая которых действует в обратном порядке по отношению к стимулу: обратная реакция - инерция. Двигательная возможность в данном случае обусловлена амплитудой вращения в суставах и заданной физической нагрузкой, а «чувство инерции» и «чувство мяча» между собой взаимосвязаны, поскольку каждое движение футболиста содержит в себе зеркальное отражение инерционной составляющей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн - М. : Наука, 1990. - 494 с.

2. Иванков, Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и спорта / Ч.Т. Иванков - М. : ИНСАН, 2005. - 367 с.

3. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин - М. : СпортАкадемПресс, 2003. - 203 с.

4. Футбол : учебник для институтов физической культуры / под ред. Полишкиса М.С., Выжгина В.А. — М. : Физкультура, образование и наука, 1999. - 254 с.

5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. - 329 с.

REFERENCES

1. Bernshtein, N.A. (1990), Motor Physiology and Activity, Nauka, Moscow.

2. Ivankov, Ch.T. (2003), Methodic Fundamentals of the Theory of Physical Education and Sports, INSAN, Moscow.

3. Menkhin Y.V. (2003), Physical Education. Theory, Methodology, Practice, SportA-kademPress, Moscow.

4. Ed. Polishkis, M.S. and Vyzhgin, V.A. (1999), Football : tutorial for institutes of physical culture, Physical training, education and science, Moscow.

5. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2000), Theory and Methodology of Physical Education and Sports, Academia, Moscow.

Контактная информация: da-ray@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.01.2017

УДК 378

ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ДЕПРИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ: ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ

Эльвира Талгатовна Раянова, старший преподаватель, Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова,

Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена актуальной для высшего образования проблеме влияния объективных и субъективных депривирующих факторов на образовательный процесс в высшем учебном заведении. Учет депривирующих факторов особенно важен при преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла в непрофильных вузах.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, депривирующие факторы, синдром адаптации, мотивация, стратегия.

OBJECTIVE AND SUBJECTIVE DEPRIVATION FACTORS: INFLUENCE ON EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Elvira Talgatovna Rayanova, the senior teacher, Admiral Makarov State University of the Sea and River Fleet

Annotation

The article is devoted to the problem of influence of the objective and subjective deprivation factors on the educational process in higher school. Accounting of derivational factors is especially important in teaching to the disciplines of the socio-humanitarian cycle at the nonspecialized universities.

Keywords: professional training, deprivation factors, adaptation syndrome, motivation, strategy.

ВВЕДЕНИЕ

Депривация - явление, возникающее в обстоятельствах, когда периодически или длительное время ограничиваются (или исчезают) возможности человека в удовлетворении его насущных, жизненно важных или личностно значимых потребностей. Отклонения в поведении, нарушения в деятельности, отчуждение (отстранение) от взаимодействия с окружающими свидетельствуют о потребностной значимости и необходимости для человека того, чего он лишен или ограничен в возможностях это осуществлять [1]. Образовательная депривация обусловлена целым рядом факторов, носящих как объективный, так и субъективный характер, следствием её, как правило, являются серьёзные пробелы в образовании или низкий уровень образованности в целом. Применительно к высшему образованию также возможно говорить о ряде депривирующих факторов, снижающих качество профессиональной подготовки выпускников, что естественно отражается в дальнейшем на их профессиональной деятельности и в конечном итоге негативно влияет на состояние соответствующей отрасли в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В соответствии с предварительными наблюдениями, основные депривирующие факторы, актуальные для высшего образования, связаны с такими проблемами, как адаптация студента к новым условиям, преемственность образования (находящая, в частности, своё выражение в недостаточной школьной подготовки студента), профессиональный выбор и мотивация, компетентность и профессионализм педагогов (в частности, понимание этого самими студентами), образовательная среда вуза. Все эти проблемы могут преломляться в восприятии студента и как объективно непреодолимые, и как субъектив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.