Научная статья на тему 'Особенности соотношения функций новых информационных технологий и социально-культурной деятельности'

Особенности соотношения функций новых информационных технологий и социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
3D-ВИДЕОМЭППИНГ / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / 3D-VIDEOMAPPING / FUNCTIONS OF SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY / AUDIOVISUAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Елена Владимировна

3D-видеомэппинг, как направление аудиовизуального творчества, связан с общими функциями социально-культурной деятельности, а также обладает специфическими функциями, способствующими развитию аудиовизуальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF CORRELATION OF THE NEW INFORMATIONAL TECHNOLOGIES AND SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY FUNCTIONS

3D-videomapping, as a direction of audiovisual creativity, is connected with general functions of social-cultural activity, and it also possesses specific functions, contributing to development of audiovisual culture.

Текст научной работы на тему «Особенности соотношения функций новых информационных технологий и социально-культурной деятельности»

УДК 374

Е. В. Мальцева

ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ ФУНКЦИЙ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3D-видеомэппинг, как направление аудиовизуального творчества, связан с общими функциями социально-культурной деятельности, а также обладает специфическими функциями, способствующими развитию аудиовизуальной культуры.

Ключевые слова: 3D-видеомэппинг, функции социально-культурной деятельности, аудиовизуальная культура

3D-videomapping, as a direction of audiovisual creativity, is connected with general functions of social-cultural activity, and it also possesses specific functions, contributing to development of audiovisual culture. Keywords: 3D-videomapping, functions of social-cultural activity, audiovisual culture

Глобальные процессы, разворачивающиеся на социально-экономическом, информационном, духовном и культурном уровне в современный период, ведут к изменению социокультурной сферы, что требует поиска новых форм и методов построения социокультурных процессов. Наблюдается тенденция обновления форм культурно-досуговой деятельности, обусловленная внедрением в нее новых информационных технологий. Ведущие позиции при этом занимают технологии аудиовизуального творчества, связанные с созданием произведений фото-, кино-, видео- и телевизионного искусства.

Социально-культурная деятельность, как пространство освоения и создания социальными субъектами культурных ценностей и норм, является уникальной площадкой развития культурного опыта, реализации творческого потенциала личности, создания креативных досуговых проектов.

Следует отметить, что организация социально-культурной деятельности направлена на удовлетворение и развитие культурных потребностей субъектов, ведущими среди которых являются потребности в получении новой информации, ярких впечатлений, выступающих в качестве катализаторов культурного развития личности.

Одним из инновационных видов аудиовизуального творчества, открывающим иные масштабы социального креатива, демократич-

ности и разнообразия возможностей самовыражения, становится 3Б-видеомэппинг.

Видеомэппинг (англ. video - ‘видео’ и mapping - ‘отражение, проецирование’) - это направление в аудиовизуальном искусстве, представляющее собой 3Б-проекцию на физический объект окружающей среды с учетом его геометрии и местоположения в пространстве. В отличие от использования 3D-технологий в кино и компьютерных играх, видеомэппинг не требует дополнительных приспособлений для зрителей или установки экранов, но проекция будет выглядеть объемной только в том случае, если зрители находятся в определенной точке [4].

3D-видеомэппинг основывается на принципах экранной площадной культуры, которая формируется из двух смысловых категорий - понятий площадная культура и экранная культура. Площадная культура - это некоторое действие, совершаемое публично, что обеспечивает его беспрепятственное восприятие общественностью (исторически такое площадное действие было связано с досуговым массовым времяпрепровождением). Экранная культура - дефиниция, базирующаяся на результатах научно-технического прогресса, развитии современных экранных технологий, совершенствованию которых способствуют телевидение, кинематограф, интернет, мобильная связь, компьютер и

34

другие сферы деятельности. Объединенные категории (площадная и экранная культура) выступают в данном контексте как связующие части единого публичного процесса, реализуемого в виде сменяющихся экранных сюжетов, имеющих социокультурное значение [12].

3Б-видеомэппинг, как направление аудиовизуального творчества, связан с общими функциями социально-культурной деятельности, а также обладает специфическими.

Вопрос о функциях социально-культурной деятельности и их классификации нашел отражение в исследованиях многих ученых. Ю. Д. Красильников отмечает, что функция - это свойство деятельности [6]. Уточняя это понятие, М. А. Ариарский определяет, что «общественные функции культурно-просветительной работы - категории, выражающие проявление ее свойств, способности и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим объективные возможности общества и стимулирующим всестороннее и гармоническое развитие личности в условиях свободного времени» [7, с. 6]. Другие авторы отмечают, что функция -это свойство системы (по В. Г. Афанасьеву и Л. Н. Столович). В данном случае - системы социально-культурной деятельности [2, с. 133;

11, с. 105]. Основываясь на мнении второй группы авторов, В. М. Рябков считает, что функции социально-культурной деятельности -это «свойства системы социально-культурной деятельности, выявляющиеся в процессе удовлетворения культурно-досуговых потребностей населения в социально-культурной деятельности в целях всестороннего и гармонического развития» [8, с. 55-67]. Т. Г. Киселёва утверждает, что функции в своем содержании отражают определенные направления и стороны деятельности как отдельных людей, так и социально-культурных институтов, общностей, групп, движений [6, с. 96], что наиболее значимо для нашего исследования.

Проведенный теоретический анализ исследований социально-культурной деятельности позволил выделить основные ее функции,

которые, на наш взгляд, находят свое отражение и в 3D-видеомэппинге:

- коммуникативная (охватывает информационное взаимодействие множества людей и групп при создании и реализации мультимедийного шоу с помощью 3D-видеомэппинга);

- информационно-просветительная (обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий в условиях глобальной информатизации и смены ориентиров «поколения Next» [9]);

- культурно-творческая (связана с активной творческой деятельностью создателей проекций, так как 3D-видеомэппинг - это направление аудиовизуального искусства);

- рекреативно-оздоровительная (предусматривает организацию досуга с помощью игровых и развлекательных программ, целью которых является создание среды для регулярного, неформального общения людей, проведения зрелищных мероприятий).

Рассматривая 3D-видеомэппинг как направление аудиовизуального творчества, акцентируем внимание на некоторых аспектах его реализации в социально-культурной деятельности.

Так, Н. Ф. Хилько подчеркивает визуальную образность аудиовизуального творчества, связанную с «переходом от частного восприятия к видению целостного образа»; вариативность использования техники, что находит свое воплощение в поиске изобразительных решений через синтез восприятия и его продуктивно-технического выражения; установку на эстетичную сензитивность, т. е. на чувствительность к созданию новых представлений о красоте; знаково-коммуникативное самовыражение, что определяет подход к аудиовизуальному творчеству как к техногенному виду творческого досуга; информационно-техническую интеграцию. Автор отмечает, что в аудиовизуальном творчестве интегрируется разнонаправленная аудиовизуальная информация, которая способствует развитию художественного мышления личности, ее способности к

35

социальной аттракции, что выражается в «привлечении представителей ближайшего окружения, коллективности деятельности» [13].

Проводя комплексный анализ этих аспектов, можно сформулировать некоторые специфические функции 3Б-видеомэппинга, способствующие развитию аудиовизуальной культуры человека, которая заключается «в совокупности сформированных качеств личности, направленных на эстетическое восприятие реальности и искусства, владение навыками аудиовизуальных искусств и освоение культуры в процессе аудиовизуальной коммуникации» [14]

Эмоционально-зрелищная функция заключается в зрительном и слуховом восприятии движения и пространств, воздействуя на эмоционально-чувственную сферу личности. Именно на зрительных иллюзиях построено большинство спецэффектов - инструментов, заставляющих зрителя поверить в создаваемую проекцией иллюзию. Так, в сентябре 2011 г. в Москве была осуществлена самая масштабная архитектурная видеопроекция «Альфа-Шоу 4Б». Это мультимедийное шоу, подготовленное ко дню рождения столицы и 20-летнему юбилею «Альфа-банка», представляло собой сочетание ЗБ-проекции и живых выступлений, сценических и специальных эффектов и пиротехники. Здание небоскреба Московского государственного университета использовалось в качестве экрана. Во время этого шоу зрители совершили увлекательное путешествие по реальным и воображаемым местам - от Эйфелевой башни и Биг-Бена до гигантского аквариума и сказочного леса [3].

Функция эстетизации как личностного, так и социального духовного пространства заключается в приобщении личности к эстетическим представлениям и нормам, развитии у нее восприятия широкого круга явлений действительности, запечатленных в 3Б-проекциях; способствует их осмыслению и формированию у человека собственного эстетического опыта с последующим активным включением его в личную деятельность [10, с. 5]. В процессе трансляции 3Б-видеопроекции происходит «диалог» жизненного и художественного опы-

та автора с опытом зрителя, что консолидирует художественный образ и способствует изменению ценностных ориентаций в понятии о красоте. Так, в Ливерпуле чешский творческий коллектив создал 3D-проекцию под названием «Luminous Flux» на фасаде сразу двух зданий -Royal Liver Building и музея Ливерпуля. Главным героем проекции стал сам город, чья 800летняя история описывается в ярких картинах -от символов города до легендарной ливерпульской четверки - группы The Beatles. Тот же коллектив реализовал световое мультимедийное шоу, ознаменовавшее 600-летие с момента установки знаменитых астрономических часов на башне Староместской площади в центре Праги [5].

Семиотическая (знаковая) функция заключается во влиянии использования новых информационных технологий 3D-видеомэп-пинга, построенных на знаковых системах, на психику, образ мышления человека, что ведет к модификации или так называемой конвертации потребностей и интересов современной личности в новый коммуникативный формат. Американские психологи Г. Смолл и Г. Вор-ган в своей монографии «Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета» [9] исследуют новое поколение людей информационной эпохи, которое получило название «поколение Next». По гипотезе ученых, оно обладает совсем другой психикой и образом мышления по сравнению с людьми старшего поколения. Соответственно «поколение Next» ориентировано и на новые или модернизированные техногенные виды творческого досуга, в которых доминирующую роль играют современные информационные технологии, что позволяет как авторам проектов, так и зрителям творчески самореализовываться, а также экспериментировать с выбором средств и форм этой самореализации. Так, выступление группы Black Eyed Peas на NRJ Music Awards в Каннах в январе 2011 г., где два солиста Fergie и Taboo были представленные перед зрителями в виде голограммной 3D-видеопроекции, явило новую форму творческого самовоплощения исполнителей.

36

Трансляционную функцию следует понимать как повсеместное распространение знаний и культурной информации. 3Б-видеомэппинг, в основу которого положен 3Б-эффект, приобретает все большую популярность наряду с просмотром кинофильмов в 3Б-формате и массовым интересом к виртуальной реальности. Так, грандиозное видеопроекционное шоу «Победа Дьявола» состоялось в Пальма-де-Майорка (Испания) в рамках популярного фестиваля Святого Себастьяна. Более 1000 исполнителей из 23 групп было задействовано в спектакле, темой которого является захват древнего города сатанинским отродьем. Действо наблюдало более 60 000 человек, и еще сотни тысяч зрите-

лей видели виртуальное разрушение собора по телевидению [3].

Таким образом, обозначенные общие и специфические функции 3Б-видеомэппинга, как направления аудиовизуального искусства, находят свое отражение в различных аспектах социально-культурной деятельности и творческой самореализации ее участников; формируют качества личности, направленные на эстетическое восприятие реальности и искусства; способствуют освоению культуры в процессе аудиовизуальной коммуникации, создавая тем самым предпосылки для формирования аудиовизуальной культуры личности.

1. Ариарский, М. А. Культурно-просветительная работа: Тематические планы, программа / М. А. Ариар-ский // Методист-организатор культурно-просветительной работы. Методические материалы по организации учебного процесса. - Л.: ЛГИК, 1978. - С. 245-292.

2. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. - М.: Мысль, 1980. - 231 с.

3. Видеомэппинг [Электронный ресурс] // Wikipedia: свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Видео_мэппинг (дата обращения: 16.09.2012).

4. Видеомэппинг: шоу-кейс 25 лучших работ (часть 1) [Электронный ресурс] // AV:in базовый курс по аудиовизуальному искусству. - Режим доступа: http://audiovisualacademy.com/blog/2011/09/06/video-mapping-showcase-of-25-best-works-p1-ru/ (дата обращения: 16.09.2012).

5. Всё на карту: Новый видео-мэппинг [Электронный ресурс] // Look at time. - Режим доступа: http://www.lookatme.ru/mag/art-design/news-art-design/148693-3d-mapping (дата обращения: 16.09.2012).

6. Киселёва, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников. -М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

7. Основные понятия теории культурно-просветительной работы / материалы подгот. М. А. Ариарским; под ред. Д. М. Генкина. - Л., 1981. - 12 с.

8. Рябков, B. М. Развитие понятия о функциях социально-культурной деятельности в историкопедагогической литературе / В. М. Рябков // Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллектив. моногр. / ред.-сост. Л. Е. Осипова. - Челябинск, 2005. - 280 с.

9. Смолл, Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета / Г. Смолл, Г. Ворган. - М.: Колибри, 2011. - 352 с.

10. Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. Т. 1 / Н. М. Сокольникова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 304 с.

11. Столович, Л. Н. Жизнь - творчество - человек: Функции художественной деятельности / Л. Н. Столо-вич. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.

12. Уразова, С. Л. О площадной экранной культуре и принципах формирования ее продукта. Возвращение к истокам / С. Л. Уразова // Медиаскоп. - 2011. - № 2. - С. 23.

13. Хилько, Н. Ф. Аудиовизуальное творчество в социально-культурной сфере / Н. Ф. Хилько // Омский научный вестник. - 2008. - № 6. - С. 171-175.

14. Хилько, Н. Ф. Аудиовизуальная культура. Словарь (учебное пособие для студентов и аспирантов высших и средних учебных заведений культуры и искусства) / Н. Ф. Хилько. - Омск: Изд-во Омск. гос. унта, 2000. - 149 с.

Сдано 21.01.2013

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.