Научная статья на тему 'Особенности содержания опасной информации для детей в сети Интернет (социально-психологический анализ)'

Особенности содержания опасной информации для детей в сети Интернет (социально-психологический анализ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1369
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ / ОПАСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / АССОЦИАЦИИ / INTERNET / INFORMATION SECURITY / CONTENT RISKS / HARMFUL INFORMATION / SEMANTIC FIELD / ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зотова Ольга Юрьевна

В статье показано, что Интернет уже давно стал привычным инструментом общения и поиска информации, расширяя диапазон возможностей для развития и самовыражения, с одной стороны, с другой принося с собой новые проблемы и риски. Доказывается, что наиболее эффективная защита для детей постоянное внимание родителей. По результатам проведенного исследования (п = 230 чел.) было выявлено, что родители под опасной продукцией для своих детей в сети Интернет понимают: изобилие информационной продукции, связанной с сексом; информационную продукцию, демонстрирующую насилие и жестокость; невозможность контроля над действиями своих детей в Интернете; рекламу и низкий уровень подачи информации. В представлении родителей, информация в сети Интернет наполнена контентными рисками, с которыми сталкиваются все возрастные группы детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF HARMFUL CONTENT FOR CHILDREN IN THE INTERNET (SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS)

The Internet has proved to become a customary tool of communication and information search. On the one hand, it widens the scope of possibilities for self-development and self-expression; on the other hand, it generates new risks and problems. The survey conducted (n = 230 respondents) has found that parents see the following categories of the Internet content as inappropriate: abundance of sex-related information; demonstration of cruelty and violence; inability to control their children’s Internet surfing; advertising and low quality of information delivery. According to parents’ perceptions the Internet information is burdened with content risks, and children of all age groups face them. Parents’ constant monitoring has proven to be the most effective protection of children.

Текст научной работы на тему «Особенности содержания опасной информации для детей в сети Интернет (социально-психологический анализ)»

УДК 316.6

Зотова Ольга Юрьевна

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и прикладной психологии, заместитель декана по развитию факультета социальной психологии Гуманитарного университета (г. Екатеринбург)

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Аннотация:

В статье показано, что Интернет уже давно стал привычным инструментом общения и поиска информации, расширяя диапазон возможностей для развития и самовыражения, с одной стороны, с другой - принося с собой новые проблемы и риски. Доказывается, что наиболее эффективная защита для детей - постоянное внимание родителей. По результатам проведенного исследования (п = 230 чел.) было выявлено, что родители под опасной продукцией для своих детей в сети Интернет понимают: изобилие информационной продукции, связанной с сексом; информационную продукцию, демонстрирующую насилие и жестокость; невозможность контроля над действиями своих детей в Интернете; рекламу и низкий уровень подачи информации. В представлении родителей, информация в сети Интернет наполнена контентными рисками, с которыми сталкиваются все возрастные группы детей.

Ключевые слова:

Интернет, информационная безопасность, кон-тентные риски, опасная информационная продукция, семантическое пространство, ассоциации.

Zotova Olga Yuryevna

D.Phil. in Psychology, Professor, General and Applied Psychology Subdepartment, Deputy Dean for Development of Social Psychology Department, Liberal Arts University (Yekaterinburg, Russia)

SPECIFICS OF HARMFUL CONTENT FOR CHILDREN IN THE INTERNET (SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS)

Summary:

The Internet has proved to become a customary tool of communication and information search. On the one hand, it widens the scope of possibilities for self-development and self-expression; on the other hand, it generates new risks and problems. The survey conducted (n = 230 respondents) has found that parents see the following categories of the Internet content as inappropriate: abundance of sex-related information; demonstration of cruelty and violence; inability to control their children's Internet surfing; advertising and low quality of information delivery. According to parents' perceptions the Internet information is burdened with content risks, and children of all age groups face them. Parents' constant monitoring has proven to be the most effective protection of children.

Keywords:

Internet, information security, content risks, harmful information, semantic field, associations.

Группа ученых из Booth Business School Чикагского университета во главе с Вильгельмом Хоффманом опубликовала в журнале Psychological Science свое исследование, в котором было установлено, что Facebook и сайты социальных медиа можно рассматривать как зависимость, такую же как алкоголь или сигареты. Исследователи вели наблюдение за 205 жителями немецкого города Вюрцбург в возрасте от 18 до 85 лет, желание которых быть на своих страницах в Facebook или Twitter оказалось доминирующим над всеми остальными желаниями, кроме сна и секса [1]. «Желание оставаться на связи "на самом деле мучает нас", - говорит Сидни Матрикс, профессор Королевского университета в Кингстоне, Онтарио. - Существует реальный страх пропустить что-то очень важное, хотя вы при этом не параноик. Социальная сеть становится местом по умолчанию. Для многих людей начало и конец их работы в Сети - это начало и окончание периода бодрствования» [2].

Разные поколения используют социальные медиа по-разному. Старшая возрастная группа может использовать Интернет, чтобы посмотреть фотографии членов семьи или похвастаться своими последними достижениям, молодые же будут использовать его для общения.

Интернет является прекрасным ресурсом и отличным источником информации и развлечений для взрослых и детей. Благодаря Интернету человек имеет доступ к почти бесконечному количеству информации, можно играть в игры, общаться с друзьями в социальных сетях. Многие онлайн-сервисы предоставляют такие ресурсы, как энциклопедии, доступ к библиотекам и другим ценным материалам. Онлайн-игры прививают ребенку навыки командной работы и творчества. Многие исследования показали, что академическая успеваемость выше у детей, имеющих свободный доступ к компьютерам. Кроме того, взаимодействие с компьютерами стимулирует развитие визуального интеллекта и зрительно-моторной координации.

В то же время Интернет несет опасность, нанося социально-психологический урон, толкая детей к изоляции от реальной жизни. Чрезмерное увлечение Интернетом может привести к ин-

тернет-зависимости, что отрицательно сказывается на академической успеваемости ребенка, отношениях с семьей и психологическом здоровье. Как легко дети могут найти полезную информацию в Интернете, с такой же легкостью они могут получить доступ к негативной информации, вступить во взаимодействие с людьми, с которыми они не должны контактировать.

Детский психолог Севиль Явуз отмечает, что Интернет играет важную роль в академической и социальной жизни детей. Дети, живущие в мегаполисах, больше подвержены интернет-зависимости, чем те, кто живет в деревнях или небольших городах и чаще всего предпочитает более подвижные формы развлечений. Наибольшую опасность для детей представляет их собственный дом, где есть компьютер, гаджет и телевизор [3].

Профессор психологии Ларри Роузен (Калифорнийский государственный университет, До-мингес Хиллз) в речи, произнесенной в Американской психологической ассоциации, отметил, что в большинстве случаев интернет-зависимости проистекают из одиночества и отсутствия родительской заботы и внимания в семьях, где оба родителя работают и, таким образом, не могут выделить достаточно времени для своих детей. Когда родители не могут проводить время со своими детьми, обеспечивая им социальную и эмоциональную поддержку, дети будут проводить время в Интернете, где запросто можно завести новых друзей и сбежать из реального мира [4].

Сидячий образ жизни, связанный с использованием компьютеров, может быть главным фактором риска развития ожирения. Кроме того, использование компьютера связано с травмами запястья и усталости глаз. Быстро мигающие изображения определенных веб-сайтов и игр могут вызвать эпилептические припадки. Дети, имеющие легкий доступ в Интернет, часто не в состоянии отделить факты от вымысла. По мнению Калайвани Дж. Соми, использование Интернета ведет к чувству одиночества и вызывает депрессию. Быстрый и мгновенный характер интернет-стимуляции изменяет способ восприятия мира, что может провоцировать скуку в повседневной реальной жизни [5].

Жестокие и порнографические снимки могут коренным образом изменить взгляд ребенка на мир. Порнография может навсегда изменить понимание ребенком человеческой сексуальности.

Большинство родителей учит своих детей не разговаривать с незнакомцами, не открывать дверь, если они одни дома, не выдавать информацию по телефону неизвестным абонентам. Большинство родителей знают, где находятся их дети, с кем они играют, какие телешоу смотрят, какие книги или журналы читают. Тем не менее многие родители не понимают, что такой же уровень руководства и контроля должен быть и в Интернете.

Специалисты Лаборатории Касперского выделили следующие категории материалов, представляющих риск для детей:

1. Порнография и эротика.

2. Незаконное программное обеспечение.

3. Наркотики.

4. Насилие.

5. Бранные слова.

6. Оружие.

7. Игорный бизнес.

8. Анонимные прокси-серверы.

9. Платежные системы.

10. Онлайн-игры.

Координатор Центра безопасного Интернета в России У. Парфентьев обратил внимание на недостаток позитивного контента в сети. Интересный, увлекательный, познавательный, полезный контент позитивного характера мог бы и должен выступить как «угрозозамещающий». «Тот контент, который есть, очень часто не цепляет внимание детей, потому что здесь требуются очень серьезные знания и финансовые вливания. Нет и стимулов для создания позитивного контента, который мог бы отвлечь детей от какого-то свободного «серфинга» <...> Что касается борьбы с распространением противоправного контента, то соединение такой борьбы с информационно-просветительской деятельностью просматривается в тенденции создания так называемых «белых списков», то есть создание безопасного интернет-пространства для детей. Главной проблемой «белых списков» в настоящее время является то, что туда нечего поместить: у нас просто физически нет детского полезного контента» [6, с. 28].

По мнению российских ученых А.И. Донцова и Е.Б. Перелыгиной, «в нашей стране стоит насущная задача выработки единой концепции и реализации механизмов дифференциации информационной продукции. Наиболее серьезной проблемной зоной являются механизмы онлайн-защиты и критерии выделения контента негативного информационно-психологического воздействия в сети Интернет. Наиболее уязвимой группой интернет-пользователей являются дети и подростки» [7, р. 135].

Эти процессы вызывают закономерную тревогу у ответственных родителей. Для изучения представлений родителей об угрозах здоровью и развитию их детей от интернет-контента было проведено исследование, целью которого являлось определение вредного для здоровья и развития детей содержания информационной продукции, распространяемой в сети Интернет.

В качестве методов сбора эмпирических данных использовались анкетирование, методика свободных ассоциаций на словосочетание «опасная информационная продукция для Вашего ребенка».

Полученные результаты подвергались процедуре факторного анализа. Факторный анализ проводился по программе центроидного метода и включал подпрограмму поворота факторных структур по принципу varimax. Статистическая обработка проводилась с помощью компьютерной программы SPSS-20.

Выборка: родители детей следующих возрастных групп: 0-6 лет; 6-12 лет; 12-16 лет; 16-18 лет. Исследование проведено среди 230 человек (120 мужчин, 110 женщин). Средний возраст родителей составил 45 лет.

В исследовании принимали участие респонденты, которые отвечали следующим требованиям: высшее образование; частота пользования Интернетом - каждый день или почти каждый день; считают себя уверенными пользователями Интернета.

Результаты проведенного исследования показали, что наиболее часто встречающимися ассоциациями со словосочетанием «опасная информационная продукция для Вашего ребенка» были: «порнография» (33 % респондентов); «грязная реклама» (2б %); «насилие» (24 %); «социальные сети» (24 %); «секты» (22 %); «игры-стрелялки» (18 %); «националистическая литература» (17 %); «сайты про аварии и насилие» (15 %); «сетевые игры» (15 %).

Кроме того, дополнительный анализ сформулированных респондентами ассоциаций позволил выделить группы понятий, связанных с опасной информационной продукцией. Среди них основными являются:

1. Информационная продукция, связанная с сексом (порнография, эротические журналы, непристойность, порносайты, секс-картинки, пропаганда нетрадиционной сексуальной ориентации) - 34 % всех ассоциаций.

2. Информационная продукция, связанная с насилием и жестокостью (насилие, сцены насилия, агрессия, вандализм, жестокость, убийства, экстремизм, бандитизм, война, раны, трупы, сайты про аварии и насилие) - 29 % всех ассоциаций.

3. Информационная продукция, связанная с невозможностью контроля над детьми в Интернете (бесконтрольность, окружение в Интернете, свобода действий в Интернете, родительский контроль (нет), нецензура) - 15 % всех ассоциаций.

4. Реклама в Интернете (грязная реклама в Интернете, реклама секс-продукции, реклама экстремальных видов спорта, агрессивная политическая реклама) - 8 % всех ассоциаций.

5. Информационная продукция, вызывающая отрицательные эмоции (тупость, скука, грязь, глупость, негатив) - 5 % всех ассоциаций.

Таким образом, родители видят опасность для своих детей в следующем:

1. Изобилие информационной продукции, связанной с сексом.

2. Информационная продукция, демонстрирующая насилие и жестокость.

3. Невозможность контроля над действиями своих детей в Интернете.

4. Реклама в Интернете.

5. Низкий уровень подачи информации.

Анализ содержания понятия «опасная информационная продукция», основанный на показателях средних значений балла, был расширен и дополнен факторным анализом. Это диктовалось тем, что для задач исследования важно было определить не только доминантные, иерархические отношения между представленными ассоциациями данного словосочетания и соответствующее распределение их по уровням значимости (вертикальный срез), но и смысловые, содержательные связи, объединяющие их в отдельные блоки или факторы.

С этой целью была проведена факторизация ассоциаций, позволяющая определить внутреннюю дифференциацию и смысловую структуру опасной информационной продукции в сознании респондентов.

В результате факторно-аналитической обработки было выделено 15 значимых факторов, на которые приходится 84 % от общей дисперсии, из которых в психологическом содержании наибольший интерес представляют 7 факторов. Большое количество факторов может свидетельствовать о когнитивной сложности данного понятия, его неоднозначности и смысловой неопределенности.

Первый фактор (вклад в общую дисперсию 12,98 %) составили следующие ассоциации: «грязь» .99, «тупость» .99, «глупость» .99. Содержание первого фактора позволяет интерпретировать его как «Негативная информация».

Второй фактор (12,46 %) составили такие ассоциации, как: «скука» .97, «родительский контроль» .97, «избыток» .97, «бесконтрольность» .97. Содержание этого фактора позволяет назвать его как «Невозможность собственного контроля».

Третий фактор (10,82 %) включает пункты: «война» .93, «вандализм» .82, «жестокость» .61, «агрессия» .61. Содержание признаков, входящих в этот фактор, позволяет однозначно интерпретировать его как «Неадаптивное поведение».

Четвертый фактор объясняет 8,59 % общей дисперсии и включает пункты: «мультфильмы с драками и насилием» .88, «агрессивная политическая реклама» .85, «астрология и экстрасенсы» .70, «эротические журналы» .65, «порносайты» .51. Содержание этого фактора позволяет интерпретировать его как «Диапазон опасностей».

Пятый фактор (вклад в общую дисперсию 6,78 %) составили следующие ассоциации: «пропаганда суррогатного материнства» .90, «пропаганда нетрадиционной сексуальной ориентации» .90, «секс-картинки» .86. Содержание этого фактора позволяет интерпретировать его как «Сексуальная фиксация».

Шестой фактор (вклад в общую дисперсию 6,54 %) составили следующие ассоциации: двусмысленность .94, жестокость .76, агрессия .76. Содержание этого фактора позволяет интерпретировать его как «Асоциальная направленность».

Седьмой фактор (вклад в общую дисперсию 5,98 %) составили следующие ассоциации: «реклама секс-продукции в Интернете» .96, «окружение в Интернете» .76, «Rambler» .76, «реклама экстремальных видов спорта» .57. Содержание этого фактора позволяет интерпретировать его как «Рискованное окружение».

Таким образом, для родителей наибольшую опасность представляют такие факторы, как: некорректная подача информации в Интернете и невозможность контроля над действиями ребенка в интернет-среде.

Несмотря на существующие в настоящее время общие нормы сетевого этикета (нетикет, сетикет), границы вседозволенности в интернет-пространстве еще достаточно широки. В виртуальном мире снимаются запреты и ограничения морально-этического и социального планов (снятие табуирования насилия, убийства, разрушения, отсутствие общественных и правовых законов, действующих в реальности).

Дети на подсознательном уровне отвыкают от фундаментальных вещей: необходимости соблюдения единых, установленных для всех правил, неизбежности наказания за агрессивное поведение и нарушение закона, единства пространственно-временного континуума и т. д. [8, с. 15].

Размещение ассоциаций в семантическом пространстве демонстрирует понимание картины опасной для здоровья и развития детей информационной продукции с точки зрения родителей (рисунок 1).

1.5 1 сетевые игры

СЦСМЫ насилия ® и1ры-орелмлии

современное кино а"

социальные сети х 05 убийства • жестокость вандализм

_О_ Ф агрессия

1 -0.5 националист 'йм Лорнография>р0тич,х"и<^.5 1 р«««с«с- „„„„х-ура + >"*',налы . «см« _ непристойность продукции в А Интернете сайты про аварии и ♦ насилие *

грязная реклама в порносайты Интернете экстремизм секс-картинки е сск1аиты Интернете астрологии экстрасенсы запрещенные сайты нецензура -1

Рисунок 1 - Размещение ассоциаций на понятие «опасная информационная продукция для Вашего ребенка» в семантическом пространстве. Выборка: Родители детей от 0 до 18 лет

Зона, состоящая из факторов «Негативная информация» и «Невозможность собственного контроля», заполнена такими ассоциациями, как «сетевые игры», «игры-стрелялки», «жестокость», «убийства», «агрессия», «вандализм» и «эротические журналы». Так, в сознании респондентов наибольшую опасность представляют сетевые игры как проявление жестокости и агрессивности. Данную зону можно назвать «Зоной реальной опасности».

В противоположной области семантического пространства расположились такие ассоциации, как «Реклама секс-продукции в Интернете», «Секс-картинки в Интернете», «Порносайты», «Запрещенные сайты», «Астрологи и экстрасенсы», то есть та информация, которая латентно содержится в ответах респондентов, скрыта и в перспективе может нанести вред здоровью и развитию ребенка. Данную зону можно назвать «Зоной потенциальной опасности».

Итак, по результатам проведенного исследования можно утверждать, что родители под опасной информационной продукцией понимают: изобилие информационной продукции, связанной с сексом; информационную продукцию, демонстрирующую насилие и жестокость; невозможность контроля над действиями своих детей в Интернете; рекламу в Интернете и низкий уровень подачи информации. В представлении родителей, информационная продукция, распространяемая в сети Интернет, наполнена контентными рисками, с которыми сталкиваются все возрастные группы детей. а столкнуться с ними можно практически везде: в социальных сетях, в играх, блогах и т. д.

Диапазон родительского контроля и программного обеспечения для защиты детей в Интернете широк и часто меняется по мере развития техники. Но технология не является заменой активного участия старших членов семьи. Наиболее эффективная защита для детей - постоянное внимание родителей.

Ссылки:

1. Hofmann W., Vohs K.D., Baumeister R.F. What People Desire, Feel Conflicted About, and Try to Resist in Everyday Life // Psychological Science. June 2012. Vol. 23. P. 582-588.

2. Pilieci V. Is social media harming our mental health, researchers wonder? National Post. March 25, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://news.nationalpost.com/2012/03/25/is-social-media-harming-our-mental-health-researchers-wonder/ (дата обращения: 30.10.2014).

3. Bayhan K. Experts say Internet has many harmful effects on children // Today's Zaman. 30 June 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.todayszaman.com/national_experts-say-internet-has-many-harmful-effects-on-chil-dren_319576.html (дата обращения: 01.11.2014).

4. Social networking's good and bad impacts on kids // Science Daily // American Psychological Association. August 7, 2011 [Электронный ресурс]. URL: www.sciencedaily.com/releases/2011/08/110806203538.htm (дата обращения: 05.10.2014).

5. Patrick J. Physical and Social Effects of Internet Use in Children // Livestrongcom. Mar 13, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.livestrong.com/article/516549-physical-and-social-effects-of-internet-use-in-children/ (дата обращения 01.11.2014).

6. Парфентьев У.У. Безопасность ребенка в мире интернет-технологий: опасности и защита на практике // Вестник экспертного совета при уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области. 2013. Авг. С. 25-31.

7. Dontsov A.I., Perelygina E.B. Humanities' approaches to interpretation of criteria for singling out content exposing children to negative informational and psychological effects. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014. Vol. 146. P. 134-140.

8. Дети в Интернете: как научить безопасности в виртуальном мире / И.В. Литовченко, С.Д. Максименко, С.И. Болтивец, М.-И.А. Чепа, Н.М. Бугаева. Киев, 2010. 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.